Материалы для участия во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан
материал на тему

Яргунина Любовь Федоровна

Материалы для участия  во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» 

учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Литература юмахĕсем.  К.В.Иванов. Икĕ хĕр.

Урок тӗсӗ: Произведение вĕренмелли урок  (произведени илемне ăнланасси, текстне тишкересси).

 Пӗлӳ тӗллевӗ:

  1. Çыравçăпа паллаштарасси.
  2. Литература юмахĕпе халăх юмахĕ хушшинчи уйрăмлăха уйăрса илме хăнăхтарасси.
  3. Çыравçă юмахĕсенчи тĕп шухăша тупма вĕрентесси.

Сапӑрлӑх тӗллевӗ:

  1. Ачасене, темле йывăр пулсан та, тĕрĕс пурăнма хавхалантарасси, чăнлăха мала хураси.
  1. «Тĕрĕслĕх-чи хаклă пуянлăх», «Тĕрĕслĕх хĕвелтен те çутăрах», «Тăван ятлать-ырă тăвать, тăшман йăпăлтатать-хур тăвать». Çак ватисен сăмахĕсен пĕлтерĕшне текстпа килĕшÿллĕн уçа парасси.

       Илемлӗх тӗллевӗ:

  1. Сасса кирлĕ пек улăштарса вулама хăнăхасси.
  2. Илемлĕ вулава аталантарасси.

Урок мелӗсем, меслечӗсем:

Тишкерÿллĕ вулав. Проблемăллă ыйтусене хуравлани. Рольсемпе вулани.

. Пуплеве аталантарас хӑнӑхусем:

1.Текстпа харпăр хăй тĕллĕн ĕçлени.

2.Ыйтусем пама хăнăхтарасси.

  1. Сăнарсене танлаштарса калаттарасси.
  2. Учитель панă ыйтусем çине харпăр хăй тĕллĕн шухăшласа хуравласси. (Халăх юмахĕ пулман пулсан юмах мĕнле вĕçленĕ пулĕччĕ? Ку юмаха эсир мĕнле вĕçленĕ пулăттăр? К.В.Иванов мĕншĕн ун пек вĕçленĕ-ши? Мĕн каласшăн пулнă?
  3. Ачасене хăйсем тĕллĕн пĕтĕмлетÿ тума хăнăхтараси

Литература теорийё: Мен вал литература юмахё? (Ҫирӗплетӳ).

Курӑмлӑх хатӗрӗсем: презентаци

Урок юхăмĕ:

Сывлăх сунни. Урок темипе, тĕпĕпе паллаштарасси.

Килти ĕçе тĕрĕслесси. Пересказ ыйтасси.

-К.В.Иванов пурнăçĕ çинчен ыйтасси. (Ачасен презентацийĕсене тĕрĕслесси).

-«Тимĕр тылă» юмаха прересказ каласа пама ыйтасси.

-Литература юмахĕсем теори материалĕпе палаштарасси.

-«Икĕ хĕр» хайлава вуласси.

1. Хайлавра мĕн çинчен çырса кăтартнă?» Вуласа ăнланнине пересказ калаттарасси. (Ачасене,  мĕнле йывăр пулсан та, тĕрес пурăнма хавхалантарасси, чăнлăха мала хума вĕрентесси).

-Иванов тÿрĕ чунлă çынсене кăмăллать, вĕсен енче тăрать, йăпăлтатнине çеç юратакан пуян ашшĕ хăйне чăнлăха калама хăякан кĕçĕн хĕрне кÿрентерет.)

-Ку  юмаха эсир мĕнле вĕçленĕ пулăтăр? Константин Иванов мĕншен ун пек вĕçленĕ-ши? Мĕн каласшăн пулнă?

Физкультминутка

- Сасса кирлĕ пек улăштарса вулама хăнăхаси. Рольсем тăрăх вуласси.

-Ÿкерчĕк ÿкермелле пулсан эсир хăш хĕрне ÿкернĕ пулăттăр? Мĕншĕн?

-Словарь ĕçĕ: мăнтăр (самăр), шыçмак, çемçе, тутлă (пылак), пархатар (усă).

-Ватисен сăмахĕпе ĕçлесси:  «Тĕрĕслĕх-чи хаклă пуянлăх», «Тĕрĕслĕх хĕвелтен те çутăрах», «Тăван ятлать-ырă тăвать, тăшман йăпăлтатать-хур тăвать». Ыйтусемпе ĕçлесси.

Пĕтĕмлетÿ: Халăх юмахĕсенче ырри усала çĕнтерет, Иванов çырнă юмахсем хурлăхлăн вĕçленеççĕ.

Киле ĕç пани: «Лăпăр» юмаха тата ытти авторсен юмахĕсене вуласа килесси.

МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ»

Алькеевский муниципальный район

 Республика Татарстан

Конспект урока по теме:

«Литературные сказки. К.В.Иванов  «Две дочери»»

Учитель: Яргунина Л.Ф.

Чувашское Бурнаево, 2014 год



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к уроку.

        Урок по сказке К.В.Иванова «Две дочери» входит в программу по литературе в раздел «Литературные сказки» (из литературы XIX века). Обращению к этому тексту предшествует  изучение народных сказок. Занятие построено по принципу комбинированного типа урока: включает в себя повторительно-обучающую работу по пройденному материалу  и работу по осмыслению и усвоению нового материала.

