Материалы на Всероссийский конкурс мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел" учителя родного( чувашского) языка и литературы МБОУ "Альшеевская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района РТ" Зайцевой А.П.
статья

Зайцева Альбина Петровна

Заявка для участия в заочном туре Всероссийского конкурса Туган тел.

Согласие на бработку персональных данных.

Сочинение - эссе "Мои методические находки".

Портфолио. 

Материалы по воспитательной работе.

Разработка урока "Пĕр пĕлтерĕшлĕ тата нумай пĕлтерĕшлĕ сăмахсем. Однозначные и многозначные слова".

 Ссылка на видеоролик урока:     https://youtu.be/IoMuziHOMPI

Представление.

Оценка педагогической деятельности.

Публикация.

Ссылка на публикацию:        https://infourok.ru/doklad-proektnaya-rabota-pri-i...

Мастер-класс для педагогов

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заявка

для участия в заочном  туре Всероссийского конкурса мастер – класса учителей родного

(татарского, русского, чувашского) языка «Туган тел»

Район (город), регион

Юридический адрес общеобразовательной организации, адрес, телефон

ФИО учителя (полностью), контактный телефон

Информация об учителе (должность, квал. категория, общий стаж работы, стаж работы на последнем рабочем месте)

Ссылка на школьный (личный) сайт, где размещены материалы

Буинский район

Республика Татарстан

МБОУ «Альшеевская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района РТ»

422455, РТ, Буинский район, с.Альшеево, ул.Центральная, д.17 «Б»

8(8437)-3-83-61

Зайцева Альбина Петровна

89270359307

Учитель родного(чувашского ) языка и литературы, учитель изобразительного искусства и музыки

Первая квалификационная  категория

34/12

https://nsportal.ru/zayceva-albina-petrovna 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ЭССЕ «МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ»

Зайцева Альбина Петровна, учитель родного (чувашского) языка и литературы

МБОУ «Альшеевская средняя общеобразовательная школа Буинского

муниципального района Республики Татарстан»

 

       «Язык - это культура. Все хранится в языке, передается через язык в родную культуру. Родное чувашское слово – это величайшее духовное сокровище, вселенское чудо из чудес души»

                                                                                                                ( Г.Н.Волков, академик)

       Все начинается с мечты… Без мечты человек не развивается. Моей мечтой было желание стать похожей на свою первую учительницу Алексееву Марию Петровну.  Моя первая учительница искренне любила детей, была всегда доброй, жизнерадостной. Эта удивительная женщина обладала большим педагогическим талантом приобщения учащихся к интересному миру знаний, и мое желание стать учителем начальных классов возникло не на пустом месте. Мария Петровна первой раскрыла мне прекрасный язык родного чувашского народа. Моя мечта воплотилась в жизнь, когда я закончила Тетюшское педагогическое училище. В 1984 году я стала работать в своей родной школе учителем начальных классов. Мечта сбылась! Но жизнь нам диктует свои условия. Так сложилось в моей жизни, в дальнейшем я стала учителем чувашского языка и литературы. И мечта моей души – через  любовь и через материнский язык донести до юного поколенья язык родной – чувашский, учить детей быть добрыми, отзывчивыми, учить людей любить свой край и сохранять духовное богатство моего народа воплотилась в МБОУ «Альшеевская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района РТ». Я знаю: мой труд мгновенно не принесет плоды. Я подожду, и время все решит…

      Мне так хочется, чтобы наш чувашский язык  жил вечно, не растворился в русском языке, потому что современные дети больше разговаривают на русском языке. Я хочу, чтобы дети чуваши не забывали о своих корнях, знали историю своего народа, не забывали традиции и обычаи чувашей. Молодежь, которая не знает своего родного языка, - потерянное поколение без роду и племени, а значит без Родины.

