Рабочая программа по родному языку и литературе, 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе ,5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.pr_.sayakhova_5kl.doc | 314 КБ |
Предварительный просмотр:
03 – 20 |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании МО заместитель директора Директор МАОУ «СОШ №26»
учителей русского языка МАОУ «СОШ №26» городского округа город Стерлитамак
и литературы городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Протокол №___ Республики Башкортостан ___________Пырова Л.Н.
от «___» ___________ 20___г ___________Батталова О.А. Приказ №____ от
руководитель МО «___» _______ 20___ г «___» _______ 20___г
________Богачева Л.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному языку и литературе
для 5 В класса
на 2014-2015 учебный год
Составитель
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 26»
Левина Юлия Валентиновна
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа по родному языку и литературе для 5 класса разработана в соответствии с требованиями
1. Федерального закона от 29.12.2012 г. № 373 – Ф 3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального компонента государственного стандарта образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089 (ред. от 19.10.2009, с изм. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Программы к учебнику «Слово» (Русский язык. 5 – 9 классы). Автор Саяхова Л.Г. – Уфа: Китап, 2010 г. Учебника – «Слово в словосочетании, предложении, тексте». 5 класс. Автор Саяхова Л.Г. – Уфа: Китап, 2011 г.;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на текущий учебный год»;
- Учебного плана МАОУ «СОШ №26» на 2014-2015 учебный год (приказ № 270-О от 05.08.2014г.).
Данная программа к учебникам «Слово» для 5-9 классов разработана на основе идей развивающего обучения, антропоцентрической лингвистики и лингводидактики, ориентирована на языковую личность, лингвокультурологическую концепцию обучения русскому языку. Эта линия учебников широко используется как в русских школах на уроках «Русский язык как родной», так и в башкирских и других национальных школах республики в целях углубленного изучения русского языка.
Программа разрабатывалась с учетом концептуальных основ, методических принципов, требований стандартов нового поколения, содержание и структуры курса русского языка в 5-9 классах общеобразовательных школ. В то же время программа имеет свои особенности. Кратко охарактеризуем их.
1.Концептуальные основы программы
При составлении программы учитывались следующие социокультурные, лингвистические, лингводидактические и лингвокультурологические концептуальные положения.
Русский язык как родной и как государственный язык РФ занимает центральное место в общеобразовательном пространстве русскоязычной и национальной школ Республики Башкортостан, являясь не только предметом изучения, но и средством обучения в целом. Общее развитие ребенка, успехи в овладении другими школьными предметами зависит в значительной степени от того, как он владеет русским языком.
Школьный предмет «Русский язык» рассматривается как основная часть общего лингвистического образования, которое в свою очередь является важной составной частью гуманитарного образования и наивысшим проявлением гуманизации обучения, так как язык – это условие жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом.
Содержание школьного курса «Русский язык» строится в соответствии с содержанием самого понятия «Язык» как объекта лингвистики. Различают: 1) язык вообще (как представление о едином человеческом языке; 2) конкретный, так называемый этнический язык, в нашем случае русский. Язык – это а) историческая сложившаяся знаковая система, … служащая средством общения, мышления и познания, средством создание, хранение и передачи информации; б) речь, языковая способность; в) совокупность средств выражения в словесном творчестве, стиль (язык Пушкина, язык науки) (по энциклопедии «Русский язык»)
В соответствии с приведенным содержанием понятия «Язык» выделяются три основных аспекта его изучения в школе: а) изучение языка как системы; б) развитие языковой способности учащихся, обучение речевому общению; в) изучение языка в стилистическом аспекте, в том числе как первоэлемента художественной литературы. Эти направления перекликаются с традициями прошлого. Так, К.Д. Ушинский выдвигал три цели обучения родному языку в школе: развитие дара слова (речь как определенная «душевная способность»), предполагающая связь с жизнью; развитие личности школьника (умственное, эмоционально-волевое, нравственное, эстетическое); усвоение национальной языковой формы, выработанной как народом, так и литературой, сознательное овладение сокровищами родного языка (работа над текстом); усвоение грамматики – «логики языка», развитие логического мышления [Ушинский, 1954] .
Центральным, исходным понятием современной лингводидактики (теории обучения языкам) является языковая личность с ее реальными деятельностно-коммуникативными потребностями. Формирование интеллектуальной, высоконравственной языковой личности рассматривается как конечная цель и стратегия обучения русскому языку как родному и государственному языку РФ.
Развитие языковой личности предполагает выработку лингвистической компетенции (теоретические знания о языке, лингвистическое мышление), языковой компетенции (практическое владение языковой системы), коммуникативной компетенции ( владение правилами речевого общения), лингвокультурологической компетенции (овладение языком как сокровищницей культуры, духовным богатством народа) [Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, 2006] .
В формировании названных компетенций широко используется следующие методы и принципы обучения: развивающее обучение, проблемное обучение, интенсивные методы, принципы коммуникативности, системности, комплексности, функционально – семантический принцип, индивидуализация обучения, взаимосвязь языка и культуры, диалог языков и культур, метод ассоциативных полей в усвоении языковых явлений, в том числе орфографии, взаимосвязь лексики и грамматики, лингвистических знаний и практических навыков.
Взаимосвязь языка и культуры, более широкий взгляд на язык как достояние духовного богатства народа, подход к языку как к культурно – исторической среде, формирующей языковую личность, - одна из основополагающих предпосылок разработки культурологически ориентированной концепции обучения русскому языку, лежащей в основе программы.
Будучи органической частью национальной культуры народа, духовным наследием предшествующих поколений, язык вместе с тем является важнейшим фактором развития культуры. Как вместилище знаний, язык закрепляет в своих единицах, и прежде всего в словах и фразеологии, исторический опыт народа, отображает его внутренний мир и своеобразие менталитета, обеспечивает преемственность и единство культурной традиции.
В школьном курсе русского языка в связи со сказанным должны найти место: динамичность языка (русский язык в реке времени), усвоение национально-культурного компонента значение слов, фразеологии, исторические справки, этимология.
В современной лингводидактики на ряду с плодотворными идеями подхода к языку как феномену культуры и культурно – исторической среды, в которой формируется языковая личность, наметился интерес к повышению теоретического уровня преподавания языка. Подход к учебному предмету «Русский язык» как в лингвистической дисциплине со своей системой научных понятий тем более важен, что родной язык – это первая целостная система, которая становится объектом изучения в школе. Это теоретическое введение не только в лингвистику, но и в мир научного познания в целом. От эмпирического (житейского) представления о языке ученик должен перейти к представлению о языке как объекте науки лингвистики, целостной функционирующей системе со сложной взаимозависимостью различных уровней языка, языковых единиц, семантических и грамматических категорий, значений форм и их функций.
Ключевой единицей языка и методики обучения языку является слово, так как оно объединяет в единое целое разные уровни языка. В результате усвоения системы лингвистических понятий, отражающих свойство слова как языкового знака, ученик от нерасчлененного представления о слове как имени вещи приходит к лингвистическому понятию «слова» как чрезвычайно сложной комплексной единицы языковой системы. Работа над словом, обогащение лексикона учащегося – один из важнейших аспектов обучения русскому языку.
Русский язык, как и вообще язык, не живет автономно, он развивается в тесном контакте с другими языками. Региональный компонент образования рассматривает изучение русского языка в аспекте его взаимодействия с башкирским языком и другими национальными языками в Республике Башкортостан. Идея «Русский язык в диалоге культур» предлагает изучения русского языка как компонента единого лингвистического пространства: Русский язык, башкирский язык как государственный и другие родные языки, иностранные языки. Элементы сравнения, сопоставительного-типологического изучение языков будут способствовать повышению уровня лингвистической образованности учащихся.
Развитие языковой способности (дара слова), обучение речевому общению базируется не только на изучении системы языка, но и на закономерностях речевого поведения, правилах речевого общения. Наряду с развитием речи учащихся параллельно с изучением системы языка необходима самостоятельная, теоретически обоснованная система развития языковой способности учащихся на основе теории коммуникации, речевой деятельности, синтаксиса текста, стилистики и культуры речи, риторики.
Комплексная работа над словом как единицей языка и первоэлементом литературы, основой художественных образов приводит к интеграции уроков языка, культуры И литературы, необходимости курса русской словесности, органически сочетающих в себе элементы лингвистических и литературоведческих знаний. Цель уроков словесности – творческое прочтение художественного произведения через глубокое осмысление его формы, языков, изобразительно-выразительных средств, т.е. постижение слова в его эстетической функции как основы литературного творчества.
При разработке концепции лингвистического образования учитываются общепедагогические идеи развивающего обучения, деятельностного подхода, личностно-ориентированной педагогики, интенсивных методов обучения. В школьных программах и учебниках должный найти место такие новейшие идеи и направления языкознания, как антропоцентризм (изучения языка в человеке и человека как носителя языка), функционально-коммуникативная лингвистика (язык изучается в его основной функциональной роли средства общения), когнитивная лингвистика (знание языка связано со знанием о мире), лингвокультурология (язык изучается как феномен культуры, как культурно-историческая среда, формирующая языковую личность), системное (аспектное) и комплексное (текстоцентрическое) изучение языка и знание основ лингвистической науки.
