Программа кружка «Обычаи и традиции народа мари»
материал (5 класс) по теме
Изучение самобытной уникальной культуры наших предков имеет огромное значение в выполнении нравственных, патриотических и эстетических задач в воспитании подрастающего поколения. То, что утеряно обществом в отношении народности образования, необходимо восстановить и переосмыслить в духе времени. Каждый раз, прикасаясь к культуре наших предков, мы закладываем в умы и сердца молодого поколения любовь к родным корням, отношение к Родине, семье, уважение к традициям предков, понимание культуры других народов, осознание необходимости жить в дружбе с другими людьми. Школа – самый ценный, новый этап в жизни ребенка. В этот период идет формирование учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации, происходит становление и самосознания и самооценки ребенка. Опираясь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность, в школе создается образовательная среда: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Данный курс дает возможность школьнику предоставить условия для развития способности оценивать свои мысли и действия как бы «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание. Эта способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника.
В программе данного кружка содержатся сведения по истории, географии, экологии, литературе, культуре России и родного края, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях.
Материалы данного кружка дают учителю большую возможность реализовать межпредметные связи, тем самым развивать мышление ребенка, организовать необходимые условия по ознакомлению школьников с культурой России и своего региона, окажет действенную помощь в решении задач внеучебной деятельности в рамках базисного учебного плана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка «Обычаи и традиции народа мари» | 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
На заседании Директор школы
научно-методического Л.Г. Ралко
совета школы Приказ № _______
зам.директора От «__»_________ 2014г.
_______________________
Протокол №____
От «__»___________2014г.
Программа кружка
«Обычаи и традиции народа мари»
Программа составлена учителем марийского (государственного) языка
Петуховой Т. Э.
Йошкар-Ола
2014
Пояснительная записка
Изучение самобытной уникальной культуры наших предков имеет огромное значение в выполнении нравственных, патриотических и эстетических задач в воспитании подрастающего поколения. То, что утеряно обществом в отношении народности образования, необходимо восстановить и переосмыслить в духе времени. Каждый раз, прикасаясь к культуре наших предков, мы закладываем в умы и сердца молодого поколения любовь к родным корням, отношение к Родине, семье, уважение к традициям предков, понимание культуры других народов, осознание необходимости жить в дружбе с другими людьми. Школа – самый ценный, новый этап в жизни ребенка. В этот период идет формирование учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации, происходит становление и самосознания и самооценки ребенка. Опираясь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность, в школе создается образовательная среда: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Данный курс дает возможность школьнику предоставить условия для развития способности оценивать свои мысли и действия как бы «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание. Эта способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника.
В программе данного кружка содержатся сведения по истории, географии, экологии, литературе, культуре России и родного края, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях.
Материалы данного кружка дают учителю большую возможность реализовать межпредметные связи, тем самым развивать мышление ребенка, организовать необходимые условия по ознакомлению школьников с культурой России и своего региона, окажет действенную помощь в решении задач внеучебной деятельности в рамках базисного учебного плана.
Цель кружка: социокультуризация обучающихся школьного возраста на основе погружения в традиции и обычаи марийского народа с учетом особенностей возрастного развития обучающихся, приобщение их к культурному наследию своего народа.
Задачи кружка:
формировать представления о семье, родном доме как основной составляющей общества;
формировать навыки продуктивных видов деятельности: игровых, коммуникативных умений;
формировать навыки социального общежития, нравственного поведения на основе народных обрядов и традиций;
развивать интерес и потребность к процессу речевого общения;
знать народные праздники, игры, песни и танцы;
активизировать внимание и память;
формировать навыки соблюдения поведенчесих норм семейной жизни.
Основное содержание обучения.
Ознакомление с народным творчеством и народной культурой России в целом и родного края в частности.
Осознание тесной взаимосвязи культуры и истории большой и малой Родины, понимание исторических корней современной культуры.
Осмысления места своей семьи и себя самого в истории и народной культуре.
Реализация этих элементов осуществляется последовательно.
Ценностные ориентиры программного содержания кружка отражают целевые установки системы начального образования:
* формирование основ гражданской личности на основе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей;
- уважения истории и культуры каждого народа;
* формирование психологических условий развития общества, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе;
- уважения к окружающим – умения слушать и слышать собеседника, признавать право каждого на собственное мнение;
- обеспечения эмоционального благополучия ребенка;
- приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- интеллектуального и духовного развития личности ребенка;
- укрепления психического и физического здоровья;
* формирование ценностно-смысловой сферы личности на основе:
- принятия и уважения ценностей семьи и школы, коллектива, общества и стремления следовать им;
- формирования чувств прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с народной культурой; развитие умения учиться, а именно:
- создания условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- развитие познавательных способностей и интересов, инициативы и любознательности, развитие творческого самовыражения;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности, умению планировать работу, оценивать ее;
* развитие самостоятельности, инициативы и ответственности на основе:
- развития самоуважения;
- ответственности за свои действия;
- готовности к преодолению трудностей;
- профилактики асоциального поведения;
- создания условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
Содержание кружка
Реализация указанных целей и задач достигается в результате освоения содержания кружка.
