Проектная и исследовательская деятельность в ГБОУ СОШ №27 г. Санкт-Петербурга
статья

Гвоздева Нина Валерьевна

Данная статья рассказывает о таких видах учебной деятельности, как учебно-исследовательская деятельности и проект, об их сходствах и различиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gvozdeva_-_proekt_i_issledovanie_27.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гвоздева Нина Валерьевна

ГБОУ средняя школа №27 им. И. А. Бунина

Санкт-Петербург

2017 г.

Проектная и исследовательская деятельность в школе 27

                                                                

                                                                Расскажи мне – и я забуду.

                                                                Покажи мне – и я запомню.

                                                                Вовлеки меня – и я научусь.

                                                                        Китайская мудрость

Одним из основных направлений совершенствования учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся, заключающаяся не столько в пассивном запоминании и воспроизведении информации, сколько в ее поиске и целенаправленной творческой переработке. В связи с этим учебно-исследовательская и проектная деятельность в школе представляется особенно актуальной.

Ведь что представляет собой обычный «традиционный» урок? Учитель знакомит учеников с неким объемом уже имеющихся знаний. В связи с чем были получены эти знания? Как? Что с ними можно сделать на практике? Эти вопросы зачастую остаются без ответа. И если малыши чаще спрашивают: «А откуда вы это знаете?», то ребята постарше задаются уже гораздо более неприятным вопросом: «А зачем оно мне нужно?»

Именно поэтому и необходимы такие формы организации учебной деятельности, как исследование и проект. Самостоятельное получение нового знания — это и есть исследование, а использование уже имеющихся компетенций в реальной жизни, чтобы сотворить нечто важное и интересное — это  и есть проект. Учитель здесь выступает не как источник готовых знаний, а как равноправный соучастник творческого процесса.

Сейчас все общеобразовательные школы работают в соответствии с требованиями ФГОС, который, в том числе, предполагает и «разработку и реализацию каждой школой (образовательной организацией) междисциплинарной учебной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности». Тут-то на начинается самое сложное и непонятное. Читая соответствующую педагогическую литературу, обнаруживаешь такие словосочетания, как «проектно-исследовательская деятельность», «проектное исследование», «исследование-проект» и даже «исследовательский проект». Причем понимаешь, что все авторы видят под этим совершенно разные вещи. Вот «проектно-исследовательская работа» - это что такое? У кого-то это те проекты и исследования, которыми занимаются учащиеся под руководством педагога. У кого-то это целое направление деятельности образовательной организации: вот есть учебная работа, есть воспитательная, а это проектно-исследовательская. А у кого-то это просто интегрированная работа, выполненная одним из учащихся. Кто же прав?

Дело в том, что некоторые авторы не до конца понимают отличия этих двух видов деятельности и поэтому подменяют одно понятие другим. И действительно, у них  есть очень много общего.

И исследование, и проект предполагают прогнозирование некоего конкретного достижимого результата деятельности и требуют умения последовательно и продуктивно двигаться к намеченным целям. Поэтому и этапы работы над ними одни и те же:

- целеполагание («Что я хочу получить в результате работы? Что я хочу выяснить, создать?»);

- формулировка задач («Что именно я должен сделать, чтобы достичь поставленной цели?»);

- выбор средств и методов («Как, какими средствами я буду решать поставленные задачи? Что мне для этого понадобится?»);

- планирование («Как наиболее логично и эффективно построить свою работу?»);

- собственно проведение проектных работ или исследования;

- оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;

- представление результатов (публикация, доклад, презентация и т. п.).

Однако, смысл и образовательное значение данных видов деятельности в корне различны. В случае исследовательской деятельности – это формирование у учащихся познавательной установки на то, что «мир познаваем» и готовности исследовать мир «как он есть»; в случае проектной деятельности – это формирование у учащихся готовности относиться к миру человеческой цивилизации как к «проекту», к тому, что создается волей и энергией людей1.

