творчество М. Горького
план-конспект урока (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: А.М.Горький. Обзор жизни и творчества
Цели: углубить знакомство с жизнью и творчеством Горького, продолжить формирование навыков восприятия лекционного материала., сформировать представление о личности писателя.. Методические приемы: лекция
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя
– Сегодня наш урок я предлагаю посвятить разговору о человеке, роль которого в истории нашей страны трудно переоценить, - о М.Горьком. (Презентация, слайд 1) Имя Алексея Максимовича Горького (Пешкова) известно в нашей стране каждому. Несколько поколений изучали и изучают его творчество со школьной скамьи. О Горьком сложились определенные представления: это основоположник литературы социалистического реализма, "буревестник революции", литературный критик и публицист, инициатор создания и первый председатель Союза писателей СССР. О его детских и юношеских годах мы знаем из автобиографических повестей "Детство", "В людях", "Мои университеты". Однако в последние годы появилось много публикаций, которые показывают несколько другого Горького.
II. Жизнь и творчество писателя. (лекция учителя)
- Вопросы по лекции.
- В каком городе родился? Кто оказал влияние в детские годы на Г.Как? (Акулина Ивановна, бабушка, заменила мать, народные сказки)
- Первый псевдоним Г? (Иегудиил Хламида)
- Под каким пр-м впервые подписался именем Горький? (Макар Чудра)
- Назовите ж-л, каким Г. руководил (Знамя)
- Как Г. воспринял революцию, новый строй?
В какой статье выразил свое отношение к ней? («Несвоевременные мысли, осуждал террор)
- Какую помощь оказывал, являясь предс Союза писат?
- Как понимаете слова Г.:»Человека создает его сопротивление окружающей среде? Как соотносятся слова с биографией писателя?
3. Своеобразие ранних романтических рассказов. Романтизм - особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.
1)Тема ранних рассказов Горького — необыкновенные герои в обыкновенной жизни. Общую идею ранних рассказов можно сформулировать так: автор ищет в тяжёлой, сонной российской действительности, которая его окружает, смелых и гордых людей; эти яркие, вечно ищущие смысл жизни герои противопоставляются окружающей мещанской среде, с её ограниченными интересами и убогим духовным миром. Герои ранних рассказов Горького - романтические бунтари, они пытаются бороться с окружающим миром (Сокол), утверждают свою духовную независимость от мещанской морали (Радда и Лойко), руководствуются деятельной любовью к людям (Данко), то есть являются активными романтическими героями. Горький использует в рассказах особый строй речи — напевный, похожий на стихотворный
2) Жанровое своеобразие ранних рассказов Горького в том, что в них автор через одну антитезу решает мировоззренческие философские проблемы. В «Макаре Чудре» (1892) ставится нравственный вопрос: что важнее для человека — любовь или воля (независимость)? В «Старухе Изергиль» (1894) : в чём счастье — в свободе от людей или в жизни для людей?(Данко-Ларра) Здесь идея-ответ даётся в виде легенды о Данко, который посвятил себя служению своему народу и обрёл любовь и бессмертие в людской памяти. В «Песне о Соколе» (1895) вопрос-тема о цели жизни .
3)Романтические герои Горького — гордые личности, умеющие наслаждаться жизнью, обладающие яркими чувствами, сильными страстями, совершающие смелые поступки. Характеры героев созданы писателем вполне в романтическом духе, то есть отличаются односторонностью.
4) В-четвёртых, во всех анализируемых рассказах присутствует романтический (экзотический для российского читателя) пейзаж с множеством эпитетов,:степь, море, южная ночь, костер, так же подается и портрет романтического героя.
5) В-пятых, каждый из трёх рассказов имеет очень похожее композиционное построение — рассказ в рассказе. Произведение начинается с описания места действия и старика рассказчика, заканчивается упоминанием о молодом слушателе, о его чувствах, а в середине — сам рассказ стариков об их любимых героях. Таким образом, все три рассказа построены по кольцевой композиции.
4.ПесняоСоколе.
- В чём особенность композиции «Песни о соколе»? (Горький использует в «Песне...» так называемое «обрамление», т. е. в начале и в конце произведения помещает пейзаж обрамления, причём мы видим, что это не
- Каким изображен пейзаж? Пейзаж у Горького одухотворён: море, небо, горы- всё живёт, дышит, говорит)
- Кто главные герои? Какой прием заложен?(антитеза)
Каким вы представляете себе Ужа? В чем его смысл жизни? Ужа - прямой противоположности Сокола -тёмное ущелье, где «тепло и сыро».)
