Употребление имен существительных в речи
план-конспект урока (6 класс) на тему

Лямина Вера Александровна

Цель: создать условия для формирования следующих универсальных учебных действий (УУД):

·        Личностные УУД: мотивация освоения темы урока, оценивание усваиваемого содержания, умение находить ответы на вопросы:

·        Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, смысловое чтение, поиск и выделение информации, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, произвольное и осознанное построение речевого высказывания

·        Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, осознание качества и уровня усвоения)

·        Коммуникативные УУД: контроль, коррекция действий партнера, умение точно выражать свои мысли, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема: Употребление имен существительных в речи (1 урок темы из 2-х)

Класс: 6

Тип урока: комбинированный

Цель: создать условия для формирования следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • Личностные УУД: мотивация освоения темы урока, оценивание усваиваемого содержания, умение находить ответы на вопросы:
  • Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, смысловое чтение, поиск и выделение информации, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, произвольное и осознанное построение речевого высказывания
  • Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, осознание качества и уровня усвоения)
  • Коммуникативные УУД: контроль, коррекция действий партнера, умение точно выражать свои мысли, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Задачи:

  1. Организовать работу по мотивации учения обучающихся
  2. Подвести обучающихся к самостоятельной постановке цели и задач учебной деятельности
  3. Организовать работу в группах
  4. Активизировать детей на творческую работу на всех этапах урока
  5. Способствовать развитию учебно-познавательного интереса
  6. Организовать диагностику на уроке
  7. Организовать рефлексию учебной деятельности
  8. Организовать оценку деятельности

Ожидаемые результаты:

Личностные:

Учащиеся умеют: формулировать свою точку зрения

Знают: наизусть художественные тексты в рамках программы

Метапредметные: Учащиеся умеют: организовать свою деятельность в группах, определять её цели и задачи, планировать и оценивать свою работу, высказывать суждения, отвечать на вопросы, подбирать аргументы, презентовать результат своей работы, взаимодействовать друг с другом, исследовать тексты разных стилей речи.

Знают: тексты изученных литературных произведений

Предметные: Учащиеся знают:

- основные теоретические понятия, связанные с определением имени существительного;

- роль имени существительного в речи

Умеют: устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстами разных стилей речи, составлять собственный текст, рассуждать, делать выводы

3. Методы обучения:

  • Частично-поисковый

4. Средства обучения: 

  • Русский язык; учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Разумовская М.М. Львова С.И. Капинос В.И. Львов В.В. - издание: М.: Дрофа, 2013
  • Раздаточный материал: стихотворения А.А.Фета, кроссворд, опорная схема для итогового ответа, оценочный лист, анкета обратной связи
  • ТСО

5.  Организационные формы:

  • фронтальная
  • групповая
  • индивидуальная

  1. Педагогические технологии
  • Технология диалогового взаимодействия
  • ИКТ

7. План урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Вводно-мотивационный

1.

Актуализация знаний:

1.1.

Организация работы по вопросам темы:

  1. Какие части речи знаем?
  2. Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?

Участие в беседе

1.2.

Организация работы с эпиграфом:

  1. О чём (о какой части речи) пойдет разговор на нашем уроке?

  1. Почему так решили? Какие ключевые слова в эпиграфе помогли вам ответить на вопрос? (названия предметам)
  2. Вспомните определение имени существительного.

  1. Чтение эпиграфа (на доске):

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

  1. Участие в беседе
  2. Ответы на вопросы

1.3

Организация работы по решению кроссворда (раздаточный материал, индивидуально)

Решение кроссворда

(индивидуально)

1.4

Организация беседы по вопросам:

  1. Какие слова у вас получились?

(существительное, речь, устная, письменная, употребить)

  1. Предположите, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке
  2. Запишите в тетради дату, вид работы, тему урока

Участие в беседе,

заполнение кроссворда  на интерактивной доске.

Формулирование темы

 (Имя существительное и его употребление в речи)

1.5.

Организация формулирования цели урока

Формулирование цели

(Узнать, как и для чего используются имена существительные в устной и письменной  речи, то есть какова их роль в устной и письменной речи)

  1. Технологический этап

2.

Организация планирования работы в группах, в т.ч.:

Определение сроков выполнения работ

Обсуждение с учащимися критериев оценки качества работы в группе

Планирование работы в группе

Участие в обсуждении

2.1.

Организация работы в группах

1 группа:

  1. Вспомните, что такое текст.
  2. Восстановите знакомый вам текст, запишите его в тетрадь
  3. Установите, слова какой части речи пропущены.
  4. Сравните восстановленный текст с текстом с пропусками и сформулируйте (письменно), какую роль выполняют существительные в тексте.

 

2 группа

  1. Составьте письменную характеристику одного из членов вашей группы, используя преимущественно имена существительные.
  2. Определите, текст какого стиля речи у вас получился.
  3. Какое свойство имени существительного помогло вам в  составлении точной характеристики вашего товарища? (письменнный ответ на вопрос)

3 группа

  1. Прочитайте стихотворения А.А.Фета
  2. Сформулируйте (письменно, с примерами), какая особенность, свойство имён существительных помогла поэту так точно передать в первом стихотворении – картину весны, во втором – картину переживаний лирического героя в летнюю ночь?
  3. Каким способом словообразования образованы (преимущественно) такие существительные? Приведите примеры.

(Бессуффиксным)

4 группа

  1. Вспомните, что такое метафора и сравнение (запишите определение)
  2. Из предложенных поэтических текстов выпишите примеры метафор и сравнений.
  3. Сделайте вывод (письменно): какая часть речи используется для создания метафор и сравнений? Почему?