Основные отличия проектной и учебно-исследовательской деятельности представлены в следующей таблице:

Проектная

деятельность

Учебно-исследовательская  деятельность

Цель

Продукт, применимый на практике

Знание

Задача

Получение запланированного результата

Проверка гипотезы, ответ на вопрос

Итог

Задан,

известен заранее

Заранее неизвестен,

формулируются в ходе работы

Допустимость получения отрицательного результата

Нет

Да

Другими словами, исследование — это поиск, продуцирование нового знания, а проект — это использование уже имеющегося знания для получения вполне конкретного практического результата. То есть в первом случае главный вопрос — «Что мы получим в результате?», а во втором — «Как нам получить нужный результат?»

Современные школьники представляют результаты своих исследований в том числе и на различных научно-практических конференциях. Получается, что они ведут самую настоящую научно-исследовательскую деятельность? И да, и нет. Чтобы ответить на этот вопрос, надо разграничить такие понятия, как «исследовательская деятельность школьников» и «учебно-исследовательская деятельность».

 

Первая по своей структуре действительно сходна с научно-исследовательской деятельностью. Обладая определенной суммой знаний и проявляя искренний интерес к работе, школьник под руководством педагога на самом деле способен сказать свое, пусть даже поначалу совсем небольшое, слово в науке.

 

Пример из практики:

Иван Алексеевич Бунин, в честь которого названа школа 27, известен не только как писатель, но и как поэт. Причем он сам переводил свои стихи на английский. Точнее, он не переводил, а писал одно и то же стихотворение на разных языках. Языковой код английского и русского языка на совпадает, в связи с чем поэт был вынужден выражать одну и ту же мысль различными изобразительно-выразительными средствами. Сравнивая и сопоставляя русский и английский варианты текста, мы получаем уникальную возможность глубже понять идеи автора, действительно по-новому взглянуть на его произведения: пусть одну и ту же мысль он передал по-иному, даже образы отличаются, но, наложив один текст на другой, мы получаем очень яркую и объемную картину, так как можем посмотреть на одно и то же с разных сторон, ведь автор подходил к выбору языковых средств очень бережно. Такой анализ творчества И.А. Бунина является одной из перспективных тем научно-исследовательской деятельности учащихся школы 27.

Однако, при организации научно-исследовательской работы школьников необходима особая осторожность. Во-первых, требования к содержанию и оформлению исследовательской работы учащегося, взятые из «большой» науки, могут отпугнуть начинающего исследователя своей жесткостью. Во-вторых, школьнику действительно сложно рассуждать об актуальности, научной новизне и практической значимости своего исследования — для этого надо быть настоящим ученым, специалистом в данной научной дисциплине, который должен и владеть уже накопленным опытом предшествующих исследований, и быть в курсе  последних научных достижений и современных проблем.

При работе с учащимися более актуальной представляется не научно-исследовательская, а учебно-исследовательская деятельность. Она представляет собой систему учебных ситуаций, направленных на  постепенное и поэтапное освоение исследовательской деятельности в соответствии с возрастными особенностями учащихся. При учебно-исследовательской деятельности школьники ставят цели и задачи, исходя из собственных познавательных интересов и потребностей, а при проведении самого исследования действуют по аналогии с тем, как действуют ученые. Другими словами, если целью «большой» науки является «новое для всех», то цель науки «учебной» - «новое для меня».

Что касается проектной деятельности, она также представляется чрезвычайно важной. Ее вклад в повышение мотивации учащихся трудно переоценить, ведь она позволяет отразить разнообразие интересов учащихся, тем самым обеспечив их максимальную заинтересованность и вовлеченность. Это  возможность не только применить имеющиеся знания на практике, но и получить нечто совсем настоящее, что можно использовать в реальной жизни — будь то новогодняя открытка маме, иллюстрированная книга собственных стихов или экскурсия по мистическим местам Санкт-Петербурга.

Пример из практики:

Уже несколько лет школа 27 успешно участвует в различных олимпиадах по курсу «Гиды-переводчики», которые проходят именно в виде конкурса проектов. Учащиеся должны представить проект экскурсии на иностранном языке. Тема задается условиями конкурса, однако, всю дальнейшую работу учащийся планирует самостоятельно: выбирает целевую аудиторию, определяет маршрут, отбирает и подбирает фактографический и иллюстративный материал, пишет текст экскурсии, оформляет видеопрезентацию и готовит устное выступление — ведь свой проект надо достойно защитить как перед сверстниками, так и перед конкурсной комиссией.

