Подходы к организации самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО
статья на тему
В работе рассматриваются вопросы эффективности самостоятельной работы обучающихся и использование, для решения этой задачи, приёмов и методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подходы к организации самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам, разделу: «Требования к условиям реализации ОПОП»: « При формировании основных профессиональных образовательных программ образовательное учреждение обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения. Максимальный объём учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы».
Уже на этапе формирования общих компетенций мы сталкиваемся с вопросом эффективности самостоятельной работы : «Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2); «Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием…» (ОК 8); «Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития» (ОК 4); «Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях» (ОК 3). На своих уроках я решаю эти задачи, используя приёмы и методы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Технологией РКМЧП называют базовую модель обучения (вызов-осмысление содержания- рефлексия) в совокупности с целым набором приёмов и методов (1;4). В рамках данной технологии под критическим мышлением подразумевается процесс соотнесения получаемой информацией с уже имеющимися знаниями, выработка решений о том, что можно принять или дополнить, а что и вовсе опровергнуть. Этот процесс связан с критическим анализом собственных убеждений и корректировкой последних через получение новой информации. Технология требует от учащегося не только «внутренних» рассуждений, но и поиска взаимодействия с другими участниками учебного процесса, поиска оптимального решения проблемы, вырабатывая тем самым социально значимые качества.
На стадии вызова актуализируются имеющиеся знания по вопросу, а в случае их отсутствия учащимся предлагается построить свои версии ответов. Очень важно в этот момент не провоцировать дискуссий и не направлять учащихся на правильное решение. Таким образом, на стадии «вызова» происходит важнейший процесс формирования целей урока. От масштабных: «Я ничего не знаю о причинах феодальной раздробленности на Руси», до конкретных вопросов: «Мне кажется, что одной из причин феодальной раздробленности на Руси могло быть самостоятельность бояр-вотчинников в своих землях». В итоге при самостоятельной постановке проблемы и грамотной формулировке вопросов, учащиеся сами побуждаются найти ответы на свои вопросы. Это - стадия «осмысления содержания», непосредственное знакомство учащихся с новым материалом. На этом этапе учителя осознанно «отдаляются» от активного участия в уроке. Знания нового материала будет глубже, если Вы предложите своим ученикам альтернативный источник информации, а потом ребята дополнят источник материалом учебника.
Для стадии рефлексии характерно возвращение к поставленным в начале урока вопросам и идеям, сопоставление их с полученными новыми знаниями. В процессе рефлексии учащиеся не только формулируют выводы по изучаемой теме, но и задают новые вопросы, выявляя тем самым «пробелы» в знаниях. Это значит, что они смогли достичь поставленных и даже самостоятельно сформулировать новые, позволяющие перекинуть мостик к следующей теме (1;7).
Таким образом базовая модель «вызов – осмысление содержания -рефлексия» представляет собой технологический цикл, направленный на самостоятельное целеполагание обучающимися, самостоятельного достижения ожидаемых и неожиданных результатов в процессе, но и корректирование первичных целей, постановка новых отличных от них.
Фрагмент урока:
Предмет: «История» специальность 110810 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»
Цель:
- Изучить причины, ход, этапы, итоги Английской революции
Привить уважение к принципам социальной справедливости и благополучия, основам демократии, борьбе за построение правового государства.
Развивать способности сравнивать исторические события, текстом учебника, историческими источниками.
Формирование ОК 1-10.
Обучающийся должен знать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
основные исторические термины и даты;
Обучающийся должен уметь:
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);│
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
Обучающийся должен уметь использовать приобретенные знания для :
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Основной приём: «Перепутанные логические цепочки».
Основные понятия: индепенденты, ковалеры, круглоголовые, левеллеры, протекторат, конституционная монархия.
