Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа (7 класс) на тему
Настоящая программа по русскому языку для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа русский язык 7 класс | 286 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения и каледарно-тематическое планирование.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МОУ Шапошниковская СОШ. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VII классе – 170 часов.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Содержание тем учебного курса.
Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ (8 ч + 2 ч)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (97+22 ч)
Причастие (29 ч + 6 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда
тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при
несены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (8 ч + 2 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
Наречие (20 ч + 6 ч)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е.
Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния (3 ч)
I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)
Предлог (7 ч + 2 ч)
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (11 ч + 2 ч)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица (18 ч + 4 ч)
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (1 ч)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (10 ч + 2 ч)
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи |
Русский язык как развивающееся явление. | 1 | - | - |
Повторение пройденного в 5-6 классах. | 13 | 1 | 2 |
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие. | 27 | 1 | 1 |
Деепричастие. | 9 | 1 | |
Наречие. | 23 | 2 | 1 |
Служебные части речи. Культура речи. Предлог. | 1 12 | 1 | 1 |
Союз. | 18 | 1 | 1 |
Частица. | 16 | 1 | 1 |
Междометия. | 3 | - | - |
Повторение о обобщение изученного в 5-7 классах. | 11 | 1 |
|
ИТОГО | 136 |
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Фактическая дата | Вид контроля | Домашнее задание |
1 | Русский зык как развивающееся явление. | 1 | Русский язык - основное средство общения в национальном коллективе | вопросы с. 5, упр. 7 | ||
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 | Синтаксис. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложений. Синтаксический разбор. | упр. 8, вопросы с. 7,. | ||
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | упр. 11 | ||
4 | Лексика фразеология. | 1 | Лексический состав языка. Лексические нормы | упр. 14, индив.- привести примеры диалектных слов, | ||
5 6 | Фонетика и орфография. | 2 | Звуки речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм | упр. 18 упр. 21 | ||
7 8 | Словообразование и орфография. Разбор слова по составу. | 2 | Морфемы. Способы образования слов. Правописание морфем | упр. 26 14,вопросы; индив. - упр. 28 (составить план) | ||
9 10 | Морфология и орфография морфологический разбор слов. | 2 | Система частей речи. Принципы выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Соблюдение основных морфологических норм русского языка | упр.34 (по вариантам -выполнить морфологический разбор одной из частей речи). упр. 40 | ||
11 | Входной контрольный диктант. | 1 | 19.09 | Повторить изученные орфограммы | ||
12 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | 20.09 | Составить словарный диктант «Мои ошибки» | ||
13-14 | РР Текст. РР Стили русского литературного языка. Публицистический стиль. | 2 | Текст. Средства связи предложений в тексте. Стилевые черты | упр. 45 | ||
15 | Повторение изученного о глаголе. | 1 | Морфологические признаки глагола. Правописание безударных личных окончаний глагола | упр. 43 | ||
16 | Причастие как часть речи | 1 | Вопрос о причастии в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Синтаксическая роль Вопрос о причастии в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Синтаксическая роль | § 9, упр. 56 § 9, правило, упр. 57 | ||
17 | Склонение причастий. | 1 | Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | §11, упр. 67. индив.- найти в учебниках истории, географии предложения, в которых употреблены причастия | ||
18-19 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 2 | Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота | §12, упр. 70 упр.71 (устно), выписать 5 предложений с причастным оборотом. упр. 74 | ||
20 | РР Описание внешности человека. | 1 | Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности («портретные» слова) | Сочинение-описание «Портрет друга» | ||
21 | Действительные и страдательные причастия. | 1 | Действительные и страдательные причастия. Нормы употребления | § 14, упр. 85 | ||
22 | Краткие и полные страдательные причастия | 1 | Краткие страдательные причастия, их синтаксическая роль в предложении | §15, упр. 89 | ||
