Внеурочная деятельность как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях пенитенциарной системы
статья по математике (7, 8, 9, 10, 11 класс)
Внеурочная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса, который способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях пенитенциарной системы
Внеурочная деятельность –это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса.
Важнейшей задачей учителя математики является пробуждение у обучающихся любознательности, пытливости, развитие устойчивого интереса к математике, интеллектуальных умений и способов овладения нужной информацией, постепенное и целенаправленное включение их в самостоятельную познавательную деятельность. Достичь положительных результатов в решении данной задачи я пытаюсь при организации внеклассной и внеурочной деятельности по предмету с включением в работу как можно большее число учеников. Я уверен, что приобретение компетенций базируется на опыте и деятельности обучающегося.
На прошлом семинаре я отмечал следующие ключевые компетенции:
- Ценностно-смысловые,
- Общекультурные,
- Учебно-познавательные,
- Информационные,
- Коммуникативные,
- Компетенции личностного самосовершенствования.
Я считаю, что в условиях нашей школы и как учитель математики можно применять следующие виды внеурочной деятельности: 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) проблемно-ценностное общение; 4) художественное творчество. Виды и направления внеурочной деятельности обучающихся тесно связаны между собой.
Например, военно-патриотическое направление реализую при проведении месячника военно-патриотического воспитания. Обучающиеся принимали участие в подготовке мероприятия «День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества». А также при проведении уроков математики даю задания обучающимся подготовить выступления по этому направлению. Например, в 8 классе при прохождении темы «Статистика» делают сообщение «Курская битва: цифры и факты» для составления гистограммы.
Игровую и познавательную деятельности реализую при проведении предметных недель по математике и основам финансовой грамотности. Например, проведение викторины «Вместе против коррупции», КВН «Ох уж эта математика», математический турнир «Я считаю быстрее». В данном случае осуществляется формирование у обучающихся следующих ключевых компетенций:
- ИНФОРМАЦИОННАЯ
а) поиск и сбор информации (справочная литература, сеть Интернет, библиотеке и т.д.)
б) обработка информации
- составление планов к тексту
- составление вопросов
- анализ, обобщение
- составление диаграмм, схем, графиков
в) передача информации
- доклады, сообщения
- сценарии
- выпуск печатных ученических изданий (газеты)
2. КОММУНИКАТИВНАЯ
методы устной коммуникации
- учебный диалог
- доклады, сообщения
- опросы, интервью
- диспуты, дискуссии.
Формирование коммуникативной составляющей проходит также через художественное творчество. Это выпуск стенгазеты «А.Н.Колмогоров – ученый и педагог», оформление стендов «Валюта стран СНГ», «Финансовые пирамиды России», «Великие математики». Сформированность коммуникативных компетенций предусматривает владение необходимыми языками, способами взаимодействия с окружающими, навыками работы в коллективе. А социально-трудовые компетенции означают применение знаний и опыта в сфере общественных отношений, в области профессионального самоопределения. В решении данной проблемы необходимо опираться на компетентностный подход в обучении и во внеурочной деятельности, так как меняется сама конечная цель обучения: мало знать, надо уметь применять теоретические знания для решения конкретных задач.
В процессе внеурочной работы я обращаю внимание на формирование тех компетенций, которые необходимы обучающимся для дальнейшего обучения и социальной адаптации в современном мире. К данной категории относятся: учебно-познавательные, и как я уже отметил информационные, коммуникативные и социально-трудовые компетенции.
К учебно-познавательным относят компетенции в сфере познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения организации, планирования идей, анализа, рефлексии и самооценки деятельности, интеллектуальные способности к самостоятельному приобретению новых знаний, жизненные установки и готовность к дальнейшему самообразованию. Коммуникативные компетенции. Работа в группе, коллективе –смена социальных ролей; выступление перед аудиторией с результатами своей работы (реферат, доклад, исследовательская или проектная работа); умение задавать вопросы, владеть приемами действий в ситуации общения (умение общаться, проявлять уважение друг к другу).
Учитывая наши особенности, в формировании компетенций большую роль играют принципы личностно ориентированного подхода. Личностно ориентированный процесс я стараюсь строить с участием изначально присущих осужденному субъективности, рефлексивного сознания, творческого потенциала. Целью личностно ориентированного подхода является развитие и формирование обучающегося как личности, способной успешно социализироваться в обществе и реализовать себя как всесторонне развитую личность в различных сферах жизнедеятельности. Поэтому главная моя задача –оказать помощь в освоении позиции субъекта собственной жизнедеятельности. Для этого необходимо применять такие методы обучения, которые:
-формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся;
-развивали бы в первую очередь обще-учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
-формировали не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжѐнные с опытом их применения в практической деятельности;
-были бы приоритетно направлены на развитие познавательного интереса обучающихся;
-реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат –опыт деятельности –становиться бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Проектирование является основным видом познавательной деятельности обучающихся. Используя проектирование как метод познания, обучающиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания –это не только самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность.
Учитывая все выше сказанное, обучающимися было подготовлено множество мини-проектов, групповых проектов. Например, «Симметрия в архитектуре», «Взаимосвязь архитектуры и математики», «Вклад математики и математиков в Победу в Великой Отечественной войне», «Параллельные прямые» и др.
Благодаря работе над проектом, повышается самооценка обучающихся, обогащается их социальный опыт, обучающиеся приобщаются к творчеству, развивая свою личность.
Проектная работа помогает решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом, а также приобщает обучающихся к практическому владению математическим языком. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании.
Таким образом, проектная деятельность обучающихся во внеурочной деятельности позволяет не только выполнять основные программные цели обучения, но и способствовать фактическому формированию ключевых компетенций обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Организация внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся в МОУ «СОШ с.Сторожевка»
Статья из опыта работы....
Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"
В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....
«Организация внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся"
«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет»,- говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно – ориентированный подход в обучении.Вопрос о ключевых компетентностях – пре...
«Организация внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся»
«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет»,- говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно – ориент...
Методическая система. «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уровнях основного и среднего общего образования».
Актуальность данной МС.Цели и задачи.Основные теоретические и методические идеи....
Статья учителя математики Смирновой Марины Алексеевны ГБОУ СОШ № 138 " Проектная деятельность школьника как средство формирования ключевых компетенций обучающихся"
Как научить ребенка проектной деятельности?...
"Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях введения ФГОС"
Процесс интеграции(от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и в...
- Мне нравится (1)