Исследовательская работа «Исследование процесса происхождения имён и топонимов Санкт-Петербурга»
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме
Для исследовательской работы мы выбрали тему «Исследование процесса происхождения имён и топонимов местного региона (нашего города)», так как этот материал представляет информационную ценность для учащихся, учителей и других людей, которые интересуются историей и значением имен людей и названиями улиц нашего города.
В нашей работе собраны и описаны исторические моменты появления имён людей на Руси, а также собраны и описаны моменты, связанные с названиями улиц нашего города. Это расширяет образовательное пространство учащихся, вводить в их активный словарный запас новые историко-культурологические понятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezproekt.ppt | 2.3 МБ |
proekt_6_g.doc | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Со временем появилась наука, которая изучает собственные имена – ОНОМАСТИКА (от греч. onomastikos – относящийся к имени), Несколько позже возникли: ТОПОНИМИКА (от греч. topos – место, местный + ohyma имя) АНТРОПОНИМИКА (от греч. antropos - человек + ohyma имя), ГИДРОНИМИКА (от греч. hydor - вода + ohyma имя). Дать имя человеку, назвать город, реку, звезду, книгу - это большое искусство. Познать имя - следовательно, познать историю страны, стать образованнее. Это трудная и серьёзная, но очень интересная работа. Итак, АНТРОПОНИМИКА - это наука, которая изучает имена, отчества, фамилии и псевдонимы людей.
Уже хорошо известно, что даже в первобытном обществе у людей были имена. В качестве имён применялись разные слова из быта. Людей называли : - по внешнему виду: Горбач, Беззуб, Толстун; - по свойствам характера: Плакса, Хвастун; - по роду занятий: Гончар, Кузнец; - по названию разных предметов: Алмаз, Камень, Башмак; - по названию животных, растений, птиц: Ворона, Жук, Селезень.
. В 988 году произошло крещение Киевской Руси князем Владимиром . С введением христианства появились новые имена. Это были имена святых, их введение укрепляло влияние церкви. Но так как имена были иноязычными, то с большим трудом принимались русскими людьми. Княжеское имя Владимир По крещению Фёдор По деду Мономах
Имена в древней Руси имели классовый характер: для людей княжеского рода были такие имена: Владимир Ольга Игорь, Всеволод, Борис, Глеб; Для простых людей: Иван, Игнат, Авдотья, Акулина, Фёкла, Фома, Фока. Шли годы и сегодня многие иноязычные имена воспринимаются как исконно-русские Александр, Андрей, Анастасия, Елена, Ирина, Виктор, Максим, Юлия. Мария, Елизавета …
После 1917 года появились необычные имена, интересные по звучанию и образованию: Индустрия, Агитром, Серп, Молот, Октябрина , Мэлор (по начальным буквам Маркс, Энгельс, Ленин, Октябрьская революция), но они «просуществовали» недолго, так как были неудобны в обращении.
Имя человека было могучим талисманом, добрым или злым, сильным или слабым, смелым или трусливым.
Александра - от греч. мужественная, защитница Девочка бойкая, беспокойная и неутомимая. Сейчас, как женское сравнительно редкое.
Дмитрий – посвящённый Деметре, богине плодородия.
Вероника имеет много исторических упоминаний, и наиболее вероятным толкованием, может быть, «приносящая победу».
. Ю́лия (старое — Иулия) — восточноевропейское женское имя, взято из греческого языка («волнистая», «пушистая») или из латинского языка (лат. Iulia — «июльская» или «из рода Юлиев»).
Что же такое фамилии? Откуда они произошли? По каким законам развивались? Появляются на свет фамилии далеко не случайно и не беспричинно. История фамилий более короткая, чем история имён – наш народ насчитывает чуть больше столетия с тех пор, как ношение фамилии стало обязательным для каждого. Изучение фамилий – очень интересное занятие: оно может дать сведения о прошлом, вскрыть подробности в жизни общества и языка.
Где разливается Нева На реки, речки-рукава, Где островки и острова Толпятся у залива, Где топь, болотная трава, Где в дымке моря синева – Там Петр Великий основал Столицу всем на диво. Петропавловская крепость. 1703 год .
А как же появились названия первых улиц нашего города?) Название Болотная, Моховая, Боровая связаны с местностью. Они были проложены на месте бывших болот и вырубленного леса. (
А вот в районе Владимирской площади в 1730 году поселились служащие придворного ведомства. По роду занятия мастеров и служителей возникли названия этих мест. На месте Свечного переулка жили мастера «макавшие свечи», а на участке Кузнечного – кузнецы. Стремянную образовали служители конюшенного двора, звавшиеся стремянными. На Поварском переулке жили повара.
В 1741 году из Персии в качестве подарка от персидского шаха Надира русскому двору подарили 14 слонов. Разместили их на площадке на берегу Фонтанки. Возле Слонового двора возвели постройки для жительства «слоновых мастеров» - персов. Место их поселения стало называться Караван-сараем, отсюда произошло современное название Караванной улицы . В 1744 году Слоновый двор перевели в то место, где сейчас находится здание гостиницы «Октябрьская». Потом процессию слонов стали специально выводить в город – показывать народу. За животными постоянно следовала толпа зевак. Отсюда и появилось выражение «слоняться» - то есть бродить без дела. Прогулку слонов запечатлел И.А.Крылов в своей басне «Слон и Моська».
Работу выполнили учащиеся 6 «Г» класса Захарова Юлия и Мазинская Вероника Руководитель Кудряшова В.В.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей мигрантов становится все более важной и значимой. С психолого-педагогической точки з...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
Презентация Постниковой Елены Анатольевны, учителя истории школы № 404 Колпинского района Санкт-Петербурга: «Особенности работы с детьми-мигрантами в школах Санкт-Петербурга»...
Проектная и исследовательская деятельность в ГБОУ СОШ №27 г. Санкт-Петербурга
Данная статья рассказывает о таких видах учебной деятельности, как учебно-исследовательская деятельности и проект, об их сходствах и различиях....
Исследовательская работа «Исследование процесса происхождения имён и топонимов Санкт-Петербурга»
Для исследовательской работы мы выбрали тему «Исследование процесса происхождения имён и топонимов местного региона (нашего города)», так как этот материал представляет информационную ценность д...
ПРИМЕНЕНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Статья рекомендована для учителей истории, истории и культуры Санкт-Петербурга, применяющих развивающие технологиии в процессе преподавания...
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
статья поможет учителям в реализации проектной деятельности в процессе преподавания...
"Основные принципы работы школьного киноклуба. Из опыта работы ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга"
quot;Основные принципы работы школьного киноклуба. Из опыта работы ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга"...