   Изучению литературных  сказок отведено 3 часа. Для учащихся новым остается   определение термина «литературная сказка», что  и определило его тип – урок формирования новых знаний. На последующем уроке будет  идти работа с данным термином. Спецификой данного урока является совмещение самостоятельной работы учащегося и рассказа учителя, возможность ребенку сделать самостоятельный вывод в конце урока.

  Триединая цель данного урока была такой:

 Обучающие цели:

Сообщение о жизни и творчестве  одного из самых образованных людей своего времени;

Определение понятия «литературная сказка»

 Развивающие:

Развивать  творческие способности  ребенка в условиях  личностно-ориентированного  подхода;

  Воспитательные:

Показать на примере жизни выдающегося поэта концепцию  идеального  человека;

  В целях формирования и поддержания познавательного интереса у детей старалась использовать :

-разнообразные формы работы:  индивидуальная, самостоятельная, групповая;

-мультимедийную презентацию ;

-частую смену видов деятельности

- работа с учебником.

Время на уроке распределено рационально:

Организационный этап

Подготовка к осознанному восприятию материала, сообщение темы и целей урока Знакомство с новым материалом

Физкультминутка

Организация самостоятельной работы

Выявление уровня усвоения изученного материала

Инструктаж по домашнему заданию

   Рефлексия

  Связи между этапами урока логичны: слово учителя – самостоятельная работа – творческая работа.

 Главный акцент на уроке делается на осмыслении понятия «литературная сказка» и на значении автора, его личности при создании художественного произведения.

  На уроке использовались методы:

Наглядно-иллюстративный, рассказ учителя, частично-поисковый, беседа по вопросам.

К ученику применялся дифференцированный подход (индивидуальный опрос, разноуровневое домашнее задание)

  В конце урока был организован контроль по усвоению нового материала в форме беседы по вопросам, как наиболее оптимальный вариант в 5-м классе.

 Для создания необходимой атмосферы заинтересованности на уроке использовался наглядный материал – презентация.

  Мотивация поддерживалась возможностью получить хорошую отметку, слова поощрения.

 Мною используется демократический стиль общения, тактичность, естественность поведения и спокойствие.

 Считаю, что в конце урока нужно похвалить ребенка, поблагодарить за урок.

 Думаю, что  цели  и  задачи  данного  урока   были  достигнуты (получены новые знания, закреплены, домашнее задание объяснено).

 



Предварительный просмотр:

Предмет, класс

Чāваш литератури, 7 класс

Урок теми

Вăрçă хĕрарăм сăнарлă мар

Урок тĕллевĕсем:

пĕлÿ

аталантару

сапăрлăх

1)Тăван çĕршывăн аслă вăрçине хутшăннă çынсем çинчен пĕлÿ парасси; 2)Хайлавра чăн пурнăçра пулса иртнĕ ĕçсем, çынсем сăнланнине туйтарасси.

1) Тĕпчев ĕçĕсем тума хăнăхтарасси, лиро-эпикăлла хайлава тишкерес хăнăхусене аталантарасси.

1) Вăрçа тÿссе ирттернĕ çынсене сума - сума, хисеплеме вĕрентесси;

2)Çĕр çинче мир кирлине ăнлантарасси.

Урок тĕсĕ

Урок-проект.

Урокра кирлĕ ĕç хатĕрĕсем:

Компьютер, проектор, музыка центрĕ

Урок юхāмĕ:

1 тапхāр

Класа йĕркелесси

Тĕллев

Урок темипе, тĕллевсемпе паллаштарасси

Вāхāчĕ

5 минут

ИКТпа усā курни

Презентаци MS Office PowerPoint

Вĕренекенсен ĕçĕ

Урок темине тетраде çырасси.

Вĕрентÿ меслечĕ

Учитель калаçāвĕ, ыйту-хурав

Вĕрентекен ĕçĕ

Кĕвĕ итлеттересси, ыйтусем парасси,  слайд кāтартасси

Çак тапхāрти тĕрĕслев

Малтанхи пĕлĕве çирĕплетни

2 тапхāр

Тĕп тапхăр.

Тĕллев

Ачасен пĕлÿ шайне тĕпчесси.

Вāхāчĕ

5 минут

ИКТпа усā курни

Ачасене ĕçлеме паракан теста кāтартасси

Вĕренекенсен ĕçĕ

  Хāйсем тĕллĕн ĕçлени, кирлĕ ответа шырани

Вĕрентÿ меслечĕ:

Учитель āнлантарăвĕ, сāнав

Вĕрентекен ĕçĕ

Слайд кāтартасси

Çак тапхāрти тĕрĕслев

Тест ыйтăвĕсем

2 тапхāр

Тĕп пай

Тĕллев

 Поэмăна  вĕреннине  çирĕплетесси

Вāхāчĕ

25 минут

ИКТпа усā курни

MSOfficePowerPoint, слайд кăтартни,мультимеди СД-ROM “От Кремля до Рейхстага»

Вĕренекенсен ĕçĕ

Ушкăнпа ĕçлени, уйрăм ачасен хуравĕ\, таблица туни.

Вĕрентÿ меслечĕ:

Учитель калаçăвĕ

Вĕрентекен ĕçĕ

Мĕн тумаллине кăтартса пырасси, ачасен хуравне итлени, сăнав.

Çак тапхāрти тĕрĕслев

Шухăшлаттаракан ыйтусем

3 тапхāр

Урока пĕтĕмлетни

Тĕллев

Урокра курни-илтнине пĕтĕмлетесси

Вāхāчĕ

6 минут

ИКТпа усā курни

MS Office PowerPoint

Вĕренекенсен ĕçĕ

  Кластер туни

Вĕрентÿ меслечĕ:

Учитель āнлантарăвĕ, сāнав

Вĕрентекен ĕçĕ

Ачасен ĕçне пăхса тухса пĕтĕмлетÿ тăвасси.