     Своей методической находкой в изучении чувашского языка и литературы считаю использование богатых материалов школьного краеведческого музея: экспозиций, подготовка экскурсионных материалов «Чувашская национальная одежда», «Чувашская вышивка», «Современная чувашская вышивка», «Легенды и мифы девятиселья», «История села Альшеево» и многое другое. Значительным в своей работе считаю, проектно – исследовательскую деятельность по краеведению: «Писатели девятиселья», «Знаменитые земляки», «А.Карташов – герой матросовец», «Г.Тимофеев – этнограф, автор книги «Тăхăрьял», «Учителя – фронтовики» и.т.д. Считаю, что это поможет вызвать у учащихся интерес к родному  языку и культуре чувашского народа. Любовь к родному языку придет, если каждый урок, внеклассное занятие для ребенка будет заполнено увлекательным, полезным, эмоционально насыщенным действием, тогда каждый урок станет событием. Думаю, что сегодня, в условиях реализации ФГОС, именно событийность является ключевой образовательной категорией, отчетливо меняющей традиционное представление об уроке. Перевести урок из категории «повседневность» в категорию «событие» мне помогает музейная педагогика, ИКТ технологии и интерактивные формы  и методы обучения. Творческое задание, проектно – исследовательская деятельность, сюжетно – ролевая  или деловая игра, инсценировка и драматизация - это все события для ученика. А чем не событие обсуждение дискуссионных вопросов и проблем, приглашение на урок известных людей, организация концертов, конкурсов? Презентация индивидуальных и групповых проектов, мини – исследования  - это тоже большие события для учеников. Дистанционное обучение, решение тестов, ответы на вопросы викторины или получение индивидуального домашнего задания от учителя, также вносит разнообразие в повседневную жизнь учащихся и это вызывает интерес.

       

       Насыщая урок  событийным действием, можно незаметно выйти за пределы классной аудитории (яркие образовательные события - посещение музеев, выставок, просмотр и обсуждение спектаклей, кинофильмов, организация экскурсий на природу, в исторические места родного края), а затем…. за пределы урока. В событийном ряду важнейшее место  занимают формы работы, предполагающие ориентацию на личностные достижения учащихся. Событием является сам творческий процесс подготовки к олимпиадам, конкурсам, конференциям. Конечно, более значимыми событиями и для педагога, и для ребенка являются призовые места и победы на олимпиадах по чувашскому языку и литературе, культуре родного края, в интеллектуальных и творческих конкурсах разного уровня: «Чувашская ласточка: Языкознание для всех», «Всечувашская интернет – олимпиада»,  «Без берге», «Юркинские чтения», «Тăхăрьял шăпчăкĕ»  и многое другое. Образовательное событие предполагает общность целей и деятельность педагога, обучающихся, общественности и родителей. В этом смысле особую ценность представляют национальные фольклорные праздники: «Микула», «Хурсури», «Çăварни», «Акатуй»….

      Тем временем и в моей жизни происходило немало событий. Я получила высшее образование по специальности «Педагогика и методика начального образования с присвоением квалификации учитель начальных классов средней школы» (1992г.). Немного погодя получила второе высшее образование по программе «Теория и методика обучения чувашскому языку и литературе» с квалификацией на ведение профессиональной деятельности в сфере теории и методики обучения чувашскому языку и литературе (2012г.) и третье высшее образование по дополнительной профессиональной программе «Теория и методика обучения предметам искусствоведческого цикла «МХК. Изобразительное искусство. Музыка» (2014г.), постоянно повышаю квалификацию, посещая семинары и вебинары, участвуя в педагогических конференциях, профессиональных конкурсах. Овладение языковыми средствами базируется на сравнении русского, чувашского и других языков, таким образом, происходит диалог культур. Я знакомлю своих учеников с произведениями русских, татарских, башкирских, марийских писателей. Событием для учащихся являются встречи с писателями, приглашенными на уроки чувашского языка и литературы для активного общения. Не зря чувашский народный поет Петĕр Хусанкай сказал: «Ик чĕлхе – вăл ик ăс маншăн, эп пуласшăн ик ăслах» (Два языка – два ума, хочу быть вдвойне умным). Я рада, что владею чувашским и русским языками, и имею больше возможностей для общения с людьми и познания мира.

       Да, все начинается с мечты! Сегодня я могу с полной уверенностью сказать, что я иду по жизни правильной дорогой. Это именно тот путь, который приносит мне удовлетворение и счастье. И хотя эта дорога сложна и порой требует полной самоотдачи, она интересная, творческая, увлекательная, разноплановая… Я люблю свою профессию. Люблю за то, что помогаю детям наполнять их жизнь яркими событиями и воплощать  мечты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ « Альшеевская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан ПОРТФОЛИО у чителя родного(чувашского )языка и литературы Зайцевой Альбины Петровны Туган тел

Слайд 2

Зайцева Альбина Петровна, учитель родного (чувашского) языка и литературы МБОУ « Альшеевская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района РТ » Дата рождения : 17.02.1965 Квалификация: I квалификационная категория Стаж работы: 34/12 Образование: высшее , ЧГПИ им.И.Я.Яковлева , по специальности педагогика и методика начального обучения с присвоением квалификации учитель начальных классов средней школы, 1992г . Профессиональная переподготовка в ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им.И.Я.Яковлева по программе «Теория и методика обучения чувашскому языку и литературе», квалификация на ведение профессиональной деятельности в сфере теории и методики обучения чувашскому языку и литературе, 2012г .

Слайд 3

Научные публикации Муниципальный этап конкурса «Учитель года-2012 » в МБОУ «Гимназия им.М.М.Вахитова » г.Буинска РТ Сайт http://nsportal.ru/zayceva-albina-petrovna

Слайд 4

Воспитательная работа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Туган тел Учебно-методические комплекты, учебники

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДИПЛОМЫ Туган тел

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Результаты работы

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессиональные конкурсы, семинары, сертификаты, справки, свидетельства

Слайд 2

Методическая тема Использование краеведческого материала и метода проектов при изучении чувашского языка и литературы. Основные направления работы : изучение теоретического материала; определение тематики проектов; распределение тем проектов, постановка целей и задач, создание условий для творческой исследовательской деятельности для учащихся; использование ИКТ; промежуточное обсуждение; защита проектов; оценка и выводы. Результаты обучающихся по предмету 2016-2017г.г . 2017-2018г.г . 2018-2019г.г . Род. яз. и лит. Род.лит ./ род. яз. Род.лит ./род. яз. 5 кл . 70 % - 100 %/71,43% 6 кл . 71,43 % 8,82 %/63,64 % - 7 кл . - 71,43% /42,86 84,62%/61,54% 8 кл . - - 66,67 %/41,67% 9 кл . - - 85 %/60% 10кл . - - - 11кл . 100 % - - Туган тел


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая тема Использование краеведческого материала и метода проектов при изучении чувашского языка и литературы. Основные направления работы : изучение теоретического материала; определение тематики проектов; распределение тем проектов, постановка целей и задач, создание условий для творческой исследовательской деятельности для учащихся; использование ИКТ; промежуточное обсуждение; защита проектов; оценка и выводы. Результаты обучающихся по предмету 2016-2017г.г . 2017-2018г.г . 2018-2019г.г . Род. яз. и лит. Род.лит ./ род. яз. Род.лит ./род. яз. 5 кл . 70 % - 100 %/71,43% 6 кл . 71,43 % 8,82 %/63,64 % - 7 кл . - 71,43% /42,86 84,62%/61,54% 8 кл . - - 66,67 %/41,67% 9 кл . - - 85 %/60% 10кл . - - - 11кл . 100 % - - Туган тел

