Программа кружка «Обычаи и традиции народа мари»
материал (5 класс) по теме

Петухова Татьяна Эриковна

Изучение самобытной уникальной культуры наших предков имеет огромное значение в выполнении нравственных, патриотических и эстетических задач в воспитании подрастающего поколения.  То, что утеряно обществом в отношении народности образования, необходимо восстановить и переосмыслить в духе времени. Каждый раз, прикасаясь к культуре наших предков, мы закладываем в умы и сердца молодого поколения любовь к родным корням, отношение к Родине, семье, уважение к традициям предков, понимание культуры других народов, осознание необходимости жить в дружбе с другими людьми.  Школа – самый ценный, новый этап в жизни ребенка. В этот период идет формирование учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации, происходит становление и самосознания и самооценки ребенка.  Опираясь на природную детскую  любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность, в школе создается образовательная среда: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Данный курс дает возможность школьнику предоставить условия для развития способности оценивать свои мысли и действия как бы «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание. Эта способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника.                                                        

 В программе данного кружка содержатся  сведения по истории, географии, экологии,    литературе, культуре России и родного края, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях.

Материалы данного кружка дают учителю большую возможность реализовать межпредметные связи, тем самым развивать мышление ребенка, организовать необходимые условия по ознакомлению школьников с культурой России и своего региона, окажет действенную помощь в решении задач внеучебной деятельности в рамках базисного учебного плана.

Скачать:


Предварительный просмотр:

На заседании                                                                   Директор школы

научно-методического                                                            Л.Г. Ралко

совета школы                                                            Приказ № _______

зам.директора                                                                От «__»_________  2014г.

_______________________

Протокол №____

От  «__»___________2014г.

                              Программа кружка

             «Обычаи и традиции народа мари»

   Программа составлена учителем                                                                                                                                             марийского (государственного) языка

Петуховой Т. Э.

                                            Йошкар-Ола

                                                 2014

                                      Пояснительная записка

     Изучение самобытной уникальной культуры наших предков имеет огромное значение в выполнении нравственных, патриотических и эстетических задач в воспитании подрастающего поколения.                                                                                                                                                                           То, что утеряно обществом в отношении народности образования, необходимо восстановить и переосмыслить в духе времени. Каждый раз, прикасаясь к культуре наших предков, мы закладываем в умы и сердца молодого поколения любовь к родным корням, отношение к Родине, семье, уважение к традициям предков, понимание культуры других народов, осознание необходимости жить в дружбе с другими людьми.                                               Школа – самый ценный, новый этап в жизни ребенка. В этот период идет формирование учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации, происходит становление и самосознания и самооценки ребенка.                                                                                                                                                                                                                             Опираясь на природную детскую  любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность, в школе создается образовательная среда: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Данный курс дает возможность школьнику предоставить условия для развития способности оценивать свои мысли и действия как бы «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание. Эта способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника.                                                                                                                        

      В программе данного кружка содержатся  сведения по истории, географии, экологии,    литературе, культуре России и родного края, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях.

Материалы данного кружка дают учителю большую возможность реализовать межпредметные связи, тем самым развивать мышление ребенка, организовать необходимые условия по ознакомлению школьников с культурой России и своего региона, окажет действенную помощь в решении задач внеучебной деятельности в рамках базисного учебного плана.

     Цель кружка: социокультуризация обучающихся школьного возраста на основе погружения в традиции и обычаи марийского народа с учетом особенностей возрастного развития обучающихся, приобщение их к культурному наследию своего народа.

    Задачи кружка:

формировать представления о семье, родном доме как основной составляющей общества;

формировать навыки продуктивных видов деятельности: игровых, коммуникативных умений;

формировать навыки социального общежития, нравственного поведения на основе народных обрядов и традиций;

развивать интерес и потребность к процессу речевого общения;

знать народные праздники, игры, песни и танцы;

активизировать внимание и память;

формировать навыки соблюдения поведенчесих норм семейной жизни.

Основное содержание обучения.

Ознакомление с народным творчеством и народной культурой России в целом и родного края в частности.

Осознание тесной взаимосвязи культуры и истории большой и малой Родины, понимание исторических корней современной культуры.

Осмысления места своей семьи и себя самого в истории и народной культуре.

Реализация этих элементов осуществляется последовательно.

      Ценностные ориентиры программного содержания кружка отражают целевые установки системы начального образования:

 *  формирование основ гражданской личности на основе:

   -  чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;

   - восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей;

   - уважения истории и культуры каждого народа;

 *   формирование психологических условий развития общества, сотрудничества на основе:

   - доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе;

   - уважения к окружающим – умения слушать и слышать собеседника, признавать право каждого на собственное мнение;

   - обеспечения эмоционального благополучия ребенка;

   - приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям;

 - интеллектуального и духовного развития личности ребенка;

 - укрепления психического и физического здоровья;

 *   формирование ценностно-смысловой сферы личности на основе:

  - принятия и уважения ценностей семьи и школы, коллектива, общества и стремления следовать им;

  - формирования чувств прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с народной культурой; развитие умения учиться, а именно:

  - создания условий для развития личности ребенка;

  - развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

  - развитие познавательных способностей и интересов, инициативы и любознательности, развитие творческого самовыражения;

 - формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности, умению планировать работу, оценивать ее;

 *    развитие самостоятельности, инициативы и ответственности на основе:

 -  развития самоуважения;

 -   ответственности за свои действия;

 -   готовности к преодолению трудностей;

 -   профилактики асоциального поведения;

 -   создания условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.