Разработка концепции невозможна без учета достижений лингвистической науки, новых ее отраслей: семантики, прагматики, социо- и психолингвистики, лингвокультурологии. В программах школьного курса должны найти отражение знаковая природа языка, подход к языковым единицам как двусторонней сущности, имеющий план содержания и план выражения, антропологические, культурологические подходы к языку в аспекте формирования языковой картины мира, языкового сознания, языковой личности с учетом ассоциативной природы человеческого мышления, культурологической функции языка. Интенсивные методы усвоения системы языка в более сжатые сроки предполагают формирование у учащихся представлений о языке как функционирующей системе: наряду с линейной системностью (вхождение низших единиц в состав высших) должна быть представлена иерархическая система разных уровней языка, сердцевиной которой является слово (как единица лексико-семантической и грамматической систем языка). Наряду с традиционными антонимо-синонимическими связями в учебниках русского языка должны найти место различного рода связи слов (тематические, коммуникативно-семантические, лингвокультурологические, концептуальные поля, где слово выступает как единица не только языка, но и культуры). Идеи системного, антропологического, функционально-коммуникативного, лингвокультурологического, когнитивного, психо- и социолингвистического направления в лингвистики должны составить теоретическую базу для решения лингводидактической проблемы формирования в школьном обучении интеллектуальной, высокоразвитой, грамотной в широком смысле языковой личности.
2. Методические принципы, содержание и построение программы.
Содержание и структура программы определяются методическими принципами, обусловленные концептуальными факторами, целями и задачами обучения русскому языку. Как уже отмечалось, основная цель обучения русскому языку – формирование языковой личности и ее компетенции: языковой / лингвистической, речевой / коммуникативной, лингвокультурологической. Представим кратко содержание и принципы построения программы.
Содержание программы
I. Системное изучение русского языка (5, 6, 7 классы).
5 класс: Язык и речь. Слово звучащее (фонетика). Слово написанное (орфография). Строение слова. Слово как единица лексической системы. Слово в словосочетании и предложении.
6 класс: Общее понятие о слове как части речи. Паспорт частей речи. Самостоятельные и служебные части речи. Имена (Существительные, прилагательные, числительные , местоимения). Глаголы. Неспрягаемые формы глагола: причастие и деепричастие. Наречия. Предлоги. Союзы. Частицы. Междометия. Функции частей речи в связном тексте.
7 класс: Основные единицы синтаксиса: словоформа, словосочетание, предложение, текст. Пунктуация. Словосочетание и предложение. Простое предложение. Осложненное предложение. Сложное предложение: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное. Текст (сложное, синтаксическое, целое).
II. Развитие языковой, речевой и коммуникативной способности (8, 9 классы).
8 класс: Культура речи, устноязычное общение, техника речи (дикция, голос, речевой слух), стилистика, стилистические ресурсы лексики, фразеологии, грамматики, правила успешной коммуникации, речевой этикет, жанры устной речи (беседа, интервью, рассказ, юмор, шутка, комплимент, телефонный разговор).
9 класс: Культура письменной речи, текст, сложное синтаксическое целое, цепная и параллельная связь предложений, жанры и стили письменной речи, в том числе учебной. Обучение жанрам письменной речи: изложение, сочинение, эссе письмо, дневник и др. Анализ художественного текста.
Данное содержание программы имеет следующее обоснование. Изучение языка, в данном случае русского, базируется на усвоении прежде всего его системного устройства. Язык – сложная функционирующая система, состоящая из нескольких подсистем: фонетики, лексики, словообразования и морфемики, грамматики: (морфологии и синтаксиса) и текста. Каждая из этих подсистем должна быть усвоена. Мы не можем пользоваться языком, не зная его звуковой системы, не владея словарным запасом, не умея составлять предложения. Именно поэтому в 5-7 классах изучается система языка.
Однако освоение системы языка - только часть проблемы знания языка и умение пользоваться им в общении и в познании мира. Есть механизмы речевой деятельности, законы устноязычного общения, основы текстовой деятельности, т.е. умение создавать письменные речевые высказывания, есть понятие стилистической дифференции языка. Разные стили требуют разного языкового оформления. Все это в какой-то мере усваивается в процессе изучения системы языка. Но этого недостаточно: в устноязычном общении и письменной речи есть свои собственные правила, и их нужно изучать специально, уже владея системой языка.
Поэтому в программе действует принцип интенсивного, сжатого во времени (в более краткий срок) изучения системы языка, с учетом того, что система языка изучалась и в начальной школе.
Более сжатые сроки системного изучения языка – 5 класс – все о слове, 6 класс – слово как часть речи, 7 класс – слово в словосочетании, предложении, тексте (синтаксис) представляются реальными при интенсивной технологии обучения, крупноблочной подачи материала, обобщение разных уровней в опорных конспектах, групповых, коллективных формах работы, само- и взаимопроверки и других оптимальных технологиях.
Системное изучения языка предполагает параллельное развитие частноречевых навыков и общих речевых умений (аудирования, говорения, чтения и письма). Работа по развитию речи осуществляется в связи с изучение фонетики (произносительные навыки), лексики (обогащение слова), грамматики (овладение синтаксическим строем языка). Комплексная работа по развитию речи осуществляется на материале связанных текстов.
Выделение специального времени в 8-9 классах для развития дара слова, работы по культуре речи, обучение речевому общению, правилам коммуникации позволяет осуществить принцип системного целенаправленного обучения высказыванию, устному и письменному. Таким образом, исходными в организации содержания обучения в 8-9 классах являются речеведческие, коммуникативные, культурологические понятия: языковая личность, взаимосвязь языка и культуры, сопоставление и диалог языков и культур.
Методические принципы построения программы
Методические принципы обучения обусловлены дидактическими, лингвистическими и психологическими основами методики преподавания языка.
Методические принципы лингвокультурологической концепции обучения русскому языку формируются на основе содержания понятия «язык» и в соответствии с присущими ему функциями. Наиважнейшими среди них являются номинативная и понятийная (знаковая), коммуникативная, когнитивная и культурологическая функция и, следовательно, соответствующие принципы обучения языка. Кратко охарактеризуем эти принципы.
Принципы системности и функциональности. Это традиционные принципы обучения языка, его системного устройства и функционирования. Язык усваивается как сложная функционирующая система, так как каждый уровень языка представляет собой систему (лексическая, грамматическая система), но вместе они представляют единую систему того или иного языка. Без овладения системой языка невозможно его усвоение.
Коммуникативный принцип.
В коммуникативно ориентированном обучении языку важно не только языковое оформление высказывания, но и его содержательная сторона (тема, проблема, интенция, мысль), т.е. то, что является предметом общения и без чего общение, будучи беспредметным, не состоится. В обучении речевому общению сливаются воедино овладение языком как инструментом общения и познавательной деятельности и само общение и познавательная деятельность как то, ради чего и существует язык. Существенное место в содержании общения и познания будет естественно, занимать культурная информация.
Коммуникативная деятельность оказывается тем звеном, в котором пересекаются и взаимодействует язык как система элементов разных уровней и культура, в которой он существует и необходимым компонентом которой является.
Лингвокультурологический принцип - взаимосвязь языка и культуры, более широкий взгляд на язык как достояние духовного богатства народа, подход к языку как культурно-исторической среде, формирующей языковую личность.
Будучи органической частью национальной культуры народа, духовным наследием предшествующих поколений, язык вместе с тем является важнейшим фактором развития культуры. Как вместилище знаний, язык закрепляет в своих единицах, и прежде всего в словах и фразеологии, исторический опыт народа, отображает его внутренний мир и своеобразие менталитета, обеспечивает преемственность и единство культурной традиции.
Принцип учета родного языка при обучении неродному языку всегда считался одним из основных лингводидактических принципов. Для преодоления интерферентных ошибок осуществлялось сопоставительное описание особенностей звуковой системы, грамматического строя, способов словообразования, семантической структуры и сочетаемости слов, построения предложения, порядка слов и т. д.
Компетентностный принцип формирования языковой личности.
Новые антропологические подходы к исследованию языка в лингвистике обусловили более широкое сопоставление языковых картин мира, концептосфер, лингвокультурологических, когнитивных и ассоциативных полей. Учет реалий культур, специфики понятийного членения мира, особенностей коннотаций, метафорики, ключевых слов и концептов, символов, образной системы как способов выражения родной культуры и культуры народа – носителя изучаемого языка вносит коррективы в изучение всех уровней языка, и в особенности лексического, фразеологического и афористического. Именно здесь более всего работает аксиоматическая формула лингвокультурологической концепции обучения языкам – «Диалог языков – диалог культур» как основы формирования полилингвальной языковой личности.
Компетентностный принцип функционирования личности, логика изложения теоретического и практического материала на всех этапах обучения в программе подчиняется конечной цели обучения – формированию языковой личности и ее компетенций. Отсюда принцип компетентностного подхода к формированию языковой личности, формирование компетенций: языковая/лингвистическая, речевая/коммуникативная, лингвокультурологическая.