Çак тапхāрти тĕрĕслев

Проблемăллă ыйтусем.

4 тапхāр

Ачасен ĕçне хакласси. Киле ĕç парасси.

Тĕллев

Ачасем хăйсем тĕллĕн хатĕрленнине, урокра ĕçленине хакласси.

Вāхāчĕ

4 минут

ИКТпа усā курни

Слайд кāтартасси

Вĕренекенсен ĕçĕ

Дневника оценка лартни, килти ĕç çырни.

Вĕрентÿ меслечĕ:

Вĕрентекен ĕçĕ

Журнала оценка лартасси.

Çак тапхāрти тĕрĕслев

Урок мелĕсемпе меслечĕсем:учитель сăмахĕ; ачасен илемлĕ вулавĕ; эпизодсене суйласа вуласси; ыйту-хурав;  кластер, интеллект карта тума хăнăхни; калаçу; пĕтĕмлетÿ.

  Пуплеве аталантарас хăнăхусем:текста палăртуллă вуласси; ыйтусем çине туллин хуравласси; кирлĕ вырăнсене вуласа каланине çирĕплетсе пыни; хайлавăн тĕсне палăртасси; пĕтĕмлетÿ тăвассине аталантарасси.

Предметсем хушшинчи çыхăну: истори.

Литература теорийĕ: лиро-эпикăлла хайлава тишкересси.

Курăмлăх хатĕрĕсем: слайдсем, аудиодиск «Журавли»,  мультимеди СД-ROM “От Кремля до Рейхстага»

Урок эпиграфĕ: Хаярлăх пĕтĕм халăхăн

                            Вĕретĕр чашкăрса

      Пĕр çын пекех кар тухрăмăр

      Сăваплă вут-вăрçа.

                                 В. Лебедев-Кумач  

Урок юхăмĕ.

1. Класа йĕркелесси. Урок темипе тата тĕллевĕсемпе паллаштарасси.

Учитель сăмахĕ.

Сывлăх сунатăп, ачасем. Ларăр. Иртнĕ уроксенче эпир сирĕнпе Петĕр Хусанкайăн «Таня» поэмин сыпăкĕсемпе паллашнăччĕ. Ушкăнсем çине пайланса тĕпчев ĕçĕсем суйласа илнĕччĕ. Пĕрремĕш ушкăн – историксен ушкăнĕ. Вĕсен  тĕллевĕ -  поэмăри истори йĕрĕсене палăртасси. Иккĕмĕш ушкăн – литераторсем. Вĕсен тĕллевĕ – поэмăн литературăри хакне палăртасси. Виççĕмĕш ушкăн – пултаруçăсем. Вĕсен тĕллевĕ –  вулакана поэмăпа  кăсăклантарасси. Паян пирĕн пĕтĕмлетÿ урокĕ. Ушкăнсем хăйсен ĕçĕсене хÿтĕлĕç.

Тетраде число, урок темине çырса хуратпăр «Паттăрсем вилсессĕн те вилмеççĕ».

II Урокăн тĕп пайĕ.

Сăмах паратпăр малтан пултаруллăх ушкăнне. Вĕсем пире хайлав сыпăкне аса илтерĕç.1слайд

Ачасем  поэмă сыпăкне пăхмасăр каласа параççĕ.

Халĕисториксене сăмах паратпăр, поэмăра историри хăш тапхăра сăнланă-ши?2слайд

Пер ача  вăрçă çинчен кĕскен каласа парать.

Тавтапуç.  Çак хăрушă сăмах – вăрçă, Хусанкайăн «Таня» поэмин теми пулса тăрать.

П.Хусанкай пурнăçĕ хайлав темипе епле çыхăннă-ши?3-4слайд

Ача  Хусанкай пурнăçĕнчи вăрçă тапхăрĕ çинчен каласа парать.

Тавах. Хусанкай Таня поэмине вăрçа кайичченех çырнă пулин те, унчухнех ĕнтĕ вăл ăс-тăнĕпе лайăх ăнланнă, чун-чĕрипе витĕр туйнă вăрçă - асап, куççÿл, мĕн тери хăрушлăх совет халăхĕшĕн пулнине. Тăван çĕршыва, тăван халăха юратни хистенĕ те ĕнтĕ ăна вăрçа тухса кайма, унта паттăррăн тăшманпа çапăçма.

Малалла литераторсене сăмах. Поэмăри тĕп сăнар кам-ши?,5слайд паллаштарсамăр пире унпа.

Ача  Таня çинчен каласа парать.

Таня – Мускав хĕрĕ. Вăрçă пуçланиччен тăрăшса вĕреннĕ, комсомола кĕнĕ. Амăшĕпе килĕштерсе пурăнать, ăна юратса хисеплет.1941 çулхи сивĕ кĕркунне. Таня амăшĕнчен пил илсе партизан пулса тăрать. Вăл разведкăна çÿрет, фашистсен склачĕсене çунтарать.

  Анчах пĕррехинче тыткăна лекет. Çапах та вăл хăраса ÿкмест, хăйне хăюллă тытать. ăна çакаççĕ - вăл çав-çавах парăнмасть

Учитель:Чăнах. Таня Тăван çĕршыва чун-чĕререн юратать. Ун ирĕклĕхĕпе чысĕшĕн вут-çулăм ăшне кĕме хатĕр. Хăйне тăшман умĕнче хăюллă тытать. Юлташĕсене те сутмасть. Мĕн тĕрлĕ асап-терт витĕр тухмасть пуль хĕр-партизанка.

