Программа кружка «Духовно – нравственные традиции русского народа».
рабочая программа (5 класс) на тему
Интегрированный учебный курс, целью которого является восстановить «связь времен», связь поколений и культур, поднять общекультурный уровень школьников, развить их творческую и познавательную активность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» «Рассмотрено» «Утверждаю» на заседании МО учителей директор МБУ «СОШ №8» русского языка и литературы Н.В.Купавцева протокол №1 от «30» августа 2015г. «30» августа 2015г. председатель МО_________ Л.Л.Телегина Программа кружка «Духовно – нравственные традиции русского народа». для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений Подготовила: Телегина Лариса Леонидовна учитель русского языка и литературы |
Кружок:
«Духовно – нравственные традиции русского народа».
(5 класс)
Интегрированный учебный курс.
Цель: восстановить «Связь времен», связь поколений и культур, поднять общекультурный уровень школьников, развить их творческую и познавательную активность.
Разделы:
1.Земля родная – 16ч.
2.Русский долг – 10ч.
3.Сельский приход – 8ч.
4. В семье и на миру – 8ч.
5. Народная школа – 8ч.
6. Отечество – 8ч.
7. Духовное наследие русской культуры – 8ч.
Программа
I раздел «Земля родная» (16ч)
1.Вводная беседа. Уклад жизни русского народа.
Семья, дом, церковный приход. Государство.
Сословия в дореволюционной России.
2. Отношение крестьян к природе. Любовь к земле предков.
Духовно – нравственные традиции крестьянского труда на Руси.
3. Календарь русской природы и православный месяцеслов.
Праздники и календарные обряды русского народа.
4. Сельский труд. Весенняя пахота. Сенокос. Страда. Уборка урожая.
5. Русский лес. Реки и озёра. Отношение крестьян к зверям, птицам, рыбам.
Сохранение природных богатств.
6. Песни и сказки русского народа о родной природе.
7.Экскурсия в осенний лес парк.
8. Итоговое повторение. Сам. Работа: рисунок «Земля родная». Межпредметные связи: природоведение, география, литература, история.
Раздел II. Русский дом (10ч.)
- Крестьянская усадьба. Характерный облик избы.
Внутреннее убранство. Мебель, посуда, предметы быта семьи.
- Внутренний строй русской сельской семьи.
Внутрисемейные отношения, домашний уклад, досуг.
- Память о предках. Кладбище и поминовение усопших на Руси.
Семейный памятник.
- Сам. работа: рисунок интерьера крестьянской избы.
- Внутресемейний строй городской семьи. Связи горожан: бытовые, родственные, приходские, соседские, производственные, по интересам.
Раздел III. Сельский приход. (8ч.)
- Сельский Храм. Архитектурный облик и внутреннее устройство.
- Приходская жизнь поселян. Богомольцы и странники.
Благочестие русского крестьянина.
- Домовая Церковь. Семейные праздники в крестьянской семье.
- Итоговое повторение.
Раздел IV. В семье и на миру. (8ч.)
- Крестьянская община и семья. Сельский мир.
Взаимопомощь. Артельный труд. Ответственность крестьянина перед миром.
- Духовно - нравственный облик крестьянина. Трудолюбие. Вера. Покаяние. Милосердие. Честь и достоинство. Побратимство. Отношение к старшим.
- Святые и праведники на Руси. Их всенародное почитание.
- Итоговое повторение.
Межпредметные связи: история, литература.
Раздел V. Народная школа(8ч)
1.Традиционные формы воспитания крестьянских детей. Молитва. Послушание. Богомолье. Милосердие.
2. Аз, буки, веди… Формы и методы обучения детей на Руси.
3. Традиционный круг чтения на Руси (краткий обзор). Житейная литература. Летописи.
4. Экскурсия в краеведческий музей, в библиотеку (отдел «Православная книга»).
Межпредметные связи: литература история.
Раздел VI. Отечество (8ч).
- Народ и государство. Любовь и служение Родине. Гражданское послушание на Руси. Народные полководцы, герои: Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Кутузов и другие.
- Защита Отечества от врагов. Ратные подвиги русских воинов.
Межпредметные связи: история.
Разделы VII. Духовно наследие Русской культуры (8ч)
1.Отечественная наука. Великие русские учение.
2. Мастера русской литературы, искусство, архитектура. Духовно – нравственное содержание произведений русской литературы и искусства (произведения живописи и скульптуры из собраний Государственной Третьяковской галереи).
3. Практическая работа: письменный рассказ о картине любимого художника (по репродукции картины, по открытке).
4. Итоговое повторение.
Межпредметные связи: литература, история, изобразительное искусство.
Предполагаемый конечный результат.
По завершении курса «Духовно – нравственные традиции русского народа» учащиеся должны знать и уважать такие традиции своего народа, кок любовь к Отечеству, к родной земле и своему дому, любовь к ближним и уважение к старшим. Учащиеся должны осознать роль труда в жизни россиян, знать и хранить историко-духовную помять своего народа, традиции защитников нашей Родины. Особое внимание должно быть уделено закреплению полученных знаний и использование их в повседневной жизни школьников.
Литература:
- Белов В. И. Лад: Очерки о народной эстетике. М., 1982г.
- Громыко М.М. Мир русской деревни. М.,1991г.
- Громыко М.М. Традиционные формы поведения общения русских крестьян XIX века. М., 1986г.
- Кузнецов С.В Религиозно – нравственные основания русского земледельческого хозяйства. Православие и русской народной культуры: Научн. сб. М., 1994г. Вып. 1, с. 31-53.
- Русские: семейный и общественный быт. М., 1989г.
- Уразумение к месяцеслову. М., 1995г.
- Максимов С.В. Избранное. М., 1995г.
- Ушинский К.Д. Родное слово: Кн. Для детей и родителей. Новосибирск, 1994г.
- Шмелев И.С. Богомолье. М., 1994г.
- Традиции. Культура. Образование: научн. сб. Под ред. Червякова А.Д., - М.: центральное региональное отделение РАО,1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа. «Боевые и нравственные традиции русского народа».
В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его с...
"Александровская слобода"Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей на основе православных традиций русского народа
Проект направлен надуховно-нравственное и патриотическое воспитание детей и подростков на основе православной религии. огромный духовно-нравственный потенциал православия используется для формирования...
Рабочая программа учителя по курсу внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Традиции русского народа в литературе» 5 класс
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности для 5 класса на полугодие...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Традиции русского народа»
Рабочая программа учителя по внеурочной деятельности «Традиции русского народа» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего о...
Формирование духовно- нравственного воспитания учащихся через интерес к национальной культуре и традициям русского народа.
В настоящее время актуальным направлением духовно-нравственного воспитания является формирование у учащихся этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.Особая роль в р...
Воспитание нравственно - патриотических чувств через знакомство с культурой и традициями русского народа.
Основные направления работы.Создание атмосферы национального быта .Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка- развивать любознательность, воспитывать чувст...
Проектная деятельность Тема «Воспитание нравственно- патриотических чувств через знакомство с культурой и традициями русского народа
Цель проекта: способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры ...