Интегративный подход при формировании ключевых компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО
опыты и эксперименты на тему

Еремина Ольга Евгеньевна

Данный материал был представлен на Форуме педагогических идей и находок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегративный подход при формировании ключевых компетенций обучающихся в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

«Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.  
Школа для ребёнка – это часть его жизни, поэтому и организовать её нужно так, чтобы, выйдя из её стен, где он приобрёл умения и навыки, каждый смог удержаться на плаву в современном мире и уверенно подниматься по пути, выбранному на начальном этапе его жизни. Значит, организация учебного процесса должна быть настолько совершенной и конструктивной, чтобы у школьника была возможность реализовать себя».

(Д.А. Медведев)

Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.

Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования.

Именно в действии порождается знание. Когда-то, в 1957 г., вышла книга выдающегося психолога А.Валлона "От действия к мысли". И по сути дела, создавая вслед за Д.Б.Элькониным, П.Я.Гальпериным, Л.С.Выготским линию универсальных учебных действий, мы идем по пути от действий к фундаментальному ядру образования. Дать способы культурного мышления — вот что необходимо сделать сегодня в мире, где поток информации безграничен.

Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Важнейший принцип деятельностного подхода   заключается в том, чтобы «научить ребёнка учиться». То есть теперь знания приобретаются только в деятельности,  а за умениями, навыками, развитием и воспитанием личности ребёнка стоит действие.

В образовательной области «Филология» приоритетным является коммуникативное развитие  и формирование способности  и готовности  свободно осуществлять общение, овладение современными средствами коммуникации.

Обучение русскому языку сегодня не может быть сведено к обучению орфографии и пунктуации – сейчас это понимают все. Углубляется лингвистическая составляющая курса русского языка, развивается коммуникативный подход, идут поиски способов интеграции русского языка и литературы как учебных предметов, возникают дополнительные курсы риторики, стилистики, культуры речи.

В основе деятельностного подхода к обучению рекомендуются разнообразные приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки-путешествия, уроки-семинары, уроки- диспуты и др.

Как сделать урок русского языка интересным?

Эта проблема давно привлекает к себе моё внимание как учителя-словесника. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы

В последнее время возрос интерес к интегрированной образовательной деятельности, так как на таких занятиях обучающиеся используют знания из разных сфер деятельности. Процесс обучения становится более экономным, у детей создается целостная, единая картина мира, а не в разрозненном виде, как это бывает на обычных занятиях.

Идея интегративного образования – одна из концептуальных идей современной школы.

Цель уроков интегративного обучения – формирование целостного видения мира. Интегративное образование реализует органическую целостность образовательного процесса (содержание, принципы, методы, формы обучения, все компоненты целостной деятельности: целеполагание, планирование, практическая деятельность, самоконтроль, коррекция), системность в комбинировании элементов различных концепций.

Системообразующими приоритетными идеями интегративного образования являются          

  1. личностная направленность обучения;
  2. системность в обучении;
  3. создание проблемной ситуации;
  4. диалогичность;
  5. рефлексия деятельности.

Сущность интегративного подхода заключается во взаимодействии субъектов воспитательно-образовательного процесса, направленного на организацию и осуществление поисковой деятельности обучающихся, активное и самостоятельное приобретение ими знаний и овладение способами применения в условиях внутридисциплинарного и междисциплинарного синтеза.

Работу по использованию на уроках русского языка я веду в трёх направлениях: «Русский язык и литература», «Русский язык и история», «Русский язык с использованием интеграционных технологий».

Опора на межпредметные связи уроков литературы и русского языка являются одним из важнейших условий повышения условий речевой культуры обучающихся.

Данную проблему я решаю через повышение внимания к стилистическим знаниям школьников, к изобразительно-выразительным средствам и их идейно-эстетической функции художественном произведении. Также обучаю школьников разным жанрам устных и письменных высказываний.

