Программа кружка «Духовно – нравственные традиции русского народа».
рабочая программа (5 класс) на тему

Лариса Леонидовна Телегина

                                  Интегрированный учебный курс, целью которого является восстановить «связь времен», связь поколений и культур, поднять общекультурный уровень школьников, развить их творческую и познавательную активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное   общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

«Рассмотрено»                                                                                    «Утверждаю»

на заседании МО учителей                                                              директор МБУ «СОШ №8»

 русского языка и литературы                                                                             Н.В.Купавцева                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

протокол №1                                    

от «30» августа 2015г.                                                                        «30» августа 2015г.                                  

председатель МО_________

Л.Л.Телегина 

Программа кружка

«Духовно – нравственные традиции русского народа».

для учащихся 5 класса

общеобразовательных учреждений 

Подготовила:

                           Телегина Лариса Леонидовна

                                                       учитель русского языка и литературы

Кружок:

«Духовно – нравственные традиции русского народа».

(5 класс)

                                  Интегрированный учебный курс.

Цель: восстановить «Связь времен», связь поколений и культур, поднять общекультурный уровень школьников, развить их творческую и познавательную активность.

Разделы:

1.Земля родная – 16ч.

2.Русский долг – 10ч.

3.Сельский приход – 8ч.

4. В семье и на миру – 8ч.

5. Народная школа – 8ч.

6. Отечество – 8ч.

7. Духовное наследие русской культуры – 8ч.

Программа

I раздел «Земля родная» (16ч)

1.Вводная беседа. Уклад жизни русского народа.

Семья, дом, церковный приход. Государство.

Сословия в дореволюционной России.

2. Отношение крестьян к природе. Любовь к земле предков.

Духовно – нравственные традиции крестьянского труда на Руси.

3. Календарь русской природы и православный месяцеслов.

Праздники и календарные обряды русского народа.

4. Сельский труд. Весенняя пахота. Сенокос. Страда. Уборка урожая.

5. Русский лес. Реки и озёра. Отношение крестьян к зверям, птицам, рыбам.

Сохранение природных богатств.

6. Песни и сказки русского народа о родной природе.

7.Экскурсия в осенний лес парк.

8. Итоговое повторение. Сам. Работа: рисунок «Земля родная». Межпредметные связи: природоведение, география, литература, история.

Раздел II.   Русский дом (10ч.)

  1. Крестьянская усадьба. Характерный облик избы.

Внутреннее убранство. Мебель, посуда, предметы быта семьи.

  1. Внутренний строй русской сельской семьи.

Внутрисемейные отношения, домашний уклад, досуг.

  1. Память о предках. Кладбище и поминовение усопших на Руси.

Семейный памятник.

  1. Сам. работа:  рисунок интерьера крестьянской избы.
  2. Внутресемейний строй городской семьи. Связи горожан: бытовые, родственные, приходские, соседские, производственные, по интересам.

Раздел III. Сельский приход. (8ч.)

  1. Сельский Храм. Архитектурный облик и внутреннее устройство.
  2. Приходская жизнь поселян. Богомольцы и странники.

Благочестие русского крестьянина.

  1. Домовая Церковь. Семейные праздники в крестьянской семье.
  2. Итоговое повторение.

Раздел IV. В семье и на миру. (8ч.)

  1. Крестьянская община и семья. Сельский мир.

Взаимопомощь. Артельный труд. Ответственность крестьянина перед миром.

  1. Духовно -  нравственный облик крестьянина. Трудолюбие. Вера. Покаяние. Милосердие. Честь и достоинство. Побратимство. Отношение к старшим.
  2. Святые и праведники на Руси. Их всенародное почитание.
  3. Итоговое повторение.

Межпредметные связи: история, литература.

Раздел V. Народная школа(8ч)

1.Традиционные формы воспитания крестьянских детей. Молитва. Послушание. Богомолье. Милосердие.

2. Аз, буки, веди… Формы и методы обучения детей на Руси.

3. Традиционный круг чтения на Руси (краткий обзор). Житейная литература. Летописи.

4. Экскурсия в краеведческий музей, в библиотеку (отдел «Православная книга»).

Межпредметные связи: литература история.

Раздел VI. Отечество (8ч).

  1. Народ и государство. Любовь и служение Родине. Гражданское послушание на Руси. Народные полководцы, герои: Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Кутузов и другие.
  2. Защита Отечества от врагов. Ратные подвиги русских воинов.

Межпредметные связи: история.

Разделы VII. Духовно наследие Русской культуры (8ч)

1.Отечественная наука. Великие русские учение.

2. Мастера русской литературы, искусство, архитектура. Духовно – нравственное содержание произведений русской литературы и искусства (произведения живописи и скульптуры из собраний Государственной Третьяковской галереи).

3. Практическая работа: письменный рассказ о картине любимого художника (по репродукции картины, по открытке).

4. Итоговое повторение.

Межпредметные связи: литература, история, изобразительное искусство.

Предполагаемый конечный результат.

По завершении курса «Духовно – нравственные традиции русского народа» учащиеся должны знать и уважать такие традиции своего народа, кок любовь к Отечеству, к родной земле и своему дому, любовь к ближним и уважение к старшим. Учащиеся должны осознать роль труда в жизни россиян, знать и хранить историко-духовную помять своего народа, традиции защитников нашей Родины. Особое внимание должно быть уделено закреплению полученных знаний и использование их в повседневной жизни школьников.

Литература:

  1. Белов В. И. Лад: Очерки о народной эстетике. М., 1982г.
  2. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.,1991г.
  3. Громыко М.М. Традиционные формы поведения общения русских крестьян XIX века. М., 1986г.
  4. Кузнецов С.В Религиозно – нравственные основания русского земледельческого хозяйства. Православие и русской народной культуры: Научн. сб. М., 1994г. Вып. 1, с. 31-53.
  5. Русские: семейный и общественный быт. М., 1989г.
  6. Уразумение к месяцеслову. М., 1995г.
  7. Максимов С.В. Избранное. М., 1995г.
  8. Ушинский К.Д. Родное слово: Кн. Для детей и родителей. Новосибирск, 1994г.
  9. Шмелев И.С. Богомолье. М., 1994г.
  10. Традиции. Культура. Образование: научн. сб. Под ред. Червякова А.Д., - М.: центральное региональное отделение РАО,1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа. «Боевые и нравственные традиции русского народа».

В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его с...

"Александровская слобода"Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей на основе православных традиций русского народа

Проект направлен надуховно-нравственное и патриотическое воспитание детей и подростков на основе православной религии. огромный духовно-нравственный потенциал православия используется для формирования...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Традиции русского народа»

Рабочая программа учителя по внеурочной деятельности «Традиции русского народа» разработана в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего о...

Формирование духовно- нравственного воспитания учащихся через интерес к национальной культуре и традициям русского народа.

В настоящее время актуальным направлением духовно-нравственного  воспитания является формирование у учащихся этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.Особая роль в р...

Воспитание нравственно - патриотических чувств через знакомство с культурой и традициями русского народа.

Основные направления работы.Создание атмосферы национального быта .Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка- развивать любознательность, воспитывать чувст...

Проектная деятельность Тема «Воспитание нравственно- патриотических чувств через знакомство с культурой и традициями русского народа

Цель проекта: способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры ...