Урок по теме "Личное притяжание" 7 класс
план-конспект урока (7 класс) на тему
Разработка урока бурятского языка на тему "Личное притяжание" в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnoe_prityazhanie.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Хэшээлэй темэ: Нюурта хамаадал (личное притяжание)
Хэшээлэй зорилгонууд:
Дидактическая цель: дать понятие о личном притяжании, совершенствовать правильное произношение звука (h), умение слышать звук (h). Отработать умение составлять предложения и рассказ.
Развивающая цель: развивать навыки устной и письменной речи, внимание, мыслительную деятельность учащихся, творческую мысль
Воспитательная цель: воспитание чувства дружбы в семье, духовная ценность семьи
Хэшээлэй түхэл: комбинированна
Онол арга: бэдэрэлгын, шэнжэлгын (поисковый, исследовательский)
Хэшээлэй хэрэгсэлнүүд: компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайдануудай презентаци,
Хэшээлэй түсэб: 1. Эмхидхэлэй үе
2.Гэрэй даабари шалгалта
3. Фонетическэ зарядка
4. Хэлэлгын зарядка
5. онтохо шагналга
6.таблица зохёолго
7. бэшэгээр ажал
8. бэшэгтэ харюу бэшэлгэ
9. диалог
10. ситуация
Хэшээлэй ябаса: 1. Эмхидхэлэй үе
- Сайн байна, үхибүүд! Һуугты даа. Дэбтэрээ нээгээд, hарынгаа тоо бэшэгты. Мүнѳѳдэр hарын тоо ….
hа – ха hара – хара hамар – хамар
hо – хо hонин – хонин
hү – хү hүн – хүн
hэ – хэ hээр – хээр
Энэ минии парта,
Энэ манай самбар –
Эдэ бүгэдэ бидэнэй
Эдлэхэ, hураха газар.
Хэшээлэй түсэбтэй танилсуулга. Ажалнай ехэ, анхаралтайгаар шагнагты, темэеэ hайнаар ойлгожо, хэшээлэй эсэстэ «Своя игра» гэhэн наада наадахабди.
2.Проверка домашнего задания
3. Мүнѳѳдэрэй хэшээлэй темэ «Нюурта хамаадал». Личное притяжание обозначает принадлежность предмета какому – либо лицу. Например: мой папа – абамни, наш папа – абамнай, твой папа – абашни, ваш папа – абатнай, его, её, их папа – абань. Дэбтэртээ бэшэгты.
3.1. Онтохон
Послушайте одну интересную сказку о дедушке Хамаадал. А вас прошу внимательно слушать. При помощи этой сказки мы должны составить таблицу.
Давным – давно жил на свете дедушка Хамаадал. И было у него три сына.
Старшего сына звали Мни – мнай. Он был эгоистом, любил только себя, скупым человеком. Всё, что увидит, услышит старался забрать себе, не думая о своих родных, других людях. Всегда говорил «мой».
Среднего сына звали Шни – тнай. Он был очень хорошим, добрым, отзывчивым человеком. Всё, что находил, делился с другими людьми. Постоянно дарил подарки. В первую очередь думал, чтобы было хорошо его родным, другим людям. Он ничего не жалел, всегда говорил «твой»
Младшего сына звали Ынь. Он был обидчивым, хитрым, ябедой. Постоянно жаловался отцу. Во всех его неудачах постоянно оставался виноватым другой. Никогда не признавал свою вину, старался перекинуть на других. Когда что – нибудь происходило, он всегда отвечал, что это не я, а сделали «он, она, они»
Однажды дедушка Хамаадал позвал своих сыновей и сказал:
- Принесите каждый по одной веточке и смотрите.
И стал ломать веточку по одной. Веточки легко сломались. Потом он эти веточки собрал в пучок, но пучок не смог сломать ?
- Как одну веточку вас легче сломать. А если будете держаться вместе, как один пучок, то никакие трудности, невзгоды не сломают вас.
Какие бы вы не были разными, всегда держитесь вместе. Вы - одна семья, живите дружно. С тех пор эти братья живут дружно, учат нас бурятскому языку.
3.2. Таблицаяа зохёожо эхилэе.
Лицо (нюур) | Ед. число | Мн. число |
1 – ое | - мни (- м, - ни) мой (минии) | - мнай (- най) наш (манай) |
2 – ое | - шни твой (шинии) | - тнай ваш (танай) |
3 - ье | - нь (- ынь, - гынь) его, её, их (тэрэнэй) |
Личное притяжание обозначает принадлежность предмета какому – либо лицу. Например: мой папа – абамни, наш папа – абамнай, твой папа – абашни, ваш папа – абатнай, его, её, их папа – абань. Выражается личными местоимениями в форме одного из трёх лиц ед. и мн. числа.
Примечание: 1. Аффиксы личного притяжания присоединяются после окончаний мн. числа и падежных окончаний.
2. Они не подчиняются закону гармонии гласных. Например: нагасамнай, эгэшэмнай
3.3. Интернедээр бэшэг ерэhэн байна, би танда мүнөө асарааб.
