ПРИМЕНЕНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
статья по краеведению
Статья рекомендована для учителей истории, истории и культуры Санкт-Петербурга, применяющих развивающие технологиии в процессе преподавания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_primenenie_kvest-tehnologiy.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
В настоящее время, в условиях реализации ФГОС стало актуальным применение различных развивающих технологий. Одними из быстро развивающихся в данном направлении являются квест-технологии, так как их применение обусловлено возможностями реализации системно-деятельностного подхода.
Данная технология направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД)
- коммуникативных;
- познавательных;
- регулятивных
Слово Quest в переводе с английского – продолжительный, целенаправленный поиск. Родоначальниками веб-квестов считаются Берни Додж и его ученик Том Мартч. В 1995 году они разработали веб-квесты, т.е. интегрировали сеть Интернет в учебный процесс. Данная технология стала широко распространяться, в итоге, в настоящее время под квестом, стали понимать любую занимательную игру, которая направлена на самостоятельный поиск информации на основе разработанного маршрута.
В процессе изучения культурного наследия Санкт-Петербурга возможно широкое применение квесттехнологий. В связи с тем, что данная технология способна реализовывать следующие задачи:
- усвоение новых знаний и закрепление имеющихся; - повышение мотивации; - развитие логического мышления;
- развитие творческих способностей;
- развитие пространственных представлений;
- получение положительных эмоций (ощущение приключений);
Применение данной технологии позволяет по-новому рассмотреть экскурсию как один из основных методов преподавания культурного наследия Санкт-Петербурга.
Алгоритм подготовки квеста включает в себя составление интересного маршрута, который должен быть объединен общей темой. Данная тема должна быть необычно сформулирована. Отобраны объекты, связанные с темой маршрута. На остановках участникам даются различного рода задания, такие как, например: головоломки, кроссворды, проблемные вопросы.
Приведем один из квестов, который был разработан в процессе преподавания культурного наследия Санкт-Петербурга. Данный квест носил название «Путешествие в Новую Голландию».
Разработан для учащихся 5-6 классов. Тема была выбрана не случайно, так как связана с морской тематикой города. Содержание Основными целями данного квеста являлись:
- знакомство учащихся с городскими объектами, относящимися к морской тематике города;
- показать, как было связано здание Адмиралтейства и Новая Голландия
Предполагалось решить несколько задач:
- проложить маршрут экскурсии;
- выяснить какие объекты находятся на территории Новой Голландии;
- способствовать формированию умения «считывать информацию с объекта»;
- способствовать формированию умения ориентироваться в городском пространстве;
- развитие коммуникативных умений школьников;
- создать условия для формирования интереса к самостоятельным путешествиям по городу, экскурсиям и культурному наследию СПб.
Маршрут включал такие остановки как:
1 Станция м. Адмиралтейская 7минут
2 Переход через улицу Малую Морскую улицу и Гороховую улицу 10-15
3 Здание Адмиралтейства 10 минут
4 Переход через Конногвардейский бульвар 15-20 минут
5 Мемориальная Табличка «Адмиралтейский канал» 10минут
6 Стенд «Новая Голландия» 10 минут
7 Пруд «Новой Голландии» 10 минут
8 Здание Кузни 10 минут
9 Здание Морской тюрьмы 10 минут
Важен соревновательный этап. Поэтому за каждое правильно выполненное задание начислялись баллы. Маршрутные листы предлагается выдавать по мере прохождения маршрута. В начале прохождения маршрута участникам следует иметь карту города. В конце маршрута с участниками игры следует подвести итоги в одном из кафе «Новой Голландии» либо на лужайке. Обсудить игру, провести рефлексию.
Сделать выводы о том, как же связана первая верфь Санкт-Петербурга с Новой Голландией. Сделать акцент на формирование города в первую очередь как морского центра начала XVIII века. На территории комплекса проговорить о складывании Новой Голландии как ансамбля архитектуры.
Приведем несколько примеров заданий.
Остановка № 1. _______(Станция метро «Адмиралтейская») Вопрос маршрутного листа направлен на «считывание информации», поиск взаимосвязей места и событий из жизни Петербурга. «Ты находишься на станции метро «Адмиралтейская». Внимательно осмотрись. Рассмотри мозаику на стене вестибюля.