Языковая/лингвистическая компетенции
Обычно языковую компетенцию определяют как практическое владение языком. Очевидно, нужно уточнить: каким языком. Если родным, то его освоение происходит задолго до специального обучения детей в школе. Родной язык усваивается естественно, с молоком матери, на подсознательном уровне. Задача школьного преподавания родного языка, в нашем случае – русского, - помочь осознать то, чем ребенок практически уже владеет. В этот естественный процесс в школе включается теоретический материал об устройстве языка, о правилах изменения, образования, сочетания слов, о правилах построения предложений. Ученик узнает, что есть слова – существительные, глаголы, прилагательные, что они имеют определенные категории (рода, числа, падежа; вида, наклонения, времени и т. д.) , определенные грамматические значения (значение и формы слова дом – м. р., ед. ч., им. п.). Теоретический материал об устройстве языка и правилах его функционирования – это уже лингвистические знания, на основе которых осуществляется умение определять и правильно употреблять языковые единицы на более совершенном уровне.
При изучении неродного языка картина несколько иная: обучение языку начинается чаще всего с осознанного усвоения устройства языка. Роль лингвистических знаний об уровнях и единицах языка имеет здесь основополагающее значение: процесс практического овладения языком осуществляется параллельно с усвоением лингвистических знаний о правилах его построения и функционирования. В этом случае имеет место некое отождествление языковой и лингвистической компетенций. Но лингвистические знания, кроме практической своей направленности, имеют целью дать общетеоретические знания о школьном предмете «русский язык» как объекте изучения науки лингвистики. Изучение школьных дисциплин понимается как изучение основ той или иной науки (физики, математики, астрономии, биологии, химии), и в этом ряду достойное место занимают предметные области «русский язык» и «литература» как основы науки лингвистики и литературоведения. Это знания о происхождении и путях исторического развития, места того или иного языка среди других языков, его функций, особенностей внутренней структуры, построения и взаимосвязи единиц разных уровней (лексики, грамматики) и т. д.
Суть лингвистической компетенции – формирование целостного представления о предметной области «русский язык» как лингвистической дисциплине со своей системой научных понятий и терминов. От эмпирического (обиходного) представления о языке как средстве общения учащиеся должны прийти к понятию о языке как объекте науки лингвистики. Лингвистические знания способствуют развитию интеллектуальной сферы языковой личности, приобщая учащихся к основным функциям языка как способа формирования, выражения и сообщения мысли, и сферы эмоциональной как способа выражения чувств и состояний человека.
Формирование лингвистической компетентности предполагает определение содержания и организацию научно-познавательной деятельности учащихся. Эта работа должна начинаться уже в общеобразовательной школе (5-9-е классы) . Так, учебник для 5-го класса «Слово» Л. Г. Саяховой открывается параграфом «Лингвистика – наука о языке», в котором в доступной для учащихся форме сообщается, что наука о языке – самая древняя отрасль человеческих знаний. Наука лингвистика способна ответить на множество вопросов: Как возник язык? Почему люди говорят на разных языках? Отличается ли язык от речи? Учащиеся знакомятся с основными функциями языка, с ролью русского и родного языков в нашей стране, со словом как единицей языка и речи, далее – со словом звучащим, с фонемой и ее смыслоразличительной ролью, с историей возникновения письменности, морфемным строением слова, его этимологией, словом написанным и принципами русской орфографии, понятиями «орфографическое правило», «орфограмма», со словом в лексической системе языка, учебными словарями и т.д.
Речевая/коммуникативная компетенции
Язык – знаковая система, применяемая для человеческого общения, а речь – процесс использования языка для общения, т. е. реальное функционирование языка.
Вместе с тем речь – это понятие психологическое: речевая деятельность является одним из видов психической, интеллектуальной деятельности человека, основным средством коммуникации (речевого общения).
Психологические основы развития речи раскрывает теория речевой деятельности. Обучение речи в современной психолингвистике понимается как обучение иноязычному языковому материалу (средствам общения) и деятельности общения. Речевая деятельность осуществляется прежде всего на основе знания системы языка, которая, будучи зафиксированной в сознании человека, обеспечивает понимание и производство речи. Знание языковой системы (звукового строя, лексики, грамматики) составляет таким образом основу речевой компетенции, то есть языковой способности человека. Однако понять природу речи и овладеть ею нельзя лишь на основе знания системы языка. При обучении речи следует учитывать структуру речевого поведения как такового (А. А. Леонтьев), а значит, учитывать особенности речевой деятельности.
Коммуникативная компетенция рассматривается в тесной связи с речевой компетенцией. Коммуникативная компетенция – это способность осуществлять речевую деятельность, реализуя коммуникативное речевое поведение на основе языковых, социолингвистических, предметных и культурологических знаний с помощью умений, связанных с дискурсивной, речевой и стратегической компетенциями и в соответствии с различными задачами и ситуациями общения в рамках той или иной сферы общения (по Н. Ш. Галлямовой).
Лингвокультурологическая компетенция
В понимании названной компетенции нужно различать социокультурную сущность (знание реалий культуры) и лингвокультурологическую (осознание того, каким образом культура связана с языком, как язык включает культуру и культура живет в языке). В первом случае речь идет о степени представленности в учебном процессе реалий культуры народа – носителя изучаемого языка, сопоставление с реалиями культуры других народов (обычаи, обряды, праздники, литература, искусство и т.д.). Лингвокультурологический подход предполагает изучение единиц языка (слов, фразеологизмов, текстов, грамматических явлений) с точки зрения способов выражения в них культурологического компонента значения (как культура отражается в единицах языках) и в функционально-культурном аспекте, например: в процессе лингвокультурологического анализа текста национально- культурная лексика, фразеологизм рассматриваются в свете каких-либо исторических событий.
Пути формирования лингвокультурологической компетенции в самом общем виде представляются следующими.
1.Разработка лингвокультурологического пространства учебников: на ряду системным представлением языковых единицами уровня (фонетики, лексики и грамматики) в учебниках необходимо системное представление культурологической основы учебника – не просто как иллюстрации к языковым явлениям, а объективно обусловленной и созданной на основе культурологических минимумов, банков текстов, словарей прецедентных имен, образов, ситуаций, концептов и т.д.
2.Не просто знакомство с реалиями культуры, а интерес к ним, формирование соответствующих ценностных ориентаций.
3. Использование концепта как основной интегрированной единицы обучения языку и культуре.
Осознание национально-культурного компонента значения языковых единиц:
а) слово в национально-культурном аспекте: помимо знания лексического и грамматического значения слова необходимо иметь представление о его лексическом фоне, о мире русского слова – что реально стоит за ним в действительности, какие ассоциации вызывает слово, его ассоциативное поле в сознании носителей языка, культурное поле слова, его места в языковой картине мира и т.д. Этот подход обусловливает восприятие слов не только как единицы языка, но и как единицы культуры. Слово воспринимается как наименование концепта – интегрированной единицы языка и культуры;
б) усвоение фразеологии, тесно связанной с историей, образом жизни, обычаями и менталитетом создавшего ее народа. То же самое можно сказать о произведениях фольклора: сказках, мифах, легендах, приданиях;
в) восприятие текста, прежде всего в лингвокультурологическом аспекте как порождение определенной эпохи, социокультурной ситуации, личности автора – носителя национального языка и культуры. Лингвокультурологический анализ текста.
Формируя основные ЗУН, программа изучения родного языка и литературы реаализует основные воспитательные задачи :
формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся,
воспитание толерантности,
укрепление национальной безопасности,
формирование нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям
Место предмета
Учебная программа к учебнику «Слово» (Русский язык. 5 – 9 классы). Автор Саяхова Л.Г. – Уфа: Китап, 2010 г. Учебника – «Слово в словосочетании, предложении, тексте». 5 класс. Автор Саяхова Л.Г. – Уфа: Китап, 2011 г. рассчитана на 68 часов
В данную программу внесены изменения в следующем порядке:
1.На изучение темы «Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи» по программе отводится 2 часа. В данной программе-1 час, так как более глубокое и подробное изучение данного раздела предусмотрено по предмету «Русский язык 5 класс».
2. На изучение темы « Основные способы образования слов в русском языке. Сложносокращенные слова . Морфемный и словообразовательный разбор слова» по программе отводится 2 часа. В данной программе -1 час, так как изучение этого раздела дублируется по программе «Русский язык 5 класс».
Данная рабочая программа по «родному языку и литературе» на 2014-2015 учебный год рассчитана
на 66 часов ( 2 часа в неделю) , что соответствует учебному графику, рассмотрена на Совете школы 02.06.2014
(приказ №3), введенным в действие приказом директора № 253-О от 30.06.2014г. с 01.09.2014 г. и расписанием уроков, утвержденным приказом № 270-О от 058.08.2014г.
Межпредметные связи
При обучении русскому языку широко используются художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употребление отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, описание, рассуждение). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению, публичному выступлению и т.д.).
Неразрывная связь прослеживается и с изобразительным искусством . Учащиеся выполняют задания, связанные с описанием картин, предметов, внешности ,действий. На уроках ребята знакомятся с творчеством как русских , так и башкирских художников.В связи с этим они получают и углубляют свои знания по живописи.