Фашистсен ирсĕрлĕхне, хĕр тÿсĕмлĕхне мĕнле йĕркесенче куратпăр. (9, 10-мĕш сыпăксемпе ĕçлетпĕр.) 9 сыпăк, юлашки 2 абзац;

                   10 сыпăк, 1-мĕш абзац, 9-мĕш абзац.

                       4-мĕш абзац.    10-мĕш абзац.

        5-мĕш абзац,     11-мĕш абзац.

Çак хайлаври сăнар прототипĕ пур-ши?

Кун çинчен пире историксем каласа парĕç. Ача Зоя Космодемьянская çинчен каласа парать.

Ку вăл – Зоя Космодемьянская. Вăл, чăнах та, партизан пулнă. 1941 çулхи ноябрĕн 18-мĕшĕнче Петрищево ялне задание кайнă. (8№ слайд, кинокадр.)

Зоя Космодемьянскаяна 1942 çулхи нарăс уйăхĕнче хĕрарăмсенчен пĕрремĕш çынна Совет Союзĕн Геройĕ ята парса чысланă.

 Таня, Зоя Космодемьянская хăйĕн паттăрлăхĕпе, çирĕплĕхĕпе халăха тăшманпа кар тăрса кĕрешме йыхăрать. Çулăмлă  ячĕ  çапăçура мала чĕнет.      

Вăрçăра çапăçнăшăн 250 пин совет хĕрарăмĕ орден-медаль илме тив ĕçнĕ пулнă. Вĕсенчен 86-шĕ Совет Союзĕн Геройĕ ята илнĕ.

  Элкел районĕнче  хĕрарăмсенчен Совет Союзĕн Геройĕ ятне илекенсем çук. Çапах çак ята тивĕçнĕ салтаксем пур. Вĕсем улттăн.(8№ слайд). Ячĕсене сасăпа вулатпăр.

Учитель: Таня – Зоя Космодемьянская – вǎрçǎ çулĕсенчи паттǎр çынсен пĕтĕмлетÿллĕ сǎнарĕ те пулса тǎрать. Автор кунта совет çыннипе нимĕç фашисчĕсен икĕ тĕрлĕ моральне, таса чунпа хура юнлǎ çыннǎн тытǎçǎвне кǎтартать. Çакǎ произведенин тĕп конфликчĕ пулса тǎрать.

     Вырǎс хĕрĕ паттǎррǎн вилет, анчах чунне нимĕç йыттисене сутмасть. Çĕнтерÿ юрри пек янǎраççĕ унǎн юлашки сǎмахĕсем, совет халǎхĕн вǎрçǎ вǎхǎтĕнчи пысǎк шанчǎкне уççǎн сǎнлакан йĕркесем:

     …Вилмешкĕн эпĕ хǎрамастǎп. Хам халǎхшǎн вилни–телей!

Сыв пулǎр, юлташсем! Кĕрешĕр!

     - Мĕнрен килнĕ-ши совет çыннисен вǎрçǎ çулĕсенчи паттǎрлǎхĕ апла пулсан?

     Вĕсем хамǎр çĕр çинчен нимĕç фашисчĕсене хǎваласа ярассине ĕненнинчен, çĕнтерÿ хǎйсен аллинче пулассине шаннинчен. Çакǎ произведенин тĕп шухǎшĕ пулать.

 -Сирĕн шутǎрпа, мĕнле çын паттǎрла ĕçсем тума пултарать?

Çирĕп кǎмǎллǎ; вǎй-халлǎ; çынна, халǎхне, Тǎван çĕр-шывне юратакан; çынна усǎ тǎвас текен, ыттисене йывǎр вǎхǎтра хǎй çинчен çеç шутламан çын паттǎрла ĕçсем тума пултарать.

Хайлав чĕлхин сăнарлăхĕ мĕнлерех-ши?

Ача вуласа парать.

Поэмǎри сǎнарлǎх майĕсем, мелĕсем.

     Поэмǎна автор сǎнарлǎн çырнǎ. Кунтах эпитетсемпе усǎ курнǎ.

Тĕслĕхрен:

Чап-мухтав çиçсе саланчĕ

Таврана çап-çуттǎн.

Метафора:

Пархатарлǎ асамачĕ

Ĕмĕр сÿнес çук ун.

Ваттисен сǎмахĕсемпе усǎ курни:

Вǎрман хǎлхаллǎ: çын итлет,

Уй куçлǎ: пǎхрĕ çын. Утать.

Сǎнлǎхсем:

Тулта шатǎртать декабрь…

 Юр чакǎртатать…

Эпир сăмах партпăр литераторсене. Поэмă сюжечĕн уйрăмлăхĕ мĕнре-ши?

Ача  каласа парать.

  Произведени прологпа пуçланать. «Пролог» тенине урǎхла «ум сǎмах». Прологра вупǎрпа хĕвел тата çав вǎрçǎра Хĕвел хĕрĕ Хĕвелпи паттǎр çапǎçни çинчен чǎвашсен юмахне асǎннǎ.

