Конспект и презентация по литературе "Заяц-хваста"
план-конспект урока по литературе по теме

Волкова Лидия Владимировна

для учащихся 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter6.doc74.5 КБ
Office presentation icon hvasta.ppt2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Этапы

Хронометраж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивационный

 Словесный метод: слово учителя.

1 мин

Всех рада видеть вас, друзья,

Урок нам начинать пора

Сядьте ровно,  не шалите

И внимательно за всем следите.

Надо думать,  отвечать

И прочно материал запоминать.

Вы готовы?(Да)

Успеха вам желаю я.

Приветствуют, слушают учителя.

Положительное отношение к урокам  литературного чтения, формирование ценностных ориентаций.

2.   Постановка учебной задачи
Словесный метод: ответы на вопросы.

Устная фронтальная работа.


5 мин

- Выразительное чтение рассказа Л.Н.Толстого «Зайцы» или устное выразительное чтение стихотворения Н.Рубцова « Про зайца».

-Как объясняет автор, почему заяц запутывает свои следы? Для чего он это делает?

-Кто главный герой Толстого и Рубцова?

-А кто помнит сказки, в которых главный герой заяц? Назовите их.

-Отгадайте, из какого произведения эти отрывки?.

1) «Жили – были лиса  да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная…» (Заюшкина избушка)

2) «А Зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает: «Вот страсти – то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли?» (У страха глаза велики)

-Каков жанр этих произведений?(сказка)

-Вы можете сказать с каким произведением мы будем работать?

-Как вы думаете эта сказка авторская или народная?

И так, какая наша тема урока? – Сегодня мы познакомимся с произведение «Заяц- хваста».

Какие цели поставим перед собой на уроке ? (Цели: 1.Познакомиться с произведением «Заяц- хваста». 2. Работать над навыком осознанного и выразительного чтения.)

Слушают учителя, анализируют, отвечают на вопросы.

Выполняют задание, отвечают на вопросы, наблюдают, делают выводы.

Отвечают на вопросы, формулируют цели урока.

Ориентируются на развороте учебника, предполагают на основе названия раздела о следующей теме

Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя

Определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; умение ставить, формулировать и решать проблемы,

3. Решение частных задач

 Словесный метод: чтение слов.

Словесный метод: ответы на вопросы.

Словесн-практ: изучение слов.

Практический метод: чтение.

Словесно-практический метод:  чтение, ответы на вопросы,

Практический метод: чтение.

Словесный метод: ответы на вопросы.

Физминутка

Наглядно-практический метод: иллюстративный, чтение, анализ.

 

Словесный метод: ответы на вопросы.

Практический метод: чтение.

Практический метод: чтение.

1) Подготовительная работа. Прочитайте внимательно и целыми словами:

ХОД-ПРИХОД-ПРИХОДИЛ-ПРИХОДИЛОСЬ.

КРЕСТЬ-Я-НАМ – КРЕСТЬЯНАМ.

2)Работа над заголовком.

- Что вам говорит название сказки?

- Что вы знаете о зайцах?(Трусливые, меняют шубку, быстрые, сильные задние лапы, длинные уши, короткий хвост, много врагов.)

-Кто такой Заяц-русак? ( Хвост всегда черный, к зиме бока светлеют, а спинка остается русой.)

-А Заяц-беляк?( Летом цвет меха на спине рыжевато-серый с черной рябью, бока белые, брюхо – белое. Зимой беляк надевает белоснежную теплую шубку, только кончики ушей черные).

3) Словарная работа.

А как вы понимаете слово « хваста »?

Хваста – чересчур, слишком восхвалять чего-нибудь свое, своих достоинств

-У вас в тексте встретятся трудные слова.

– Что они обозначают?

Гумно – площадка, где крестьяне молотили сжатое зерно. Сарай, где хранится урожай зерна.

Кокорина – суковатый кусок сваленного дерева.

Усищи, лапищи, зубищи – увеличительное значение слов «лапы, зубы, усы».

3) Первичное чтение учащимся.

- Докажите, что мы прочитали сказку.

- Кто герои сказки?

- Кто из них больше понравился?

- Какие чувства испытали?

4) Повторное чтение учащимися (про себя).

 - Сейчас сказку вы прочитаете про себя и ответите мне на вопросы.

- Каким заяц предстает в начале сказки? (хвастливым)

- Почему зайцам приходилось ходить на гумно? (прочитайте)

- Как отреагировала ворона на рассказ зайцев? (прочитайте)

- Как вы понимаете выражение «маленько потрепала»? (трепать – дергать, трясти (приводить в порядок)).

- Зачем ворона его потрепала? (потому что хвастаться не красиво)

- Что однажды произошло с вороной? (прочитайте)

- Как вы понимаете словосочетание « собаки ее подхватили»?  

( подняли, уцепились в нее, кусали ее)

- Как вы понимаете словосочетание «давай мять»? (давить, тискать, сжимать в давке, т.е. обижать).

- Как заяц повел себя в этой ситуации? (прочитайте)

- Почему народ не написал «пришел на горку или выбежал», а написал «выскочил»? (Потому, что народ вложил в это слово определенное значение, он хотел подчеркнуть стремительные действия зайца, его желание оказать вороне бескорыстную помощь. Ведь зайца тоже могли разорвать собаки, но он не задумываясь бросился на выручку вороне)

- Найдите в тексте слова подтверждающие это.

- Заяц бросился на выручку вороне как? (молниеносно, мгновенно)

- Какие качества зайца мы видим в конце сказки?

- Вспомните, каким заяц был в начале сказки и каким мы видим его в конце?

- В чем главная мысль этого произведения? Найдите предложение в тексте раскрывающее основную идею сказки. («Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!»)

- Подберите синонимы к слову храбрец (смелый, отважный, мужественный).

Давайте немного отдохнем.

6) Работа с картинками.

- На слайде вы видите рисунки, расположите их в порядке возрастания сюжетной линии.

- Найдите в тексте сказки образ соответствующий первой картинке (прочитайте), (2-ой, 3-ей, 4-ой).

 

7) Работа над пословицами.

- На доске вы видите пословицы. Какая из этих пословиц подходит к нашей сказке?

1) « За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» (Не стоит браться за несколько дел сразу, толку будет мало).

2) « Любишь кататься – люби и саночки возить» ( Эта пословица о труде.)

3) «Доброе дело само себя хвалит». Почему так утверждает народ? (Маленькое дело люди все равно замечают, а кто сам выставляет свои дела на показ, тот хвастун.)

- Какое маленькое дело сделал заяц?

8) Чтение по ролям.

Подготовьтесь к чтению второго отрывка в парах по ролям.

(Анализ чтения, выставление отметок)

Читают и запоминают правильное произношение слов.

Отвечать на вопросы.

Расширяют словарный запас.

Читают вслух и про себя, отвечают  на вопросы.

Читают вслух и про себя, отвечают  на вопросы с помощью используемых в тексте выражений.

Выполняют двигательные упражнения.

Проводят анализ, синтез, сравнение.

Читают о с помощью используемых в тексте выражений.

Отвечать на вопросы.

Работать в парах. Отвечают на вопросы.

Развивают умение слушать и понимать речь других.

Строят речевые высказывания.

Развивают умение слушать и понимать речь других.

Осмысленно читают художественный текст, стоят речевые высказывания, строят синтез.

Строят речевые высказывания.

Осмысленно читают, стоят речевые высказывания, строят синтез.

Осмысленно читают упражнение, стоят речевые высказывания, строят синтез.

Анализируют объекты с выделением существенных признаков.

Осмысленно читают выбранный текст.

Развивают умение слушать и понимать речь других, строят речевые высказывания, строят синтез.

Сотрудничать со своим соседом.

4. Итог урока.

Рефлексия

Словесный метод: выводы урока.

Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали. 

- Какова наша тема урока?

-Назовите цели сегодняшнего урока? 

-Какое качество в человеке высмеивает народ в этой сказке? (хвастовство)

- Что такое «хвастовство»? Подберите синонимы к этому слову.

- Как вы считаете хорошее это качество или плохое? Докажите?

- А в нашей сказке кто помогает нам показать это качество? (животные)

- Какие сказки вы знаете?

- Так какая это сказка? К какой группе мы можем отнести эту сказку?

 Записываем Д/з: уч. Стр.136-137. Зад.8. чтение по ролям.

Молодцы! Всем спасибо, урок закончен!