Слайд 2

Достижения учеников Диплом 2 степени 1 межрегионального конкурса исследовательских работ учащихся общеобразовательных учреждений «Горная сторона: история. Культура и духовне наследие», 2015г.-Зайцева Н., 11 класс Грамота за 1 место в муниципальном конкурсе инсцинировок , посвященного 125- летию со дня рождения К.В.Иванова , 2015г.-11 класс Грамота за 2 место в муниципальном конкурсе видеопрезентаций на чувашском языке « Манăн çемье », 2016- Матвеев А., 5 класс Грамота за 2 место в муниципальном конкурсе рисунков , посвященного 110 – летию со дня рождения П.Хусанкая , 2017г.-Малянова Вероника 5 класс Диплом 1 степени за участие в межрегиональном конкурсе – игре «Чувашская ласточка: языкознание для всех-2017»- Малянова Вероника, 5 класс Диплом 1 степени за участие в межрегиональном конкурсе – игре «Чувашская ласточка: языкознание для всех-2017»- Петрова Василиса, 5 класс Диплом 3 степени зональной научно-практической конференции школьников « Юркинские чтения» , 2018г. Малянова Вероника, 6 класс Диплом участника творческого конкурса проектов «Мой проект-моему народу» в рамках национального образовательного форума школьников « Аталан », 2017г. Малянова Вероника Диплом победителя всечувашской интернет олимпиады , 2018г.-Мышков М., 5 класс Грамота за 1 место в муниципальном этапе республиканского конкурса творческих работ (сочинений-эссе)на родном языке «Скажем коррупции «Нет!», 2018г.- Львова А.,9 класс Диплом 1 степени республиканского конкурса творческих работ (сочинений-эссе) обучающихся национальных школ на родном языке «Скажем коррупции «Нет!», 20018г.-Львова А., 9 класс Туган тел

Слайд 3

Достижения учеников



Предварительный просмотр:

                          Мартăн саккăрмĕшне халалланă  уяв сценарийĕ

1-мĕш ертÿçĕ: Ырă кун пултăр хаклă юлташсем, пĕлĕшсем, учительсем, вĕренекенсем тата хăнасем!

2- мĕш ертÿçĕ: Хәерле көн, укытучылар,укучылар һәм безнең иң кадерле кунакларыбыз. Сезне барыгызны да бәйрәм белән котлыйбыз!

1-мĕш ертÿçĕ: Хĕвел ачашшăн хайĕн шевлине

                         Тăкать çурхи вăраннă çĕр çине

                         Кашни чĕрчун, кашни ÿсентăран.

                         Хĕвел патне кармашăнать ялан.

                        Хĕвел пек ăшă пиллĕ эс, хĕрарăм

2- мĕш ертÿçĕ: Яз көлə-көлə килə

                         Гөрлəвеклəр көлешə

                         Биек тауның башларнда

                         Ак каеннар серлəшə.

                         Тамчы җырын, кошлар моңын

                          Гүзəл яз алып килгəн

                          Юлларына бөрелəнгəн

                         Умырзаялар тезгəн.

1-мĕш ертÿçĕ:Хĕрарăм - чун савни, ыр асанне,

                        Юратнă мăшăр, ытарми анне.

                         Хĕрарăм, эсĕ - çулăмлă поэзи,

                        Чуна тыткăнлакан, çĕн юрă эсĕ,

                        Пĕр сăмах, пурнăç тĕвви - хĕрарăм

2- мĕш ертÿçĕ: Безне назлап үстергәнгә

                           Әниләр, рәхмәт сезгә!

                           Хәрвакыт эшчән булганга

                          Әниләр, рәхмәт сезгә!

                          Хәрвакыт тырыш булганга

                          Әниләр, рәхмәт сезгә

1-мĕш ертÿçĕ: Чĕвел чĕкеçĕн сассине

                          Илеççĕ калаçма, вара

                           Пуçлаççĕ ăшă сăмахран:

                          «Анне».

                          Çак çепĕç сăмахра мĕн чул

                         Поэзи, юрату, телей

                         Этем ирттернĕ кун та çул.

2- мĕш ертÿçĕ: Ана назы - жирдэ ул мэнгелек,

                          Мэнгелек жыр - бишек жырыгыз.

                          Без узасы юлда маяк булып

                          Гомер буе балкып торыгыз.

1-мĕш ертÿçĕ: Ăçти çĕр шывра çуралсан та ача-

                         «Анне» сăмахран ун чĕлхи пуçланать

                          «Анне» - уншăн сывлăш,

                         Хĕвеллĕ вучах,

                        Унпа ăшăнать вăл,

                        Унпа вăл вылять,

                        Ÿссе çитĕнсен те «анне» сăмаха

                        Ялан итлеме хатĕр - çке пирĕн хăлха.

                        Анне сăмахпа çула тухнă эпир –

                        Анне пек илемлĕ,

                        Анне пек çут ир.

                        Тен çавăнпа шухăшлатăп çапла:

                        Анне - ман ялăм,

                        Анне – ман хула!

2- мĕш ертÿçĕ: Ин сөйкемле сузләр-синеке!

                            Йомшак, жылы куллар-синеке!

                            Ин-ин татлы сузләр-синеке!

                           Жан изрәткеч жырлар-синеке!

                           Синсез дөнья курмәс идек,

                           Синсез берни белмәс идек,

                           Синсез берни кылмас идек,

                           Синсез Кеше булмас идек!

1-мĕш ертÿçĕ: Хĕрарăм! Пурнăç гимнĕ евĕр эсĕ

                          Янра мĕн ĕмĕрте, чыспа çутал

                          Сана - тивлетлĕ инçетсем чĕнеççĕ,

                         Сана – кун -çул сунать телей, вăй-хал

                         Мухтав сана хĕрарăм!

2- мĕш ертÿçĕ: Бүген бүлəклəр, чəчəклəр

                          Сезгə иң тəмле сүзлəр

                          Бер көн түгел, ə ел буе

                          Дəвам итсен бу көннəр.

2- мĕш ертÿçĕ: Кадерледəн-кадерле əнилəребез, дəү əнилəребез, апаларыбыз, сеңеллəребез. Сезне тагын бер кат бəйрəм белəн котлыйбыз! Сезгə зур уңышлар телибез!

1-мĕш ертÿçĕ: Хĕрарăмсен кунĕ ячĕпе саламлатпăр! Тепре тĕл пуличчен!

                         



Предварительный просмотр:

Сценарий «Памяти А.Карташова»

  1. Ведущий:  Внимание! Добрый день, ребята, учителя, гости. Сегодня мы проводим вечер, посвященный памяти Героя,  нашего земляка, Арсентия Карташова. Сегодняшний день знаменателен тем, что у нас сейчас на дворе месяц октябрь. Именно в этом месяце родился наш герой, в начале октября. Почему я сказала в  начале октября? Точный день его рождения, к сожалению, неизвестен.

В октябре со дня рождения Арсентия Максимовича исполняется 90 лет.

  1. Песня «Вспомните ребята»
  2. Сегодня на нашем мероприятии присутствуют: Представление гостей. Презентация.
  3. И так мы начинаем наш вечер.

Зайцева Н. В нашей  школе есть краеведческий музей. Когда я туда захожу, мой взгляд ненароком падает на стенд, посвящённый подвигу А. Карташова. Меня заинтересовало, что это за человек и почему в нашей школе о нем так много говорят. Даже дружина нашей школы названа в его честь.

        Оказалось, А.Карташов - это солдат Великой Отечественной войны, герой, повторивший подвиг А. Матросова. «…Карташов Арсентий Максимович, рядовой. Закрыл амбразуру в бою на Днепре»* 5 октября 1943года. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи всего подразделения.

        А ещё я заметила, что в учебнике 11 класса Истории Татарстана и татарского народа ΧΧ - начало ΧΧΙ века (2009 год издания, автор А. Г. Галлямова, А. А. Иванов, В. И. Пискарев, Б. Ф. Султанбеков.) написано: «…Так же шагнули в бессмертие наши земляки Барый Шавалеев, Алексей Исаев, Николай Липатов, Арсений Арташев, Абдулла Салимов…». Я обратилась  к материалам сайта www.soldat.ru, где встречаются  перечисленные фамилии. Но… нет Арсения Арташева. Кто же такой Арсений Арташев? Не наш ли это Арсентий Карташов?

