Компетентностный подход и формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
статья по музыке (5, 6, 7 класс)
Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. В практике деятельности образовательных учреждений такой подход принято называть компетентностным.
Компетентностный подход в образовательном процессе должен стать приоритетным.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ФГБУ «Российская академия образования»
Ассоциация педагогов Московской области «Учителя Подмосковья»
Межрегиональная научно-практическая конференция
с международным участием
«Дидактические возможности современных средств обучения»
Доклад учителя музыки
МОУ гимназия №24 г.о. Люберцы
Соломиной И.И.
Тема выступления»:
Компетентностный подход и формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
«Ребенок по своей натуре – пытливый исследователь мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках… Через каждую сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Сухомлинский В. А.
Способности не даны от природы в готовом виде. Они могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности, в процессе усвоения, а затем и творческого применения знаний умений и навыков.
Каждый ребенок имеет свои способности. Для того, чтобы дети могли проявить свои дарования, нам, взрослым, нужно умело ими руководить. В таком случае задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развивать творческие способности каждого ребенка. То есть раскрывать в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умения управлять процессами творчества: фантазированием, импровизацией, исполнительством.
Каждый ребенок имеет свои способности. Для того, чтобы дети могли проявить свои дарования, нам, взрослым, нужно умело ими руководить. В таком случае задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развивать творческие способности каждого ребенка. То есть раскрывать в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умения управлять процессами творчества: фантазированием, импровизацией, исполнительством.
Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. В практике деятельности образовательных учреждений такой подход принято называть компетентностным.
Компетентностный подход в образовательном процессе должен стать приоритетным.
Компетентностный подход - это освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в нестандартных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. (А.В.Хуторской)
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. ( А.В.Хуторской)
Ключевые компетенции - результат образования, выражающийся в овладении социально-значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия.
Ключевыми компетенциями – универсальными – должен обладать каждый член общества. Термин «ключевые» подчеркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе.
Компетентностный подход – это умение применять в жизни полученные знания, умения и навыки.
Компетентностный подход нацелен на усиление практической ориентации общего среднего образования, стремиться подготовить человека умелого и мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения.
Компетенция – это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, опытом решения которых он обладает.
А.В.Хуторской выделяет семь ключевых образовательных компетенций:
1. Ценностно-смысловые компетенции.
2. Общекультурные компетенции.
3. Учебно-познавательные компетенции.
4. Информационные компетенции.
5. Коммуникативные компетенции.
6. Социально-трудовые компетенции.
7. Компетенции личностного самосовершенствования.
Школьный урок музыки должен отвечать всем современным методическим и дидактическим требованиям, давать наглядное, образное, целостное представление о мире искусства.
Главная цель компетентностного подхода в преподавании музыки заключается в воспитании духовного мира обучаемых, развитии их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты.
Для уроков музыки был сформулирован состав ключевых компетенций, их учебное содержание, определены методы, приемы, технологии развития компетентностей, критерии оценки уровня усвоения ключевых компетенций.
Приоритетами для урока музыки и внеклассной музыкальной деятельности на этапе основного общего образования являются:
- учебно-познавательная компетентность,
- информационная компетентность,
- коммуникативная компетентность,
- социально-эстетическая компетентность.
Учебно-познавательная компетенция:
- расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся;
- вырабатывание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки;
- умение выполнять учебно-творческие задачи;
- формирование потребности общения с музыкой вне школы
Несомненно, главенствующей является музыкально-творческая компетенция.
1. Компетентность общих умений
Умение:
- сравнивать, обобщать, делать вывод;
- запоминать с голоса тест и мелодию песни;
- выразительно исполнять музыкальные
произведения.
Методы: беседа, наблюдение, упражнение, повторение, инсценировка
Приемы: ситуация успеха, игровые ситуации.
2. Вокально-хоровая компетентность
Умение:
- интонировать мелодию;
- владеть певческим дыханием;
- соблюдать певческую установку;
- слышать себя и других в общем звучании;
Методы :показ, повторение, исполнение, сравнение, сопоставление.