Связь языка и его исторического прошлого проявляется при изучении частей речи, когда речь идет о происхождении частей речи и их особенностях, при изучении категории рода и числа у имен существительных, при изучении фонетического состава русского и башкирского языков. В 8 классе учащиеся знакомятся с литературными (лингвистическими ) нормами, которые складывались в течение многих столетий.
Этнокультурный компонент в данной рабочей программе представлен в качестве
-многочисленных текстов башкирских поэтов и писателей, художественных полотен знаменитых русских и башкирских живописцев;
-изучением речевых этикетных правил разных народов,
-словарными статьями из лингвокульторологических , тематических словарей.
- изучение слов-концептов
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
«СЛОВО»
Язык и речь
I.Языковые / лингвистические знания. Значение языка в жизни человека и общества. Язык как средство общения, познания, мышления и воздействия. Лингвистика – наука о языке. Роль родного языка. Роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов Республики Башкортостан. Речь – язык в действии. Виды речевой деятельности: слушание – говорение, чтение – письмо. Устная и письменная формы речи. Диалогическая и монологическая речь. Правильность и выразительность речи. Лингвистика как наука о языке и речи. Речевой этикет: формулы приветствия, прощания, благодарности, поздравления, извинения. Слово как ключевая единица языка. Номинативная (назывная) функция слова. Форма слова (звучание, написание, грамматическая форма) и значение слова (лексическое и грамматическое). Роль слова в речи и в тексте. Писатели о слове. Пословицы о слове. Выработка у учащихся целостного представления о слове как об основной единице языка, имеющей форму и значение.
II.Коммуникативный и культурологический текстовый материал для формирования языковой, речевой, коммуникативной и культурологической компетенции. Представление о роли языка в жизни человека и общества, об основных функциях языка, о многообразии языков, о роли русского языка. Положительная мотивация к овладению всеми видами речевой деятельности (слушание – говорение, чтение - письмо) в устной и письменной форме. Овладение речевым этикетом. Умение поздороваться, попрощаться, выразить благодарность, поздравить, попросить извинения в ситуациях речевого общения. Осознание значения слова в речи и умение уместно его употреблять. Концепт «Слово». Программа овладения слова. Пословица о языке. Национальная специфика наименования предметов (подснежник, умырзая, шиповник). Заимствованные слова. Текст Л. Успенского о слове.
Слово звучащее. Фонетика и орфоэпия.
I.Слово в речевом потоке. Звуки речи, их отличие от других звуков. Смыслоразличительная роль звуков речи. Фонетика как раздел науки лингвистики о звуках речи. Слоговое строение слова. Свободное и подвижное ударение в русском языке. Смысловая роль словесного ударения (заМок – замоК). Ударные и безударные слоги. Открытые и закрытые слоги. Ритмика русского слова. Гласные звуки. Сильная и слабая позиция для гласных звуков. Различение в сильной позиции (под ударением) шести гласных звуков (о, а, и, у, э, ы). Позиционное чередование гласных. Понятие о фонеме. Согласные звуки в слове. Артикуляционные признаки согласных звуков. Дифференциация согласных звуков по звонкости-глухости, мягкости-твердости, их смыслоразличительная роль (пруд и прут, банка и банька). Пары согласных по звонкости-глухости. Непарные звонкие (м, л, н, р) и глухие (х, ц, ч, щ). Сильная и слабая позиция для звонких и глухих согласных. Пары согласных по мягкости-твердости. Непарные мягкие (ч, щ) и твердые (ж, ш) согласные. Средства обозначения мягкости согласных (ь и буквы я, ю, е, ё, и). Чередование гласных и согласных при образовании слов и форм слов (ухо – уши, расти – вырос, касаться - коснуться). Орфоэпия – правила литературного произношения. Произношение ударных и безударных гласных. Произношение слов со стечением согласных. Произношение окончаний –ого, -его у прилагательных, произношение –ться, -тся у глаголов. Понятие о транскрипции. Фонетический анализ слова. Знакомство с орфоэпическим словарем. Выразительные возможности фонетики. Звукопись как поэтическое средство. Рифма и ритм в стихах. Логическое ударение как средство точности и выразительности речи.
II. Совершенствование речевого слуха и артикуляционных навыков учащихся.
Работа над дикцией (четким произношением звуков). Отработка произношения ударных и безударных слогов в слове. Произнесение скороговорок. Произношение слов с сочетанием з, с и шипящих (сжечь, с шумом, езжу) –тч-, -дч- (переводчик, летчик), -зч-, -сч- (подписчик, разносчик), произношение сочетаний -чн- как –шн- и –чт- как –шт- (конечно, чтобы). Умение видеть различия между звучанием и написанием слова. Умение передать звучание слова в транскрипции и написание в орфографическом проговаривании. Составление и усвоение орфоэпического словаря-минимума. Наблюдение роли звукозаписи в стихах для детей, сочинение рифмовок, считалок. Произношение предложений с логическим ударением. Тексты о звучании речи: Л. Упенского, В. Солоухина, А. Куприна, «Весна голосов» В. Пескова, «Лесной оркестр» В. Бианки, «Весенняя гроза» Ф. Тютчева, «Россия» Л. Прокофьева, о произношении гласных и согласных С. Маршака, Ф. Кривина, стихи С. Есенина, А. С. Пушкина, загадки, легенда о Салавате.
Строение слова. Состав слова и словообразование.
I.Производные и непроизводные слова. Морфемное строение слова. Морфемы как значимые части слова. Корень (корневая морфема), приставка, суффикс (некорневые морфемы). Основа слова и окончание. Отражение лексического значения слова в основе, грамматического значения в окончании. Окончание как способ образования форм слов и средство связи слов в словосочетаниях и предложениях. Формы одного и того же слова и слова одного и того же корня (однокоренные слова) с разным лексическим значением. Словообразовательное гнездо. Морфологический принцип орфографии (сохранение однообразия написания морфем). Правописание корней: с непроверяемыми гласными и согласными, с чередованием гласных и согласных, с проверяемыми безударными гласными и со звонкими согласными. Приставка и предлог. Одинаковые по звучанию приставки и предлоги. Раздельное написание предлогов и слитное написание приставок: а) единообразное написание приставок независимо от произношения; б) приставок на з-с в зависимости от их произношения, о-а в этих приставках в зависимости от ударения; в) приставок пре- и при- в зависимости от их значения. Суффиксы. Суффиксы имен существительных со значением лица по роду занятий (-чик, -щик, -ник, -тель), со значением лиц женского пола (-к-, -ниц-, -ц-), со значением ласкательно-уменьшительным ( - ок, -ек, -ик, -очек), со значением детенышей (-онок, -енок). Основные суффиксы глаголов и имен прилагательных. Правописание суффиксов. Разбор слов по составу (морфемный анализ). Слова производные и не производные. Производящая основа. Словообразовательная цепочка. Морфологические способы словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, безсуффиксальный, словосложение, сокращение основ. Чередование гласных и согласных при образовании слов. Знакомство со «Школьным словообразовательным словарем» А.Н. Тихонова. Сложные слова. Образование сложных слов с соединительной гласной –о- или -е-, их правописание. Сложные слова без соединительной гласной и с пол-, полу- . Их правописание. Сложносокращенные слова. Их произношение, написание и употребление в речи (согласование по роду основного слова). Словообразовательный анализ слова. Отражение языковой картины мира в словообразовательной системе языка.
II.Формирование действий по умению выделять в слове корневые и некорневые морфемы, определять основу и окончание, определять лексическое и грамматическое слово по их значимым частям – морфемам. Умение производить морфемный анализ слова, подбирать однокоренные слова. Совершенствование орфографического действия учащихся на основе морфологического принципа орфографии. Расширение ассоциативных связей слов по принципу: проверяемое написание – проверочное слово. Обогащение словаря учащихся однокоренными словами и различными типами словообразование, осознание учащимися последовательности образования слов (словообразовательные цепочки). Выработка способов действий по написанию корней с чередующимися гласными, приставок, подчиняющихся фонетическому принципу (на з-с – пиши как слышишь) дифференцированному написанию по значению (приставки пре-,при-). Работа по «Школьному словообразовательному словарю» А.Н. Тихонова. Выработка навыков словообразовательного анализа (производящая основа, способ словообразования). Обогащение словаря учащихся словами с наиболее употребительными корнями, приставками, суффиксами, сложными и сложносокращенными словами. Умение видеть внутреннюю форму слова. Сопоставление структуры слова в русском и башкирском языках. Концепты «Вода», «Земля», «Луна», «Корень», «Песня», «Цветок». Стихи Ш. Бабича («Звенящее золотом слово»). Название месяцев (этимология). К. Чуковский «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков!». Глагол вести употребляется со всеми приставками (Л. Толстой). Ласковые слова в русском языке. «Что ни цветок, то прямо рассказ» (К. Паустовский).
Слово написанное. Графика. Орфография
I. Языковые знания. Русская графика (начертание букв). Алфавит. Соотношение звуков и букв. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, звуковое значение букв я, ю, е, ё. Буквы ь и ъ. Их роль в языке. Звуко-буквенный разбор слова. Орфография как система правил передачи звучащей речи на письме. Зеркальные слова (точное соответствие произношения и написания). Понятие об орфограмме как ошибкоопасном месте при написании слова. Фонематический принцип русской орфографии и обусловленный им морфологический принцип. Понятие о фонеме как ряде позиционно чередующихся звуков. Фонема в сильной и слабой позиции. Основной закон русской орфографии: написание по сильной позиции. Проверяемые и непроверяемые написания. Проверочные слова. Правило правописания безударных гласных. Правописание гласных после шипящих и ц (жи, ши, ча, ща и др.). Правописание о-е после шипящих. Произношение и написание стечения согласных. Непроизносимые согласные, их правописание. Правописание и-ы после приставок на согласный. Правописание мягких согласных, обозначение мягкости согласных буквами ь, я, ю, е, ё. Правописание мягкого знака в грамматических формах слов, ь и ъ в разделительной функции. Знакомство с учебным орфографическим и грамматико-орфографическим словарями русского языка. Метод ассоциативных полей и микроязыков в овладении орфографией.
II. Умение читать названия букв и произносить соответствующие звуки. Умение располагать слова по алфавиту. Умение воспринимать звуковую форму слова и его буквенный состав, определять соотношения звуков и букв. Умение видеть орфограмму, определять ее характер, подбирать проверочное слово. Закрепление орфографического действия на основе осознания фонематического и морфологического принципов орфографии, развитие чувства языка как способ усвоения орфографии. Развитие слуховой, зрительной, речедвигательной, рукодвигательной, смысловой памяти. Усвоение орфографии методом ассоциативных полей (на основе тематических, семантических, словообразовательных, грамматических и собственно орфографических ассоциаций). Концепты «Пословицы», «Сказка», «Цирк», «Родник», «Честь», «Свет», «Праздник», «Сердце». Сказочные стихи К. Бальмонта «У чудищ». Народные приметы Р. Гарипова «Голос земли», А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Коллекционирование.
Слово и его значение
I.Слово как единица лексической системы. Понятие о лексике как системе. Основные ее признаки: обширность, изменчивость, открытость, многообразие связей слов. Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова. Слово как знак предмета, понятия. Конкретное и абстрактное значение слова, оценочный момент в значении слова (эмоционально-экспрессивные слова: кораблик, солнышко, швырнуть, ляпнуть ), значимость слова (по отношению к другим словам), свободное и несвободное значение слова (белый снег – белое золото). Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слов. Переносное значение как основа изобразительно-выразительных средств. Грамматическое значение слова. Выражение грамматических значений слов в окончаниях, суффиксах, приставках. Связь слов по значению: синонимы, антонимы, лексико-семантические группы (глаголы речи, мысли, говорения и т.д.), тематические группы слов ( «Театр», «Природа», «Спорт»). Учебные словари синонимов, антонимов, тематические словари, русско-башкирский иллюстрированный словарь. Составление списков слов, обозначающих вещи, предметы, понятия, свойственные только русской культуре, только башкирской культуре (биоэквивалентная лексика). Слова с национально-культурным компонентом значения. Коннотативная лексика. Омонимы, разные их виды: полные омонимы (ключ – источник и ключ – для замка), омофоны (спеши - спиши), омографы (заМок - замоК), омоформы (стекло – существительное и стекло – глагол прошедшего времени). Паронимы (поступок - проступок).
II. Языковые и речевые умения и навыки. Усвоение понятия о слове как единицы лексической и лексико-грамматической системы языка. Умение раскрыть лексическое значение слова. Умение работать с толковыми словарями. Умение различать однозначные и многозначные слова, прямы и переносные значения слов. Умения найти изобразительно-выразительные средства, построенные на переносных значениях слов, в художественных текстах: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения (без называния терминов). Обогащение словаря учащихся синонимами, антонимами, лексико-семантическими группами и тематической лексикой, составление соответствующих учебных словариков. Умение видеть слова с национально-культурным компонентом значения (Снегурочка, Баба-яга, Конек-горбунок; Шурале, Акбузат, Толпар и др.). Составление словариков омонимов, паронимов. Навыки различения паронимов в словосочетаниях и предложениях. К. Паустовский о словарном богатстве русского языка: «Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Концепты «Глаза», «Лес», «Дорога» (стихи В. Остена). Концепт «Словарь». Учебные словари. Рассказ о чудаке (о В. Дале ). Синтаксический ряд «печалиться» у А. С. Пушкина в «Сказе о мертвой царевне и семи богатырях». К. Ушинский об отечестве, о родине. Пословицы о дружбе, о знании, о деле и безделье. Концепты «Добро» и «Зло». Омонимы (мир 1, мир2). Паронимы (невежа - невежда).
Слово в словосочетании, предложении и тексте. Синтаксис
I.Понятие о синтаксисе как разделе грамматики, изучающем способы сочетания слов и законы построения словосочетаний и предложений. Словоформа, словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Слово и словосочетание как номинативные единицы языка, их общие и отличительные признаки. Главное и зависимое слово в словосочетании. Типы словосочетаний по главному слову (именные и глагольные). Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Словосочетания с определительным, объектным и обстоятельственным значениями. Предложение. Отличие предложения от слов и словосочетаний. Простые и сложные предложения. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные. Восклицательные предложения. Интонация различных типов предложений. Смысловая и эмоциональная интонация. Логическое ударение. Членение предложений на синтагмы. Синтагматическое и фразовое ударение (интонация точки). Слово как член предложения. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Способы их выражения. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Способы их выражения. Порядок слов в предложении. Предложения с обращениями и однородными членами. Знаки препинания в них. Сложные предложения с союзами и, а, но; что, чтобы, потому что, когда, как и союзным словом который. Слово в тексте как средство сознания целостности и связанности текста.
II. Умение вычленять словосочетания в составе предложения, отграничений их от грамматической основы предложения (подлежащее+сказуемое). Умение называть предмет словом и словосочетанием. Умение выделить в словосочетании главное и зависимое слово, определить тип связи между ними. Умение вычленять и составлять словосочетания с главным словом существительным и глаголом. Умение вычленять предложения в потоке речи и отделять их знаками препинания. Усвоение интонации повествовательных, побудительных, восклицательных предложений. Умение выделять важные по смыслу слова логическим ударением. Умение находить грамматическую основу, определять второстепенные члены предложений. Работа по текстам «Самое большое в жизни – творить добро» (текст по Д. Лихачеву). «Доброе имя» (О. Дриз). «О доброте» (Р. Гамзатов). «Где мой дом родной» (А. Бобров). «О знаках препинания» (С. Маршак). «Курай» (А. Игебаев). «У каждого дерева своя песня» (В. Сухомлинский). «Черемуха» (С. Есенин). «Лебедь» (С. Аксаков). «Аккуль – белое озеро» (М. Гафури). «Какая бывает роса на траве» (Л. Толстой). «О Родине» (В. Песков). «Красавица Агидель» (Р. Хакимов). «У лукоморья дуб зеленый» (А. Пушкин «Руслан и Людмила»). И. Бунин «о прологе к Руслану».
Речь, речевая деятельность
I. Восприятие на слух и понимание речи учителя, диктора радио и телевидения, взрослых и сверстников.
Чтение ознакомительное и изучающее, правильная логическая интонация. Выразительное чтение художественных текстов, эмоциональная интонация.
Говорение и письмо. Диалогическая речь в межличностном и учебно-деловом общении. Определение темы и основной мысли.
Устное и письменное воспроизведение текстов. Пересказ, изложение.
Производство текстов. Сферы общения: семейная, обиходно-бытовая, учебная, спортивная, культурная, общественная.
II.Темы и проблемы речевой деятельности: язык, речь, слово, родина, Россия, Башкортостан, человек, личность, талант, способности, труд, досуг, праздники, игры, спорт, увлечения, диалог языков и культур, искусство, природа, экология и др. Виды речевых высказываний: диалоги этикетного характера, диалоги – обмен информацией, волеизъявляющие диалоги. Разговор по телефону. Ответы на вопросы по тексту, параграфу учебника, по картине, телепередаче и т. д. Беседа по прочитанному, умение высказать свое мнение, участвовать в беседе, полигоне. Монологическая речь: устные рассказы об окружающем. Рассказ по картине, ситуации, об интересном событии, по материалам экскурсии и т. д. Описание предмета, животного, растения. Рассказ о понравившейся телепередаче. Сочинение сказок, загадок, составление кроссвордов, лингвистические игры. Умение написать сочинение повествовательного характера, собирание материала к нему. Письму товарищу, поздравительная открытка.
Деловые игры, например: «Мы встречаем гостей» (экскурсия по Уфе), «Мы в океане «Слово» (лингвистический сценарий) и т. д. Речевое развитие учащихся организуется на основе технологии развивающего обучения. Овладение языком осуществляется в процессе выполнения деятельностных проектов. Их набор определяется учителем и учащимися на основе учебника и дополнительных материалов методического руководства для учителя. Тесная связь с культурой, литературой, устным народными творчеством. Национальная специфика слов, пословицы, поговорки – все это способствует усвоению вместе с языком культуры русского и других народов.
Работа над словом
Работа над словом проводится в нескольких направлениях:
- Объясняется значение непонятных слов, встретившихся в текстах параграфа или упражнений. Например, колесил (разг.) – много ездил по стране. Полиглот (от греч. Poly «много» и glotta «язык»).
- Работа над лингвистическими терминами. Термины (слова и словосочетания), встретившиеся в тексте параграфа, даются в конце со знаком ■ .Например, термины: морфема, корневая морфема – корень, аффиксы – приставка, суффикс, окончание. Словообразовательные морфемы, словоизменительные морфемы, морфемика. Всего терминов и терминосочетаний в учебнике более 200. Систематическая работа над терминами будет способствовать усвоению системы научных понятий о языке, о его строении и функционировании.
- Работа над ключевыми словами- концептами, выделенными особым знаком. В словарной статье этих слов дается грамматическая характеристика (в трудных случаях), основные значения слов с примерами их употребления в словосочетаниях и предложениях; синонимы, антонимы (если есть), фразеологические сочетания, иногда этимология, словообразовательное гнездо со словом, тематическая группа, в которую оно входит. Например: Письмо, -а, мн. письма, -сем, -сьмами. 1. Написанный текст, посылаемый для сообщения. Написать письмо. 2. Умение писать. Учиться письму. Искусство письма. 3. система графических знаков. Арабское письмо. Славянское письмо. II. Письмецо, письменный, письменность. / Конверт, марка, адрес, обратный адрес, индекс, почта, почтальон (дополняют самостоятельно).
Комплексный характер словарной статьи, которая содержит разнообразные сведения о слове – концепте и может быть дополнена самими учащимися. Небольшой рассказ о слове. Самостоятельное дополнение материала о слове по плану:
- Записываю все слова, которые я вспомнил при назывании слова, например, земля (мой ассоциативный словарь).
- Смотрю значение слова в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, а также в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля.
- Смотрю , как представлено это слово в других доступных мне словарях (в словарях синонимов, антонимов, словообразовательных и других словарях). (Словарный потрет слова).
- Какие пословицы, загадки, фразеологические сочетания с этим словом я знаю. Смотрю фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, выписываю фразеологизмы и пословицы с этим словом (слово в народной мудрости).
- Вспоминаю, а потом ищу строки стихотворений или предложения из произведений писателей с этим словом (текстовый портрет слова).
В результате – представление о богатстве слова: как оно отражается в словарях, в пословицах, в текстах, в языковом сознании народа и отдельного человека; интерес к словарям и справочной литературе. Связь ключевых слов с языком и культурой как слов – наименований – концептов культуры, обозначающих известные каждому важные понятия нашей жизни. Работа по развитию речи в конце разделов учебника по выбранным учащимися концептам. Всего их в учебнике 5 класса около 40. Представим их по разделам учебника:
«Язык и культура» - язык, речь, слово, разговор, письмо, родной; «Фонетика» - голос, загадка, гроза, Родина, уважение, счастье, слезы, яблоко; «Состав слова» - вода, земля, луна, песня, цветок, рябина, гусь; «Орфография» - пословица, сказка, друг, праздник, честь, сердце, цирк; «Лексика» - мир, дорога, добро, зло, словарь, береза, глаз; «Синтаксис» - родной край, текст.
Дополнение списков концептов по тематическим группам. Например, «Состав слова» - вода, земля, луна, солнце, звезда; ветер, огонь; корень, листья, дерево, рябина, дуб, осина, береза; цветок, ландыш, подснежник и др. Подчинение словарной работы мысли о том, что обогащение словаря – это обогащение знаний о мире и обратная связь: чем богаче знания о мире (концептосфера) тем богаче лексикон (словарь учащихся). В программе указаны концепты, изучаемые в других классах.
Работа над текстом
Упражнения, связанные с текстом:
1.Работа с готовым текстом; это прежде всего задания типа:
Прочитать текст и выполнить различные задания к нем. По содержанию текста: прочитать и сказать, о чем этот текст (тема), что волнует втора (проблема), какова основная мысль, что самое главное в тексте, ответить на вопросы текста, объяснить смысл названия, озаглавить: прочитать и рассказать, доказать, объяснить, подтвердить мысль автора своими примерами, прочитать и представить нарисованную в тексте картину; по анализу текста: выписать что-либо из текста, объяснить, разобрать; по озвучиванию текста: отработать произношение, составить ритмический словарик; по орфографии: списать текст, написать по памяти, написать распределительный диктант.
2.Упражнения по воспроизведению текста: составить план текста, воспроизвести текст по плану, написать изложение, изложение – миниатюру, продолжить текст, выучить, написать по памяти.
3.Упражнения на производство текстов: можно отметить следующие упражнения на создание текстов и активное устное речетворчество: разыграйте сценку, проведите деловую игру, придумайте загадку, составьте рассказ по пословице, напишите письмо другу, составьте рассказ на лингвистические темы; упражнения на развитие воображения: представьте, что вы в подводном царстве, опишите его; на охоте – нарисуйте словесно, что вы увидели, сочинение-миниатюра о родном крае. Учитель по своему усмотрению может увеличить число творческих заданий на создание текстов.
Принцип тематико-ситуативной организации подбора текстов материала и принцип представленности регионального компонента. Это тесты о Башкортостане, его природе, о культуре русского, башкирского и других народов, проживающих в республике. Так, в 5 классе большинство текстов о языке, слове, культуре речи, о тех или иных лингвистических явлениях: звуковых, словообразовательных, лексических, орфографических, об этимологии, культуре речи и др. Широко представлены пословицы, скороговорки, загадки. Тексты о природе, о цветах, о деревьях, о сказках, о дружбе, о коллекционировании, о добре и зле, о честности, порядочности, о родине и др. В учебники использованы тексты русских поэтов и писателей: педагогов и деятелей культуры, авторов лингвистических работ: С. Аксакова, И. Бунина, С. Есенина, М. Лермонтова, Д. Лихачева, Д. Мамина-Сибиряка, С. Маршака, К. Паустовского, А. Пушкина, Н. Сладкова, В. Сухомлинского, Л. Толстого, К. Ушинского, В. Белошапковой, А. Арсирия, Л. Успенского, Дж. Родари, Ф. Кривина, Я. Козловского и др. Тексты, отражающие культуру башкирского народа: тексты М. Карима о Рами Гарипове, стихи Р. Гарипова, Рима Ахмедова о реке Белой, А. Игебаева «Курай», М. Гафури «Дикий гусь», Р. Хакимова «Красавица Агидель» и др.
Раздел III. Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | Развитие речи | Контрольные работы |
1 | ЯЗЫК И РЕЧЬ | 4 | 2 | - |
2 | СЛОВО ЗВУЧАЩЕЕ. Фонетика и орфоэпия | 11 | 3 | 1 |
3 | СТРОЕНИЕ СЛОВА. Состав слова и словообразование | 10 | 3 | 1 |
4 | СЛОВО НАПИСАННОЕ. Орфография | 11 | 2 | 1 |
5 | СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. Лексика | 8 | 1 | |
6 | СЛОВО В СЛОВОСОЧЕТАНИИ, ПРЕДЛОЖЕНИИ, ТЕКСТЕ. Синтаксис | 10 | 1 | 1 |
7 | ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ | 1 | 1 | - |
Всего 66 часов | 53 | 13 | в том числе 4 | |
Раздел IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения русской словесности ученик должен:
знать/понимать
- богатство лексики русского языка;
- особенности употребления лексики русского языка;
- средства художественной изобразительности и их роль;
- эпические жанры народной словесности и особенности их языка;
- особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;
уметь
- определять лексическое значение слова;
- определять виды лексических единиц;
- находить в текстах и определять роль изобразительных средств;
- различать жанры народной словесности;
- различать эпические, лирические и драматические произведения;
аудирование и чтение
- выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;
- пересказывать прозу;
- работать со словарями;
- находить в текстах лексические единицы;
говорение и письмо
- строить диалог;
- создание собственных текстов различных типов речи;
- создание собственных текстов различных жанров;
- употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
- творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества
Раздел V. Календарно – тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержание | Примечание | |
По плану | Факт. | |||||
ЯЗЫК И РЕЧЬ | ||||||
1 | 3.09 | Роль языка в жизни человека и общества. | 1 | Понятие об основных функциях языка как средства познания, общения. | М/П- история, обществознание, литература | |
2 | 4.09 | Лингвистике наука о языке. Основные разделы лингвистики. Единицы языка и речи. | 1 | Язык и речь. Уровни и единицы языка. Знакомство с предметом изучения каждого уровня языка: фонетикой, морфемикой, лексикой, фразеологией , грамматикой. | М/п география,КБ,литература | |
3 | 10.09 | Речь – язык в действии. Пись-менная и устная речь. Диало-гическая и монологическая речь | 1 | Различие устной и письменной речи, их функций и жанровых особенностей. Типы диалогических единств. | М/п история, искусство Концепт «письмо» | |
