Конспект и презентация по литературе 5 класс. Некрасов. Стихотворение "На Волге"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Конспект урока литературы. 5 класс. Некрасов. Стихотворение "На Волге"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekrasov.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе.
Учитель – Самахужина Ф. У. МОУ Метелевская СОШ
Класс – 5
Тема «Н.А.Некрасов: детство и начало литературной деятельности. «На Волге».
Цели: 1) Знакомство с фактами биографии и стихотворением «На Волге»;
2)Развитие речи, мышления;
3) Воспитание патриотических чувств, интереса к творчеству Н.А.Некрасова.
Оборудование:
Ход урока: I. Орг. момент. Объявление темы. Слайд № 1
II. Слово учителя. Слайд № 2
- Перед вами портрет Н.А.Некрасова, написанный художником Крамским. Это портрет поэта – гражданина: высокий лоб, прямой взгляд умных и внимательных глаз, скрещённые на груди руки. Портрет полон выразительности и динамики.
III. Сообщение ученика
- «Н.А.Некрасов: детство и начало литературной деятельности».
Слайды № 3, 4;
- Вывод учителя: Детство Н.А.Некрасов провёл в деревне на Волге и хорошо знал жизнь крестьян. Позже, будучи известным писателем, он часто приезжал и подолгу жил в своём имении Карабиха, ходил на охоту, беседовал с крестьянами. Знаменитую поэму «Коробейники», ставшую народной песней, он посвятил «другу-приятелю Гавриле Яковлевичу (крестьянину деревни Шоды Костромской губернии)», с которым вместе ходил на охоту «по болотинам вдвоём»
IV. Слово учителя
- В начальной школе вы читали следующие произведения поэта:
(Учитель читает отрывки, учащиеся называют произведения)
Слайд № 5,
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
Слайд № 6
Слайд № 7
Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
Слайд № 8
Слайд № 9
Домой, ребятишки! Обедать пора.
Вернулись. У каждого полно лукошко,
А сколько рассказов! Попался косой,
Поймали ежа, заблудились немножко
И видели волка… у, страшный какой!
Ежу предлагают и мух и козявок,
Корней молочко ему отдал своё -
Слайд № 10
Слайд № 11
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Слайд № 12
Слайд № 13
Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
Играючи расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнёт кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: всё зелено,
И воздух и вода!
Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
Слайд № 14
Слайд № 15
«Ой, полным, полна коробушка,
Есть и ситцы, и парча.
Пожалей, моя зазнобушка,
Молодецкого плеча!
Выди, выди в рожь высокую!
Там до ночки погожу,
А завижу черноокую –
Все товары разложу».
Слайд № 16
2) Вывод: Какой тематикой объединены эти произведения?
Ответ: Тема – Русская природа и жизнь простого народа. Слайд № 17
3) Сейчас я покажу вам картину Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки».
- Кто такие бурлаки?
Бурлаки – наёмные рабочие в России 16-18 в., передвигавшие речные суда против течения реки вручную, с помощью бечевы и вёсел.
- Как изобразил художник бурлаков?
Художник изобразил нечеловеческий труд: опущенные руки, сожжённые солнцем лица, растрескавшиеся губы, растёртые до крови плечи и грудь. Ах, как хочется мальчику, что идёт в середине вырваться из лямки: невмоготу идти! Обратите внимание на фигуру последнего бурлака. Не он тянет лямку, а лямка его держит: отстегнётся она – он упадёт: нет сил больше сделать ни шагу.
IV. Подготовка восприятия. Слайд № 18
Учитель: В стихотворении вам встретятся непонятные слова, прочитаем значение этих слов:
Бечева – прочная толстая верёвка, канат.
Лапти – плетёная обувь из лыка, охватывающая лишь ступню ноги. (лыко – волокнистая часть коры липы или ивы, разделяемая на слои и узкие полосы)
Челнок – выдолбленная из дерева лодка
Круча – крутой спуск, обрыв.
Расшива – большое плоскодонное парусное судно с острым носом и острой кормой.
Заповедать – завещать.
