Темы сочинений и тезисные планы по творчеству М.Горького
материал по литературе по теме
Материал содержит перечень тем сочинений с подробными планами к некоторым из них
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temy_sochineniy_i_referatov.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ И РЕФЕРАТОВ
1. Судьбы русской интеллигенции в произведениях А. П. Чехова и М. Горького.
2. "Безумство храбрых" и "мудрость жизни" в произведениях М. Горького.
3. Пафос романтических произведений Горького.
4. Идеи и стиль романтических произведений М. Горького.
5. Тема человека в ранних рассказах М. Горького.
6. Поиски правды и смысла жизни в произведениях М. Горького.
7. Трагические судьбы "людей дна" в произведениях М. Горького.
8. "Человек" в произведениях М. Горького ("Фома Гордеев", "На дне" и др.).
9. "Свинцовые мерзости" русской жизни в ранних рассказах М. Горького.
10. Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького.
11. Спор о правде и человеке в пьесе М. Горького "На дне".
12. Проблемы гуманизма в пьесе М. Горького "На дне".
13. Тема революционного насилия и нравственной ценности христианства в романе М. Горького "Мать".
14. "Очень своевременная книга" и "Несвоевременные мысли" М. Горького (по роману "Мать" и "Несвоевременным мыслям").
15. Жизнь, подобная смерти, и бессмертие (Ларра и Данко).
16. Кто из ночлежников вызывает у меня симпатии и почему? (по пьесе "На дне"),
17. "Человек- вот правда!" (по пьесе "На дне").
18. Проблема нравственного выбора в романе-эпопее "Жизнь Клима Самгина".
19. Художественное своеобразие пьесы М. Горького "На дне".
20. Роль афоризмов в раскрытии характеров героев в пьесе "На дне".
21. Традиции русской классики в творчестве М. Горького (на примере одного или нескольких произведений).
22. Что я принимаю и с чем спорю в произведениях М. Горького?
23. Согласны ли вы с высказыванием Горького: "Каждый сам себе судьба" (по рассказу М. Горького "Старуха Изергилъ").
24. Устарел ли Максим Горький?
По одной из последних трех тем написать сочинение – эссе.
ТЕЗИСНЫЕ ПЛАНЫ СОЧИНЕНИЙ
СПОР О ПРАВДЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО "НА ДНЕ"
Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой.
Беранже
Пожалуй, и в наши дни на проходе через томительно жгучую неизвестность, горькое да упреждающее словцо
куда полезнее усыпительных гуслей.
Л. Леонов
I. Мечта М. Горького о Человеке. Гордые и сильные, красивые и вольные, люди "с солнцем в крови" герои ранних произведений писателя.
II. Человека Горький ищет везде, даже "на дне" жизни. Поиски смысла жизни, совести, назначения человека на земле, возвышенной любви занимают ночлежников, которые, казалось бы, утратили все (многие даже имя), но не утратили надежды.
III. Что может дать надежду на возрождение: суровая правда или красивая, утешительная ложь?
IV. Противопоставление утешительной, сострадательной лжи Луки и горькой, обличительной правды Сатина - основной драматургический конфликт пьесы.
V. Жизненная философия Луки: "Не всегда правдой душу вылечишь". Лука убежден, что люди нуждаются в жалости, потому что на земле все люди "странники" и найти здесь справедливость невозможно. Он призывает к терпению, состраданию, потому что человек переустроить жизнь не может, а может лишь "устроиться" в ней, "приспособиться". Его надежды связаны не с разумом, а с верой (притча о "праведной земле").
VI. Позиция Сатина в споре о правде. Сатин - обличитель лжи как "религии рабов и
хозяев", прибежища нищих духом. Правда Сатина - "бог свободного человека", правда Человека, который звучит гордо, верит в возможность переустройства жизни на земле, в возможность уничтожения зла.
VII. Человек Луки - отдельная, конкретная личность ("я всякого уважаю"), Человек-Сатина - это общность людей, человечество ("Это не ты, не я, не они... нет! Это - ты, они, старик" Наполеон, Магомет... в одном").
VIII. На чьей стороне Горький в споре о правде и человеке? Художественная правда характера и замысел писателя не совпали в изображении Луки - это утверждал первый исполнитель его роли И. Москвин, чья талантливая игра заставила многих критиков утверждать, что автор на стороне Луки, а не Сатина. Споры продолжаются.
XI. Гуманизм Горького в пьесе "На дне", философский смысл пьесы (разработка им в пьесе вечных тем; смысл бытия человека, ответственность перед собой и миром). Современные постановки и трактовки пьесы.
ЧТО Я ПРИНИМАЮ И С ЧЕМ Я СПОРЮ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ГОРЬКОГО
I. Посещение музея-квартиры М. Горького. Противоречивые впечатления; роскошный особняк в стиле модерн (реквизированный у миллионера купца-мецената Рябушинского) - для пролетарского писателя, редкая коллекция миниатюрных фигурок из кости и нефрита. Строгие шкафы с книгами до самого потолка, дорогие картины, фотографии сына, внучек, друзей и знакомых... Известно, что Горький не любил этот дом, чувствовал себя в нем как в золотой клетке. Побывавший у него в 1925 г. Р. Роллан записал в дневнике: "Он очень одинок, хотя никогда не бывает один", "в его душе происходит жестокая борьба, о которой никто ничего не знает". И уж совсем красноречивый вывод: "у старого медведя на губе кольцо".
II. Разные версии о гибели сына и смерти самого М. Горького. Секретарь Горького, оказывается, был агентом ГПУ... Все это требует осмысления и переоценки того, что знал раньше о Горьком и что знал? То, что в учебнике, особенного интереса не вызывало. Из прочитанного запомнилось лишь что-то из раннего творчества... Вероятно, написано талантливо.
III. Романтические песни "Старуха Изер-гиль" - все это, на мой взгляд, подлинное искусство; прекрасный, "цветистый" язык, сказочная метафоричность, яркость, необычайность героев, возвышенные мечты и чувства, великолепная пейзажная живопись.
IV. Ранние реалистические рассказы перекликаются с тем, что описано в автобиографической трилогии ("Детство", "В людях", "Мои университеты"). "Свинцовые мерзости русской жизни" и в то же время "здоровое, яркое, творческое", что есть в русском народе. Все это написано в традициях русской классики XIX в. и близко мне.
V. Драматургия Горького, по-моему, сродни чеховской, но более заострена социально. "Дачники", "Дети солнца", "Васса Железнова", увиденные по телевизору, достаточно интересны. "На дне" - пьеса, заставляющая спорить, размышлять о правде и лжи, о смысле человеческого существования, о сострадании,- об ответственности за свою личную судьбу. Афористичность языка привлекает, многое запоминается надолго. Поражает мастерство речевых характеристик: ночлежники - живые человеческие типы. Спорным представляется Сатин как антипод Луки. Он гораздо менее убедителен, чем Лука, к тому же сам признает его правоту ("молодец старик").
VI. Больше всего спорить хочется с романом "Мать". Многие страницы написаны с большой художественной выразительностью (описание жизни рабочей слободки, история жизни и смерти слесаря Михаила Власова, интересен Андрей Находка, волнуют переживания Ниловны, ее загадочный сон и др.), но в целом читать довольно скучно, а уж идея насильно осчастливить все человечество, оправдание революционного террора (чего стоит Николай Весовщиков, готовый "забрызгать кровью небеса" во имя идеи) - абсолютно неприемлема для меня. Думается, что "своевременность" этой книги в прошлом, и сухой, схематичный, холодный Павел никого уже увлечь не сможет. А вот материнская великая любовь Ниловны, которая, как библейская Мария, приносит своего сына в жертву людям, не может не привлечь.
VII. Послеоктябрьское творчество Горького мало знакомо мне. Изучено обзорно "Дело Артамоновых", "Жизнь Клима Самгина", последний роман, судя по телевизионной версии, грандиозное и, возможно, самое важное и талантливое из всего, что написано Горьким. Обязательно надо прочитать, если осилю.
VIII. Несмотря на то что я не все принимаю в Горьком, я думаю, не правы те, кто заявляет о том, что нужно отбросить его за ненадобностью. Мне интересна личность Горького, поскольку он один из тех, кто "сделал себя сам". Как это ни банально звучит, в разное время
Горький был разным (это доказывают его "Несвоевременные мысли"), и, следовательно, справедливо будет сказать, что никакой эпизод из жизни писателя не может характеризовать его полностью, что он лишь звено в цепи сложной, но исполненной глубокого смысла судьбы.
РАННИЕ РОМАНТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ М. ГОРЬКОГО
Он выдумал жизнь сильную, радостную, полную волнующих предчувствий... Этого невероятного и ожидала изнемогающая от самой себя действительность.
А. Н. Толстой
I. Своеобразие романтизма ранних произведений М. Горького. Романтика не уводит от жизни, а зовет к действию. Сокол, Данко, старуха Изергиль - герои, зовущие к подвигу.
II. Голос Горького-романтика был услышан, он помог многим обрести крылья в романтическом полете над пошлостью и косностью жизни.
III. Что такое подвиг в горьковском понимании. Ларра и Данко - подвиг есть следствие огромной любви к людям.
IV. "Безумство храбрых" и "мудрость жизни" в ранних произведениях А. М. Горького.
V. Концепция человека в романтических произведениях Горького. Человек творит подвиг, подвиг творит Человека.
VI. Афористичность языка, гиперболы, сравнения, емкость и выразительность метафор служат формированию идейного смысла произведений. И то и другое, как в фокусе, соединяется в понятие подвига, рисуя его в ярких, жизнеутверждающих тонах.
VII. Роль пейзажа в творчестве Горького романтического периода (море, постоянно меняющееся - "свободная стихия". Буря, бескрайние степи и неприступные горы, ущелья, колдовская ночь и непроницаемая темнота леса, во тьме которого вспыхивает гордое сердце Данко и т. д.). Символика пейзажных зарисовок.
VIII. Антитеза как основной композиционный прием ранних произведений Горького (Девушка - смерть, Уж - Сокол, Ларра - Данко, Буревестник-- глупый пингвин и т. д.).
IХ. Остро современное и вечное в романтических произведениях Горького. Написанные в период подготовки первой русской революции, они сыграли пропагандистскую роль. Однако размышления героев о смысле жизни, любви и смерти, чести и подвиге, высокие художественные достоинства этих произведений представляют ценность и для наших современников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Человек в горниле времени. Раннее романтическое творчество М.Горького. 11 класс. План-конспект урока и презентация.
Предложенные материалы входят в состав проекта "Золотые уроки учителей Петербурга".Ознакомиться с видео-уроком можно в разделе Видео или на сайте школы №27....
Тезисный план-конспект урока литературы в 7 классе
Тезисный план-конспект урока литературы в 7 классе по теме "Свинцовые мерзости жизни по повести А.М. Горького "Детство""...
Место пьесы «На дне» в творчестве Максима Горького. Ницше и Горький. (из опыта работы преподавателя) статья
У каждого художника есть произведение, которое можно считать знаковым для его творчества. Таким произведением у М. Горького является пьеса «На дне». И вот почему. Здесь поднимаются очень важные вопрос...
Тезисный план к сочинению "Чацкий - победитель или побеждённый?"
Тезисный план - это руководство к написанию сочинения для учащихся 9 класса....
План-конспект урока "Неоромантизм в раннем творчестве М.Горького"
План-конспенкт содержит материал по организации на уроке исследования учащимися текста М. Горького "Старуха Изергиль", на основании различных форм целостного анализа художественн...
Темы сочинений по повести М. Горького "Детство". Планы к сочинениям.
Темы сочинений по повести М. Горького "Детство". Планы к сочинениям....
Тезисный план урока геометрии в 7 классе по теме: «Первый признак равенства треугольников»
В тезисном плане рассматриваются этапы урока геометрии по теме "Первый признак равенства треугольников"...