Сайн байна, 7 классай hурагшад!
Би Доржо гэжэ нэрэтэйб, 13 наhатайб. Улаан – Yдын 43 – дахи hургуулиин долоодохи классай hурагшаб. Һургуулимнай 3 дабхартай, hайхан hаруул гээшэ. Сүүлөө сагтаа ном уншаха, футбол наадаха дуратайб.
Гэр бүлэмни 5 хүнhөө бүридэнэ: минии эжы, аба, үбгэн аба, аха ба би. Манай бүлэ Улаан – Үдэдэ ажаhуудаг. Абамни, Жаргал Гомбоевич, 53 наhатай, эмшэн – хирург. Эжымни, Сэсэг Галсановна, 47 наhатай, инженер. Ажалынь гэрhээмнай холо бэшэ. Ахамни Бадма гэжэ нэрэтэй, заводто ажалладаг. Заводынь республика соогоо мэдээжэ. Үбгэн абамни, Даша Цыбикович, 84 – тэй, наhанай амаралтада. Манай бүлэ эбтэй, би бүлэдөө дуратайб.
Би олон нүхэдтэй болохоёо hананаб. Нэрэтнай хэн бэ? Ямар нютагта ажаhуудагбта? Түрэлхидшни хэн бэ? Гэр бүлэтнай томо гү? Олон нүхэдтэй гүш?
Өөрынгөө электронно почтодо харюу хүлеэнэб. Минии почтын хаяг:
Баяртай!
Словарь: дабхар – этаж; hаруул – светлый; бүридэнэ – состоит; ажаhуудаг- живут; мэдээжэ – известный; наhанай амаралтада – на пенсии; эбтэй – дружный; түрэлхид – родители; харюу – ответ; хаяг – адрес
3.4. Работа по содержанию письма:
- Доржо бэшэг соогоо юун тухай бэшэнэб?
- бэшэг соо нюурта хамаадалтай үгэнүүдые түүжэ бэшээд, оршуулагты.
Һургуулимнай – манай hургуули – наша школа
Вывод этапа: По своему значению аффиксы личного притяжания соответствует притяжательным местоимениям русского языка.
Энэ бэшэгтэ харюу үгэхэеэ hанана гүт?
3.5. Бүлэг үхибүүд бэшэгтэ харюу бэшэхэ. Нүгөө бүлэг карточкаар ажал хэнэ.
Упражнени
Напишите, чьи это предметы, используя окончания личного притяжания.
аха (шинии), дүү басаган (минии), нохой (манай), эгэшэ (танай), бүлэ (тэрэнэй), хүгшэн эжы (минии), дүү хүбүүн (шинии).
4.Үгтэhэн хэлэлгын этикедэй хэбүүдые хэрэглэн диалог зохёогты.
Намда харуулыт даа – покажите мне, пожалуйста
Тиигээ hаа, намда хэлэжэ үгыт даа – тогда посоветуйте мне, пожалуйста
Хүлисыт, мүнөө би шадахагүйб – простите, я сейчас не смогу
Һайн хүн болыт – будьте добры
Тиигэжэ болохо – можно
Ойлгосотой гү - понятно
Һайн даа – спасибо
Диалог
- Шамда электронно почто бии гү?
- Үгы. Намда электронно почто яажа нээдэг бэ гэжэ харуулыт даа.
- Хүлисыт, мүнөө би шадахагүйб.
- Тиигээ hаа, намда хэлэжэ үгыт даа. Һайн хүн болыт.
- Тиигэжэ болохо.
- Логин, пароль hанаарайт. Ойлгосотой гү?
- Һайн даа. Ойлгооб.
4.1. Гэр бүлэ тухай диалог.
хэлэлгын этикедэй хэбүүд
ситуация: встреча
- Танай бүлэ hайн байна гү? – как поживает ваша семья
- Һайн даа, булта мэндэбди - спасибо, все здоровы
- Бүлэдэтнай хэды үхибүүд бииб?
- Бүлэдэмнай 3 үхибүүд бии.
- Нээрээ гү? (правда ли?) Би мэдээгүйлби. Тиихэдээ танай бүлэ дүүрэн баян болоно гээшэ гүт?
Юундэ … бүлэ дүүрэн баян болоно гээшэб?
Буряад ёhо заншалаар олон үхибүүдтэй айл баян гэжэ тоологдодог.
Иимэ оньhон үгэ бии.
Үхибүүгүй бүлэ – үгытэй бүлэ
Хоёр үхибүүтэй бүлэ – дунда баян
Гурбан үхибүүтэй бүлэ – дүүрэн баян
5. Хэшээлэй тобшолол: «Своя игра» наадан. 6. Гэрэй даабари: Гэр бүлэ тухай оньhон үгэнүүдые оложо бэшэхэ.
Хурамхаанай хоёрдохи дунда hургуули
Ажалай дэбтэр
7 класс
нэрэ _______________________
фамили ____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».
Материал данного урока предназначен для повторения решения линейных неравенств; формирования понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»; форм...
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....