В ходе проектной деятельности у учащегося также может возникнуть потребность узнать что-то новое, чему-то научиться. Тем не менее, переход проектной деятельности в исследовательскую в этом случае не происходит: что именно хочет узнать школьник, какие именно умения он хочет приобрести, ему известно заранее. Также сохраняется и конечная цель деятельности — продукт, применимый в реальной жизни.

Пример из практики:

На уроках английского языка в школе 27 реализуется проект «Примите меня на работу!», в ходе которого учащиеся готовятся к своему первому трудоустройству: осваивают навыки самопрезентации и деловой этикет, учатся заполнять анкету, составлять резюме, проходить собеседование.

Что касается довольно распространенного термина «исследовательский проект», то в данном случае имеет место подмена одного понятия другим. Слово «проект» в русском языке многозначное.

 

Проект  (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед):

1)  совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия;

2)  предварительный текст какого-либо документа;

3)  замысел, план.

Термин «исследовательский проект» пришел из мира прикладной науки — там это действительно документы, необходимые для проведения (а главное, для финансирования) научного исследования. В этом виде он вошел и в педагогику, чем внес большую путаницу, ведь предъявлять к ученической работе одновременно требования и как к исследованию, и как к проекту невозможно.

И проектная, и исследовательская деятельность должны применяться в учебной практике комплексно. Если уделять внимание только проектам, у учащихся может сложиться ложное впечатление, что результатом любой деятельности должен быть продукт, применимый на практике, причем создание такого продукта им непременно по силам. Отсутствие интереса к исследованию, к поиску истины, к творческой работе с заранее неизвестным результатом также может повлечь и снижение интереса к учению в целом.

Если приоритетной и единственной считать только учебно-исследовательскую деятельность, то у учащихся просто может не хватить сил и умений работать в режиме постоянного поиска. Также из-за постоянного экспериментирования дело может так и не дойти до оформления  результатов, что чревато отсутствием у учащихся определенной базы  знаний и умений, которой они могут  свободно и уверенно  пользоваться2.

Таким образом, можно сделать вывод, что и исследовательская, и проектная деятельность являются равноправными компонентами образовательного процесса.

Источники: 

  1. http://www.ug.ru/appreciator/58
  2. http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0CBsQFjAAahUKEwjooOH6yf7IAhUGLHIKHR3iDVo&url=http%3A%2F%2Fwww.eurekanet.ru%2Fres_ru%2F0_hfile_2239_1.doc&usg=AFQjCNF2c1Rj-ilspI0_14orccCJCFA9eA&bvm=bv.106923889,d.bGQ
  3. http://pedsovet.su/load/247-1-0-45274
  4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/10/27/prezentatsiya-metod-proektov-v
  5. http://www.moluch.ru/archive/43/5286/
  6. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/20/1390/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Особенности работы с детским коллективом "Вокальный ансамбль JOY" (English sining) ( из опыта педагога ГБОУ № 628 "Александринская гимназия", Санкт-Петербург

Автор рассуждает на тему об актуальности, эффективности, востребованности, результативности образовательной программы "Ансамблевое пение на английском языке"...

Методическая система учителя химии ГБОУ Гимназии №261 г.Санкт-Петербурга Сечиной Н.Н."Формирование универсальных учебных умений учащихся на уроках химии"

Химия - предмет, который позволяет формировать мировоззрение и научную картину мира на протяжении всех четырех лет обучения. Вместе с этим в своей педагогической деятельности я занимаюсь формированием...

Итоги внеурочной деятельности в ГБОУ СОШ №4 Кусто Санкт-Петербурга за 2016-2017 учебный год

Эта статья посвящена итогам внеурочной деятельности (ВД) в ГБОУ СОШ №4 Кусто в 2016-2017 уч. году....

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

статья поможет учителям в реализации проектной деятельности в процессе преподавания...

Статья "Формирование гражданской идентичности у учащихся в рамках проектной деятельности и через изучение культурного пространства Санкт-Петербурга"

В статье идёт речь о возможностях использования культурного пространства Санкт-Петербурга для учителей истории и  учителей-предметников, при формировании гражданской идентичности учащихся...