Основные части (разделы).
- Марийский край в прошлом.
- Обычаи и традиции народа мари.
- Марий Эл сегодня.
Практическая деятельность. Дети собирают генеалогические сведения, изучают происхождение своего имени, фамилии, определяют себя в историческом времени и культурном пространстве. Оформляют проекты по теме, готовят их презентации. Поездки в исторические и культурные места города.
Сроки реализации.
Кружок «Обычаи и традиции народа мари» организуется по социальному направлению развития личности. Организация занятий кружка регулируется учебным планом образовательного учреждения. Занятия проводятся по 2 часа в неделю (1 час теории, 1 час практического занятия). Общее число часов 70.
Формы и режим занятий.
Используются разнообразные формы: урок, прогулка, экскурсии, игры на воздухе и в помещении, посещение музеев.
Планируемые результаты.
Содержание программы кружка направлено на гуманизацию обучения и развитие индивидуальных возможностей детей младшего школьного возраста. Планируемые результаты представляют собой систему обобщенных личностно – ориентированных целей образования.
Метапредметные результаты.
В результате освоения курса выпускники получат возможность ознакомиться с культурно – историческим наследием народа мари и общечеловеческими ценностями о природе, истории Марий Эл, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, ее историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).
Требования к знаниям и умения к концу первого года обучения
К концу первого года обучения в кружке учащиеся должны знать
что такое устное народное творчество, загадки, скороговорки, считалки, прибаутки, пословицы и потешки;
историю возникновения различных праздников;
традиции и обряды Марий Эл;
особенности одежды нашего региона.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Наименование темы, содержание | Теоретическая часть | Практическая часть |
| Марий Эл в прошлом |
| |
1 | История заселения Марийского края | 2 | |
2 | Происхождение и развитие марийского языка | 2 | |
3 | Расселение марийцев | 2 | |
4 | Традиционное хозяйство | 2 | |
5 | Народный костюм | 2 | |
6 | Вышивка – это искусство | 1 | 1 |
7 | Вышивка – это искусство | 2 | |
8 | Марийская свадьба | 2 | |
9 | Родильные обряды | 2 | |
10 | Похоронные обряды и поминки | 2 | |
11 | Религия марийцев | 2 | |
| Обычаи и традиции народа мари |
|
|
12 | Легенды, предания, былины | 1 | 1 |
13 | Легенды, предания, былины | 2 | |
14 | Загадки, пословицы, приметы | 1 | 1 |
15 | Развитие художественной литературы в крае | 1 | 1 |
16 | Первое марийское стихотворение | 2 | |
17 | Православие в марийском крае | 2 | |
18 | Семья | 1 | 1 |
19 | Моя семья – частичка большой страны | 2 | |
20 | Народные праздники | 2 | |
Марий Эл сегодня |
| ||
21 | Республика Марий Эл в составе России | 2 | |
22 | Города нашей республики | 2 | |
23 | Мы такие разные и так похожи | 2 | |
24 | Спорт – это здоровье, движение, успех | 2 | |
25 | Урок этикета |
| 2 |
26 | Учитель в моей жизни | 1 | 1 |
27 | Верный друг: какой он? | 2 | |
28 | Музыкальное искусство | 1 | 1 |
29 | Театры республики | 2 | |
30 | Экскурсия в театры нашего города | 2 | |
31 | Библиотека – сокровищница знаний | 1 | 1 |
32 | Заочная экскурсия в город Козьмодемьянск | 2 | |
33 | Жизнь в будущем: что нас ожидает | 2 | |
34 | Как много мы узнали о нашей малой Родине | 2 | |
35 | Итоговый урок | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Обычай– обряд – традиция. Праздники кубанского казачества"5 класс
Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ. Традиционная народная культура – явле...
Выступление на тему "Обычаи и традиции народа"
Выступление на тему "Обычаи и традиции народа"...
Рабочая программа по МХК "Художественные традиции народов мира"
Рабочая программа по мировой художественной культуре "Художественные традиции народов мира" 9 класс. Автор учебника: Данилова Г.И. 7-9 классы....
Рабочая программа кружка "Ремесла и традиции народов России"
Рабочая программа составлена на основе Программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Автор Л.Н. Михеев (Сборник программ внеурочной деятельности. Издательский центр «Вен...
Обычаи и традиции народов мира
классный час знакомит детей с традициями разных народов, воспитывает любовь к своему родному краю...
Программа кружка «Духовно – нравственные традиции русского народа».
Интегрированный учебный курс, целью которого является восстановить «св...
Урок в 7 классе.Тема урока: "Национальные обычаи и традиции народов мира."
Цель обучения, которые необходимо достичь на данном уроке (ссылка на учебную программу) 7.1.3.1 – пересказывать подробно, кратко, выборочно содержание текстов ...