Приемы: распевание, пение а капелла, пластическое интонирование мелодии, звуковая лесенка.
3. Компетентность слушания музыки
Умение:
- делать музыкальный анализ произведения;
при анализе музыкального произведения, осваивать и закреплять основные музыкальные термины и средства музыкальной выразительности: мелодия, аккомпанемент, ритм, темп, лад, динамика
- высказывать и доказывать свое личное мнение;
- понимать музыкальный образ;
- чувствовать особенность композиторского стиля.
Методы: взаимосвязи видов искусств, исторических параллелей, анализ, сравнение, дискуссия, убеждение.
Приемы: пульс в музыке, поэтический отрывок, иллюстрация, вокализация тем, графическая запись, жесты интонаций
4. Компетентность музыкальной грамотности
Умение:
- определять средства музыкальной выразительности (аккомпанемент, темп, ритм, динамика, лад, регистр и др);
- голоса и тембры музыкальных инструментов;
- различать жанры вокальной музыки (песня, вокализ, кант, романс, кантата, опера) и инструментальной музыки (пьеса, сюита, соната, симфония, концерт, балет);
- определять музыкальную форму (двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо)
Методы: сопоставление, сравнение, анализ
Приемы: опорные интонационные сигналы
5. Компетентность игры на музыкальных инструментах
Умение:
- играть на простых музыкальных инструментах и владение приемами игры;
- ритмично точно исполнять аккомпанемент;
- подбирать ритмическую партию определенного инструмента;
- передавать характер и настроение музыкального произведения.
Методы: убеждение, показ, упражнение.
Приемы: ситуация успеха, игровые ситуации, импровизация, акцентирование
Пение дисциплинирует детей: концентрирует внимание к дирижерским жестам учителя, учит правильному дыханию и певческой постановке, формирует необходимость развивать умение вслушиваться в чужое и собственное исполнение. В процессе разучивание песни целесообразно разделение на группы, ведь не все дети имеют чистую интонацию, не все способны воспроизвести даже самую простую мелодию. Но в создании песни должен участвовать каждый ребенок, поэтому «дети-гудошники» образуют инструментальную группу класса. И, если у поющего ребенка, голос – это его инструмент, то у ребенка играющего на простейших музыкальных инструментах – это тембр, ритм, способы звукоизвлечения инструмента, на котором он инрает. В итоге получается полноценное музыкальное произведение, что дает положительный эмоциональный отклик всего класса. Дети, анализируя исполнение, отмечают, как ритмический аккомпанемент украсил звучание песни, а тембры различных инструментов создали яркий музыкальный образ.
6. Компетентность концертных выступлений
Умение:
- реализовывать поставленные цели;
- артистично выступать перед публикой;
- донести до слушателя музыкальный образ
- смысл произведения;
- умение культурно вести себя на сцене.
Методы: упражнение, сравнение, анализ.
Приемы: Ситуация успеха, игровые ситуации.
7. Компетентность оценки успешности
Умение:
- объективно оценивать свое выступление;
- анализировать результат выступления;
- находить ошибки и пути их решения;
- оценивать выступление других.
Методы: наблюдение, сравнение, анализ,
сопоставление.
Приемы: ситуация успеха, игровые ситуации, импровизация.
Информационная компетенция:
-способность работать с различными источниками информации;
-владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, и т.п.) и информационными технологиями (аудиозапись, видеозапись, СМИ, Интернет);
-способность к поиску, анализу и отбору необходимой информации, ее преобразованию, сохранению и передаче;
-применение для решения учебных задач информационных и телекоммуникационных технологий: аудио и видеозапись, Интернет.
Коммуникативная компетенция:
-владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, в парах;
-речевые (коммуникативные) умения, которые включают развитие речи, умение чтения с пониманием, умение понимания на слух и умение письма;
-воспитание художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
-развитие творческих способностей учащихся.