        Возможно ли такое, чтобы наши ученики думали, что этот человек не Арсентий Карташов, а Арсений Арташев?

        Почему НАШ герой только наш, а не Герой Советского Союза? Думаю об этом,  и становится страшно, жутко…  Земля должна знать своих героев в лицо. Даже Матросов вспоминает слова Р. Роллана в письме к своей девушке: «Ценны лишь те подвиги, которые совершены с полной сознательностью».

5.  Ведущий: Песню «Память о войне» исполняют ученики 5 класса.

6. Зайцева Н. Арсентий Максимович Карташов родился в начале (1-5?) октября 1925 года в селе Альшеево в семье  Максима Архиповича и Марии Осиповны Карташовых. Окончил с успехом семь классов Альшеевской средней школы. Это был смелый, горячо любящий свою Родину, мать,  брата человек. «Миша, брат, слушайся матери. Мама больная. Пускай не расстраивается». Детство Арсентия Максимовича Карташова остаётся белым пятном его  биографии.

         Княгинина  Татьяна вспоминает: «Папа  Миша рассказывал, что в 16 лет, жалея мать,  Арсентий  ездил на лыжах копать окопы за несколько километров от Бюрган.  Он

 был очень правильным,  ответственным сыном. Часто  лупил  Михаила за шалости.

 Учился на курсах механизаторов  в Бюрганах. С ранней весны до  глубокой осени работал трактористом».

7. Ведущий: Вспомните Великую Отечественную войну, кровавые события на Украине, события в мире.  Внимательно вслушайтесь в слова песни и обратите внимание на то, на каких языках написаны куплеты этой песни. «мир без войны» исполняют ученики 6 класса.

Зайцева Н. В конце 1942 года Арсентия Карташова призвали в армию. Он учился в школе младших командиров в Арзамасе  и в сентябре 1943 года ушел на фронт в 69-ую гвардейскую дивизию, сражался в составе 208 полка. Полк как раз готовился к форсированию Днепра. Арсентий Карташов стал рядовым бойцом-автоматчиком. Командир взвода Асхад Асадуллин, земляк Арсентия, вспоминает «Форсирование было нелёгкое. Переправлялись ночью на лодках, плотах, а то просто держась за бревна, поенья или плащпалатки, набитые снегом. Переправлялись сначала на остров, который близко примыкал к противоположному правому берегу. До него было не близко - больше 400 метров; течение быстрое берега открытые; да вдобавок стояла ветреная погода, на Днепре ходили большие волны. Все же на остров переправились благополучно» наступление полк.

         3-4 октября  шли ожесточенные бои, доходило до рукопашных схваток.

Советские воины освободили хутор Змытница, «… который представлял из себя груду развалин, ни одного целого дома не оказалось там». Завязались бои за хутор Старое Липово. Во время одной из атак и погиб Арсентий Карташов. Он бросился на вражеский пулемёт, своим телом закрыл амбразуру дзота. «… все тело было изрешечено пулями. Тут же у пулемета лежал убитый немецкий пулеметчик». 18-ти летний Арсентий Карташов  повторил   бессмертный подвиг Александра Матросова.  Похоронен в Кировоградской области, Ново-Георгиевского района, хутор Змытница.*  Асхад Асадуллин вспоминает:  «… Я взял у Арсентия документы, выкопал могилу и  похоронил его».

Морозова К. 24 августа 1941 года был совершен первый подвиг закрытия амбразуры собой.

18 августа 1945 года – последний.

За годы войны более 400 человек совершили такой подвиг.

Шагают по небу, как в вечность, на марше

Солдаты из полка прикрытия наши.

Разорваны в клочья сердца пулеметом

Из адского жерла фашистского дзота.

В груди вместо сердца – грамм по 200

И тысячи жизней, спасенных всех вместе.

Огромное сердце прикрыло собой

Огонь смертельный и шквал огневой.