- Сокола? Для Сокола счастье в свободе, в битве с врагом, его стихия -небо, высота, простор.
- Какое содержание в понятие «счастье» вкладывают герои горьковской «Песни...»? (Удел
- Зачитайте фрагмент, где, на ваш взгляд, наиболее ярко отражается сущность Ужа и Сокола?
- Исследователи литературы считают, что язык Горького афористичен. Прокомментируйте их.
«Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, всё прахом будет».
«Рождённый ползать - летать не может!»
«Земли творенье - землёй живу я». (Этот афоризм тоже имеет прямое и переносное значение. Первое относится к Ужу, а второе к философии людей, которых Уж олицетворяет),
«Безумство храбрых - вот мудрость жизни!» (В этом афоризме заключена идея «Песни...»
5. Итог
- Идея песни? Горький прославляет героев, людей, предпочитающих битву, высокие устремления спокойному и сытому обывательскому («серенькому») житью.
- В чем аллегорический смысл Песни?
- Почему песня ?
- Приёмы художественной выразительности в «Песне...». (афористичность языка, олицетворения, аллегоричность, контраст, антитеза).
5. Д/з : «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», по вариантам сюжет
Р\р Черты романтизма в р-х Горького, на примерах из рассказов
Тема: Романтические рассказы М.Горького.
Цели урока: продолжить знакомство с ранним творчеством Горького; проанализировать рассказы, проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя; рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении.
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Проверка Д\з - В чем своеобразие ранних ром рассказов Г.?
- Роль пейзажа в них? Композиция?
3. Сообщение темы, целей.
3. Анализ рассказов.
1) «Старуха Изергиль»В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.
- В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток);
- Какие природные образы вы могли бы выделить? Какая природа в рассазе?(море, небо, ветер, тучи, луна);- Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (эпитеты, олицетворение, метафору);
- Сколько частей в композиции вы могли бы выделить? (Три части: 1 часть – легенда о Ларре; 2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко).
- Расскажите легенду о Ларре.
- Кто является главным героям первой легенды?- Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?
- Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле).- Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, крайний индивидуализм).
- Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.
- К чему приводит крайний индивидуализм героя? (к преступлению, к эгоистическому произволу. Ларра убивает девушку)
- Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).
- Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание смертью?
- Каково отношение автора? (Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение)
Анализ легенды о Данко. - Перескажите легенду.
- Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии)
- Как складываются отношения между Данко и толпой?. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко”, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступки Данко).
- Сравните героев, Лару и Данко. Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.
- Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький? (главной героиней рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным).Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль.
- К какому из героев относит себя героиня? ? (ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем)
2) Анализ рассказа «Макар Чудра»
- От чьего имени ведется повествование? Можно ли сказать, что Макар Чудра - романтический герой? (портрет старого Чудры практически сливается со степью и морем)
- Кто ещё из действующих лиц является романтическим героем? (Рада и Лойко)
- Назовите основные черты их характера. (Лойко - свобода и независимость; Радда - гордость).
- А в тексте мы найдем подробное описание портрета героев. (Нет, только штрихи к портрету: Лойко – усы; Радда – скрипка).
- Передайте содержание рассказа (перед Лойко встала дилемма: свобода или любовь?
- Кто из героев: Лойко или Радда, оказался в выборе между любовью и свободой сильнее? Прочитайте монолог Рады »Говорят я красива»
- Итак, друг без друга герои не могут, но и покоряться друг другу не хотят. Какой же выход они нашли?
- Подумайте, идя ночью навстречу с Лойко, Радда предполагала такой исход событий? Обратитесь за помощью к тексту. («Я знала…»)
- А Лойко предчувствовал собственную смерть?
- Что же отличает героев Горького от других романтических героев?(Красивые, сильные, свободные люди выбирают между свободой и жизнью. И выбирают они – свободу.