                                         Содержание кружка

         Реализация указанных целей и задач достигается в результате освоения содержания кружка.

 Основные части (разделы).

  1. Марийский край в прошлом.
  2. Обычаи и традиции народа мари.
  3. Марий Эл сегодня.

Практическая деятельность. Дети собирают генеалогические сведения, изучают происхождение своего имени, фамилии, определяют себя в историческом времени и культурном пространстве. Оформляют проекты по теме, готовят их презентации. Поездки в исторические и культурные места города.

                                Сроки реализации.

Кружок «Обычаи и традиции народа мари» организуется по социальному направлению развития личности. Организация занятий кружка регулируется учебным планом образовательного учреждения. Занятия проводятся по 2 часа в неделю (1 час теории, 1 час практического занятия). Общее число часов 70.

                                   Формы и режим занятий.

Используются разнообразные формы: урок, прогулка, экскурсии, игры на воздухе и в помещении, посещение музеев.

                                   Планируемые результаты.

Содержание программы кружка направлено на гуманизацию обучения и развитие индивидуальных возможностей детей младшего школьного возраста. Планируемые результаты представляют собой систему обобщенных личностно – ориентированных целей образования.

                                  Метапредметные результаты.

     В результате освоения курса выпускники получат возможность ознакомиться с культурно – историческим наследием народа мари и общечеловеческими ценностями о природе, истории Марий Эл, осмыслить этические понятия. Обретут  чувство гордости за свою Родину, ее историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).

      Требования к знаниям и умения к концу первого года обучения    

     К концу первого года обучения в кружке учащиеся должны знать

что такое устное народное творчество, загадки, скороговорки, считалки, прибаутки, пословицы и потешки;

историю возникновения различных праздников;

традиции и обряды Марий Эл;

особенности одежды нашего региона.

Календарно-тематическое планирование.

Наименование темы, содержание

Теоретическая часть

Практическая часть

 

Марий Эл в прошлом

 

1

История заселения Марийского края

2

2

Происхождение и развитие марийского языка

2

3

Расселение марийцев

2

4  

Традиционное хозяйство

2

5

Народный костюм

2

6

Вышивка – это искусство

1

1

7

Вышивка – это искусство

2

8

Марийская свадьба

2

9

Родильные обряды

2

10

Похоронные обряды и поминки

2

11

Религия марийцев

 2

     

Обычаи и традиции народа мари

 

 

12

Легенды, предания, былины

1

1

13

Легенды, предания, былины

2

14

Загадки, пословицы, приметы

1

1

15

Развитие художественной литературы в крае

1

1

16

Первое марийское стихотворение

2

17

Православие в марийском крае

2

    18

Семья

1

1

19

Моя семья – частичка большой страны

2

     20

Народные праздники

2

Марий Эл сегодня

 

21

Республика Марий Эл в составе России

2

22

Города нашей республики

2

23

Мы такие разные и так похожи

2

24

Спорт – это здоровье, движение, успех

2

25

Урок этикета

 

2

26

Учитель в моей жизни

1

1

27

Верный друг: какой он?

2

28

Музыкальное искусство

1

1

29

Театры республики

2

30

Экскурсия в театры нашего города

2

31

Библиотека – сокровищница знаний

1

1

32

Заочная экскурсия в город Козьмодемьянск

2

33

Жизнь в будущем: что нас ожидает

2

34

Как много мы узнали о нашей малой Родине

2

35

Итоговый урок

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Обычай– обряд – традиция. Праздники кубанского казачества"5 класс

Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.      Традиционная народная культура – явле...

Выступление на тему "Обычаи и традиции народа"

Выступление на тему "Обычаи и традиции народа"...

Рабочая программа по МХК "Художественные традиции народов мира"

Рабочая программа по мировой художественной культуре "Художественные традиции народов мира" 9 класс. Автор учебника: Данилова Г.И. 7-9 классы....

Рабочая программа кружка "Ремесла и традиции народов России"

Рабочая программа составлена на основе Программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Автор Л.Н. Михеев (Сборник программ внеурочной деятельности. Издательский центр «Вен...

Обычаи и традиции народов мира

классный час знакомит детей с традициями разных народов, воспитывает любовь к своему родному краю...

Программа кружка «Духовно – нравственные традиции русского народа».

                                Интегрированный учебный курс, целью которого является восстановить «св...

Урок в 7 классе.Тема урока: "Национальные обычаи и традиции народов мира."

Цель обучения, которые необходимо достичь на данном уроке (ссылка на учебную программу) 7.1.3.1 – пересказывать подробно, кратко, выборочно содержание текстов      ...