Навылет прошито струёй из металла –

Такого земля никогда не видала!

И сердце не знает, стучать ли, молчать?

Его разорвало! Не будет стучать.

Вселенная замерла! Солнце застыло!

Планета на миг, как вращаться, забыла…

И смерть захлебнулась, назад отступила,

Взяла одного, а других отпустила.

400 славных из полка спасенья

Шагнули на дзот и в века без сомненья…

Из них большинство – после школы юнцы –

За нас получили свои «леденцы».

Бойцов, кто пал дважды, средь них не найти,-

И в подвиг всё тот же опять не войти!

Солдаты, что вражеский дзот прикрывали,

Билет без экзамена в рай получили

К рассветам колосьями тянется рожь.

Погибли солдаты! Оставили что ж?

Часы с тех времен жарким сердцем стучат,

Закаты устами солдата кричат.

Лишь молча святой обелиск говорит,

Искрою героя, как сердце, горит.

Скорбя освящает табличку простую:

«Он точку врага задавил огневую».

Мы помним Ваш подвиг! Живите в веках!

Ведь мирное солнце – в солдатских руках!

Ведущий. Вы все знаете о фронтовых письмах. Подумайте и скажите: есть у вас у кого-нибудь дома фронтовые письма? К сожалению, что нет. Арсентий Максимович писал много писем с линии фронта. Как ждала эти письма его мать. Как радостно знать, что твой сын жив, что он пишет, что живой. Обратите внимание на то, с какой теплотой он пишет своей матери. Как он о ней беспокоится. Вот, что пишет Арсентий своей матери в одном из писем.

 «Иду навстречу смерти.
        Пишу письмо, пачкая белый лист бумаги.
        Мама, Михаил, от всей души вас любя, отправляю вам большой  привет.         Передайте привет родным, соседям, бабушке и всем другим.
        Мама, как поживаешь? Как здоровье? Миша здоров ли, ходит ли на работу в колхоз, слушается ли?..
        Мама, не голодайте. Продайте что-нибудь, чтобы приобрести зерно. Продайте, ничего не жалея…
        Мама, мы здесь долго не задержимся, скоро нас поведут вперёд…
        За  меня не беспокойтесь. Сами живите благополучно. Не болейте.
        Альшеевским ребятам привет. Мама, жить трудно, однако ничего сделать нельзя.
        Все Альшеевские в одной казарме. Учат очень хорошо. Я уже вышел из больницы.
        Эх,  мама, Миша, нас одели, уходящим на фронт дали всё. Если не сегодня, то завтра придётся уходить. Мама, не плачьте, не горюйте не только мы.
        Если здоровье будет, счастье, если выживем, то когда-нибудь вернемся домой.
        Идем на встречу смерти, кто победит…»

     Все эти письма были  переданы матерью  Карташова Марией Осиповной в  школьный музей. Они и сегодня хранятся там. Читая эти письма можно понять, как Арсентий Карташов тепло и заботливо общается через письма со своей мамой. Ведь эта женщина потеряла на войне не только сына, но и мужа который пропал без вести в декабре 1942 года под Сталинградом. А через год после этого погиб её сын…

Зайцева Н. Памяти Арсентия Карташова наши местные поэты и писатели посвятили свои произведения.

Арсений Карташов – Элшел каччи.

Вӑл хӑй вилсе, тӑшман ДОТне тӗп тунӑ.

Кашниншӗнех ун ячӗ ятлӑ-сумлӑ

Упранӗ ӗмӗрех пирӗн чӗресенче.

Эти строчки из стихотворения писателя и учителя  Альшеевской школы Валериана Ашкерова

Стихотворение Николая Юнгерова  учителя Альшеевской школы читает Зайцева Н.