Подводить итоги, делать нравственный выбор, оценивать свои достижения.

 Отслеживать цель учебной деятельности, строить речевые высказывания и рассуждения, осуществлять итоговый контроль.


Школа: №36                                                                                                                                              

Учитель:Волкова Л.В.                

Кабинет: 210        

        

Тема: Русская народная сказка «Заяц- хваста».

Тип  урока: изучение нового материала.
Цель:
знакомство с новыми произведениями, обогащение словарного запаса, формирование осознанного и выразительного чтения, учить учащихся выражать свое отношение к героям произведения, закреплять умения читать по ролям, показать, что хвастовство – порок человека, воспитывать любовь к животным.


Планируемые результаты:

Метапредметные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания, взаимодействовать (сотрудничать) с учителем, осуществлять поиск по выполнению учебных заданий с использованием учебной литературы, формировать умение анализировать художественный текст.

Предметные: читать правильно и выразительно вслух, учиться навыкам выразительного и выборочного чтения; учитывать индивидуальный темп чтения; анализировать содержание текста.

Личностные: создание условий для положительной мотивации к учению; оценки собственной деятельности; знакомиться с культурно-историческими  и  общечеловеческими ценностями.
Оборудование: Литературное чтение : 2 кл.: 2ч./ О.В. Кубасова.- Смоленск, Ассоциация  21 век, 2012; презентация.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как называются эти сказки?

Слайд 2

Русская народная сказка «Заяц-хваста». .

Слайд 4

Что такое «хваста»? Хвастун,хвастунишка,то есть восхваляющий,преувеличивающий свои достоинства(Толковый словарь).

Слайд 5

Словарная работа: КРЕСТЬЯНИН - сельский житель. ГУМНО –площадка или сарай, где хранится урожай. ПОГОДЯ - после. КОКОРИНА – суковатый кусок сваленного дерева. УСИЩИ, ЛАПИЩИ, ЗУБИЩИ – увеличительное значение слов «лапы, зубы, усы».

Слайд 6

Какой урок даёт читателям сказка «Заяц-хваста»?

Слайд 13

1)« За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» 2) « Любишь кататься – люби и саночки возить» 3) «Доброе дело само себя хвалит».

Слайд 14

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку физкультуры в 7 классе "Обучение навыкам владения элементами техники баскетбола"

Урок "Обучение навыкам владения элементами техники баскетбола" предназначен для учащихся 7 классов общеобразовательных школ. В ходе занятия, широко применяются методы индивидуального, группового и игр...

Конспект и презентация к уроку английского языка в 3 классе "Рождество".

Данный урок и презентация разработаны по теме "Рождество" .УМК "Enjoy English" для 3 класса М.З. Биболетовой и др. Материал способствует отработке лексики по теме "Рождество". В презентацию добавлены ...

Конспект и презентация к уроку по баскетболу для 7 класса с использованием ИКТ. "Обучение технике нападения в баскетболе"

В конспекте и презентации урока отражён материал обучения игре баскетбол. В ходе урока применяются различные методы. С их помощью учащиеся закрепляют умение выполнять передачу мяча двумя руками  ...

Конспект и презентация к уроку по баскетболу для 10 класса с применение ИКТ. "Совершенствование техники ловли и передачи мяча"

В данном учебном ресурсе используется информационно-коммуникативные технологии, что способствует более эффективной организации процесса обучения и качественному усвоению информации в рамках реализации...

Конспект и презентация к уроку по гандболу для 6 класса." Техника перемещений, ловли - передачи в игре в ручной мяч".

Ресурс содержит подробный конспект урока и наглядную презентацию. Для удобства, в плане урока используются схематические рисунки. Предназначен для учителей физической культуры общеобразовательных учре...

Конспект и презентация к уроку по баскетболу для 6 класса. "Обучение индивидуальным действиям в нападении".

Предложен развернутый план-конспект урока, где учащиеся усваивают  не только  практические умения и навыки, но и теоретические знания (самоконтроль на уроке). В конспекте используются схемы ...

Конспект и презентация к уроку в 8 классе по теме: «Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации»

Урок по информатики в 8 классеТема урока: «Технические средства мультимедиа.  Компьютерные презентации»Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Цели урока:Образовательная:·...