Работа в группе по отрывку из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»)

Примерный ответ:

Имя существительное помогает точно выразить мысль, называет предмет. Без имен существительных нарушается смысловая и грамматическая связь слов в предложении и тексте.

Работа в группе

(Примерная характеристика:

 Корнилова Екатерина - ученица 6 «а» класса школы №506. Черты характера: доброта, скромность, отзывчивость. И т.д.)

Примерный ответ:

Имя существительное передаёт точную информацию о предмете, поэтому  в официальном стиле речи мы преимущественно используем эту часть речи.

Работа в группе со стихотворениями А.А.Фета «Это утро, радость эта…», «Шёпот, робкое дыханье…»

Примерный ответ: Способность обозначать не только предметы, но и действие и состояние предметов (примеры), признаки и свойства предметов (примеры) помогли поэту так точно передать в первом стихотворении – картину весны, во втором – картину переживаний лирического героя в летнюю ночь.

Работа с отрывками из стихотворений М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, А.А. Блока и М.И. Цветаевой

3.

Организация публичного выступления

Параллельно:

Организация работы внутри групп: записать выводы, к которым пришли ребята из других групп.

Презентация результатов групповой работы

4.

Организация беседы:

Обобщение итогов работы групп

Сформулируйте роль имени существительного в тексте (группа 1 – выводы группы 2, группа 2 – выводы группы 3, группа 3 – выводы группы 4, группа 4 – выводы группы 1)

Параллельно – при необходимости – коррекция со стороны учеников из других групп.

Участие в беседе

Формулирование роли имени существительного в тексте (устное выступление)

Коррекция (при необходимости) ответов товарищей

5.

Проведение диагностики, ознакомление с критериями проверки (выводится на проектор)

Заполнение пробелов в опорной схеме по теме урока

Существительное помогает (как?) выразить мысль, называет (что?)

Без имен существительных нарушается (какая?) и (какая?) связь слов в предложении и тексте.

Имя существительное передаёт (какую?) информацию о предмете, поэтому  в …  и …  стилях речи мы преимущественно используем эту часть речи.

Существительные в переносном значении используются для создания …  и …, которые делают речь более яркой, красивой, выразительной, эмоциональной. Примеры сравнений: (не менее 3-х), примеры метафор (не менее 3-х) с использованием имени существительного.

Сдают работы на проверку учителю.

6.

Проведение самопроверки (правильный вариант выводится на проектор, кроме примеров тропов - их дети могут назвать с места)

Самопроверка, устные ответы

7.

Проведение взаимодиагностики

Взаимодиагностика

  1. Рефлексия

7.

Организация и подведение итогов деятельности учащихся на уроке:

Оцените работу своего товарища и поставьте ему оценку за урок

Оцените свою работу и поставьте себе оценку за урок

Участие в подведении итогов

Оценивание

8.

Определение домашнего задания (обязательного и по выбору учащегося)

Обязательное: знать материал учебника, с.89, повторить, что такое синонимы, антонимы, олицетворение

По выбору:

  1. Написать сочинение-описание «Начало зимы» (не менее 5-7 предложений), используя метафоры, сравнения.
  2. Вспомнить все способы образования существительных (устно);

вспомнить, о каком способе образования существительных говорили на уроке, привести (письменно) не менее 5 примеров образования существительных данным способом, определить грамматическое значение этих слов.

Запись домашнего задания

Приложение 1

Диагностика (критерии проверки):

№пп

Критерии проверки

оценка

1

Ответил на все вопросы правильно+ 6 тропов с использованием имени существительного (3+3)  

5

2

Ответил на 2 вопроса неправильно, тропы: (3+3), (3+2), (2+2)

4

3

Ответил на 3 вопроса неправильно, тропы (2+1), (1+1)

3

4

Ответил на 4 вопроса неправильно, тропы (1+0), (0+0)

2

Приложение 2

Взаимооценка

Фамилия, имя

Обведите нужное, подсчитайте результат, поставьте оценку

  1. Участие в работе группы:

Устное выступление  

Активное участие в составлении ответа на вопрос

Активно не участвовал(а), но помогал(а) в обсуждении

Записал(а) выводы

Не участвовал(а) в работе группы, не записал(а) выводы

2 балла

2 балла

1 балл

0,5 балла

0 баллов

  1. Участие в обсуждении результатов работы других групп

Устное выступление

Записал(а) выводы

Не записал(а) выводы

1 балл

0,5 балла

0 баллов

Итоговое количество баллов

4.5 -5,5 баллов

Оценка «5»

3,5-4 балла

Оценка «4»

2 -3 балла

Оценка «3»

1,5 и меньше

Оценка «2»

           Оценка

Приложение 3

Рефлексия

Пожалуйста, внимательно прочитайте вопросы и обведите букву рядом с тем вариантом, который наиболее Вам подходит.

  1. Я удовлетворен(а) результатами занятия    

а) ДА;   б) НЕТ.

  1. На уроке я

А) всё понял

Б) не всё понял

В) не понял ничего

  1. Во время урока я испытывал(а) :

       

а) ИНТЕРЕС;     б) ВОЛНЕНИЕ;    

 в) УСТАЛОСТЬ;       г) ДРУГОЕ.

  1. Такая форма занятия мне понравилась

а) ДА;   б) НЕТ.

  1. Себе за работу  я бы поставил(а)

   

(оценить по пятибалльной системе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правильное употребление имен существительных.

Урок русскогоязыка в 7 классе с применением ИКТ....

Урок русского языка в 6-м классе "Употребление имен существительных в речи"

Урок дает представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи;  знакомит с новыми понятиями – сравнением,  поэтическим...

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....

Употребление имен существительных в речи

Употребление имен существительных в речи...