Организую планомерную работу с текстом, формирующую мыслящую, грамотную, творческую, культурную личность, что возможно только на уроках интегрированного типа, т.к. именно на них осуществляется синтез двух дисциплин: русского языка и литературы.

Интегрированные уроки русского языка и истории формируют национальное самосознание, уважение к историческому и культурному наследию России и всего мира и обеспечивает гармоническое развитие личности.

Использую информационные технологии на уроках русского языка и литературы, которые хорошо комбинируются с методом проектов. С обучающимися мы составляем мини-проекты, мини-презентации на основе систематизации знаний как на уроках, так и во внеурочное время.

Организацию процесса обучения осуществляю на здоровьесберегающей основе. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение обучающихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес, развивают воображение, внимание, мышление, речь и память.

Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна, использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание на высоком уровне, что позволяет говорить о повышенной эффективности.

Для повышения мотивации использую элементы игровой технологии: дидактические игры, ролевые игры, деловые игры.

Интегрированные уроки-лекции, такие, как «Лекция вдвоём», позволяют мне довести объёмный материал до обучающихся крупными блоками, выявить проблему и найти пути её решения.

На уроке-семинаре обучаю школьников выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения, что развивает познавательные и исследовательские способности обучающихся не только по русскому языку, но и по смежным предметам совпадающих тем. Уроки-семинары использую при изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной работы обучающихся; после проведения лекций; при обобщении и систематизации знаний.

Уроки-дискуссии помогают моим ученикам, используя смежные предметы, рассматривать спорные вопросы, находить различные подходы при аргументации суждения.

Интегрированный урок решает множество отдельных задач, их совокупность. Одной из важных задач является качество обучения. Результатом своей работы я считаю повышение интереса обучающихся к моему предмету, участие в факультативных курсах, групповых занятиях. Мною разработан интегрированный курс «Русская словесность», который включает в себя интеграцию предметов «Русский язык» и «Литература». Кроме этого, ребята активно принимают участие в конкурсах.

Использование нестандартных форм урока позволяет мне добиваться результативности обучения, мотивации к получению знаний. В течение учебного года результаты качества успеваемости по предметам «Русский язык»  и «Литература» повысились при стопроцентной успеваемости.

Я считаю, в школе целесообразно проводить работу над созданием интегрированных наук. Наблюдения, чтение педагогической литературы, размышления, вся моя педагогическая практика подвели меня к тому, что только сотрудничество учителей сможет помочь воспитать гармонически всесторонне развитую личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МК «ИКТ как средство реализации деятельностного подхода и формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС»: проектирование учебных ситуаций

Формирование навыков мыслительной деятельности на уроках английского языка с использованием средств ИКТ. 1.Работа с текстом учебника New Opportunities для 9 класса автор Michel Harris.2.Поиск и в...

Подходы к организации самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО

В работе рассматриваются вопросы эффективности самостоятельной работы обучающихся и использование, для решения этой задачи,  приёмов и методов технологии развития критического мышления через чтен...

Подходы к организации самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО

Материалы выступления на заседании обласного методическго объединения руководителей научно-методической работой ОУ НПО и СПО ТО. Круглый стол: "Организация внеаудиторной самостоятельной учебной ...

Справка об осуществлении инновационной деятельности по теме: "Формирование профессиональных компетенций учителей в условиях реализации ФГОС как фактор повышения качества образования"

Справка об осуществлении инновационной деятельности по теме: "Формирование профессиональных компетенций учителей в условиях реализации ФГОС как фактор повышения качества образования" на базе...

Формирование профессиональной компетенции учителей в условиях реализации ФГОС ОО как фактор повышения качества образования

Региональная инновационная площадка ГАПОУ "Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля"...

Робототехника как средство развития ключевых компетенций дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

quot;Качество дошкольного и начального общего образования: проблемы и перспективы" (сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции, г. Петропавловск-Камчатский, 2016 год)...

Внеурочная деятельность как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях пенитенциарной системы

Внеурочная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса, который способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов....