Употребление имен существительных в речи
план-конспект урока (6 класс) на тему
Цель: создать условия для формирования следующих универсальных учебных действий (УУД):
· Личностные УУД: мотивация освоения темы урока, оценивание усваиваемого содержания, умение находить ответы на вопросы:
· Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, смысловое чтение, поиск и выделение информации, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, произвольное и осознанное построение речевого высказывания
· Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, осознание качества и уровня усвоения)
· Коммуникативные УУД: контроль, коррекция действий партнера, умение точно выражать свои мысли, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Употребление имен существительных в речи | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Тема: Употребление имен существительных в речи (1 урок темы из 2-х)
Класс: 6
Тип урока: комбинированный
Цель: создать условия для формирования следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Личностные УУД: мотивация освоения темы урока, оценивание усваиваемого содержания, умение находить ответы на вопросы:
- Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, смысловое чтение, поиск и выделение информации, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, произвольное и осознанное построение речевого высказывания
- Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, осознание качества и уровня усвоения)
- Коммуникативные УУД: контроль, коррекция действий партнера, умение точно выражать свои мысли, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Задачи:
- Организовать работу по мотивации учения обучающихся
- Подвести обучающихся к самостоятельной постановке цели и задач учебной деятельности
- Организовать работу в группах
- Активизировать детей на творческую работу на всех этапах урока
- Способствовать развитию учебно-познавательного интереса
- Организовать диагностику на уроке
- Организовать рефлексию учебной деятельности
- Организовать оценку деятельности
Ожидаемые результаты:
Личностные:
Учащиеся умеют: формулировать свою точку зрения
Знают: наизусть художественные тексты в рамках программы
Метапредметные: Учащиеся умеют: организовать свою деятельность в группах, определять её цели и задачи, планировать и оценивать свою работу, высказывать суждения, отвечать на вопросы, подбирать аргументы, презентовать результат своей работы, взаимодействовать друг с другом, исследовать тексты разных стилей речи.
Знают: тексты изученных литературных произведений
Предметные: Учащиеся знают:
- основные теоретические понятия, связанные с определением имени существительного;
- роль имени существительного в речи
Умеют: устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстами разных стилей речи, составлять собственный текст, рассуждать, делать выводы
3. Методы обучения:
- Частично-поисковый
4. Средства обучения:
- Русский язык; учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Разумовская М.М. Львова С.И. Капинос В.И. Львов В.В. - издание: М.: Дрофа, 2013
- Раздаточный материал: стихотворения А.А.Фета, кроссворд, опорная схема для итогового ответа, оценочный лист, анкета обратной связи
- ТСО
5. Организационные формы:
- фронтальная
- групповая
- индивидуальная
- Педагогические технологии
- Технология диалогового взаимодействия
- ИКТ
7. План урока
№ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| ||
1. | Актуализация знаний: | |
1.1. | Организация работы по вопросам темы:
| Участие в беседе |
1.2. | Организация работы с эпиграфом:
|
Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам.
|
1.3 | Организация работы по решению кроссворда (раздаточный материал, индивидуально) | Решение кроссворда (индивидуально) |
1.4 | Организация беседы по вопросам:
(существительное, речь, устная, письменная, употребить)
| Участие в беседе, заполнение кроссворда на интерактивной доске. Формулирование темы (Имя существительное и его употребление в речи) |
1.5. | Организация формулирования цели урока | Формулирование цели (Узнать, как и для чего используются имена существительные в устной и письменной речи, то есть какова их роль в устной и письменной речи) |
| ||
2. | Организация планирования работы в группах, в т.ч.: Определение сроков выполнения работ Обсуждение с учащимися критериев оценки качества работы в группе | Планирование работы в группе Участие в обсуждении |
2.1. | Организация работы в группах | |
1 группа:
2 группа
3 группа
(Бессуффиксным) 4 группа
| Работа в группе по отрывку из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила») Примерный ответ: Имя существительное помогает точно выразить мысль, называет предмет. Без имен существительных нарушается смысловая и грамматическая связь слов в предложении и тексте. Работа в группе (Примерная характеристика: Корнилова Екатерина - ученица 6 «а» класса школы №506. Черты характера: доброта, скромность, отзывчивость. И т.д.) Примерный ответ: Имя существительное передаёт точную информацию о предмете, поэтому в официальном стиле речи мы преимущественно используем эту часть речи. Работа в группе со стихотворениями А.А.Фета «Это утро, радость эта…», «Шёпот, робкое дыханье…» Примерный ответ: Способность обозначать не только предметы, но и действие и состояние предметов (примеры), признаки и свойства предметов (примеры) помогли поэту так точно передать в первом стихотворении – картину весны, во втором – картину переживаний лирического героя в летнюю ночь. Работа с отрывками из стихотворений М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, А.А. Блока и М.И. Цветаевой | |
3. | Организация публичного выступления Параллельно: Организация работы внутри групп: записать выводы, к которым пришли ребята из других групп. | Презентация результатов групповой работы |
4. | Организация беседы: Обобщение итогов работы групп Сформулируйте роль имени существительного в тексте (группа 1 – выводы группы 2, группа 2 – выводы группы 3, группа 3 – выводы группы 4, группа 4 – выводы группы 1) Параллельно – при необходимости – коррекция со стороны учеников из других групп. | Участие в беседе Формулирование роли имени существительного в тексте (устное выступление) Коррекция (при необходимости) ответов товарищей |
5. | Проведение диагностики, ознакомление с критериями проверки (выводится на проектор) | Заполнение пробелов в опорной схеме по теме урока Существительное помогает (как?) выразить мысль, называет (что?) Без имен существительных нарушается (какая?) и (какая?) связь слов в предложении и тексте. Имя существительное передаёт (какую?) информацию о предмете, поэтому в … и … стилях речи мы преимущественно используем эту часть речи. Существительные в переносном значении используются для создания … и …, которые делают речь более яркой, красивой, выразительной, эмоциональной. Примеры сравнений: (не менее 3-х), примеры метафор (не менее 3-х) с использованием имени существительного. Сдают работы на проверку учителю. |
6. | Проведение самопроверки (правильный вариант выводится на проектор, кроме примеров тропов - их дети могут назвать с места) | Самопроверка, устные ответы |
7. | Проведение взаимодиагностики | Взаимодиагностика |
| ||
7. | Организация и подведение итогов деятельности учащихся на уроке: Оцените работу своего товарища и поставьте ему оценку за урок Оцените свою работу и поставьте себе оценку за урок | Участие в подведении итогов Оценивание |
8. | Определение домашнего задания (обязательного и по выбору учащегося) Обязательное: знать материал учебника, с.89, повторить, что такое синонимы, антонимы, олицетворение По выбору:
вспомнить, о каком способе образования существительных говорили на уроке, привести (письменно) не менее 5 примеров образования существительных данным способом, определить грамматическое значение этих слов. | Запись домашнего задания |
Приложение 1
Диагностика (критерии проверки):
№пп | Критерии проверки | оценка |
1 | Ответил на все вопросы правильно+ 6 тропов с использованием имени существительного (3+3) | 5 |
2 | Ответил на 2 вопроса неправильно, тропы: (3+3), (3+2), (2+2) | 4 |
3 | Ответил на 3 вопроса неправильно, тропы (2+1), (1+1) | 3 |
4 | Ответил на 4 вопроса неправильно, тропы (1+0), (0+0) | 2 |
Приложение 2
Взаимооценка
Фамилия, имя | Обведите нужное, подсчитайте результат, поставьте оценку |
Устное выступление Активное участие в составлении ответа на вопрос Активно не участвовал(а), но помогал(а) в обсуждении Записал(а) выводы Не участвовал(а) в работе группы, не записал(а) выводы | 2 балла 2 балла 1 балл 0,5 балла 0 баллов |
Устное выступление Записал(а) выводы Не записал(а) выводы | 1 балл 0,5 балла 0 баллов |
Итоговое количество баллов | |
4.5 -5,5 баллов | Оценка «5» |
3,5-4 балла | Оценка «4» |
2 -3 балла | Оценка «3» |
1,5 и меньше | Оценка «2» |
Оценка |
Приложение 3
Рефлексия
Пожалуйста, внимательно прочитайте вопросы и обведите букву рядом с тем вариантом, который наиболее Вам подходит. | |
| а) ДА; б) НЕТ. |
| А) всё понял Б) не всё понял В) не понял ничего |
| а) ИНТЕРЕС; б) ВОЛНЕНИЕ; в) УСТАЛОСТЬ; г) ДРУГОЕ. |
| а) ДА; б) НЕТ. |
| (оценить по пятибалльной системе) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правильное употребление имен существительных.
Урок русскогоязыка в 7 классе с применением ИКТ....
Урок русского языка в 6-м классе "Употребление имен существительных в речи"
Урок дает представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи; знакомит с новыми понятиями – сравнением, поэтическим...
Урок русского языка в 5 классе «Употребление имен существительных в речи»
Урок русского языка в средней школе...
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Правильное употребление имени существительного в речи. Грамматические нормы".
В конспекте отражены целевые установки, представлены этапы урока....
Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имени прилагательного в речи.
ОТКРЫТЫЙ УРОК...
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....
Употребление имен существительных в речи
Употребление имен существительных в речи...