23-24 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные суффиксах действительных причастий настоящего времени. Действительные причастия настоящего времени. | 2 | Образование действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени | §16, упр.91 §16, упр. 93, | ||
25 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | §17, упр. 96, | |||
26 | Страдательные причастия настоящего времени. | 1 | Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Синтаксическая синонимия | § 18, упр. 101 | ||
27 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 1 | Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Синтаксическая синонимия | §18, упр.104 | ||
28 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | Образование страдательных причастий прошедшего времени | §19, упр. 109 | ||
29-30 | Гласные перед -н- в полных и кратких страдательных причастиях | 2 | Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов | §20, упр. 113 | ||
31-32 | Н и НН в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов | 2 | Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глагола | § 21, упр.117 § 21, упр. 120 | ||
33-34 | Н и НН в кратких причастиях. | 2 | Н и НН в суффиксах кратких страдательных при-частияй и кратких отглагольных прилагательных | §22, упр. 124 §22, упр.128 | ||
35 | Проверочный тест по теме «Причастие» . | 1 | Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания внешности человека | все о причастии словарные слова | ||
36 | Морфологический разбор причастия. | 1 | Общее значение причастия, морфологические признаки, синтаксическая роль | §23, морфологический разбор 3 причастий | ||
37 - 38 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 2 | Условия выбора НЕ в правописании причастий | §24, упр.133 §24, упр. 137 | ||
39 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | Условия выбора Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | §25, упр. 142 | ||
40 | Повторение изученного о причастии. | 1 | Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль полных и кратких причастий. Правописание причастий | §10-25, упр.151 упр. 156, подготовиться к контрольной работе | ||
41 | Контрольный диктант (тест) по теме «Причастие» | 1 | повторить орфограммы | |||
42 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Классификация и исправление допущенных ошибок | продолжить работу над ошибками | ||
43 | Понятие о деепричастии | 1 | Вопрос о деепричастии в системе частей речи. Глагольные и наречные признаки деепричастия, синтаксическая и тек-стообразующая роль деепричастий | §26, упр. 160 | ||
44 - 45 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 2 | Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми | §27, упр. 163 §27, упр.166, индивидуально упр.168 (устно) | ||
46 - 47 | НЕ с деепричастиями. | 2 | НЕ с деепричастиями и другими частями реи, сопоставление. | §28, повт. орф. с НЕ, упр. 171 §28, составить орфогр. диктант «Правописание НЕ» | ||
48 | Деепричастия несовершенного вида | 1 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование | §29, упр. 177 | ||
49 | Деепричастия совершенного вида | 1 | §30, упр.181 упр.184,186(устно) | |||
50 | Морфологический разбор деепричастия | 1 | Общее значение деепричастия, морфологические признаки, синтаксическая роль | Составить связный рассказ о деепричастии, упр.188 | ||
51 | Повторение по теме «Деепричастие» | 1 | Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. Знаки препинания при деепричастном обороте | Упр.192 Упр.195 | ||
52 | Контрольный диктант (тест) по теме «Деепричастие» | 1 | подг. к тесту | |||
53 | Анализ контрольного диктанта | 1 | дописать работу над ошибками. | |||
54 | Наречие как часть речи. | 1 | Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль | § 32, упр.198 выписать из текстов 5 предложений с наречиями. | ||
55 - 56 | Смысловые группы наречий. | 2 | Разряды наречий по значению. Употребление наречий | § 33 (составить рассказ о наречиях), упр. 204 § 33, упр. 206 | ||
57-58 | Степени сравнения наречий | 2 | Образование степеней сравнения наречий | § 34, упр.213 упр.215; индивидульно - образовать формы степеней сравнения | ||
59 | Морфологический разбор наречия. | 1 | Морфологические признаки наречия. Разграничение наречий и других частей речи | § 35, сделать морфологический разбор 3 наречий | ||
60 | Контрольная работа по итогам 1 полугодия | 1 | ||||
61 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Наречие» | 1 | Морфологические признаки наречия. Разграничение наречий и других частей речи | упр.217 (рассуждение по теме) | ||
62-63 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е | 2 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е | § 36, упр.222 § 36, упр.225 | ||
64 | Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий. | 1 | Правописание отрицательных наречий | § 37, упр. 231 | ||
65 | Н и НН в наречиях на -о и -е. | 1 | Образование наречий от прилагательных. Н и НН в наречиях на 0- Е | § 38, упр.236 | ||
66 | РР Сочинение-описание действий. | 1 | Сочинение - описание книги. Собирание и систематизация рабочего материала | Сочинение в черновике | ||
67 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | 1 | Буквы 0-Е после шипящих на конце наречий | § 40, упр. 243 | ||
68 | Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С | 1 | Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА- | § 41 упр.247 | ||
69-70 | Дефис между частями слова в наречиях | 2 | Дефис между частями слова в наречиях | § 42, упр.253, индивидуально -составить рассказ о правописании наречий с упр.255 | ||
71-72 | Слитное и раздельно написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 2 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных | § 43, упр.259 упр.262 | ||
73 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | Ь после шипящих на конце наречий | § 44, упр.266. | ||
74 | Повторение и систематизация изученного по теме «Наречие». | 1 | 27.01 | упр.271, индивидуально - упр. 272 | ||
75 | Контрольный диктант по теме «Наречие». | 1 | Правописание наречий. Виды разборов на основе аудируемого текста | |||
76 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | работа над ошибками | |||
Самостоятельные и служебные части речи | ||||||
77 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | Служебные части речи. Служебные слова и их отличия от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи | § 47, сочинение- миниатюра «Утро в городе» (задание - подчеркнуть служебные части речи) | ||
78 | Предлог как часть речи. | 1 | 9.02 10.02 | §48, упр. 288 | ||
79-80 | Употребление предлогов. | 2 | Предлоги однозначные и многозначные. Употребление предлогов с существительными, числительными, местоимениями. Предлог перед прилагательными, порядковыми числительными и причастиями | § 49, упр.292 упр. 294 | ||
81- 82 | Непроизводные и производные предлоги. | 2 | Непроизводные и производные предлоги | § 50, упр.297 Упр. 302 (индивидуально -указать их вид ошибок) | ||
83 | Простые и составные предлоги. | 1 | Простые и составные предлоги | §51, упр. 304 | ||
86 | Морфологический разбор предлога. | 1 | Предлог как служебная часть речи и средство связи слов в словосочетании и предложении. | § 47-53, (подг. к сочинению) | ||
87 | РР Сочинение (упр. 307) | 1 | дописать сочинение | |||
88-89 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 2 | Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под | § 53, выписать из текстов худ. литературы 10 предложений с производными предлогами Упр. 311 Составить таблицу «Различайте написания деепричастий и предлогов» | ||
90 | Повторение по теме «Предлог». | 1 | Употребление предлога с одним или несколькими падежами. Основное грамматическое значение предлога. Разряды предлогов по происхождению и составу. Правописание производных предлогов. Различение на письме производных предлогов и созвучных словосочетаний | § 47 – 53, составить словарь «Словарные слова» | ||
91 | Контрольный диктант (тест) по теме «Предлог» | 1 | ||||
92 | Анализ контрольной работы. | 1 | Сделать работу над ошибками | |||
93 | Союз как часть речи. | 1 | Союз как служебная часть речи, как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Синтаксическая роль союзов в предложениях. Союзы-синонимы | § 54, упр. 315 | ||
94 | Простые и составные союзы | 1 | Простые и составные союзы | § 55, упр. 319 | ||
95 | Сочинительные и подчинительные союзы. | 1 | Союзы сочинительные и подчинительные. Употребление сочинительных и подчинительных союзов. Текстооб-разующая роль союзов | §56, упр. 322 | ||
96-97 | Запятая перед союзами в сложном предложении. | 2 | Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в сложном предложении. Употребление сочинительных и подчинительных союзов. Текстооб-разующая роль союзов | § 57, упр.324. упр. 326 | ||
98-99 | Сочинительные союзы. | 2 | Группы сочинительных союзов, их назначение | §58, упр.328 упр.331 | ||
100-101 | Подчинительные союзы. | 2 | Группы подчинительных союзов по значению | §59, упр. 337 упр.339 | ||
102 | Морфологический разбор союза. | 1 | Морфологический разбор. Разряды союзов по строению и значению | § 60, сделать морфологический разбор 5 союзов. | ||
103 | РР Сочинение-рассуждение о пользе чтения | 1 | Дописать сочинение. | |||
104- 105 | Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ. | 2 | Слитное написание союзов. Отличие написания союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же | § 61, упр. 345 упр. 349. | ||
106 | Повторение по теме «Союз». | 1 | Союз как средство связи предложений в тексте. Употребление союзов | §54-61, упр.356, вопросы с. 165 | ||