Этап урока | Формирование умения | Действия учителя | Действия обучающихся | |
Стадия вызова | устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений. ОК 2-7. | Актуализация темы: Давайте вспомним Чем характеризуется абсолютизм как форма власти? С именами каких королей Англии и Франции связан процесс формирования абсолютизма? Как назывались представительные учреждения в Англии и Франции, какую роль они сыграли в формировании абсолютистских режимов? В чём сходство и различие процесса формирования абсолютистских режимов в Англии и Франции? | Отвечают на вопросы | |
Делит учащихся на группы (количество человек в группах должно соответствовать количеству отрывков-параграфов в тексте). Раздаёт карточки, на которых записаны основные события изучаемой темы. | Попробовать выстроить логическую последовательность событий | |||
| ||||
Стадия осмысления | ОК 4; ОК 6; ОК 7 | Координирует работу обучающихся. При необходимости уточняет задание. | Распределив в группе карточки, работают с текстом параграфа. Ищут события (событие), записанные на карточке, которая им досталась, сопоставляют его с другими событиями революции. Затем обучающиеся, расположив карточки в правильной последовательности, комментируют «свои» события. | |
Английская революция XVII в. С XVI века в Англии наблюдался интенсивный рост различных отраслей промышленности. Новые технические изобретения и усовершенствования, а главное — новые формы организации промышленного труда, рассчитанные на массовое производство товаров, свидетельствовали о том, что английская промышленность перестраивалась на капиталистический лад. Но Англия уступала в своем экономическом развитии Голландии. В годы правления королевы Елизаветы Англия оставалась аграрной страной; большинство людей жило в деревнях, а единственным крупным городом был Лондон. После смерти Елизаветы к власти пришла династия Стюартов. В это время в стране участились конфликты. Купцам мешали феодальные ограничения — запреты на торговлю, цеховой устав, зависимость от короля, опека властей над парламентской деятельностью. Английская монархия пыталась опираться на аристократию, феодальное дворянство и англиканскую церковь. Короли Яков I и Карл I создали систему раздачи монопольных прав на выпуск того или иного товара, что тормозило развитие промышленности. Во внешней политике эти короли также не считались с интересами буржуазии: они пытались заключить союз с Испанией и Францией, которые мешали развитию английской торговли. Росла оппозиция в парламенте. Короли для борьбы с недовольными использовали чрезвычайные суды. Однако внешнеполитические неудачи и финансовый кризис вынудили Карла I в 1628 г. обратиться к парламенту. Вожди оппозиции в своих речах обрушивались на правительство и его бездарную внешнюю политику. Второе заседание парламента открылось резкой критикой церковной политики Карла I. До получения гарантий в том, что королевская политика будет изменена, палата общин отказалась утвердить таможенные пошлины. Король приказал прервать заседание парламента, но он впервые проявил открытое неповиновение королевской воле. Карл I разогнал в 1629 г. парламент и единолично правил в течение 11 лет. Чтобы восполнить недостаток денежных средств, король усилил косвенные, налоги, возобновил феодальные поборы. Ход революции. В 1639 г. началась война с Шотландией. Король созвал парламент, который, проработав две недели, был распущен (Короткий парламент). Второй парламент, созванный в 1640 г., получил название Долгого. Его созыв принято считать началом Английской революции. Программа оппозиции была выражена в «Великой ремонстрации». Для выполнения этой программы парламент принял следующие меры: в июле 1641 г. были ликвидированы чрезвычайные суды, феодальные поборы, а лидеры оппозиции освобождены из тюрем. В своей борьбе парламентская оппозиция опиралась на на¬родное движение. В январе 1642 г. король пытался арестовать членов парламента, выступавших за «Великую ремонстрацию», но народ укрыл их. Тогда король в августе 1642 г. объявил парламенту войну. Англия разделилась на два враждующих лагеря: сторонников короля — кавалеров и сторонников парламента — круглоголовых, ибо последние, в отличие от кавалеров, не носили длинных волос. Началась гражданская война. Экономически отсталые и малонаселенные графства Северо-Западной Англии поддерживали короля; богатые, экономически более развитые графства Юго-Восточной и Центральной Англии выступали на стороне парламента. Феодальная знать, англиканская церковь, придворные чиновники и связанные с двором финансисты-монополисты стояли за короля; против была буржуазия и новое дворянство, ремесленники и тор¬говцы, крестьяне. Поначалу круглоголовые терпели поражения. Парламентское командование действовало нерешительно, то и дело начинало переговоры с королем. В армии парламента большинство составляли люди, считавшие, что государство не должно вмешиваться в дела церкви. Они назывались индепендентами (независимыми). Их лидером стал Оливер Кромвель, мелкий дворянин. К 1645 г. ему удалось создать новую