Конспект и презентация по литературе: Л.Пантелеев "Две лягушки"
план-конспект урока по литературе по теме
Предварительный просмотр:
Этапы | Хронометраж | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивационный Словесный метод: слово учителя. | 1 мин | Всех рада видеть вас, друзья, Урок нам начинать пора Сядьте ровно, не шалите И внимательно за всем следите. Надо думать, отвечать И прочно материал запоминать. Вы готовы?(Да) Успеха вам желаю я. | Приветствуют, слушают учителя. | Положительное отношение к урокам литературного чтения, формирование ценностных ориентаций. |
2. Постановка учебной задачи Устная фронтальная работа. |
| - Ребята, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке чтения?(Вера Чаплина “Мушка”) - Определите жанр этого произведения?(рассказ) - Докажите.(все события настоящие, могли происходить в жизни; не происходит волшебства; животные не разговаривают с людьми) - Кто главный персонаж произведения?(“Мушка”, потому что так называется рассказ почти весь рассказ автор описывает жизнь Мушки”. Мушка совершила смелый поступок, защитив девочку от большой собаки) -А сейчас, ребята, расскажите о Мушке то, что особенно запомнилось. (Мушка смелая, храбрая, преданная.) - Какие еще вы знаете хорошие качества? (доброта, трудолюбие, вежливость) -Послушайте стихотворение и определите, о ком мы будем сегодня читать? Зелёные старушки На болоте у опушки Жили – были две старушки- Две толстушки-хохотушки И от пяток до макушки зелёные. У старушек в кладовушке Есть запасы, но в кадушке Не чернушки, не волнушки, А кузнечики и мушки солёные. Что за странные старушки? И так, какая наша тема урока? Сегодня мы познакомимся с произведением Л. Пантелеева «Лягушки». Какие цели поставим перед собой на уроке ? (Цели: 1.Познакомиться с сказкой Л.Пантелеева «Две лягушки»; 2. Работать над навыком осознанного и выразительного чтения.) | Слушают учителя, анализируют, отвечают на вопросы. Выполняют задание, отвечают на вопросы, наблюдают, делают выводы. Отвечают на вопросы, формулируют цели урока. | Ориентируются на развороте учебника, предполагают на основе названия раздела о следующей теме. Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя Определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; умение ставить, формулировать и решать проблемы, |
3. Решение частных задач Словесный метод: слово учителя. Словесный метод: слово учителя. Практический метод: чтение. Словесный метод: ответы на вопросы. Физминутка Словесно-наглядный метод: слово учителя, демонстрация. Практический метод: чтение. Словесный метод: ответы на вопросы. Практический метод: чтение. Словесный метод: ответы на вопросы. Практический метод: чтение. Словесный метод: ответы на вопросы. Практический метод: чтение, анализ, синтез. Словесный метод: ответы на вопросы. | - Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Леонида Пантелеева “Две лягушки”. В этом произведении присутствует одно из положительных, названных вами, качеств и , противоположенное ему, отрицательное качество. А какие – узнаете сами. (на доске ребусы) - Подумайте и составьте слова из букв. Трудолюбивый Ленивый (ученики подходят к доске, печатают слова молча, сам ученик читает свое слово и определяет, какое это качество) 1)Подготовка к восприятию. Выполнение упражнений, расположенных перед текстом (стр. 115). ПО-БУЛ-ТЫ-ХА-ЛАСЬ - ПОБУЛТЫХАЛАСЬ БА-РАХ-ТАТЬ-СЯ – БАРАХТАТЬСЯ ЗА-ХЛЕБ-НУ-ЛАСЬ – ЗАХЛЕБНУЛАСЬ ДО-ГА-ДА-ЛАСЬ – ДОГАДАЛАСЬ ПО-ГРЕБ – ПОГРЕБ КА-НА-ВА – КАНАВА 2). Выяснение значений слов. -Что означает слово ПОБУЛТЫХАЛАСЬ? (Бултыхаться – падать, бросаться, плескаться о стенки сосуда, находясь в жидкости). -Что означает слово БАРАХТАТЬСЯ? (Барахтаться – делать беспорядочные движения, находясь в жидкости). -Это слова синонимы. -Погреб – помещение ниже уровня земли для хранения припасов. Давайте немного отдохнем. 3)Просмотр диафильма «Две лягушки». А хотите я вам расскажу о них одну сказочную историю? А поможет мне сегодня Максим. Я начну, а он продолжит. (Рассказываю сказку и показываю от начала до слов … «И лягушкам оттуда никак не выбраться». Далее до конца читает Максим.) 4) Беседа по первым впечатлениям. -К какому литературному жанру относится это произведение? (Авторская сказка о животных). -Какая лягушка вам понравилась и чем? 5) Повторное чтение сказки цепочкой. Работа по содержанию. - Где жили две лягушки-подружки? (Они жили в одной канаве.) - Почему именно про ленивую лягушку автор говорит, что она родилась в городском парке? Чем жизнь в городском парке отличается от жизни в лесу? -Что случилось однажды с лягушками? -Как они оказались в горшке со сметаной? - Что сделала первая лягушка, лентяйка? (Она немножко поплавала, побултыхалась и захлебнулась.) - Что происходит со сметаной, когда ее долго взбивают? - Как повела себя вторая лягушка? (Она была очень настойчивая, все время работала лапками и взбила сметану в масло.) - Как уговаривала себя лесная лягушка, когда чувствовала, что силы уже на исходе? -Какие слова лягушки были самыми главными, они помогли ей выжить? (Пока силы есть, буду бороться). - В каких словах содержится главная мысль сказки? (… пока силы есть, буду бороться. Я ведь ещё живая – значит, надо жить). 6) Составление характеристики героев. Анализ произведения. - На протяжении всей сказки автор сравнивает лягушек друг с другом. - Какая по характеру была настоящая лесная лягушка? Найдите в тексте и прочитайте. - А как называют людей с таким характером. (Оптимист). - Что случилось с трусливой лягушкой? (Она утонула). - А другая лягушка, как она рассуждала? (Все равно утону, не верила в лучшее) (Таких людей называют пессимист.) - А что случилось с храброй лягушкой. (Вторая старалось, не хныкала и выбралась). -Что можно сказать о лягушке, которая спаслась? -Как относится автор к ней? -Чему учит эта история? ( Быть терпеливым, храбрым, старательным, стремиться справиться с трудностями). 7).Сравнительная характеристика героев в произведении Л.Пантелеева «Две лягушки». Подберите подходящие слова-характеристики для каждой лягушки. -Какими были лягушки по характеру. Выберите правильные ответы на экране. 1 лягушка - веселая, настойчивая, храбрая, сильная, волевая, бодрая 2 лягушка – засоня, лентяйка, трусиха, безвольная, унылая | Слушают и воспринимают информацию. Выполняют задание. Расширяют словарный запас. Выполняют двигательные упражнения. Слушают учителя, смотрят на иллюстрации. отвечают на вопросы с помощью используемых в тексте выражений Читают вслух и про себя, отвечают на вопросы с помощью используемых в тексте выражений. отвечают на вопросы, проводят анализ, синтез, сравнение. | Развивают умение слушать и понимать речь других. строят речевое высказывание. Осмысленно читают упражнение, стоят речевые высказывания, строят синтез. Анализируют объекты с выделением существенных признаков. Развивают умение слушать и понимать речь других. Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя. Осмысленно читают художественный текст, стоят речевые высказывания, строят синтез. Анализируют объекты с выделением существенных признаков. | |
4. Итог урока. Рефлексия Словесный метод: выводы урока. | Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали. - Какова наша тема урока? -Назовите цели сегодняшнего урока? -Что нового узнали? - Итак, мы проанализировали сказку «Две лягушки» Л. Пантелеева. -Какая главная мысль прочитанной сказки? (Пока силы есть, буду бороться. Я ведь ещё живая – значит, надо жить). -Можно ли второй лягушке дать совет «Не падай духом!»? -Какой вывод ты для себя сделал? (Никогда не сдаваться перед трудностями.) - Для чего автор придумал эту сказку? О чем он заставил вас задуматься? - Какие черты характера будете воспитывать в себе? Записываем Д/з: Уч. Стр.115-119. Подготовить подробный пересказ прочитанной сказки: от лица автора, как и написана сказка, а также от лица храброй, сильной, веселой лягушки Молодцы! Всем спасибо, урок закончен! | Подводить итоги, делать нравственный выбор, оценивать свои достижения. | Отслеживать цель учебной деятельности, строить речевые высказывания и рассуждения, осуществлять итоговый контроль. |
Школа: №36 Студентки: Волкова Л,
Учитель: Егорова Е.А. Группа: 45
Класс: 2 А
Кабинет: 210
Тема: Л.Пантелеев «Две лягушки».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: Обогащение словарного запаса, формирование осознанного и выразительного чтения, учить учащихся выражать свое отношение к героям произведения.
Планируемые результаты:
Метапредметные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания, взаимодействовать (сотрудничать) с учителем, осуществлять поиск по выполнению учебных заданий с использованием учебной литературы, формировать умение анализировать художественный текст.
Предметные: читать правильно и выразительно вслух, учиться навыкам выразительного и выборочного чтения; учитывать индивидуальный темп чтения; анализировать содержание текста.
Личностные: создание условий для положительной мотивации к учению; оценки собственной деятельности; знакомиться с культурно-историческими и общечеловеческими ценностями.
Оборудование: Литературное чтение : 2 кл.: 2ч./ О.В. Кубасова.- Смоленск, Ассоциация 21 век, 2012; презентация.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Годы жизни 1908 - 1987. Журналист, писатель. Леонид Пантелеев (настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев)
Трудолюбивый Ленивый
барахтаться погреб бултыхаться - падать, бросаться, плескаться о стенки сосуда, находясь в жидкости - делать беспорядочные движения, находясь в жидкости - помещение ниже уровня земли для хранения припасов
весёлая настойчивая унылая храбрая сильная трусиха засоня лентяйка безвольная бодрая волевая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-презентации по литературе "Настоящая дружба"
Конспект урока-презентации по литературе для 6 класса. Посвящается дружбе А.С.Пушкина и И.И.Пущина....
Конспект урока-презентации по литературе "Настоящая дружба"
Конспект урока-презентации по литературе для 6 класса. Посвящается дружбе А.С.Пушкина и И.И.Пущина....
Конспект урока по французской литературе с использованием мультимедийной презентации «Французская литература эпохи классицизма»
В данном уроке представлены сведения об основных представителях класицизма во Франции....
Конспект и презентация по литературе "Заяц-хваста"
для учащихся 2 класса....
Конспект урока-презентации по литературе в 9 классе « Мой гений веки пролетит…». М.Ю. Лермонтов: штрихи к портрету.
Цели урока:Знакомство учащихся с личностью и творчеством М.Ю.Лермонтова, со сложной и трагической судьбой поэта, со стихами, посвященными поэту.Развитие навыков выразительного чтения, развитие н...
Конспект и презентация по литературе 5 класс. Некрасов. Стихотворение "На Волге"
Конспект урока литературы. 5 класс. Некрасов. Стихотворение "На Волге"...
Технологическая карта к уроку литературы «Сказка «Царевна-лягушка». Герои сказки»
Данный материал нацелен углубить представления учащихся о жанре волшебной сказки, сформировать представление о народном идеале, о герое сказки как выразителе этого идеала....