Интегрированный урок на тему «Весна».5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Цель урока: 1. Помочь 5-классникам научиться всматриваться и вслушиваться в природу;
2. Развивать связную речь учащихся (устной и письменной), памяти, внимания, творческого воображения;
3. Воспитание эстетического вкуса учащихся, привитие любви и бережного отношения к природе.
Ход урока.
Оборудование: репродукция картины К.Ф.Юона «Мартовское солнце», пословицы, поговорки и загадки о весне, запись музыки П.И. Чайковского «Времена года».
(Урок проводится в начале марта).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paustovskiy_vesna.docx | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок на тему «Весна».
Цель урока: 1. Помочь 5-классникам научиться всматриваться и вслушиваться в природу;
2. Развивать связную речь учащихся (устной и письменной), памяти, внимания, творческого воображения;
3. Воспитание эстетического вкуса учащихся, привитие любви и бережного отношения к природе.
Ход урока.
Оборудование: репродукция картины К.Ф.Юона «Мартовское солнце», пословицы, поговорки и загадки о весне, запись музыки П.И. Чайковского «Времена года».
(Урок проводится в начале марта).
- Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить о весне, о том, как писали о ней поэты, композиторы, как изображали ее художники.
2. Лексико- орфографическая работа со словом весна.
-Давайте произносим слово «весна» отчетливо, выразительно, все вместе. Что слышится вам в этом слове? ( Что-то обновляющее, очищающее. Ведь весна – это утро года. За этим словом стоят три месяца: март, апрель, май).
-Обратимся к истокам этого слова. Загляните в этимологический словарь. ( Работа со словарем: весна от веселый).
-Подберите однокоренные слова к слову весна. К какому словарю нам лучше обратиться? ( Работа со словообразовательным словарем).
Запись в тетрадях:
Весна, весной, веснушка, веснянка, весенний, предвесенний, по-весеннему.
- Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне.
А) Птица рада весне, а младенец матери.
Б) Ласточка весну начинает, а соловей лето кончает.
В) Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.
Г) Март-с водой, апрель- с травой, а май – с цветами.
Д) Весна красна цветами, а осень пирогами.
Е) Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (весной).
Ж) Только снег в лесу сошел,
Я голубеньким расцвел. (Подснежники).
- Какое у вас представление о весне? (Мы любим весну. О ней много сложено песен, загадок, прибауток, пословиц и поговорок. В них названы различные приметы весны.
-Весна-это победа солнца, света.
-Весна –это победа воды. Вода поит землю.
-Весна – это победа зелени. Благодаря солнцу, появятся почки, из них – зеленые листочки).
- А чем пахнет весна? (Талым снегом, первой водой, цветами).
3. - У вас на партах текст веснянки, русской народной песни.
Весна, весна красная!
Приди весна, с радостью, радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
(Чтение про себя, затем вслух).
-Что представляет собой первая строчка песни? Есть ли здесь еще обращения?
-Почему стоит двоеточие? А какое это предложение по цели высказывания?
4. – А сейчас послушаем стихотворение «Весенние воды» Ф.И.Тютчева. ( включается запись, дети слушают)
-Какова интонация стихотворения? (Бодрая, жизнерадостная).
-Каким рисует весенний день Тютчев?
-Назовите непривычные слова. Попробуйте сами объяснить их значение. (Брег-берег; гласят-поют, кричат. В этих словах есть беглые гласные).
-Кто такие гонцы? ( Гонцы – оповестители, посыльные, глашатаи. Они предвещают весну. В стихотворении гонцы- это весенние воды, они предвещают наступление весны).
- Слов какой части речи в стихотворении больше всего? Почему? ( Глаголов, потому что весна- это жизнь, движение, действие)
-Выпишите эти глаголы.
-Назовите эпитеты в стихотворении. Почему именно эти слова выбрал автор? ( Брег сонный; молодая весна; тихие, теплые майские дни; румяный, веселый хоровод)
5. Далее проводится работа над выразительностью чтения. Учащиеся отмечают слова, на которые падают логические ударения, обозначают длинные и короткие паузы , анализируют роль знаков препинания. Затем 2-3 ученика выразительно читают стихотворение.
- А теперь вы прочитаете известные вам стихотворения о весне. Правильно подберите темп чтения. ( Учащиеся вспоминают и читают выученные наизусть стихотворения о весне Майкова, Плещеева, Жуковского и других поэтов).