армию, отличавшуюся от войск короля и прежней армии парламента. В нее входили небогатые новые дворяне, крестьяне, ремесленники, подмастерья. Армия Кромвеля стала одерживать победы над армией короля. Кавалеры были окончательно разбиты при Нейзби 14 июня 1645 г. Карл I бежал в Шотландию, но был выкуплен парламентом. Победа была закреплена революционным актом парламента от 24 февраля 1646 г., который предусматривал отмену королевской опеки над землей дворян, уничтожение феодальной зависимости от короля, ликвидацию всех штрафов и ряда других феодальных обязательств. Землевладельцы отныне получили возможность неограниченного распоряжения своими землями. В связи с этим они стали ущемлять крестьян в правах: огораживали их участки, осушали болота. Народ начал понимать, что революция не оправдала их надежд. Ядром революционных сил становится армия. В ней складывается политическая партия левеллеров. В 1646 г. ими была выпущена «Ремонстрация многих тысяч горожан», где содержались требования: уничтожение власти короля и палаты лордов; передача власти палате общин; превращение парламента в ежегодно избираемый орган; полная свобода совести; ответственность должностных лиц. В мае 1647 г. стихийно прошли выборы в Совет армии. Весной 1648 г. началась вторая гражданская война. В это время индепенденты сблизились с левеллерами. Из парламента изгнали сторонников Карла, специальный суд приговорил Карла I Стюарта к смертной казни. 30 января 1649 г. король был казнен, а в стране провозглашена республика. Режим протектората. В обществе усилилось стремление к установлению порядка и сильной власти. В 1653 г. Долгий Парламент был распущен, правителем Англии стал Кромвель, провозглашенный лордом-протектором. Режим протектората по форме был военной диктатурой. Еще в 1649—1650 гг. Кромвель возглавил поход в Ирландию, в ходе которого в руки англичан попали огромные земельные владения, а местное население было порабощено. В 1650—1651 гг. Кромвель подчинил Шотландию. Реставрация Стюартов и «Славная революция». В 1658 г. Кромвель умер. Неустойчивость политического режима, подъем народных волнений вынудили буржуазию и дворянство задуматься о реставрации монархии. В 1660 г. собрались изгнанные ранее из парламента депутаты. Сын Карла I, провозглашенный после его казни королем Карлом II, издал декларацию, в которой обещал народу прощение за все действия в гражданской войне. 26 мая в Англии опять установилась монархия. Были казнены не успевшие скрыться за границу революционеры и сектанты, протестовавшие против новых порядков. Англиканская церковь была восстановлена в правах. Однако правительство было вынуждено считаться с интересами буржуазии: оно поощряло торговлю и промышленность, вело колониальные войны. Король Яков II (брат Карла II) пытался восстановить в стране католицизм, что вызвало всеобщее возмущение. Лидеры оппозиции обратились к правителю Нидерландов Вильгельму Оранскому, зятю Якова II. В 1688 г. Вильгельм прибыл в Англию с 15-тысячным войском. Яков II бежал, а Вильгельм Оранский стал королем Англии. Этот переворот называется «Славной революцией». В 1689 г. парламентом была принята «Декларация прав», через некоторое время ставшая «Биллем о правах». Англия стала конституционной монархией. Король обязан был управлять страной совместно с парламентом. Избирательное право осталось прежним — им обладали только имущие граждане. «Славная революция» представляла собой компромисс между земельной аристократией и крупной буржуазией, которые вместе делили власть. | ||||
Стадия рефлексии | представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии; определять собственную позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации | Просит выделить из всех представленных карточек событие, которое они считают главным в рамках изучаемой темы, и предлагает обосновать своё мнение. | Дополняют карточки с событиями революции, используя при этом материал параграфа. Объясняют, почему именно эти события они считают важными для раскрытия темы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подходы к организации самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО
Материалы выступления на заседании обласного методическго объединения руководителей научно-методической работой ОУ НПО и СПО ТО. Круглый стол: "Организация внеаудиторной самостоятельной учебной ...
Интегративный подход при формировании ключевых компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО
Данный материал был представлен на Форуме педагогических идей и находок....
«Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»
Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку....
Инновационный подход к организации контрольно - оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Выступление на заседании МО учителей естественных наук...
Выступление на ММО учителей русского языка и литературы "Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации фгос ООО, СОО"
Выступление на ММО учителей русского языка и литературы Тема: "Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации фгос ООО, СОО"...