Интегрированный урок на тему «Весна». Повторение изученного в 5 классе.
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Подгорнова Валентина Ивановна

Интегрированный урок по русскому языку на тему "Весна", на котором повторяются, систематизируются и закреплются знания по русскому языку, литературе, музыке и ИЗО. Урок проводится в конце 3 четверти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_na_temu.docx273.63 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок на тему «Весна»

Повторение изученного в 5 классе

Цель урока:

  •  закрепить знания, полученные на уроках русского языка, литературы, музыки и ИЗО, Обобщение и систематизация знаний учащихся по темам «Имя существительное», «Имя прилагательное».
  • Развитие орфографической зоркости, познавательной активности, внимания, памяти, логического мышления.
  • Воспитание любви к природе. коллективизма, взаимоуважения, ответственности за свои поступки, интереса к урокам русского языка.

Вид урока: урок повторения изученного за 3 четверть.

Оборудование: мультимедийный проектор,  компьютер, презентация  к уроку, этимологические словари.

        Ход урока

                                       Эпиграф к уроку:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

                                                                                                             Засвищут скоро соловьи,

                                                                                                              И лес оденется листвою.

А.Н.Плещеев

I. Орг. момент.

Психологический настрой на урок. ( Слайд 1)

Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.

Формула удачи: Улыбка - настроение, вера в себя – результат.

Сегодня мы с вами будем говорить о весне, о том, как писали о ней поэты, композиторы, как изображали это чудесное время года художники. У нас сегодня необычный урок – праздничный, весенний. Почему праздничный? Потому что весна – это праздник.

II.Работа по теме урока. (Слайд 2).

1. Лексическая работа. Работа со словарями.

Давайте произнесём слово весна отчётливо, выразительно все вместе. Что  слышится вам в этом слове? (Что-то радостное, очищающее, обновляющее).

- На что похожа весна, если её сравнить с сутками? ( Рассвет, расцвет).

Весна – утро года. Почему? ( Всё оживает, много красок, звуков.)

Какие месяцы стоят за словом весна?          (За этим словом стоят три месяца: март, апрель, май).

Итак, вы утверждаете, что в слове весна вам слышится что-то весёлое. И это не случайно.

Давайте заглянем в этимологический словарь, т.е. обратимся к истокам этого слова, может быть, здесь найдём ответ на этот вопрос. (Работа со словарем: весна от веселый.) Подберите однокоренные слова к слову весна. К какому словарю нам лучше обратиться? (Работа со словообразовательным словарем.) Весна – «весёлый» (слав.) 

Запись в тетрадях:

 Весна,

весной,

веснушка,

веснянка,

весенний,

 предвесенний,

по-весеннему,

веснушчатый

 Выделяем корень. (Слайд 3)

2. Повторение литературоведческих терминов. (Слайд 4)

 Какое у вас представление о весне?  Мы любим весну, о ней сложено много песен, поговорок, загадок, прибауток, пословиц и поговорок. (Повторяем определения литературоведческих терминов)

Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне. (Ребята называют пословицы и поговорки, загадки.)

1) Птица рада весне, а младенец - матери.

  1.  Много снега - много хлеба, много воды много травы. 3) Ласточка весну начинает -  соловей лето кончает. 4) Кто весной трудиться рад, будет осенью богат. 5) Март - с водой, апрель - с травой, а май - с цветами. 6) В марте курица из лужицы напьется. 7) Весна красна цветами, а осень пирогами.  8) Март сухой да мокрый май -  будет каша на каравай. 9) Увидел грача - весну встречай. 10) Весна красна, да холодна.
  1. Тает снежок, Ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает?

(Весной.)

  1. Только снег в лесу сошел, я голубеньким расцвел.

( Подснежник.)

Какие приметы весны в них названы? Весна - это победа зелени. Благодаря солнцу появятся         почки,         из них зеленые листочки.

Весна   это победа солнца, света.

 Весна  это победа воды, это весенний разлив. Вода поит землю.

Запишите в тетрадь 1 – 2 понравившиеся пословицы, определите число, род у существительных, одушевлённое оно или нет.