V.Слушание стихотворения «На Волге». Аудиозапись. Слайд № 17
1) Сегодня мы прослушаем стихотворение Н.А.Некрасова «На Волге», написанным в 1860 г.
Картина Репина не иллюстрация к произведению Некрасова.
Скажите, что общего между картиной и стихотворением?
Ответ: Нечеловечески тяжёлый, каторжный труд бурлаков не мог не привлечь внимания представителей демократического искусства. Картина Репина , как и стихотворение Некрасова передаёт то же чувство горечи и страдания, которое испытывают бурлаки.
2) Какие строки стихотворения Некрасова могли бы служить подписью к этой картине?
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки…
2) В каких строках говорится о тяжёлой доле бурлаков?
Ответ: Бурлак мечтает умереть, настолько тяжела его жизнь.)
3) До сих пор мы употребляем выражение «тянуть лямку» - оно пришло к нам из речи бурлаков и означает долгое время заниматься тяжёлым, утомительным, однообразным делом.
VI. Беседа по содержанию стихотворения. Слайд № 19.
(Отвечая на вопросы, подтверждать свои ответы цитатами из текста).
- Кто начинает рассказ в начале стихотворения?
Ответ: Взрослый человек рассказывает о своём детстве как бы с высоты прожитых лет.)
- С каким чувством относился мальчик к Волге?
- Что увидел поэт, вернувшись после многих лет на родину?
Ответ: Бурлаки предстают людьми уставшими, измученными тяжёлой работой. Они не видят для себя другой доли, кроме тоскливой доли раба. Спустя много лет поэт вернулся в родные места и вновь увидел бурлаков – других, но с той же покорностью в лице, таких же угрюмых и сумрачных.
- Как можно озаглавить последнюю часть стихотворения?
Ответ: Размышления поэта о судьбе бурлака.
- Что печалит поэта, что возмущает его?
Ответ: Поэта печалит безысходность труда бурлаков. Поэта возмущает молчаливое терпение, и он призывает жить более осмысленно, задавать себе вопросы и искать на них ответы. Если бы бурлак задал себе вопрос, ради чего он терпит угнетение и рабство, то он смог бы сделать выводы и постараться изменить хотя бы жизнь своих детей, преподнести им урок стойкости и независимости.
Некрасов обращается не только к бурлакам, но и к крестьянам. Поэт верит в силы русского народа и считает, что он достоин лучшей судьбы.
Заканчивается стихотворение риторическим вопросом. Поэт призывает народ не терпеть, а искать выход из тяжёлого положения, в первую очередь перестать мириться с собственным рабством.
VII. Домашнее задание
Выразительное чтение стихотворения «На Волге»
VIII. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-презентации по литературе "Настоящая дружба"
Конспект урока-презентации по литературе для 6 класса. Посвящается дружбе А.С.Пушкина и И.И.Пущина....
Конспект урока-презентации по литературе "Настоящая дружба"
Конспект урока-презентации по литературе для 6 класса. Посвящается дружбе А.С.Пушкина и И.И.Пущина....
Конспект и презентация по литературе: Л.Пантелеев "Две лягушки"
для учащихся 2 класса....
Конспект и презентация по литературе "Заяц-хваста"
для учащихся 2 класса....
конспект урока, презентация "Технологии", 9 класс, учебник "Spotlight"
Данный урок является уроком промежуточного контроля навыков аудирования и лексических навыков говорения. Применение ИКТ, методов обучения в сотрудничестве и коммуникативного, упражнений на...
Конспект урока-презентации по литературе в 9 классе « Мой гений веки пролетит…». М.Ю. Лермонтов: штрихи к портрету.
Цели урока:Знакомство учащихся с личностью и творчеством М.Ю.Лермонтова, со сложной и трагической судьбой поэта, со стихами, посвященными поэту.Развитие навыков выразительного чтения, развитие н...
Презентация по литературе "Николай Некрасов и Авдотья Панаева".
Презентация по литературе к уроку по творчеству Н. Некрасова (история любви Некрасова и Панаевой) 10 класс....