Исследовательская работа «Исследование процесса происхождения имён и топонимов Санкт-Петербурга»
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме

Кудряшова Виктория Владимировна

Для исследовательской работы мы выбрали тему «Исследование процесса происхождения имён и топонимов местного региона (нашего города)», так как этот материал представляет информационную ценность для учащихся, учителей и других людей, которые интересуются историей и значением имен людей и названиями улиц  нашего города.

 В нашей работе собраны и описаны исторические моменты появления имён людей на Руси, а также собраны и описаны моменты, связанные с названиями улиц нашего города. Это расширяет образовательное пространство учащихся, вводить в их активный словарный запас новые историко-культурологические понятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezproekt.ppt2.3 МБ
Microsoft Office document icon proekt_6_g.doc2.82 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Со временем появилась наука, которая изучает собственные имена – ОНОМАСТИКА (от греч. onomastikos – относящийся к имени), Несколько позже возникли: ТОПОНИМИКА (от греч. topos – место, местный + ohyma имя) АНТРОПОНИМИКА (от греч. antropos - человек + ohyma имя), ГИДРОНИМИКА (от греч. hydor - вода + ohyma имя). Дать имя человеку, назвать город, реку, звезду, книгу - это большое искусство. Познать имя - следовательно, познать историю страны, стать образованнее. Это трудная и серьёзная, но очень интересная работа. Итак, АНТРОПОНИМИКА - это наука, которая изучает имена, отчества, фамилии и псевдонимы людей.

Слайд 5

Уже хорошо известно, что даже в первобытном обществе у людей были имена. В качестве имён применялись разные слова из быта. Людей называли : - по внешнему виду: Горбач, Беззуб, Толстун; - по свойствам характера: Плакса, Хвастун; - по роду занятий: Гончар, Кузнец; - по названию разных предметов: Алмаз, Камень, Башмак; - по названию животных, растений, птиц: Ворона, Жук, Селезень.

Слайд 6

. В 988 году произошло крещение Киевской Руси князем Владимиром . С введением христианства появились новые имена. Это были имена святых, их введение укрепляло влияние церкви. Но так как имена были иноязычными, то с большим трудом принимались русскими людьми. Княжеское имя Владимир По крещению Фёдор По деду Мономах

Слайд 7

Имена в древней Руси имели классовый характер: для людей княжеского рода были такие имена: Владимир Ольга Игорь, Всеволод, Борис, Глеб; Для простых людей: Иван, Игнат, Авдотья, Акулина, Фёкла, Фома, Фока. Шли годы и сегодня многие иноязычные имена воспринимаются как исконно-русские Александр, Андрей, Анастасия, Елена, Ирина, Виктор, Максим, Юлия. Мария, Елизавета …

Слайд 8

После 1917 года появились необычные имена, интересные по звучанию и образованию: Индустрия, Агитром, Серп, Молот, Октябрина , Мэлор (по начальным буквам Маркс, Энгельс, Ленин, Октябрьская революция), но они «просуществовали» недолго, так как были неудобны в обращении.

Слайд 9

Имя человека было могучим талисманом, добрым или злым, сильным или слабым, смелым или трусливым.

Слайд 10

Александра - от греч. мужественная, защитница Девочка бойкая, беспокойная и неутомимая. Сейчас, как женское сравнительно редкое.

Слайд 11

Дмитрий – посвящённый Деметре, богине плодородия.

Слайд 12

Вероника имеет много исторических упоминаний, и наиболее вероятным толкованием, может быть, «приносящая победу».

Слайд 13

. Ю́лия (старое — Иулия) — восточноевропейское женское имя, взято из греческого языка («волнистая», «пушистая») или из латинского языка (лат. Iulia — «июльская» или «из рода Юлиев»).

Слайд 14

Что же такое фамилии? Откуда они произошли? По каким законам развивались? Появляются на свет фамилии далеко не случайно и не беспричинно. История фамилий более короткая, чем история имён – наш народ насчитывает чуть больше столетия с тех пор, как ношение фамилии стало обязательным для каждого. Изучение фамилий – очень интересное занятие: оно может дать сведения о прошлом, вскрыть подробности в жизни общества и языка.

Слайд 15

Где разливается Нева На реки, речки-рукава, Где островки и острова Толпятся у залива, Где топь, болотная трава, Где в дымке моря синева – Там Петр Великий основал Столицу всем на диво. Петропавловская крепость. 1703 год .

Слайд 16

А как же появились названия первых улиц нашего города?) Название Болотная, Моховая, Боровая связаны с местностью. Они были проложены на месте бывших болот и вырубленного леса. (

Слайд 17

А вот в районе Владимирской площади в 1730 году поселились служащие придворного ведомства. По роду занятия мастеров и служителей возникли названия этих мест. На месте Свечного переулка жили мастера «макавшие свечи», а на участке Кузнечного – кузнецы. Стремянную образовали служители конюшенного двора, звавшиеся стремянными. На Поварском переулке жили повара.

Слайд 18

В 1741 году из Персии в качестве подарка от персидского шаха Надира русскому двору подарили 14 слонов. Разместили их на площадке на берегу Фонтанки. Возле Слонового двора возвели постройки для жительства «слоновых мастеров» - персов. Место их поселения стало называться Караван-сараем, отсюда произошло современное название Караванной улицы . В 1744 году Слоновый двор перевели в то место, где сейчас находится здание гостиницы «Октябрьская». Потом процессию слонов стали специально выводить в город – показывать народу. За животными постоянно следовала толпа зевак. Отсюда и появилось выражение «слоняться» - то есть бродить без дела. Прогулку слонов запечатлел И.А.Крылов в своей басне «Слон и Моська».

Слайд 19

Работу выполнили учащиеся 6 «Г» класса Захарова Юлия и Мазинская Вероника Руководитель Кудряшова В.В.

Слайд 20

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

   В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей мигрантов становится все более важной и значимой. С психолого-педагогической точки з...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – МИГРАНТАМИ В ШКОЛАХ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

Презентация Постниковой Елены Анатольевны, учителя истории школы № 404 Колпинского района Санкт-Петербурга: «Особенности работы с детьми-мигрантами в школах Санкт-Петербурга»...

Проектная и исследовательская деятельность в ГБОУ СОШ №27 г. Санкт-Петербурга

Данная статья рассказывает о таких видах учебной деятельности, как учебно-исследовательская деятельности и проект, об их сходствах и различиях....

Исследовательская работа «Исследование процесса происхождения имён и топонимов Санкт-Петербурга»

Для исследовательской работы мы выбрали тему «Исследование процесса происхождения имён и топонимов местного региона (нашего города)», так как этот материал представляет информационную ценность д...

ПРИМЕНЕНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Статья рекомендована для учителей истории, истории и культуры Санкт-Петербурга, применяющих развивающие технологиии  в процессе преподавания...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

статья поможет учителям в реализации проектной деятельности в процессе преподавания...

"Основные принципы работы школьного киноклуба. Из опыта работы ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга"

quot;Основные принципы работы школьного киноклуба. Из опыта работы ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга"...