   А чем пахнет весна? Я просила вас определить запахи весны. А ещё я вас просила найти веснянки. Что это такое?  Прочтите мне их.

К кому обращается в них народ? Найдите обращения. Запишите их по памяти в тетради. Объясните знаки препинания и выполните следующие задания:

определите падеж и склонение существительных,

определите, какое это предложение по цели высказывания и по интонации.

Кто не нашёл веснянку, тот будет работать с учащимся, работающим у доски. В этих веснянках много эпитетов. Что это такое? Найдите эпитеты в ваших веснянках.

3.Сообщение сведений о праздновании на Руси праздника Жаворонки. (Слайды 5,6).

 Сегодня, 22марта, особый день для весны и для природы. Старинный Славянский праздник Жаворонки празднуют именно в этот день.

 Так беззаботно, на лету
Он щедро сыплет трели,
Взвиваясь круто в высоту
С земли — своей постели.
Среди колосьев он живет.
Его домишко тесен,
Но нужен весь небесный свод
Ему для звонких песен.
http://vedrussa.org.ua/files/u146/zhavoronok02.jpg

 Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. В этот день 119798773_ZHAVORONKI__postnuye_bulochki_Recept__1_ (600x460, 176Kb)

обычно пекут «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками и с хохолками. И сегодня ваши бабушки и мамы напекли нам жаворонков. Посмотрите, какие они чудесные получились, красивые, пышные «жаворонки», аппетитные.   По этому поводу было сложено много песен. Вот одна из них:

Жаворонки, прилетите!
Студёну зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,                                                                          
Весь хлеб у нас поела.                                                                           !

Считалось, чтобы жаворонки услышали просьбу, нужно было забраться на омёт сена и спеть песню.

4.Орфоэпическая работа:

Жаворонок

5. Лексико-семантическая работа.

Жаворонок

Жаворонушки

Жавороночек

Какое значение придают слову суффиксы?  (Слайд 7).

6.Рассказ учителя о прилёте птиц.( Слайды 8 – 10).

 С каждым днём всё сильнее пахнет весной. Длиннее день, длиннее сосульки, всё громче орут воробьи, уже слышим грачиный крик. Сначала весна всегда приходит в деревню, где ей на случай можно спрятаться, укрыться от вернувшейся обратно зимней стужи. От последних ночных морозов.

  В лесу, в поле снег, а здесь, под окнами вашего дома, всё шире и шире расплываются весенние лужицы. Бегут первые весенние ручейки.

  Здесь же, рядом с деревней, по буграм и косогорам выглянули из-под снега первые клочки оттаявшего снега – первые проталины. Первые проталины – первая победа весны, и весна закрепилась здесь, выслав сюда своих первых гонцов – грачей. Но впереди надо одержать ещё много побед, прежде чем отойдёт, отодвинется на север зима. Шире и шире расходятся по полям и лугам оттаявшая земля, и сюда, на эти проснувшиеся поля, вот-вот прилетят жаворонки, и совсем скоро польётся  над полями их весёлая песня, напоминающая волшебный, хрустальный колокольчик. Они первыми возвращаются весной, когда снег сходит еще не полностью и сразу же начинают петь. Пение жаворонков удивительно по своей красоте, и многие любители природы находят его более прекрасным, чем даже трели соловья. В тех местах, где жаворонков много, от трелей невидимых певцов точно звенит и журчит...Послушаем песню жаворонка. (Слайд 10)

 Издавна приход весны связан с прилётом птиц. Ежегодно1 апреля весь мир отмечает Международный день птиц.

В этот день в 1906 году была подписана Международная конвенция об охране птиц. У нас День птиц отмечают с весны 1926 года. Его празднуют в школах и дома.  Как подготовиться к этому празднику? Главное на этом празднике – развешивание скворечников, дуплянок. Посмотрите, какие скворечники сделали к этому празднику ребята нашей школы. (слай)

7.Чтение стихов о весне.

Многие поэты любят это время года. Они радуются прилёту птиц, победе тепла и света.

А сейчас послушаем стихотворение «Весенние воды» Фёдора Ивановича Тютчева. (Слайд 11.)