3) «Челкаш
- Каково ваше первое впечатление о героях? (первое впечатление говорит о человеческом превосходстве контрабандиста Челкаша над крестьянином Гаврилой, который, обуреваемый «собственническим инстинктом», готов пойти на убийство; или «подталкивает» читателя к тому, чтобы объявить Челкаша «злодеем», а Гаврилу представить носителем высших моральных ценностей: хотя авторская позиция далека от однозначности и прямолинейности).
-Чем и, самое главное, когда похожи герои рассказа? (перед тем, как сбыть краденое, они вместе мечтают о будущем, вспоминают прошлое и рассуждают о жизненных идеалах. Между ними возникают почти родственные связи. Челкаш, например, испытывает к Гавриле «отцовское» чувство, Гаврила постоянно обращается к своему хозяину со словом «брат». Да и нельзя не сказать о том, что за короткое время знакомства они переживают ненависть, страх, презрение, любовь, жалость).
- Как они выглядят?
А) Портрет Челкаша: стр. : «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор…», всклокоченные чёрные с проседью волосы, острое, хищное лицо, «длинный, костлявый, немного сутулый…,поводя горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными, серыми глазами…». Длинные, кривые и цепкие пальцы, сходство со степным ястребом, хищная худоба, прицеливающаяся походка, плавная и покойная с виду, но внутренне возбужденная и зоркая, как лёт хищной птицы.
Б) Портрет Гаврилы: стр. : «молодой парень…широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно…добродушный парень с ребячьими светлыми глазами…», круглая физиономия.
- Какой художественный приём положен в основу портретов героев? – эпитет, верно, но сами портреты контрастны по своей сути: невольно ощущается следующая антитеза: хищная птица и ребёнок.
- Что мы знаем о их прошлом?
А) Жизнь Гаврилы: стр. 39: «Отец у меня – умер, хозяйство – малое, мать – старуха, земля высосана, - что я должен делать? Жить – надо. А как? Неизвестно. Пойду я в зятья в хороший дом. Ладно. Кабы выделили дочь – то!..». Марфу « не выделят», на Кубани «не выгорело»…Своим хозяйством не справится.
Б) Жизнь Челкаша: стр.52: «Отец – то был из первых богатеев в селе…», стр.54: 11лет босяк, краснощекая, пухлая мать с добрыми серыми глазами, отец – рыжебородый гигант с суровым лицом, истовый крестьянин. Жена – черноглазая Анфиса, с длинной косой, полная, мягкая, веселая. Сам красавец, гвардейский солдат, усатый, здоровый, ловкий. Снова отец, уже седой и согнутый работой. Мать, морщинистая, осевшая к земле. – В прошлом они оба были крестьянами, жили на земле и землей.
- К чему стремится каждый из них?А) Челкаш мечтает о том, как прокурить полученные деньги.
Б) Гаврила хотел пустить то, что ему выделил Челкаш, на укрепление и подновление хозяйства.
-Какой персонаж вам более симпатичен? Почему? (Челкаш. Он ярче, сильнее, интереснее.) Можем ли мы считать Челкаша романтическим героем?
- А Гаврила? Безусловно, такие характеристики, как: «дубина стоеросовая», «теленок», «гнус» - сильно снижают его образ. Но и у Гаврилы есть своя правда жизни. В чем вы её видите? Гаврила проще Челкаша. Он боится и подельщика, и моря, и прожектора таможенного катера. Страх опустошает его, выматывает душу, вымывает «все человеческое. И истоки страха не в том, что он крестьянин, а в отсутствии собственного, выстраданного и осмысленного отношения к жизни. Он достоин если не любви, то сочувствия.
- Перечитаем заключительную фразу рассказа: «И на пустынном берегу моря не осталось ничего в воспоминание о маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми». Ощущаем ли мы, читатели, что драма эта, действительно, маленькая?
- В чем идея рассказа? (В рассказе Горького воплощена мечта о красоте, которая задавлена прозой жизни, ее суетой, мелочностью душ. Но автор верит в человека, в его возможность к самосовершенствованию.)
4. Итог урока - Чем привлекают рассказы Г? В чем секрет их популярности?
5.Домашнее задание: история созд «На дне» , Истории героев дна выписать в тетрадь.
Тема: История создания, жанр пьесы М.Горького «На дне»
Трагические судьбы людей «дна»
Цели урока: познакомить учащихся с историей создания пьесы "На дне", жанром пьесы, формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям пьесы, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения, развивать навыки исследования художественного текста, на примере героев воспитывать лучшие человеческие качества: сострадание, милосердие, гуманизм.