      Хĕвелпи сǎнарĕнче эпир Таньǎна куратпǎр. Тĕп ĕç пуçланиччен героиня амǎшĕнчен вǎрçа каймашкǎн пиллеме ыйтать. Çакǎ ĕç умĕ (экспозици) пулать. Тĕп ĕç вара героиня вǎрçа тухса кайнипе пуçланать. Ку ĕç пуçламǎшĕ пулать.Ăна тепĕр майлǎ завязка теççĕ. Малалла – ĕç аталанни. Кунта эпир Таньǎн паттǎр ĕçне куратпǎр. Таня тыткǎна лексен куçа-куçǎн тǎрса нимĕç фашисчĕсене питлет – ку произведени кульминацийĕ (ĕç хĕрсе çитнĕ самант). Таньǎна çакса вĕлерни – ĕç вĕçленни (развязка) пулать.  Кунта эпилог та пур. Унта тĕп ĕç хыççǎн мĕн пулса иртнине сǎнланǎ. Çапла вара, произведени композиципе сюжетǎн пайĕсен йĕркине çирĕп пǎхǎннǎ.

Çакăн евĕр хайлавсем литературăра тата пур-ши?

Ача  каласа парать.

III Урока пĕтĕмлетни.

Пĕрремĕш ушкăн Таня сăмахпа кластер тăвать. Иккĕмĕш ушкăн вăрçă сăмахпа, виççĕмĕш ушкăн – Тăван çĕр шыв сăмахпа.

Халĕ поэмă тăрăх интеллект-картă тăвăпăр. Пĕрремĕш ункă сирĕн хатĕр ĕнтĕ, эсир иккĕмĕш ункă çырса тухăр.

Петĕр Хусанкай ячĕ те, Зоя Космодемьянскаян та, тата ытти нумай паттăрсен ячĕпе ырă ĕçĕсем  ĕмĕр пирĕн асран тухмĕç.Эпир те çакна асра тытса тупа тǎвар.

Ачасене ура çине тǎратса тупа тутарасси.

Тǎван çĕр-шыва куç шǎрçине сыхланǎ пек упрама, вĕренÿре тǎрǎшуллǎ пулма, ĕçре хастарлǎх кǎтартма, пĕр-пĕринпе туслǎ пурǎнма, çĕр-шывшǎн усǎллǎ пулма тупа тǎватпǎр.

        Тǎван çĕр-шывшǎн пынǎ Аслǎ вǎрçǎ çулĕсенче чǎн пулнǎ ĕçе ĕненмелле кǎтартса Петĕр Хусанкай Зоя сǎнарĕпе пĕтĕм совет халǎхĕн таса шухǎш-кǎмǎлне тĕп-тĕрĕс çутатса панǎ. Ахальтен мар халǎхра «Таня» поэма сыпǎкĕсене 1942 çултан юрра хывса юрлама тытǎннǎ.

       Зоя Космодемьянская ячĕ кашни совет çыннин чĕрине кĕрсе юлнǎ. Унǎн паттǎрлǎхĕнчен эпир паян чǎн та тĕлĕнетпĕр. Ун мухтавлǎ кĕске пурнǎçĕ çинчен юрǎсем хывнǎ, кĕнекесем çырнǎ, кинофильмсем ÿкернĕ. Чи лайǎх художниксем хǎйсен картинисенче унǎн паттǎрлǎхне çутатнǎ, скульпторсем сǎнне мрамор çине касса ÿкернĕ.Тĕслĕхрен, Зоя Космодемьянскаяна асǎнса уçнǎ палǎк Мускав-Минск автомагистралĕн 86-мĕш çухрǎмĕнче ларать. Ăна 1956 çулта уçнǎ. Хура гранитлǎ (вǎл халǎх хурлǎхне палǎртать) постамент çинче хĕр Мускав еннелле тĕмсĕлсе пǎхать.

       Зоя Космодемьянскаяна сума суни унчченхи вǎхǎтра пионер дружинисем, шкулсем ун ячĕпе хисепленнинчен те курǎнать. Чылай çĕрте урамсен ячĕсене ун ятне панǎ. Пирĕн дружина та ун ячĕпе хисепленет.

       Зоя Космодемьянская ячĕ халǎхра вилĕмсĕр. Ăна халǎх ĕмĕрлĕхе хǎйĕн чĕринче упрать. Вǎл çамрǎксене çутǎ малашлǎха йыхǎракан, ырǎ ĕçсем тума чĕнекен çутǎ сǎнар пулса тǎрать. Паттǎрсен ячĕсем вилĕмсĕр, пирĕн чĕрере ĕмĕр пурǎнĕç. Эпир те çакна асра тытса тупа тǎвар.

Ачасене ура çине тǎратса тупа тутарасси.

Тǎван çĕр-шыва куç шǎрçине сыхланǎ пек упрама, вĕренÿре тǎрǎшуллǎ пулма, ĕçре хастарлǎх кǎтартма, пĕр-пĕринпе туслǎ пурǎнма, çĕр-шывшǎн усǎллǎ пулма тупа тǎватпǎр.

(Доскан тепĕр кĕтессине маларах çырса хуни)

IV. Киле ĕç. «Таня – Тǎван çĕр-шывǎн паттǎр хĕрĕ» сочинени çырма хатĕрленмелле

VI. Ачасен хуравĕсене хаклани.

МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ»

Алькеевский муниципальный район

 Республика Татарстан

Конспект урока по теме:

«П.П.Хусанкай «Таня»»

Учитель: Яргунина Л.Ф.

Чувашское Бурнаево, 2014 год



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к уроку по теме: «П.П.Хусанкай «Таня»».

   Класс по уровню подготовки – средний. В классе 7 человек. Как и в каждом классе есть сильные и слабые, читающие и нечитающие.

   Тема «П.П.Хузангай «Таня»».  Я считаю, что тема урока  актуальна. Урок на подобную тему необходим для формирования нравственных ценностей.