Ведущий: За мужество и героизм, проявленные при защите Родины в годы Великой Отечественной войны и в связи с 60-летием Великой Победы, Президиум Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ наградил посмертно героев Великой Отечественной войны, погибших при совершении легендарных подвигов.
        Орденом Святого князя Александра Невского I степени посмертно награжден:
        Карташов Арсений Максимович – автоматчик 208 гвардейского стрелкового полка 69 гвардейской стрелковой дивизии. 1925 года рождения, уроженец д. Альшеево Татарской АССР. 5 октября 1943г. у хутора Старое Липово на Днепре закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота.

        Награда за погибшего героя была вручена его племяннице Княгининой Татьяне Михайловне 18 октября 2005 году в Москве.

        Вручение награды проходило в торжественной обстановке в Зале Победы Центрального музея Вооруженных сил у Знамени Победы в присутствии многочисленных гостей, представителей школьных музеев Боевой славы и просто посетителей музея, прессы и кинооператоров.

Зайцева Н. (учащиеся 11 класса читают стихотворение Расула Гамзатова)

Нас двадцать миллионов

От неизвестных и до знаменитых,

Сразить, которых годы не вольны,

Нас двадцать миллионов незабытых,

Убитых, не вернувшихся с войны.

Нет, не исчезли мы в кромешном дыме,

Где путь, как на вершину, был не прям.

Еще мы женам снимся молодыми,

И мальчиками снимся матерям.

А в День Победы сходим с пьедесталов,

И в окнах свет покуда не погас,

Мы все от рядовых до генералов

Находимся незримо среди вас.

Есть у войны печальный день начальный,

А в этот день вы радостью пьяны.

Бьет колокол над нами поминальный,

И гул венчальный льется с вышины.

Мы не забылись вековыми снами,

И всякий раз у Вечного огня

Вам долг велит советоваться с нами,

Как бы в раздумье головы клоня.

И пусть не покидает вас забота

Знать волю не вернувшихся с войны,

И перед награждением кого-то

И перед осуждением вины.

Все то, что мы в окопах защищали

Иль возвращали, кинувшись в прорыв,

Беречь и защищать вам завещали,

Единственные жизни положив.

Как на медалях, после нас отлитых,

Мы все перед Отечеством равны

Нас двадцать миллионов незабытых,

Убитых, не вернувшихся с войны.

Где в облаках зияет шрам наскальный,

В любом часу от солнца до луны

Бьет колокол над нами поминальный

И гул венчальный льется с вышины.

И хоть списали нас военкоматы,

Но недругу придется взять в расчет,

Что в бой пойдут и мертвые солдаты,

Когда живых тревога призовет.

Будь отвратима, адова година.

Но мы готовы на передовой,

Воскреснув,

вновь погибнуть до едина,

Чтоб не погиб там ни один живой.

И вы должны, о многом беспокоясь,

Пред злом ни шагу не подавшись вспять,

На нашу незапятнанную совесть

Достойное равнение держать.

Живите долго, праведно живите,

Стремясь весь мир к собратству

сопричесть,

И никакой из наций не хулите,

Храня в зените собственную честь.

Каких имен нет на могильных плитах!

Их всех племен оставили сыны.

Нас двадцать миллионов незабытых,

Убитых, не вернувшихся с войны.

Падучих звезд мерцает зов сигнальный,

А ветки ив плакучих склонены.

Бьет колокол над нами поминальный,

И гул венчальный льется с вышины.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для участия во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

Материалы для участия  во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского...

Материалы на Всероссийский конкурс мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"

Урок чувашского языка 2 класФрагмент урока чувашского языка 3 классУрок чувашского языка 5 классПрезентация 2 классВнеклассное мероприятие "Своя игра"...

Личное заявление на участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса мастер – класса учителей родных языков «Туган тел»

Личное заявление на участие в муниципальном  этапе Всероссийского конкурса мастер- класса учителей родных языков "Туган тел"...

Материалы для Всероссийского конкурса мастер-класс учителей родного языка и литературы "Туган тел".

Материалы для Всероссийского конкурса мастер-класс учителей родного языка и литературы "Туган тел" Хусаиновой Гульназ Гаптрахмановны.Представление на участие в конкурсе мастер-класс учителя ...