4 | 11.09 | Р.р. Язык в зеркале пословиц. В.И.Даль – собиратель пословиц и поговорок русского языка. | 1 | Развитие речи. Составление плана устного высказывания, подбор лексических средств, пунктуационное оформление текста. Знакомство с деятельностью В.И. Даля. Подготовка к написанию сочинения | М/п история, литература Э | |
5 | 17.09 | Р.р. Язык в зеркале пословиц. В.И.Даль – собиратель пословиц и поговорок русского языка. | 1 | Написание сочинения. | Э | |
6 | 18.09 | Слово – ключевая единица языка и речи. Концепты «речь», «слово» | 1 | Работа над усвоением основных единиц языка и речи – слова и текста. | ||
7. | 24.09 | Р.р. Речевой этикет. Диалоги этикетного характера. Концепт «благодарность» | 1 | Русский речевой этикет, этимология этикетных терминов. | М/п культура речи, унт | |
СЛОВО ЗВУЧАЩЕЕ Фонетика и орфоэпия | ||||||
8 | 25.09 | Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи. | 1 | Звуки речи, их отличие от других звуков. Смыслоразличительная роль звуков речи. Фонетика как раздел науки лингвистики о звуках речи. | М/п природоведение, литература, изо | |
9 | 1.10 | Образование и произношение звуков. Гласные и согласные звуки, их функции в речи. | 1 | Ударные и безударные слоги. Открытые и закрытые слоги. Ритмика русского слова. Работа над правильным восприятием и артикуляцией звуков. | ||
10 | 2.10 | Гласные звуки. Сильная и слабая позиция для гласных звуков. Концепты «звук»,»голос» | 1 | Гласные звуки. Сильная и слабая позиция для гласных звуков. Различение в сильной позиции (под ударением) шести гласных звуков (о, а, и, у, э, ы). Позиционное чередование гласных. | ||
11 | 15.10 | Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие. | 1 | Понятие о фонеме. Согласные звуки в слове. Артикуляционные признаки согласных звуков. Дифференциация согласных звуков по звонкости-глухости, мягкости-твердости, их смыслоразличительная роль (пруд и прут, банка и банька). Пары согласных по звонкости-глухости. Непарные звонкие (м, л, н, р) и глухие (х, ц, ч, щ). Сильная и слабая позиция для звонких и глухих согласных. Пары согласных по мягкости-твердости. Непарные мягкие (ч, щ) и твердые (ж, ш) согласные. Средства обозначения мягкости согласных (ь и буквы я, ю, е, ё, и). | ||
12 | 16.10 | Сильная и слабая позиция для звонких и глухих согласных. | 1 | |||
13 | 22.10 | Р.р. Разговор по телефону. Концепт « разговор» | 1 | Работа над диалогической речью | М/п Культура речи, история. Э | |
14 | 23.10 | Чередование гласных и согласных при образовании слов и форм слова. | 1 | Чередование гласных и согласных при образовании слов и форм слов (ухо – уши, расти – вырос, касаться - коснуться). | ||
15 | 29.10 | Орфоэпия как раздел лингвис-тики. Основные орфоэпические нормы русского языка. | 1 | Орфоэпия – правила литературного произношения. Произношение ударных и безударных гласных. Произношение слов со стечением согласных. Произношение окончаний –ого, -его у прилагательных, произношение –ться, -тся у глаголов. | М/п история | |
16 | 30.10 | Словесное и логическое ударение. | 1 | Произношение ударных и безударных гласных. Логическое ударение как средство точности и выразительности речи. | ||
17 | 5.11 | Р.р. Конкурс выразительного чтения стихов. | 1 | Работа над выразительностью устного слова. | Э, М/п (искусство, музыка, риторика) | |
18 | 6.11 | Транскрипция. Фонетический анализ слова. | 1 | Понятие о транскрипции. Фонетический анализ слова. Знакомство с орфоэпическим словарем. Выразительные возможности фонетики. | ||
19 | 12.11 | Выразительные возможности фонетики. Звукопись как поэтическое средство. Рифма и ритм в стихах. | 1 | Звукопись как поэтическое средство. Рифма и ритм в стихах. | ||
20 | 13.11 | Контрольная работа №1 по теме «Фонетика и орфоэпия». | 1 | |||
21 | 19.11 | Работа над ошибками. Р.р. Кирилл и Мефодий – первые русские просветители. Азбука. | 1 | История русского алфавита. | М/п история | |
Строение слова Состав слова и словообразование | ||||||
22 | 20.11 | Морфемика как раздел лингвистики. Производные и непроизводные слова. Морфема – значимая часть слова. | 1 | Морфемное строение слова. Морфемы как значимые части слова. Корень (корневая морфема), приставка, суффикс (некорневые морфемы). Слова производные и непроизводные. Производящая основа. | ||
23 | 3.12 | Основа слова и окончание. Концепт «луна» | 1 | Основа слова и окончание. Отражение лексического зна-чения слова в основе, грамматического значения в окон-чании. Окончание как способ образования форм слов и средство связи слов в словосочетаниях и предложениях. Формы одного и того же слова и слова одного и того же корня (однокоренные слова) с разным лексическим значением. | М/п астрономия,физика, природоведение | |
24 | 4.12 | Корень. Однокоренные слова. Словообразовательное гнездо. Концепт «корень» | 1 | Формы одного и того же слова и слова одного и того же корня (однокоренные слова) с разным лексическим значением. Словообразовательное гнездо. | М/п риторика, , музыка | |
25 | 10.12 | Р.р. Создание концепта слова «Вода». | 1 | Развитие речи. | М/п этимология | |
26 | 11.12 | Правописание корней с прове-ряемыми, непроверяемыми и чередующимися гласными и согласными. | 1 | Морфологический принцип орфографии (сохранение од-нообразия написания морфем). Правописание корней: с непроверяемыми гласными и согласными, с чередованием гласных и согласных, с проверяемыми безударными глас-ными и со звонкими согласными. Правописание суффиксов. | ||
27 | 17.12 | Приставки и их правописание. Предлог и приставка. Концепт «песня» | 1 | Приставка и предлог. Одинаковые по звучанию приставки и предлоги. Раздельное написание предлогов и слитное написание приставок: а) единообразное написание приставок независимо от произношения; б) приставок на з-с в зависимости от их произношения, о-а в этих приставках в зависимости от ударения; в) приставок пре- и при- в зависимости от их значения. | М/п музыка, кБ, Э | |
28 | 18.12 | Суффиксы. Многообразие суффиксов. | 1 | Суффиксы. Суффиксы имен существительных со значением лица по роду занятий (-чик, -щик, -ник, -тель), со значением лиц женского пола (-к-, -ниц-, -ц-), со значением ласкательно-уменьшительным ( - ок, -ек, -ик, -очек), со значением детенышей (-онок, -енок). Основные суффиксы глаголов и имен. | М/п УНТ Э | |
29 | 24.12 | Р.р. Подробное изложение | 1 | Словообразовательная цепочка. Морфологические способы словообразования: приставочный, суффиксаль-ный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, словосложение, сокращение основ. Чередование гласных и согласных при образовании слов. | ||
30 | 25.12 | Правописание слов с пол-, полу-сложных слов с соединительной гласной О, Е. | 1 | Сложные слова. Образование сложных слов с соединительной гласной –о- или -е-, их правописание. Сложные слова без соединительной гласной и с пол-, полу- Их правописание. Сложносокращенные слова. Их произношение, написание и употребление в речи (согласование по роду основного слова). | ||
31 | 31.12 | Основные способы образования слов в русском языке. Сложносокращенные слова Морфемный и словообразовательный разбор слова. | 1 | Развитие речи. | ||
32 | 14.01 | . Основные способы образования слов в русском языке. Сложносокращенные слова Концепт «цветок» | 1 | Разбор слов по составу (морфемный анализ). Словообразовательный анализ слова. Отражение языковой картины мира в словообразовательной системе языка. | ||
33 | 15.01 | Контрольная работа №2 по теме «Состав слова и словообразование». | 1 | |||
34 | 21.01 | Работа над ошибками. Р.р. Словари русского языка: словообразовательный, орфографический, этимологический. | 1 | Знакомство со «Школьным словообразовательным словарем» А.Н. Тихонова. | М/п этнография | |
СЛОВО НАПИСАННОЕ Орфография | ||||||
35 | 22.01 | Орфография. Принципы русской орфографии. Орфографическое правило. Орфограмма. | 1 | Орфография как система правил передачи звучащей речи на письме. Зеркальные слова (точное соответствие произношения и написания). Понятие об орфограмме как ошибкоопасном месте при написании слова. Фонематический принцип русской орфографии и обусловленный им морфологический принцип. Понятие о фонеме как ряде позиционно чередующихся звуков. Фонема в сильной и слабой позиции. Основной закон русской орфографии: написание по сильной позиции. | ||
36 | 28.01 | Правописание безударных гласных. Концепты «пословица», «сказка» | 1 | Проверяемые и непроверяемые написания. Проверочные слова. Правило правописания безударных гласных. | М/п УНТ, история, литература | |
37 | 29.01 | Правописание чередующихся гласных в корне. | 1 | Проверяемые и непроверяемые написания. Проверочные слова. Правило правописания безударных гласных. | ||
38 | 4.02 | Правописание гласных после шипящих и Ц.Концепт «друг» | 1 | Правописание гласных после шипящих и ц (жи, ши, ча, ща и др.). | ||
39 | 5,02 | Правописание Ы-И после Ц. | 1 | Правописание и-ы после приставок на согласный. | ||
40 | 11.02 | Р.р. Подготовка к сочинению повествовательного характера. | 1 | Д/з. Написать сочинение | ||
41 | 12.02 | Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных. Концепт «праздник» | 1 | Метод ассоциативных полей и микроязыков в овладении орфографией. Произношение и написание стечения согласных. | М/п история Э | |