  Это заключительное занятие в системе уроков по поэме П.П.Хузангая  «Таня». На предыдущих уроках рассматривались художественные особенности произведения. Последний урок – это урок-проект над финалом с опорой на субъектный личностный опыт учеников.

  Это учебное занятие представляет собой урок личностно - ориентированной направленности.

  Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

  По форме - это урок общение, урок - проект.
 На уроке решались следующие задачи:
 -военно-патриотическое воспитание школьников, воспитание гордости за свою страну, за свой народ; знать о подвиге Зои Космодемьянской;

 -развивать интерес к истории своей родины;

 -воспитывать чувство патриотизма.

  При постановке целей и задач урока я учитывала в первую очередь особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся. Суть таких уроков заключается в следующем: анализируя произведение, я общаюсь с учениками и наоборот, общаясь с детьми, я анализирую произведение. Красной нитью на уроках проходит тема патриотического воспитания любви к Родине. Моя важнейшая задача – заставить работать одновременно  мысли и чувства ребят, развивать чувство взаимопонимания, умения работать в группе.  Для этого создаю эмоциональный фон урока, ввожу какой–то «сюрприз», «изюминку». Учу слушать и говорить, мыслить и чувствовать. Эмоционально насыщенное содержание  данных  уроков создаётся включением компьютерной презентации с фотоматериалом, тезисами к урокам, фрагмента музыкального произведения, на данном уроке применяла эксклюзивный материал: подарки от самой матери Зои Космодемьянской.

  Мною были использованы следующие формы работы: эвристическая беседа, практическая работа с текстом художественного произведения, самостоятельная работа творческого характера, работа в группе, работа над выразительностью чтения отрывка произведения; обязательный этап уроков литературы: это работа над текстом, словарная работа, которые и присутствовали на уроке. Также присутствовала диалогическая речь между мною и обучающимися, и между самими учащимися.

 Использовала следующие принципы:

-

воспитывающего и развивающего обучения;

-

принцип научности;

-

доступность;

-

наглядность;

-

связи с жизнью;

-

последовательности;

-

самостоятельности;

-

активности;

-

индивидуальный и дифференцированный подход.

 На уроке я использовала  ИКТ. Это помогло  дать обширный материал понятно и наглядно. Применение компьютерной презентации на уроке очень помогает учителю объяснить трудный материал, а ученикам увидеть всё, о чём говорит учитель, записать главное, активизирует работу учащихся, мотивирует на внимательность, запоминание, усвоение материала, так как работает и слуховая, и зрительная память. Всегда на уроке литературы использую проблемную технологию. Она помогает мне проверить знание текста  произведения учащимися, заставляет ребят мыслить, рассуждать, общаться, понимать им важные вопросы.  На данных уроках использовался метод исследования, трудный для ребят, но незаменимый при анализе текста.  

   Средства обучения: тексты художественных произведений, компьютер, проектор, экран, музыкальное оформление, песня Гамзатова «Журавли».
  Часто на  уроке использую  подготовленные учащимися сообщения. Это учит их готовить доклад-сообщение,  работая со справочными материалами, энциклопедиями, литературоведческими источниками, интернетом,  а также представлять  его на уроке  слушающей аудитории. Ученики учатся публичному выступлению,  монологическому высказыванию. Это развивает внимание, память, логическое мышление. Дети становятся раскованнее. На уроке были прослушаны  выступления учеников. Некоторым  помогла  готовить сообщения. Они выучили тексты выступлений и хорошо их представили, помогли им в этом и заранее подготовленные слайды. Считаю, что выступать должны учиться и слабые, и сильные ученики. Морально-психологическая обстановка на уроках была демократичной, дети работали, высказывали свое мнение. Ученики получили за уроки только «4» и «5», это говорит о том, что они старались работать  и умеют делать анализ произведения, неплохо владея речью.
 На уроке была доброжелательная обстановка. Самое главное то, что я затронула сердца детей, сидящие передо мной. Глядя на их лица и глаза, я увидела сопереживание, гордость за свой народ и умение быть такой же патриоткой для своей страны.

  Главная цель на уроке литературы это тема воспитания. Здесь я поставила цель не только акцентировать  внимание на героический  поступок  Тани, но и патриотическое воспитание подрастающего поколения.



Предварительный просмотр:

Оценка педагогической деятельности

учителя чувашского языка и литературы

МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ»  

Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

Яргуниной Любовь Федоровны

за последние 3 года.

          Яргунина Любовь Федоровна окончила отделение чувашского языка литературы ЧГУ. Педагогический стаж составляет 27 лет.  Работает над проблемой «Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования».

 В своей работе учитель   применяет имеющийся фонд учебно-наглядных пособий, большое внимание уделяет на создание творческой обстановки на уроке, развитию связной речи учащихся. Особое внимание обращает на повышение качества урока, совершенствование форм и методов обучения. По каждой тематике составляет разноуровневые индивидуальные карточки.

 Имеет оформленное портфолио педагогических достижений.

        Любовь Федоровна продуманно и целенаправленно решает задачи школьного образования по предмету:

  1. Развитие логического мышления учащихся, умение рассуждать и высказывать собственную точку зрения.
  2. Сохранение культурного наследия чувашского народа, распространение знаний о прошлом и настоящем чувашского народа.
  3. Приобщение учащихся и молодежь к национальной культуре, его духовности и нравственным ценностям, ее обычаям и традициям.
  4. Формирование познавательного интереса к своему предмету, развитие творческих способностей, осознанных мотивов ученика

Методика преподавания учительницы Яргуниной Л.Ф., изученная в ходе проверки, показывает, что она так отбирает содержание учебного материала и методически его отрабатывает на уроках, что триединая дидактическая цель урока решается через изучение основных фактов, понятий и законов, через широкое обобщение и сравнение исторических событий. На ее уроках идет привитие любви к традициям своего народа и изучение ее в школе, воспитание бережного отношения и уважения к национальной культуре.