- А знаете ли вы, ребята, какой у весны голос? Сейчас зазвучит музыка, прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны, весеннюю песню. Музыка передаст настроение, ощущение того, что происходит в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на полянку, на речку. (Слушаем музыку Э. Грига или П.Чайковского).
-Какие звуки у весны? (Капель, журчание ручья, шелест веток, крик птиц, треск ломающегося льда).
Обратимся к лирической миниатюре писателя М.М. Пришвина «Рожденье звука»
Работа по учебнику литературы, чтение учащимися сначала про себя, затем одним учеником вслух.
- Как описано здесь утро года?
- Какие краски преобладают в этой миниатюре?
- Как же рождается звук весны, ее голос? Составьте и запишите нераспространенные предложения по тексту миниатюры.
(Снег осел. Хвоинки вытаивают. Бегут ручьи. Тишина. Рождаются капли.) Как Пришвин распространяет эти предложения? (С помощью эпитетов ).
- Какой эпитет нашел писатель для слова весна? (Стремительная).
- А какой она еще может быть? (Ранняя, поздняя, запоздалая, радостная, молодая и др).
Вывешиваю репродукцию картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце».
- Константин Федорович Юон – замечательный живописец, художник- пейзажист. Его картины жизнерадостны и праздничны. Он часто писал солнечные сельские пейзажи. В картине «М.с.» художник с большим мастерством передает радостное настроение солнечного дня первого весеннего месяца.
- Что изобразил художник на картине? (Изображена деревенская улица, дома, уходящие вдаль, огромные высокие деревья, отяжелевшие под солнечными лучами сугробы снега и глубокие сине-голубое весеннее небо с редкими, быстро мчащимися облаками.
Пейзаж тесно связан с жизнью человека, его трудом. На переднем плане художник изобразил двух деревенских ребятишек на лошадях. Они приносят в картину жизнь и движения.
В центре картины стройные белоствольные березы. От деревьев падают длинные синеватые тени.
Крыши домов покрыты снегом, но он должен вот-вот сойти, соскользнуть вниз. Небо на картине большое-большое, без конца и без края.
На картине нет солнца, но виден розоватый, золотистый свет на деревьях и на снегу. Теплым светом мартовского солнца пронизано все вокруг).
- Какое сочетание цветов использовал художник, чтобы передать светлое, радостное настроение, которое возникло у него, когда он увидел этот мартовский день? (Сочетание розовато-голубого, сиреневого, золотистого, желто-голубого, бело-розового. Такой колорит – сочетание различных цветов- помог художнику передать настроение весеннего дня).
- Ваши впечатления от картины?(Казалось бы, ничего красивого нет. А между тем, как все прекрасно и даже празднично, когда светит мартовское солнце. Художник заставил нас увидеть красоту природы в обыкновенный будничный день.).
- Вот и кончился наш «весенний » урок. (Подведение итогов урока)
Д\з : прочитать другие миниатюры М.М. Пришвина из цикла «Весна»; написать сочинение по картине К. Юона «М.с.». Желающие могут подготовить рисунки на тему «Весна».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по теме "Весна" в 5 классе,урок- соревнование по теме "Наречие" в 7 классе
Интегрированный урок включает в себя синтез литературы,музыки,живописи,пробуждает в учениках умение видеть и ценить прекрасное!Урок- соревнование является заключительным при изучении темы "Наречие",в ...
Конспект открытого урока по теме "Весна" 2 класс
Использование РНС и ИКТ на уроке французского языка...
Интегрированный урок на тему «Весна» в 5 классе
Интегрированный урок на тему «Весна» в 5 классе. Цели урока: 1) закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка и литературы. 2) развивать лингв...
Интегрированный урок по теме : « Весна в лирике и музыке» ( литература и музыка) 5 кл
Интегрированный урок по теме : « Весна в лирике и музыке» ( литература и музыка) 5 кл...
Интегрированный урок на тему «Весна». Повторение изученного в 5 классе.
Интегрированный урок по русскому языку на тему "Весна", на котором повторяются, систематизируются и закреплются знания по русскому языку, литературе, музыке и ИЗО. Урок проводится в конце 3 четверти....
Интегрированный урок по теме в 8 классе по теме: "Дымковская игрушка"
Развитие интереса к декоративно - прикладному искусству в преподавании изобразительного искусства через интеграцию учебных предметов: истории, географии и немецкого языка на основе одгого ...
Интегрированный урок на тему «Весна». 5 кл
Интегрированный урок на тему «Весна». Цель урока: 1. Помочь 5-классникам научиться всматриваться и вслушиваться в природу; 2. Развивать связную речь учащихся (устной и письменной...