Какова интонация стихотворения?  Каким рисует Тютчев весенний день?

 Назовите непривычные слова. Попробуйте сами объяснить их значение.

(Брег – берег,  гласят – поют, кричат). В этих словах есть беглые гласные.

Кто такие гонцы?

Слов какой части речи в стихотворении больше всего?  Почему?  ( Глаголов, потому что весна – это жизнь, движение, действие). Выпишите эти глаголы. Назовите эпитеты и метафоры в стихотворении.

8.Работа над выразительностью чтения.

– На какие слова падает логическое ударение?

– Обозначьте длинные и короткие паузы.

– Какова роль знаков препинания?

Выразительное чтение стихотворения Ф.И.Тютчева.

– А теперь прочитайте ваши любимые стихи  о весне. Помните об интонации, о паузах, о логических ударениях. Правильно подбирайте темп чтения.

9.Прослушивание музыки П.И.Чайковского «Времена года. Март. Песня жаворонков». (Слайды 12, 13).

– А знаете ли вы, ребята, какой у весны голос? Сейчас мы послушаем музыку П.И.Чайковского Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны, весеннюю песню. Музыка передаёт настроение, ощущение того, что происходит в природе. Представьте, что вы вместе с весной попали в лес, на полянку, на речку.

- Какие звуки у весны?

10.Работа над миниатюрой М.Пришвина «Рождение звука». (Слайд 14).

А теперь обратимся к миниатюре «великого слушателя природы» М. Пришвина «Рождение звука» (чтение вслух).

–  Как здесь описано утро года?

–Какие краски преобладают в этой миниатюре?

– Как же рождается звук весны, её голос?

Составьте и запишите нераспространённые предложения по тексту миниатюры.

–  Как М.Пришвин распространяет эти предложения? (С помощью эпитетов).

–  Какой эпитет нашёл писатель для слова весна? (Стремительная).

– А какой она ещё может быть?

11.Работа над репродукцией картины Левитана  «Март».

а). Слово о художнике И.И. Левитане.

 В русской живописи выдающимся мастером жанра пейзажа был И.И.Левитан. Его называли «певцом русской природы» (1860-1900). Портрет художника. (Слайд15).

Ему было дано постичь счастье разговора с природой. Он написал более тысячи картин, и все они посвящены изображению природы, чаще всего русской природы. Современники признавали, что именно благодаря Левитану родная природа "представала перед нами как нечто новое и вместе с тем очень близкое ...дорогое и родное". "Задворки заурядной деревушки, группа кустов у ручья, две барки у берега широкой реки или группа пожелтевших осенних берез – все превращалось под его кистью в полные поэтического настроения картины,  и, смотря на них, мы чувствовали, что именно это мы видели всегда, но как–то не замечали".

Среди картин Левитана преобладают те, на которых природа запечатлена в переходные моменты: не летом и зимой, а осенью и весной. И это не случайно, поскольку эти времена года богаче сменой и оттенками настроений. А картины Левитана обычно и называют пейзажами настроения. И сейчас вы в этом убедитесь!

   Общепризнанным шедевром И. Левитана является картина "Март".( Слайд 16.)Он написал ее в 1895 году, находясь в Горке. Левитан показал глубокое очарование, таящееся в простоте русского пейзажа: всю живописность самых обычных вещей – от глубокой синевы небесного свода до лошадки, дремлющей в тишине под лучами мартовского солнца. http://www.nearyou.ru/100kartin/img/100_74.jpg

б). Анализ картины.

 - Какое время года изобразил И.И.Левитан на картине «Март»?

 - Почему вы так думаете?

 - Почему вы считаете, что это начало весны?

 - Какие приметы наступающей весны вы видите?

 - Что ещё можно отметить на картине? Назовите три предмета на картине, которые вас сразу чем-то заинтересовали, привлекли ваше внимание. Попробуйте подобрать к этим существительным такие прилагательные, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче и выразительнее.

 -  А какой день изобразил художник на этой картине?  ( День теплый, ясный, солнечный)

- А что нам показывает, что день именно такой? Обратите внимание на лошадь у крыльца. Какая она?  

  - О чем говорит нам изображение на картине дома с открытой дверью, лошадки перед крыльцом?

  - Как вы считаете, каково настроение этого человека, что у него на душе?

  Вывод: На этой картине ощущается незримое присутствие человека и его настроение.)

 - Каково ваше настроение, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? ( ответы обучающихся)

- Что вы можете сказать про цвет неба?

 - Что вы чувствуете, когда смотрите на эту замечательную картину? Какое у вас настроение? 

- Посмотрите на картину внимательно и скажите,  какие звуки, запахи можно ощутить здесь?

(Запах талого снега, зелени сосен, разъезженной дороги, лошадки, дома, в котором долгое время никто не жил, запоют птицы, зашумят ветки деревьев, скрипнет дверь, переступит с ноги на ногу лошадка, упадет с крыши глыба снега, мелодично зазвенит капель)

Почему мы можем услышать столько звуков на картине? ( Весь пейзаж представлен художником в движении, в состоянии изменения, пробуждения природы)

Лошадка стоит около крыльца, на дереве висит пока еще пустой скворечник, почки набухли, но еще не распустились – о какой главной мысли картины свидетельствуют эти детали?

(Все в природе ждет весны, теплых весенних денечков, вся картина проникнута мотивом ожидания.)

б) Словарная работа.

- Как рассказать так, чтобы не знающий эту картину человек мог себе ее представить? Найдите точные, выразительные слова, используйте эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры. Возможно, вам понадобятся сложные прилагательные.

III. Итог урока. Рефлексия. ( Слайд 17).

Настало время подвести итоги.

- Кто, на ваш взгляд, лучше всех работал на уроке?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Я предлагаю каждому из вас по очереди закончить фразу:

 Сегодня на уроке...

– На уроке я работал…
– Своей работой на уроке я…
– Урок для меня показался…
– За урок я…

– Материал урока мне был…

VI. Выставление оценок.

А сейчас прошу вас поставить отметку за урок классу, своей группе, себе при помощи сердечек:

  • “5” - красное сердечко,
  • “4” - зелёное сердечко,
  • “3” - жёлтое сердечко.

V. Домашнее задание. (Слайд 18).

1)Прочитать другие миниатюры Пришвина из цикла «Весна».

2) Написать сочинение на тему «Весна» или описать картину И.И.Левитана «Март».

3) Нарисовать рисунки на тему «Весна»

Спасибо всем за урок! Вы были молодцы! Я желаю, чтобы каждый верил в себя! Надеялся на успех!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме "Весна" в 5 классе,урок- соревнование по теме "Наречие" в 7 классе

Интегрированный урок включает в себя синтез литературы,музыки,живописи,пробуждает в учениках умение видеть и ценить прекрасное!Урок- соревнование является заключительным при изучении темы "Наречие",в ...

Интегрированный урок на тему «Весна» в 5 классе

Интегрированный урок на тему «Весна» в 5 классе.  Цели урока:  1) закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка и литературы.     2) развивать лингв...

Интегрированный урок по теме : « Весна в лирике и музыке» ( литература и музыка) 5 кл

Интегрированный урок по теме : « Весна в лирике и музыке» ( литература и музыка) 5 кл...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фонетика" (повторение изученного), 5 класс (с презентацией)

Цель:повторить изученный материал по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»; систематизировать знания учащихся о звуках и их классификации; о  порядке фонетичес...

Интегрированный урок на тему «Весна».5 класс

Цель урока: 1. Помочь 5-классникам научиться всматриваться и вслушиваться в природу; 2. Развивать связную речь учащихся (устной и письменной), памяти, внимания, творческого воображения; 3. В...

Интегрированный урок на тему «Весна». 5 кл

Интегрированный урок на тему «Весна». Цель урока: 1. Помочь 5-классникам научиться всматриваться и вслушиваться в природу; 2. Развивать связную речь учащихся (устной и письменной...

Открытый урок на тему "Глагол. Повторение изученного в 5 классе"

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ГЛАГОЛЕ, ПОЛУЧЕННЫХ В 5 КЛАССА...