Особое значение Любовь Федоровна придает развитию навыков самостоятельной работы школьников с учебниками, дополнительной литературой. При изучении нового материала, учитывает возможности учащихся, обеспечивает условия для самореализации взрослеющей личности на своих внеклассных мероприятиях. Широко применяет ИКТ.

Календарно-тематическое планирование соответствует требованиям к минимуму содержания образования, используемым образовательным программам. Тематическое планирование включает в себя такие разделы, как форма проведения урока, виды деятельности учащихся, систему творческих работ, изложений, сочинений.

Поурочное планирование точно отражает все структурные элементы урока, отличается продуманностью целей и задач, последовательностью изучения.

Записи в классных электронных журналах по родному языку выполняются своевременно и совпадают с тематическим планированием. Накопляемость оценок хорошая, стабильная.

В ходе посещения уроков стало явным то, что оценки не завышены, а соответствуют требованиям по их выставлению.

За последние 3 года качество знаний составляет:

 Оценочные показатели качества знаний по чувашскому языку и литературе

Класс

2011-2012 уч.год

2012-2013 уч.год

2013-2014 уч.год

 Средний %

5 класс

100

100

50

83

6 класс

67

100

100

89

7 класс

67

67

100

78

8 класс

75

75

67

72

9 класс

70

75

100

81

10 класс

100

100

-

100

11 класс

75

75

75

75

     Проведенные срезы знаний показали следующие результаты:по родному языку:

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

50%

60%

100%

66%

66%

100%

нет

По школе  73%

Стала стабильной работа Любовь Федоровны с одаренными детьми.

(количество мест на районных предметных олимпиадах)

Фамилия, имя участника олимпиады

Учебный

год

Предмет

Место в районе

Яковлева Снежана Владимировна

2011-2012

Чувашский язык и литература

1

Якорева Снежана Сергеевна

2012-2013

Чувашский язык и литература

1

Еликова Юлия Андреевна

1

Никитина Анастасия Александровна

1

Никитина Анастасия Александровна

2013-2014

Чувашский язык и литература

1

Марков Денис Александрович

призер

Емелюкова Полина Андреевна

1

 

Яргунина Л.Ф. является руководителем школьного музея.

Директор: Хвостов Н.В.



Предварительный просмотр:

Эссе  «Моё педагогическое мастерство».

    Родной язык для меня является призмой, через которую смотрю на мир. Звуки родного языка – это то дивное звучание, которое окружает человека с рождения. Нет слаще мелодии для моего сердца – чем звуки чувашского языка, языка наших славных предков.

   В далёкой юности передо мной  не было дилеммы в вопросе кем быть. Выбор давным-давно был сделан с подачи моего старого доброго учителя. Мудрый наставник, он сразу заметил искорку, из которой сумел разжечь яркое пламя любви к филологии, горящее в моей груди уже двадцать  лет. Немалый срок преподавания убеждает в том, что родной язык является не только школьным предметом, но и смыслом всей моей жизни.

    Какое это счастье - прививать к нему любовь         моих воспитанников, питомцев, взращивать в их душах ростки гордости за  то, что они являются носителями древнего чувашского  языка.

    Вот и я, сельский учитель, нашла свое педагогическое кредо в том, чтобы служить родному языку. Все мои педагогические силы и умения отданы на сохранение чистоты и         приумножение богатства его.

      Чем я могу похвастаться? В настоящее время имею высшую квалификационную категорию. Ну,  скажем, половина моих коллег имеют эту высшую категорию, пройдя все муки ада аттестации. Хотя, сколько экзаменов было в моей жизни! В своё время я окончила  родную школу, потом Чувашский государственный университет Имени Ильи Николаевича Ульянова, в городе Чебоксары.

   Если удалось  на уроке заинтересовать детей, увлечь, завязать доверительный диалог - это уже  педагогическое мастерство! Поэтому приходя на урок, мне хочется помочь ребятам ощутить счастье творческого труда, чтобы они смогли проявить индивидуальность, неповторимость, раскрыть личность каждого из них. Я стараюсь донести знания через простые формы, жизненные ситуации, путём общения и обмена опытом.  Я  понимаю, что для того, чтобы ребёнок усвоил учебный материал, нужно забыть о своих знаниях и опуститься до его незнаний. Дети легче запоминают информацию, которая интересна им, которая отражает их мироощущение. Именно поэтому я работаю над темой «Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования», так как считаю, что эффективным современное образование может быть только при максимальной активности школьников, их интеллектуальных способностей. Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. Для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие их общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся. Применяя в своей практике нестандартные уроки: уроки-путешествия, уроки - деловые игры, уроки - ролевые игры, уроки с дидактической игрой, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения. Это одна из форм активного обучения учащихся на уроках языка и литературы. 
        Закончился урок, а дети не спешат выходить из кабинета, толпятся, задают вопросы. В такие минуты моя душа поёт. Значит, день был прожит не напрасно, значит, ты сделал что-то важное, может быть, кому-то помог. Я вижу счастливые глазёнки ребят, заинтересованных, увлеченных, говорящих взахлёб, перебивая друг друга и спрашивающих, когда мы встретимся снова.