Ход урока
1.Орг. момент, объяснение целей и задач урока.
Сегодня мы продолжаем с вами изучение творчества А. Горького Сегодня мы остановимся на изучении и анализе драмы А. Горького "На дне".
2. Рассказ учителя об истории написания пьесы "На дне".После серии романтических произведений в 1902 году Г. создает драму, ставшую важным звеном во всей художественно-философской системе писателя." В этой новой пьесе еще более резко и смело звучал протест против капиталистического общества. Горький показал в ней новый, незнакомый мир - мир босяков, людей, опустившихся на самое дно жизни. Горький передал пьесу Немировичу-Данченко. Начались репетиции, и Горькому часто теперь приходилось бывать в Москве. Артисты и режиссер работали с увлечением, ходили на Хитров рынок, в ночлежки, где жили босяки, и Горький много рассказывал о жизни своих героев помогал правильнее понять их жизнь, привычки.
Работа над пьесой была сложной и напряженной. "Без солнца" - "Ночлежка" - "В ночлежном доме" - "На дне" - так изменялось ее название. История названия в какой-то мере обозначает общие контуры работы автора над пьесой. Об этом процессе есть свидетельства современников. "Был я в Арзамасе у Горького, - писал Л. Андреев, - и слышал новую его драму "В ночлежном доме" или "На дне" (он еще не остановился на том или другом заглавии)... Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в кучу десятки разнохарактерных лиц - и все объединил жгучим стремлением к правде и справедливости".
- Почему Г. остановился на таком названии?
О. Л. Книппер-Чехова вспоминала, как на одной из репетиций Горький рассказал: "Читал я "На дне" в ночлежке, настоящему Барону, настоящей Насте. Понимаете! Плакали в ночлежке, кричали: "Мы хуже!"... Целовали меня, обнимали...". 18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы. Без конца вызывали актеров, режиссеров, автора. Спектакль превратился в бурное чествование А. М. Горького; он вышел на сцену взволнованный, растерянный, - такого успеха он не ожидал.
3. Жанровое своеобразие пьесы.
Резкая конфликтная жизненная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы.
1) Социальный конфликт Автор изобразил людей , выброшенных за борт жизни, их судьбы до дна и после. Ясно обозначены социальные полюса: на одном — содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом — по существу бесправные ночлежники.
2) В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Его обусловливают взаимоотношения Васьки Пепла, Василисы, жены хозяина ночлежки, Костылева и Наташи, сестры Василисы.Любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии
3) Предметом изображения в драме «На дне» становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, на «дно» жизни. Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии — в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы.
Итак, жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму.
4. Беседа по тексту. Истории жизни героев «дна»
- Где мы оказываемся, открывая первую стр пьесы ? Каким автор изобразил это место?(подвал, похожий на пещеру, тяжелые каменные своды, везде по стенам нары,ни у кого нет своего угла, кроме Квашни, Барона, Насти, везде грязь)
— Какие люди являются обитателями ночлежки? Познакомимся с героями, историями их бывшей жизни, с тем, как они сюда попали.
1)Сатин (40 лет, служил на телеграфе, поэтому произносит много слов из своей бывшей профессии, читал много книг, считает себя образованным 4год 7мес отсидел в тюрьме: Убил подлеца в запальчивости из-за родной сестры
2)Барон (33 года, без имени, разорившийся дворянин,сюда его привело пьянство, не лишен чувства собственного достоинства)
3)Клещ Андр Митр – слесарь, 40 лет,рабочий человек, здесь у него наковальня, молот, презирает других, верит. Что выберется отсюда., черств к больной жене Анне.
4) Актер – лет под 40, бывший актер, алкоголик, верит, что вернется.
5) Васька Пепел – 28 лет, вор, аристократ в среде ночлежников, имеет отдельный угол,гордится своим прошлым: отец был вор, воров сын
6) Бубнов – картузник, ушел из дома, чтобы не убить жену и любовника, запоиный, пропил бы мастерскую.
7) Настя – проститутка,24 года, читает книжки о любви
8) Квашня, торговка пельменями, заботится об Анне.
- Что всех ножлежников объединяет (Люди, опустившиеся на дно жизни, попадают в ночлежку. Это последнее пристанище для босяков, маргиналов, «бывших людей». Здесь все социальные слои общества. Всех уравнивает положение отбросов общества. У многих ночлежников даже нет имен, остались одни клички, выразительно обрисовывающие своих носителей.
- Кто виноват в таком положении?
- Как они воспринимают свое положение? Почему их условно можно разделить на 2 группы?
(одни смирились, другие верят, что выберутся отсюда)
- В чем новаторство пьесы? Почему ее назвали пьесой-буревесником?
5.Итог урока. В судьбе героев пьесы "На дне" Горький увидел "вещественное преступление", которое совершается обществом. Горький сумел показать в драме новых героев, которых еще не видела сцена - он вывел на нее босяков. Горький сумел прямо и недвусмысленно указать на "виновников преступления". В этом ее социальный и политический смысл пьесы, причина, по которой ее назвали пьесой - буревестником.
- Назовите жанр пьесы.
6.Домашнее задание. Образ Луки, выписать его высказывания о человеке, о правде, о вере
Тема: Роль Луки в драме «На дне». Лука – врачеватель душ или лжец?
Цель урока: создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию
собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию.
Ход урока
1.Сообщение темы, целей
На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с пьесой М. Горького «На дне». Нашим взорам предстала неприглядная картина: подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелый, каменный своды, закопченные с обвалившейся штукатуркой. И внешне, и по тому, что в ней сейчас происходит (шум, ругань, ссоры. Сатин рычит, Анна и Актер кашляют), ночлежка напоминает ад. И в этот ад спускается герой по имени Лука.
- Как известно, у автора не случаен выбор имени героя. Какие ассоциации вызывает у вас это имя?
Лука – один из апостолов, учеников Христа, распространитель его учения.
Лука – производное от слова «лукавый», т.е. коварный, отличающийся злонамеренностью, прикрытой показным доброжелательством Лукавый – бес, соблазняющий и губящий человека.Так кто же он, этот «любопытный» старичок? Лукавый бес или апостол? Какова его цель? Какую роль отводит ему Горький в пьесе? Каково отношение автора к герою? На эти сложные вопросы нам предстоит сегодня дать ответы.
2. Беседа по теме урока
- Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления Луки? (В экспозиции мы видим людей, смирившихся со своим унизительным положением. Люди ощущают себя «бывшими
- Какая сцена завязка конфликта?
- Кто такой Лука? Как он себя ведет? Что мы знаем о его жизни?
- Каковы высказывания Луки? Его взгляды на жизнь? (Я и жуликов уважаю, по-моему ни одна блоха не плоха, все черненькие, все прыгают, где тепло, там и родина)
- Как ведет себя Лука с каждым из обитателей ночлежки, как действует на них? (видит в каждом светлую сторону)
- Как объясняет их жизненные неудачи?
- Как меняется их жизнь с приходом старца? Совершает переворот в их сознании. Конкретно: Он вселяет надежду в умирающую Анну, Пепла, Актера. Единственный человек, который во всякую минуту обращен к миру и к людям, который не только слышит, но и видит, не просто говорит, а отвечает. И на эти редкие его качества тотчас появляется острейший спрос. Анне - Ничего, милая, надейся, вот помрешь будет тебе спокойно. Тишина – лежи себе спокойно. Актеру- человек все может, лишь бы захотел, есть лечебницы для алкоголиков Пеплу- Сибирь золотая страна, Насте –есть настоящая любовь
- Врал ли он ночлежникам? Как вы думаете, верит ли Лука сам в то, во что призывает поверить других?
(пытается дать надежду, вселяет веру: во что веришь, то и есть)
- Вспомните притчу о праведной земле.
- Что движет Лукою в его доброте? Может быть хитрость, корыстный расчет? Нет, даже не верящий, циничный Бубнов это понимает: «Вот – Лука, примерно…много он врет…и безо всякой для себя пользы. Но если не для себя – тогда зачем? Старик уж… Зачем ему?» - удивляется Бубнов.«Добрый ты, дедушка… Отчего ты такой добрый?» - спрашивает Наташа. Лука ответ дает сам: «Надо кому-нибудь и добрым быть…жалеть людей надо! Христос – он всех жалел и нам так велел»
- Кто он для вас: апостол или бес?(он будил в людях надежду, давал силы)
В разговоре с писателем В. Шишковым Горький произнес:
-Лука? Пройдоха. Жулик.
