Изучение творчества М. Горького на примере урока-проекта по произведению « На дне»
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
«Антихрестьянин» « Еванг. От Луки». Надо вспомнить , что Мережковский и Гиппиус не любили Горького. Две противоборствующие системы, которые наложили отпечаток на всю литературу советского периода серебряного века.
На Горького влиял марксизм. Для него главным осталось – это поиски счастливого человека. Отсюда весь ком его заблуждений. Нет выхода из мерзостей действительности. Проза Горького глубоко автобиографична.
Какие заблуждения преодолевает Горький в поисках человека?
Заблуждение - абсолютная свобода.
Счастье – филантропия, любовь к людям, которые забывают своё я. Люди не ценят самоотверженной любви. Абсолютная вера в человека – это заблуждение.
Проектная работа. Тема "Ваше впечатление о мировоззрениях Горького".
А) исследователи героев в драме « На дне».
Б) богословы- христианские идеи. Всё , что связано с Лукой.
В) литературоведы. Способы создания характеров в драме Г)историки. Описать исторический момент.
Д) режиссёры. Изучить роль авторских ремарок , подтекста стихотворения Беранже , тюремная песня , роль могильщика « Гамлет», где хоронят Офелию.
Е) психологи.
Образы обитателей ночлежки.
Нельзя делать из Сатина революционера. Это шулер с человеческим лицом.
Клещ- великая фигура. Когда умерла Анна: «А она как же?» В каждом ночлежнике надо найти человеческое, что же жизнь сделала с человеком?
Лука-библия.
Сатин- Нитше.
Группы работают автономно.
Как противоречия отразились в драме « На дне»?
Идёт отчёт групп.
Главные вопросы:
1. Вопрос веры -это стержень, на котором держится человек.
Сатин ни во что не верит.
« Душа должна закон иметь»- говорит татарин.
Но будет закон другой , будет другой коран.
Актёр- главный герой, он идеолог.
Лука и татарин свою веру ищут. Лука веру не навязывает. Слабым он даёт веру, на которую они могли бы опереться.
Вопрос веры является самым спорным. Спор актёра и Сатина. « Организм у меня отравлен» ( Органон- душа и разум, эпоха Просвещения).
Что такое человек, каково его место в мире?
-есть люди –безликая масса
-есть иные человеки-сумма индивидуальностей.
Костылёв им никогда не будет.
Правда у каждого своя. Истина- высшая, никогда не конечна.
Ночлежники ищут правду, об истине задумывается только один человек- Лука.
Итог: что такое судьба?
Судьба- это то, что вступает в противоречие с мечтой человека.
«Хочу чистой любви, но продаюсь за деньги» (Настя).
« Хочу жить честно. Но мой отец всю жизнь воровал и мне заказано»(Пепел).
Это пьеса с вопросами без ответов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика изучения творчества Максима Горького в средней школе
В истории русской культуры немало великих имен, известных всему миру. Среди них достойное место занимает имя Максима Горького, звучащее как символ человеческой гордости, как воплощение того, что...
Романтизм в раннем творчестве М.Горького (на примере рассказа «Старуха Изергиль»).
Цели и задачи: 1. Познакомить учащихся с жизнью М. Горького и его романтическим творчеством;2. Закрепить на примере творчества писателя понятие романтизм как литературное направление;3. Развиват...
Интеграция образовательного процесса и культуры в эстетическом воспитании ( на примере изучения творчества писателя И.С. Тургенева)
Интеграция образовательного процесса и культуры в эстетическом воспитании ( на примере изучения творчества писателя И.С. Тургенева)в 11 классе на примере интеллектуальной игры по творчеству Тургенева...
Развитие познавательных способностей учащихся на уроках литературы (на примере изучения творчества Ф.И. Тютчева)
Статья посвящена развитию познавательных способностей учащихся на уроках литературы на примере изучения творчества Ф.И. Тютчева...
Аксиологический комментарий как прием аналитической работы над мифами в профильных гуманитарных классах (на примере изучения творчества Н.А. Некрасова, С.А. Есенина)
В статье рассматривается технология использования аксиологического комментария как приемаа аналитической работы над мифами в профильных гуманитарных классах (на примере изучения творчества Н.А. Н...
Конкурс открытых занятий. Тема "Русская литература в конце XX века и начале XXI века. Какой он, человек в эпоху социальных потрясений? (На примере биографии и творчества М.Горького и И.Бунина").
Открытое занятие на тему: "Русская литература в конце XX века и начале XXI века. Какой он, человек в эпоху социальных потрясений? (На примере биографии и творчества М. Горького и И.Бунина )"...