Какое событие на ней изображено? Кто на ней изображен?». (предполагаемый ответ: Петр 1. строительство Адмиралтейства) Содержание Следующее задание формирует умение школьников ориентироваться по карте в пространстве города: Тебе нужно идти к архитектурному сооружению, которое изображено на мозаике. С помощью карты проложи маршрут к заданному зданию. При построении маршрута используй улицу с морским названием, а также улицу, название которой раскрывается в загадке: «Голова на ножке, в голове горошки» (предполагаемый ответ: должны построить маршрут от метро «Адмиралтейская» через Малую Морскую улицу и Гороховую к Зданию «Адмиралтейства») Почему метро получило такое название? Пройдя маршрут, выполнив задания, учащиеся оказываются на территории Новой Голландии. Одним из заданий является: на плане «Новой Голландии» подпиши объекты, которые находятся на острове. Посмотри на все объекты, что их объединяет? (Предполагаемый ответ: Архитектура, все объекты выполнены из одного материала, имеют арочные окна.) Сделай главный вывод, Как это место было связано с морской тематикой города? Чем служит сейчас? Почему можно утверждать, что Петербург – морская столица России? (На этом острове находились склады для хранения строительного леса, использующегося для строительства кораблей. Сейчас объект служит культурно-развлекательной площадкой).
Таким образом, через самостоятельный поиск информации происходит более легкое усвоение нового материала.
Момент обучения происходит ненавязчиво, многие воспринимают экскурсию как прогулку, однако в процессе квеста формируется умения работать в команде. У некоторых проявляются лидерские качества.
Библиографический список
1. Новая Голландия. Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Адмиралтейский район. Барокко и классицизм // сост. Б. М. Кириков, О. М. Кормильцева. – Санкт-Петербург: Коло, 2012. – 384 с.
2. Олимпиада по краеведению. Что нужно знать, как готовиться, где искать нужную информацию? : пособие для юных краеведов-исследователей, их родителей и преподавателей / Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных ; авт.-сост.: И. Г. Васильева, Т. Г. Смирнова. – Санкт-Петербург : Изд-во ГБНОУ «СПБ ГДТЮ», 2016. – 96 с.
3. Путешествуй, исследуй, побеждай! / Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных; авт.-сост.: И. Г. Васильева, Т. Г. Смирнова, Н. Г. Шейко. – Санкт-Петербург : Изд-во ГБНОУ «СПБ ГДТЮ», 2015. – 96 с.
4. Сапрыкина, О. В. Квест-технологии как инновационная форма взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ДОУ / О. В. Сапрыкина, Л. Н. Витязь // Молодой ученый. – 2018. – № 42. – С. 76-78.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Раскрытие творческого потенциала детей при освоении культурного наследия Санкт-Петербурга"
Творчески работающий учитель не будет применять одну методическую разработку без изменений во всех классах и параллелях. Каждый урок – неповторим, как неповторимы наши чувства, переживания, мысли… Уро...
Использование природного и культурного наследия Санкт-Петербурга
Основной образовательной целью регионального компонента обучения является формирование личности как достойного гражданина, знатока, рационального пользователя и создателя ценностей и традиций Санкт-Пе...
Статья. Проектная деятельность как средство формирования мотивации учащихся к изучению культурного наследия Санкт-Петербурга.
В статье рассматривается проектная деятельность учащихся. Рекомендуемый метод может быть использован учителями во внеурочной деятельности....
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
статья поможет учителям в реализации проектной деятельности в процессе преподавания...
Развитие мотивации учащихся к изучению проблемы сохранения историко-культурного наследия Санкт-Петербурга на уроках краеведения
Статья посвящена особенностям мотивации учащихся на уроках истории и культуры Санкт-Петербуга в целом, и к изучениб проблемы сохранения историко-культурного наследия в частности. Предлагается мет...
Статья "Формирование гражданской идентичности у учащихся в рамках проектной деятельности и через изучение культурного пространства Санкт-Петербурга"
В статье идёт речь о возможностях использования культурного пространства Санкт-Петербурга для учителей истории и учителей-предметников, при формировании гражданской идентичности учащихся...
«Применение квест-технологии в образовательном процессе»
Пракимческая помощь педагогам в использовании квест-технологии в условиях реализации ФГОС....