Конспект урока литературы для 11 класса В. Шаламов "Колымские рассказы"
план-конспект урока (11 класс) на тему
В конспекте анализируются отдельные рассказы В. Шаламова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок Варлам Шаламов "Колымские рассказы" | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература, 11 класс.
Тема урока: «Колымские рассказы»
Варлама Тихоновича Шаламова
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с личностью писателя,
с его колымской эпопеей. Изображение нечеловеческих
условий существования заключенных в
«Колымских рассказах»
2. Развитие устной и письменной речи (устные сообщение
учащихся, письменные ответы на вопросы, тюремный
жаргон и современный русский язык)
Используемые технологии: информационные, саморазвития, личностно-
ориентированные.
Эпиграф к уроку: «Этого – не должно повториться»
(Варлам Шаламов)
Ход урока.
- Вступительное слово учителя (тема, цели, эпиграф урока)
- Сообщение ученика о жизни и творчестве В. Т. Шаламова (индивидуальное задание)
Годы жизни В. Т. Шаламова – 1907-1982
Это поэт, прозаик, летописец колымских лагерей. Двадцать лет он провел на каторге и двадцать лет (с 1953 по 1973 г.г.) создавал трагическую эпопею о Колыме. Он нашел в себе силы поведать нам предельно искренне и правдиво о мире по ту сторону добра и зла, о попранном человеческом достоинстве; о мире, где смерть реальнее жизни. Это живое свидетельство человека, прошедшего крестный колымский путь: это он вращал собственной грудью ворот в угольных шахтах, катал тачку в золотых забоях, голодал и мерз; испытал на себе «законы» блатарей и конвоиров. Прямое это свидетельство обращено к нам, к душе каждого человека, которая «обязана трудиться», чтобы исполнить завет автора: «Это - не должно быть».
- Знакомство учащихся с двухтомным изданием «Колымских рассказов»
(индивидуальное задание ученика)
В 1962 году В. Т. Шаламов писал А. И. Солженицыну:
«Помните, самое главное: лагерь – отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно. Человеку – ни начальнику, ни арестанту, не надо его видеть. Но уж если ты его видел – надо сказать правду, как бы она не была страшна. Со своей стороны я давно решил, что всю оставшуюся жизнь я посвящу именно этой правде».
- Чтение рассказа «Причал ада» (индивидуальное задание ученика)
- Работа над текстами рассказов:
Слово учителя: « В. Т. Шаламов в рассказе «Причал ада» пишет: «Голодны были все, никому денег на дорогу не дали. Хлеб поедался с жадностью. Счастливчик, поймавший хлеб, делил его между всеми желающими – благородство, от которого через три недели мы отучились навсегда.»
Ребята, почему это благородство так скоро покидало людей? Что это за мир?
- Рассказы учащихся о прочитанных произведениях.
- Слово учителя: «В одном из рассказов В.Т. Шаламов говорит, что жизнь в колымских лагерях была ниже ада. Расскажите, пожалуйста, ребята, что это была за жизнь и согласны ли вы со словами автора?»
- Рассказы учащихся о прочитанном и размышления об утверждении
В. Т. Шаламова, что в лагерях «жизнь была ниже ада».
- Индивидуальное задание учащихся.
«Очерки преступного мира»: взгляд автора на преступный мир, отражение преступного мира на страницах художественной литературы и в «Колымских рассказах».
- Слово учителя: «Наш современный русский язык засоряется производными от иностранных словами (мониторить, кликать, юзать и т.п.), а что происходит с литературным языком в тюрьмах, лагерях? Там существует свой блатной язык, так называемая феня. Он меняется время от времени и это «смена словаря – шифра – не процесс совершенствования, а средство самосохранения», как утверждает В. Т. Шаламов.
Отсюда и такие слова как, «фраер», стоять на «вассере» (на страже), «мокрушничать» (убивать) и т.п.
«Яд блатного мира невероятно страшен. Отравленность этим ядом – растления всего человеческого в человеке. Этим зловонным дыханием дышат все, кто соприкасается с этим миром,» - пишет автор рассказов.
- Слово учителя: «Ребята мы познакомились с жизнью людей в «Колымских рассказах» В. Т. Шаламова. Вспомните, пожалуйста, в каких произведениях русской классической литературы описывается невыносимый рабский труд, подневольных людей».
- Письменная работа учащихся «Ад в «Колымских рассказах» В.Т. Шаламова и в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога». Если по времени учащиеся не успевают сделать письменную работу в классе, то это задание дается им на дом, а на следующих уроках анализируются письменные работы учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы (2 класс). Формирование навыка чтения рассказа М.М. Пришвина "Разговор деревьев". Создание мотивации перечитывания ФГОС
Конспект составлен по программе "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)
Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...
конспект урока литературы "И. С. ТУРГЕНЕВ. КРАТКИЙ РАССКАЗ О ПИСАТЕЛЕ. «БЕЖИН ЛУГ». СОЧУВСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К КРЕСТЬЯНСКИМ ДЕТЯМ"
Материал может пригодиться для проведения урока литературы (6 класс)....
Конспект урока, литература, 5 класс "Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму".
Урок развития речи по литературе, 5 класс."Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму"....
Конспект урока литературы по теме «Композиционные особенности рассказа Л.Н. Толстого «После бала»
Урок литературы в 8 классе...
план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"
план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"...