-Однако со сцены он выглядит симпатичным.
-Да? Он прикидывается святошей, потому что это ему выгодно.
Так почему же у Горького такое негативное отношение к Луке?
Проследим, как выражена позиция автора через судьбы героев после ухода старца?
- Васька Пепел? (попадает в Сибирь на каторгу за убийство Костылева)
- Почему так трагично обрывается жизнь Актера? Виноват ли в смерти Лука? (Лука вселил надежду, показал им выход, и от них зависит их будущее. Дело в слабости самих людей дна)
3. Итог. Г. не приемлет пассивное сознание, идеологом которого был Лука. По мнению писателя, ложь может примирит людей с обстоятельствами, но не подвигнет изменить жизнь.Станиславский: Лука видно, что лжет, коварно улыбается, вкрадчиво говорит.Лука живой образ, потому противоречивый.
4. Домашнее задание: Выписать в тетрадь высказывания Сатина, Бубнова, Луки о человеке, труде, правде, жизни. Устный ответ на вопрос: «Какова авторская позиция в этом споре?»
Тема: Вопрос о правде в пьесе Горького «На дне»
Цели: - выявить позиции героев пьесы и авторскую позицию к вопросу о правде,- развивать умение обобщать, делать выводы
Ход урока
- Оргмомент.
- Сообщение темы, целей.Горький писал о своем замысле:»Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос субъективный и общефилософский» Как же решен в пьесе вопрос о правде мы должны выяснить. У каждого героя в пьесе своя правда. В пьесе 3 героя-носителя разных правд : Лука, Бубнов, Сатин.
- Беседа по теме урока
- Нужна ли человеку правда?.
- Каково отношение к правде Луки? (во что веришь то и есть, возможна ложь во спасение, утешительная, компромиссная)
- Кто такой Бубнов? Каково мировоззрение Бубнова? Какие фразы он произносит чаще всего?(а нитки-то гнилые, Шум смерти не помеха, На что совесть – я не богатый, и помру, и ты, люди все живут, как щепки, строят дом – щепки прочь, любимая песня «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно). Ремарки:спокойно, угрюмо, сонным голосом.
-Как вам такая правда? Чем опасны такие люди? (Он циник, пошляк, злой скептик, пессимист, нет перспектив, безверие, равнодушие)
- Какова позиция Сатина, его отношение к жизни?(сделай так, чтобы работа была мне приятна, я, может быть буду работать. Когда труд-удовольствие – жизнь хороша.
- Как он относится ко взглядам Луки, в чем их не разделяет?(Ложь - религия рабов и хозяев, правда – Бог свободного человека. Прочитайте монолог Сатина.
- Чьи мысли озвучил Сатин?
4.Итог.Г. выделяет две правды: правду-истину и правду-мечту. Эти правды не совпадают и даже враждебны друг другу. Существует только человек, а все остальное – дело его рук и мозга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письменная работа по творчеству М. Горького
Письменная работа проводится в 11 классе после изучения творчества Максима Горького....
Викторина по творчеству М. Горького
Материал можно использовать как на уроке, так и во внеклассной работе...
Человек в горниле времени. Раннее романтическое творчество М.Горького. 11 класс. План-конспект урока и презентация.
Предложенные материалы входят в состав проекта "Золотые уроки учителей Петербурга".Ознакомиться с видео-уроком можно в разделе Видео или на сайте школы №27....
Темы сочинений и тезисные планы по творчеству М.Горького
Материал содержит перечень тем сочинений с подробными планами к некоторым из них...
Тестовые задания по творчеству М.горького
Материал 1 сессии по биографии М.Горького, ранним романтическим рассказам и пьесе "На дне"...
Изучение творчества М. Горького на примере урока-проекта по произведению « На дне»
«Антихрестьянин» « Еванг. От Луки». Надо вспомнить , что Мережковский и Гиппиус не любили Горького. Две противоборствующие системы, которые наложили отпечаток на вс...
Урок литературы в 11 классе"Раннее творчество М.Горького"
В материале представлена разработка метапредметного урока по рассказу Горького" Старуха Изергиль", на материале рассказа рассматривается понятие"гордость",вводится понятие"гордыня"; предлагается самос...