Конспект урока-презентации по литературе "Настоящая дружба"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Конспект урока-презентации по литературе для 6 класса. Посвящается дружбе А.С.Пушкина и И.И.Пущина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-prezentaciyadoc.doc | 370 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока-презентации по литературе «Настоящая дружба».
Посвящается А.C. Пушкину и И.И.Пущину. Для учащихся 6-7 классов при изучении жизни и творчества А.С.Пушкина.
Цель урока : раскрыть понимание дружбы через поступки, мысли и чувства А.Пушкина и И.Пущина; помочь учащимся прочувствовать глубину отношений друзей через их произведения, воспоминания; учить детей понимать других, помогать в трудную минуту.
Оборудование: иллюстрации с изображением Лицея в Царском Селе, портреты А.Пушкина и И.Пущина; приложение – слайды из презентации.
Ход урока
1.Организационный момент. Сообщение цели урока.
- Мы посвящаем урок дружбе двух известных людей Александра Пушкина и Ивана Пущина. При просмотре презентации и прослушивании сообщений задумайтесь над тем, как складывались отношения между А.Пушкиным и И.Пущиным в Лицее и в последующие периоды их жизни? Как вы относитесь к этому? Умеете ли вы дружить, помогать людям, чувствовать их радость, горе?
2. «Настоящая дружба» . Просмотр слайдов (см.приложение) и прослушивание подготовленных сообщений.
1) Первая встреча А.Пушкина и И.Пущина.Слайд 4.
Царскосельский Лицей. Август 1811 гола. Здесь на экзамене впервые встретились А.Пушкин и И.Пущин. И дружба их продолжалась всю жизнь.
Сообщение 1-ого учащегося.
-О встрече Иван Пущин писал в своих воспоминаниях:»По сходству ли фамилий, или по чему другому, несознательно сближающему, только я его заметил с первого взгляда».
После первой встречи в Лицее до начала занятий завязалась дружба между ними. Александр жил у дяди на Мойке, к ним часто стал приходить Иван Пущин. Они вместе проводили время в доме или ходили гулять в Летний Сад.
2) Портреты друзей.
Сообщение 2-го учащегося.
- А.Пушкин и И.Пущин стали первыми лицеистами только что открывшегося Лицея. Они оба из дворянских семей..Отец Пущина - сенатор, генерал-лейтенант морского флота, о его предках упоминается в грамотах 16 века. Отец А.Пушкина - отставной майор, принадлежал к старинному роду, а мать. Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала, выходца из Северной Абиссинии, нареченного в России Абрамом Петровичем.
А.Пушкин и И.Пущин получили домашнее образование , но родители возлагали больщие надежды на Лицей: он должен был готовить воспитанников для государственной деятельности и приравнивался к российским университетам.
Какими же были Александр Пушкин и Иван Пущин в Лицее?
Слайды 5, 6.
Александр Пушкин, веселый, озорной, любил подтрунивать над другими, но не унижал достоинства товарищей. Вспыльчивый, тяжело переживал серьезные обиды.
Иван Пущин, добрый, скромный, очень общительный.
Александр из-за раздражительности, иногда из-за неудачных шуток часто попадал в неловкое положение и не умел из него выйти. Но И ванн Пущин являлся умиротворяющим посредником между ним и товарищами. Возникшие разногласия между Александром и Иваном они могли сгармонировать: друзья были открыты и честны.
Сообщение 2-го учащегося.
- И.Пущин вспоминал: «Мы с ним постоянно были в дружбе, хотя в иных случаях розно смотрели на людей и вещи, откровенно сообщая друг другу противоречащие наши воззрения»
3) Литературный дар.
Слайд 7.
Они выделялись среди лицеистов. И.Пушин слыл самым лучшим учеником и занимался переводами.
А.Пушкин был лучшим стихотворцем. Именно ему предложили написать стихотворение, которое он прочитал на экзамене 8 января 1815 года «Воспоминание в Царском Селе».
Сообщение 3-его учащегося.
- А.Пушкин потом деятельно участвовал во всех лицейских журналах, импровизировал народные песни, писал эпиграммы, он был во главе литературного движения Лицея. Друзья развивались творчески в одном направлении, и это их тоже сближало.
4) Посвящается другу.
Слайд 8.
А.Пушкин высоко ценил дружбу и любовь И.Пущина к себе и не раз обращался к нему в своих стихотворениях: «Пирующие студенты» (1814 г.), «К Пущину»(1815 г.) ,»В альбом Пущину» (1817г.), «Воспоминание» (1818 год).
Чтец 1.
Товарищ милый ,друг прямой,
Тряхнем рукою руку,
Оставим в чаше круговой
Педантам сродну скуку.
(«Пирующие студенты» )
Любезный именинник,
О Пущин дорогой!
Прибрел к тебе пустынник
С открытою душой;
С пришельцем обнимися -
Но доброго певца
Встречать не суетися
С парадного крыльца .
( «К Пущину» )
Перед выпуском из Лицея Пушкин написал грустные строки:
Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,
Исписанный когда-то мною
На время улети в лицейский уголок
Бессильной, сладостной мечтою.
(«В альбом Пущину»).
5) Разлука друзей.
Сообщение 4-го учащегося.
- 1817 год. Окончен Лицей. А.Пушкин поступил на службу в Коллегию иностранных дел коллежским секретарем. Занимался литературной деятельностью, бывал среди передовой молодежи, которая вела серьезные разговоры о несправедливости общественного строя.
И.Пущин вступил в лейб-гвардии конную артиллерию. Вскоре был принят в Тайное общество.
И.Пущин переживал за друга. Он хотел, чтобы Александр нашел свое призвание в жизни и не сближался с людьми ,которые могли бы его предать .
Слайд 8.
Прошло время. Судьба разбросала друзей. Пушкин, став известным поэтом, из-за свободомыслия. Оказался в изгнании.
И.Пущин стал декабристом, а впоследствии участником восстания декабристов 1825 года, выступивших против царя за права крепостных крестьян.
Оба служили для будущего Отечества, в котором бы народ жил счастливо, по справедливым законам.
6) Дружеская помощь.
Слайд 9.
В ссылку, в Михайловское, к Пушкину приехал Пущин. Поэт об этом писал: «Ты усладил изгнанья день печальный». Это была их последняя встреча в жизни.
Сообщение 5-ого учащегося.
- После первых радостных минут «мы уселись с трубками. Беседа пошла привольнее; многое надо было рассказать, о многом расспросить друг друга»,(И.Пущин «Записки о Пушкине»).
Пущин признался Пушкину в том, что он состоит в Тайном обществе, о существовании которого Пушкин догадывался.
После восстания декабристов 14 декабря 1825 года И.Пущин был отправлен на каторгу в Сибирь.
Слайд 10.
Узнав о случившемся, А.Пушкин отправляет другу в Сибирь стихотворение «И.И Пущину» (1826 г.)
И.Пущин вспоминал: «Преисполненный глубокой живительной благодарности, я не мог обнять его, как он меня обнимал, когда я первым посетил его в изгнанье».
Чтец 2-ой.
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
(И.И.Пущину.)
7) Страшная весть.
Сообщение 6-ого учащегося.
- На каторге И.Пущин узнавал новости о товарищах по Лицею от Е.А.Энгельгарда. Смерть товарищей больно отражалась в его сердце.
Слайд 11.
Весть о гибели А.Пушкина обрушилась на Пущина как «громовой удар из безоблачного неба». Он долго не мог прийти в себя.
Сообщение того же учащегося.
- Позднее И.Пущин писал: «Не стану беседовать с вами об этом народном горе, тогда несказанно меня поразившем: оно слишком тесно связано с жгучими оскорблениями, которые должны были отравлять последние месяцы жизни А.Пушкина».
8) Вечная память о друге.
Слайд 12.
Позже И.И.Пущину удалось встретиться с В.И.Далем, который рассказал о последних минутах жизни поэта. Как память о друге И.Пущин написал книгу «Записки о Пушкине».
Сообщение 8-ого учащегося.
- В 1858 году И.Пущин совершает свою последнюю поездку в Петербург и в последний раз посещает Лицей, В этот период он пишет свои знаменитые «Записки о Пушкине»,которые были впервые опубликованы Е.И.Якушкиным в 8-ом номере журнала «Атеней» за год.
3.Вопросы к учащимся.
Слайд 13.
1)Когда и при каких обстоятельствах впервые встретились А.Пушкин И.Пущин?
2)Как развивались отношения между А. Пушкиным и И.Пущиным в Лицее?
3)Что объединяло друзей?
4)Как складывались отношения между друзьями после окончания Лицея?
5)Какие примеры из жизни друзей доказывают их искренние, доверительные отношения?
6)Как И.Пущин перенес смерть друга?
7)Как вы оцениваете дружбу А.Пушкина и И.Пущина?
Заключительное слово учителя.
- А.Пушкин и И.Пущин – это люди с высоким чувством долга, благородные, полные душевной силы и чистоты, свободолюбивые. Они пронесли чрез всю жизнь светлое чувство дружбы и любви друг к другу.
4.Рефлексия.
Метод незаконченного предложения.
- Мне понравилось………
-Я понял (а), что………
- Я задумался (ась) над……
5.Домашнее задание. Напишите сочинение на тему: «Что такое настоящая дружба?»
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - игра по математике для 5 класса. (Конспект урока, презентация для проведения урока).
Первый урок математики в 5 классе проводится в форме игры для мотивации учащихся на изучение математики и повторения изученного в начальной школе. К разработке урока прилагается през...
Урок биологии в 8 классе по теме "Клеточное строение организма" (конспект урока + презентация)
Урок биологии в 8 классе по теме "Клеточное строение организма". В данной работе представлен конспект урока с презентацией. На уроке дети должны усвоить знания о строении и жизнедеятельности кле...
Урок в 10 классе по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы" (конспект урока + презентация)
Представлен конспект урока в 10 классе с презентацией по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"!. Рассмотрены особенности строения и размножения вирусов, представлена их классификация....
Урок - презентация по литературе "Настоящая дружба".
Презентация посвящена дружбе А.С.Пушкина и И.И.Пущина....
Конспект урока-презентации по литературе "Настоящая дружба"
Конспект урока-презентации по литературе для 6 класса. Посвящается дружбе А.С.Пушкина и И.И.Пущина....
Конспект урока + презентация урока на тему: "Спасители Отечества. Конец Смуты"
Цель:выявить конкретные проявления кризиса в обществе и государстве, причины, вызвавшие паралич и развал общества....
Конспект урока, презентация, самоанализ урока, раздаточный и наглядный материал для урока в 4 классе по теме "Домашние обязанности"
Данный урок был проведен в рамках конкурса учитель года 2013 в районном этапе....