Социально-эстетическая компетенция:
-владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности;
-умение применять комплекс знаний, умений и навыков при выполнении социально-эстетических задач;
-приобретение опыта в творческой музыкальной деятельности.
Успешное формирование социально-эстетической компетентности невозможно без внеурочной деятельности, которая является естественным продолжением и дополнением основных форм работы учащихся на уроке и основывается на тех же педагогических принципах, что и учебная работа с детьми.
Внеурочная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах:
-индивидуальная работа (работа с сольными исполнителями, подготовка их к конкурсам);
-групповая работа – работа с вокальными ансамблями, подготовка к внеклассным и внешкольным выступлениям, которые готовятся совместно с учителями-предметниками в различной форме – праздничная или конкурсная программа, проект, литературно-музыкальная композиция, театрализованное представление и др.– и проводятся по следующим направлениям:
-гражданско-патриотическое (проект «Великие песни моей Родины», «Славься, Отечество!», «Наша слава – русская держава».);
-духовно-нравственное (циклы внеклассных мероприятий «Православные праздники», «Святые земли русской» и «Времена года» );
-художественно-эстетическое («Музыкальная азбука», «Что такое счастье?», «Учиться всегда пригодится» и др.
Выступления в социуме доставляют ребятам особую радость, переживания, дают возможность каждому участнику показать свои художественные способности и музыкальный вкус. Атмосфера прекрасного на праздниках рождает у учащихся желание повседневного общения с музыкой, воспитывает интерес к музыке, вызывает положительные эмоции.
В гимназии №24 на протяжении 25 лет активно работает несколько творческих групп:
- Хор младших классов «Родничок»
- Хор средних и старших классов «Радуга» (победитель Всероссийских и Международных конкурсов школьных хоров, постоянный участник хорового форума им. Г. А. Струве в Московской Государственной консерватории)
- Вокально-хоровой ансамбль
- Кружок «Свирельки»
- Образцовый детский коллектив Московской области ансамбль «Свирель» (победитель Всероссийских и Международных конкурсов, постоянный участник Всероссийского проекта «Музицирование для всех», участник концертов совместно с Академическим оркестром русских народных инструментов им. Осипова и оркестром народных инструментов им. Некрасова ВГТРК)
В хоре за годы его существования занималось более 3 тысяч детей, а в ансамбле «Свирель» более 2 тысяч детей.
Цитата дня и мое педагогическое кредо: «Педагог, идущий к детям с партитурой школьного дня, слыша музыку этой партитуры в звуках детских голосов, представляя себя у дирижерского пульта с волшебной палочкой воспитания, веря, что чудо воспитания — в его одухотворенности и преданности детям, не может не быть счастливым оттого, что выбрал профессию педагога».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование ИКТ-технологий как условие формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках математики"
Работа была представлена на Областной научно-практической конференции "Развитие коммуникационных компетентностей обучающихся в условиях введения ...
Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках географии посредством технологии критического мышления."
Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках географии посредством технологии критического мышления"...
Формирование и диагностика ключевых компетенций обучающихся на уроках физики и во внеурочное время
Компетентностный подход в обучении позволяет сформировать успешного, самостоятельного, критически мыслящего, мобильного выпускника. Компетентностный подход в обучении нацелен на конечный р...
Формирование ключевых компетенций школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности
Опубликовано в материалах Международной научно-практической конференции "Формирование предметных и метапредметных компетенций в процессе обучения в школе", Краснодар 2010...
Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
В современной педагогике акцентируется внимание на формировании метапредметных умений и навыков, на развитие у школьников цельного представления о явлениях в природе и взаимосвязях между ними, что дел...
Интегративный подход при формировании ключевых компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО
Данный материал был представлен на Форуме педагогических идей и находок....
ВОЗДЕЙСТВИЕ ХОРОВОГО ПЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Опыт работы Пешковой Т.Н. по патриотическому воспитанию подрастающего поколения на уроках музыки и в детском хоровом коллективе можно отнести к разряду «Педагогическая инновация», так как ...