42 | 18.02 | Разделительные Ъ и Ь. Употребление Ь для обозначения грамматической формы слова. | 1 | Правописание мягкого знака в грамматических формах слов, ь и ъ в разделительной функции. | ||
43 | 19.02 | Р.р. Письмо любимому сказочному герою. Концепт «честь» | 1 | Развитие речи. | АК (честь и достоинство гражданина) | |
44 | 4.03 | Правописание приставок на –з, -с. Концепт «сердце» | 1 | Правописание приставок на –з, -с. | ||
45 | 5.03 | Правописание приставок пре- и при-. | 1 | Правописание приставок на –з, -с. | ||
46 | 11.03 | Контрольная работа №3 по теме «Орфография». | 1 | |||
СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ Лексика | ||||||
47 | 12.03 | Работа над ошибками. Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова. Слово как знак предмета, понятия. | 1 | Понятие о лексике как системе. Основные ее признаки: обширность, изменчивость, открытость, многообразие связей слов. Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова. Слово как знак предмета, понятия. Конкретное и абстрактное значение слова, оценочный момент в значении слова (эмоционально-экспрессивные слова: кораблик, солнышко, швырнуть, ляпнуть), значимость слова (по отношению к другим словам), свободное и несвободное значение слова (белый снег – белое золото). Грамматическое значение слова. Выражение грамматических значений слов в окончаниях, суффиксах, приставках. | ||
48 | 18.03 | Р.р. Создание концепта «слово» | 1 | |||
49 | 19.03 | Однозначные и многозначные слова. Концепт «дорога» | 1 | Слова однозначные и многозначные. | ||
50 | 25.03 | Прямое и переносное значение. Образное значение слов. Концепт «словарь» | 1 | Прямое и переносное значение слов. Переносное значение как основа изобразительно-выразительных средств. | М/п история | |
51 | 26.03 | Синонимы. | 1 | Связь слов по значению: синонимы, антонимы, лексико-семантические группы (глаголы речи, мысли, говорения и т.д.), тематические группы слов ( «Театр», «Природа», «Спорт»). | М/п история | |
52 | 1.04 | Антонимы. | 1 | Связь слов по значению: синонимы, антонимы, лексико-семантические группы (глаголы речи, мысли, говорения и т.д.), тематические группы слов ( «Театр», «Природа», «Спорт»). | М/п история АК( дружба и предательстве,деле и безделье) | |
53 | 2.04 | Омонимы. Омофоны. Омоформы. Омографы. | 1 | Омонимы, разные их виды: полные омонимы (ключ – источник и ключ – для замка), омофоны (спеши - спиши), омографы (заМок - замоК), омоформы (стекло – существительное и стекло – глагол прошедшего времени). | М/п история, география Э | |
54 | 9.04 | Паронимы. | 1 | Паронимы (поступок - проступок). | М/п история, биология, Э | |
55 | 15.04 | Повторение изученного по теме «Лексика».Концепт «береза» | 1 | Учебные словари синонимов, антонимов, тематические словари, русско-башкирский иллюстрированный словарь. Составление списков слов, обозначающих вещи, предметы, понятия, свойственные только русской культуре, только башкирской культуре (биоэквивалентная лексика). Слова с национально-культурным компонентом значения. | Э | |
СЛОВО В СЛОВОСОЧЕТАНИИ, ПРЕДЛОЖЕНИИ, ТЕКСТЕ Синтаксис | ||||||
56 | 16.04 | Синтаксис как раздел грамматики. Синтаксические единицы. | 1 | Синтаксис как раздел грамматики, изучающий способы сочетания слов и законы построения словосочетаний и предложений. Словоформа, словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Порядок слов в предложении. | АК (тексты о добром имени человека, о его патриотизме, отношении к своему делу, о добросовестности) | |
57 | 22.04 | Словосочетание. Главное и зависимое слово. Типы словосочетаний. Связь слов в словосочетании. | 1 | Слово и словосочетание как номинативные единицы языка, их общие и отличительные признаки. Главное и зависимое слово в словосочетании. Типы словосочетаний по главному слову (именные и глагольные). Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Словосочетания с определительным, объектным и обстоятельственным значениями. | М/п география, природоведение Э | |
58 | 23.04 | Предложение. Отличие словосочетаний от предложений. | 1 | Предложение. Отличие предложения от слов и словосочетаний. | Э (текст Боброва о малой родине) | |
59 | 29.04 | Предложения простые и сложные. | 1 | Простые и сложные предложения. Сложные предложения с союзами и, а, но; что, чтобы, потому что, когда, как и союзным словом который. | Э ( стих-ие ИгбаеваА. «КУРАЙ» | |
60 | 30.04 | Р.р. Заочная экскурсия по родному городу. | РР | Развитие устной и письменной речи. Подготовка к домашнему сочинению по теме «Любимый уголок родного края» | Д/з написать сочинение по теме «Любимый уголок родного края» | |
61 | 6.05 | Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. | 1 | Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные. Восклицательные предложения. Интонация различных типов предложений. Смысловая и эмоциональная интонация. Логическое ударение. Членение предложений на синтагмы. Синтагматическое и фразовое ударение (интонация точки). | ||
62 | 7.05 | Слово как член предложения. Подлежащее и сказуемое. Способы их выражения. | 1 | Слово как член предложения. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Способы их выражения. | ||
63 | 13.05 | Второстепенные члены предложения. Способы их выражения. Концепт «Край» | 1 | Слово как член предложения. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Способы их выражения. | Э создание концепта «край» | |
64 | 14.05 | Предложения с однородными членами, обращениями, знаки препинания в них. | 1 | Предложения с обращениями и однородными членами. Знаки препинания в них. | ||
65 | 20.05 | Контрольная работа №4 по теме «Синтаксис». | 1 | |||
66 | 21.05 | Работа над ошибками. Слово в тексте. Средства создания связности и целостности текста. | 1 | Слово в тексте как средство сознания целостности и связанности текста. | ||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ | ||||||
67 | 27.05 | Р.р. Создание концепта слова «Лето». | 1 | |||
68 | 28.05 | Что я узнал о слове в 5 классе Дискуссия. | 1 |
Раздел VI. Ресурсное обеспечение рабочей программы
Литература для учителя
1. Саяхова Л.Г. Программа и методическое руководство к учебнику «Слово» (Русский язык. 5 – 9 классы). – Уфа: Китап, 2010 г.
2. Саяхова Л.Г. «Слово. Русский язык». 5 класс. – Уфа: Китап, 2010 г.
- Виноградов В.В.Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 2004
- Ковалевская Е.Г. Анализ текстов художественных произведений. – Л., 2007
- Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – Л., 2001
6. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л., 1999
УМК: Программа: Саяхова Л.Г. Программа к учебнику «Слово» (Русский язык. 5 – 9 классы). – Уфа: Китап, 2010
Учебник: Саяхова Л.Г. Слово в словосочетании и предложении. 5 класс. – Уфа: «КИТАП» имени Зайнаб Биишевой, 2013г.
Литература для учащихся
1. Саяхова Л.Г. «Слово». 5 класс. – Уфа: Китап, 2010 г.
- Даль В.И. Пословицы русского народа. – М., 1994
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2005
- Энциклопедический словарь юного филолога. Сост. Панов М.В. – М.,2007
Содержание
Раздел I. Пояснительная записка____________________________________________________________________________
Раздел II. Содержание учебного предмета____________________________________________________________________
Раздел III. Учебно–тематический план_______________________________________________________________________
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся ________________________________________________________
Раздел V. Календарно – тематическое планирование__________________________________________________________
Раздел VI. Ресурсное обеспечение рабочей программы________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному языку и литературе в 11 классе С(К)ОУ VIII вида
Рабочая программа по предмету "Родной язык и литература" в 11 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования по двум модуля...
рабочая программа по родному языку и литературе 5 класс
рабочая программа по родному языку 5 кл...
Рабочая программа по родному языку и литературе , 7 класс
Саяхова Л.Г. Программа и методическое руководство к учебнику «Слово» (Русский язык. 5 – 9 классы). – Уфа: Китап, 2010...
Рабочая программа по родному языку и литературе 6 класс.
Рабочая программа: пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительный материал, критерии оценивания....
Рабочая программа по родному языку и литературе. 7класс.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планировагие, контрольно-измерительный материал....
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Ажылчын программаны Россия Федерациязының «Өөредилге дугайында» Хоойлузунуң 12-ги чүүлүнүң 7-ги кезээнге, ортумак болгаш ниити өөредилге ниң федералдыг өөредилге стандарт...
Рабочая программа по родному языку и литературе, 11 класс
Рабочая программа по родному языку и литературе, 11 класс коррекционной школы VIII вида, включает в себя пояснительную записку, основные требования к ЗУН, содержание программного материала, календарно...