   Учащиеся с удовольствием заучивают  наизусть стихи на родном языке, некоторые сами пробуют себя в роли поэта и писателя. Стихи учащихся были опубликованы в газетах  «Сувар», «Тантăш». Участвовали  в конкурсе сочинений: «Мой любимый учитель», «Наша армия». В конкурсе сочинений «Коррупции – нет!» мы заняли первое место в районе. Ежегодно занимаем призовые места на районной олимпиаде по чувашскому языку и литературе. Также  участвуем  на республиканской олимпиаде и занимаем призовые места. 

   Особое место в своей работе отвожу занятиям с одарёнными детьми. В целях развития творческих способностей детей мною разработана программа кружка «Культура и традиции чувашского народа». Члены кружка участвовали в фестивале воскресных школ и школ  с этнокультурным компонентом  в городе Казани. Участвуют ежегодно на районном  конкурсе «Чувашская красавица».      Так же участвуем в других районных и дистанционных конкурсах.      Я  постоянно занимаюсь самообразованием.  Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много, но есть немало настоящих профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные достижения: и большие, и крошечные.  

  Каковы мои достижения в методической профессиональной деятельности? Я являюсь автором программы кружка «Культура и традиции чувашского народа».

 В  2012 году   заняла I место в районном  конкурсе  «Лучшая методическая разработка урока чувашского языка».

     Участвую в профессиональных конкурсах различного уровня. Участница республиканского этапа лучших учителей образовательных учреждений национального проекта «Образование»; ежегодное участница республиканских научно-практических конференций по истории и культуре чувашского народа, все российских конкурсов по изучению родного края, обрядов и традиций народов России. Имею свой собственный сайт в сети Интернет, разработки уроков и внеклассных мероприятий опубликованы на сайте «Фестиваль педагогических идей».

  А как руководство   оценивает  мои профессиональные достижения?

Награждена Почетными грамотами Министерства образования и науки РТ, РФ, администрации Алькеевского муниципального района и отдела образования  Алькеевского  муниципального района, наградным знаком.

  Мне кажется, что педагогические достижения учителя – это не только грамоты, дипломы, звания, которые он заслужил за свою работу. Все эти профессиональные  достижения, конечно, ничто по сравнению с тем, что я научила читать, писать и воспитала  почти 200 учащихся!

         Моя работа в качестве учителя и классного руководителя направлена на то, чтобы создать максимально благоприятные условия для каждого ребенка через привития любви к родному языку, к традициям и обрядам чувашского народа. Большую помощь в обучении и воспитании мне оказывают родители: это -совместные экскурсии, походы на природу, спортивные дни здоровья, празднование дни рождения детей в стенах школы и многое другое. Думаю, что данная система сотрудничества способствует развитию чувства самоуважения, организаторских качеств творческой активности  укрепляя чувство любви и взаимопонимания между детьми и родителями.

 За 27 лет работы в школе я подготовила и  выпустила 3 класса. В настоящее время готовлю к выпуску  4-е поколение учащихся. Мои первые ученики уже привели в школу своих   детей. Среди бывших  моих учеников есть врачи, экономисты,  воспитатели детских садов, таксисты, продавцы, инженеры, полицейские,  парикмахеры. А главное - отличные семьянины, добрые, порядочные люди.

     Моя задача и впредь, чтобы мои ученики любили свою Родину, свой язык, культуру и традиции.     Задача национальной школы – обеспечить развитие национальной культуры, от неё перекинуть мостик к диалогу культур, воспитать толерантность, помочь ребёнку понимать и принимать другие культуры. Толерантность тесно связана с патриотизмом, она будет способствовать гармонизации межнациональных отношений, что актуально в нынешних социально-культурных, экономических и политических условиях.          На учителе родного языка и литературы лежит особая ответственность за развитие нравственного мира ученика, его национального самосознания. Если ученик будет ценить и уважать свой родной язык и литературу, то он будет уважать все другие языки, будет иметь стремление учить языки других народов. При этом любовь к родному языку только возрастает.   Мне бы хотелось процитировать высказывание замечательного русского педагога К. Д. Ушинского, который впервые глубоко раскрыл великое значение для народа родного языка, в котором отражается история всей его духовной жизни: «В языке одухотворяется весь народ и вся его Родина. Когда исчезнет народный язык – народа нет более». Наши сегодняшние ученики – это будущее нашего города и Республики. Я как учитель родного языка должна сделать всё, чтобы они хорошо знали свой родной язык, чтобы на таком же чистом и красивом языке говорили их дети и внуки.                                                               

                                                   


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К Всероссийскому конкурсу мастер -класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"

К Всероссийскому конкурсу мастер -класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"...

Материалы на Всероссийский конкурс мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"

Урок чувашского языка 2 класФрагмент урока чувашского языка 3 классУрок чувашского языка 5 классПрезентация 2 классВнеклассное мероприятие "Своя игра"...

Материалы для Всероссийского конкурса мастер-класс учителей родного языка и литературы "Туган тел".

Материалы для Всероссийского конкурса мастер-класс учителей родного языка и литературы "Туган тел" Хусаиновой Гульназ Гаптрахмановны.Представление на участие в конкурсе мастер-класс учителя ...

Материалы на Всероссийский конкурс мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел" учителя родного( чувашского) языка и литературы МБОУ "Альшеевская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района РТ" Зайцевой А.П.

Заявка для участия в заочном туре Всероссийского конкурса Туган тел.Согласие на бработку персональных данных.Сочинение - эссе "Мои методические находки".Портфолио. Материалы по воспитат...