107 | Обобщение сведений о предлогах и союзах. | 1 | Общее и отличное между предлогами и союзами. Предлоги производные и непроизводные. Составные предлоги и союзы, их отличие от простых. Слитное и раздельное написание предлогов. Отличия предлогов от существительных с предлогами. Предлоги как средство связи слов в словосочетании и предложении. Союз как средство связи предложений в тексте. Употребление предлогов и союзов | §48-61, упр.355
| ||
108 | Контрольный диктант (тест) по теме: «Служебные части речи» | 1 | ||||
109 | Анализ диктанта (теста) | 1 | работа над ошибками. | |||
110 | Частица как часть речи. | 1 | Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении | §62, упр. 359 | ||
111-112 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 2 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | §63, упр. 362 упр.364 | ||
113-114 | Смысловые частицы. | 2 | Разнообразие и функции смысловых частиц | §64, упр. 367 упр. 374 | ||
115 | Раздельное и дефисное написание частиц | 1 | Раздельное и де-фисное написание частиц | §65, упр. 381 | ||
116 | Морфологический разбор частиц. | 1 | Общее значение, правописание частиц | §66, упр. 384 Составить обобщающую таблицу «НЕ с разными частями речи») | ||
117-118 | Отрицательные частицы не и ни | 2 | Различение на письме частиц НЕ и НИ | §67, упр.387 упр.392 | ||
119-120 | Различение частицы НЕ и приставки НЕ | 2 | Правописание НЕ с различными частями речи. Орфоэпические нормы | §68, упр. 394 упр. 399 | ||
121 | РР Сочинение-рассказ по данному сюжету. | 1 | Рассказ по данному сюжету | Дописать сочинение | ||
122 123 | Частица ни, приставка ни, союз ни-ни | 2 | Правописание НИ с разными частями речи. Различение выражений НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК..., НЕ КТО ИНОЙ, КАК..., НИЧТО ИНОЕ..., НИКТО ИНОЙ | §69, упр.405 Стр. 183, контрольные вопросы, выписать из текстов худ. литературы 6 предложений по теме урока. | ||
124 | Обобщение и систематизация по теме «Частица» | 1 | Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм глагола. Разряды частиц по значению и составу. Смысловые различия частиц НЕ - НИ. Употребление частиц с разными частями речи | упр.414, подготовиться к к.р. | ||
125 | Контрольный диктант (тест) по теме «Частица» | 1 | § 62-69 (повторить) | |||
126 | Анализ контрольного диктанта Междометие | 1 | Междометие как особый разряд слов. Разряды междометий | §70, упр. 416 | ||
127-128 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | 2 | Правописание междометий | §71, упр.419 | ||
Повторение изученного | ||||||
129 | Фонетика. Графика. | 1 | Лексические нормы (повтор слова, неуместное употребление слов, употребление слова в несвойственном ему значении) | §74, упр.431, повторить теорию по теме урока. | ||
130 | Лексика и фразеология. | 1 | Нарушения грамматических норм, связанные с неправильным построением словосочетаний и предложений, с неправильным образованием форм слов | §75, упр.434, повторить теорию по теме урока. | ||
131 | Морфемика. Словообразование | 1 | Основные элементы интонации: логическое ударение, интонация, повышение/понижение голоса, темп речи | §76, упр. 436 Повторить теорию по теме урока, упр. 439 | ||
132 | Морфология | 1 | Соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, последовательность изложения (развертывание содержания по плану), правильность фактического материала | §77. Упр.442 | ||
133-134 | Орфография | 2 | Речевой этикет. Этикетно-речевые формулы | §78, упр.452 Упр. 453, повторить теорию по теме урока. | ||
136 | Синтаксис | 1 | Основные элементы интонации: логическое ударение, интонация, повышение/понижение голоса, темп речи | §79, упр.454 | ||
137 | Пунктуация | 1 | §80, упр.462 | |||
138 | Итоговый контрольный диктант
| 1 | ||||
139 | Анализ контрольных работ | 1 | Сделать работу над ошибками. | |||
140 | Резервный урок | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся
за курс VII класса.
- Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ
Отметка | Число ошибок (орфографических и пунктуационных) |
«5» | 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) |
«4» | 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) |
«3» | 4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые) |
«2» | 7/7, 6/8, 5/9, 8/6 |
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл | Степень выполнения задания |
«5» | ученик выполнил все задания верно |
«4» | ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий |
«3» | выполнено не менее половины заданий |
Контрольный словарный диктант
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл | Количество ошибок |
«5» | ошибки отсутствуют |
«4» | 1 – 2 ошибки |
«3» | 3 – 4 ошибки |
«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Печатные пособия.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для VII класса.
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс.
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....