Рабочая программа по родному языку и литературе, 11 класс
рабочая программа (11 класс)

Рабочая программа по родному языку и литературе, 11 класс коррекционной школы VIII вида, включает в себя пояснительную записку, основные требования к ЗУН, содержание программного материала, календарно- тематическое планирование, литературу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk_i_literatura_11_kl.docx83.19 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основанием для разработки рабочей учебной программы по родному языку и литературе  является:

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;

- Закон ХМАО – Югры «Об образовании вХанты- Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. №68-оз;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067);

- приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 (с изменениями от 08.06.2015 года № 576) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- письмо Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- приказ ДОиМП Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования  на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий» от13.08.2015 № 1087;

- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  от 30августа 2018 г. №10-Исх-8639 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, в  2018 – 2019 учебном году»;

- приказ от 17.08.2018 № 242 «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;

- приказ от 30.08.2018 № 250 «Об организованном начале 2018-2019 учебного года»;

- приказ от 31.08.2018 № 269 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана»;

Цели и задачи образования

Основная цель курса - обеспечение языкового развития учащихся:  овладение  им  речевой деятельностью на русском языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи, пользоваться им в жизни как основным средством общения, а также формирование  умения и навыков  грамотного письма.

Ведущие задачи:

- постепенно  накоплять, обогащать  словарный запас  учащихся путём пополнения активного словаря  новыми словами, а также качественно уточнять  значения слова, знакомить с многозначностью слова, синонимическим рядом;

- формировать  у учащихся  навыки  творческого письма и оформления деловых бумаг;

- получить  навыки  владения  популярных  жанров  письменной речи как самых необходимых жизненно важных умений;

- быть социально адаптированными в плане  общего развития и сформированности нравственных качеств.

Общая характеристика учебного предмета.

Изучение курса «Деловое и творческое письмо» направлено на дальнейшее развитие коммуникативных навыков учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на основе совершенствования их речевой практики. Речевое высказывание, характеризующееся определенным типом (повествование, описание и рассуждение) и стилем речи (разговорным, деловым и художественным), требует от пишущего (говорящего) сознательного использования коммуникативно-целесообразных средств языка. Осознание учащимися необходимости использования строго определенных языковых средств (слово, его грамматические формы, словосочетания и предложения) осуществляется в неразрывной связи с продуцированием речевых высказываний как на основе анализа готового текста-образца, так и в процессе создания собственных речевых высказываний. Речевые задания выступают в роли мотива для повторения грамматико-орфографических тем.

         Программа содержит два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения». При выделении речевого общения в качестве ведущей линии курса задача изучения системы языка не снимается, а становится более актуальной, так как возрастает потребность в осознанном отборе языковых средств в целях решения той или иной речевой задачи. Знания в области грамматики, которые учащиеся получили в предыдущие годы обучения, систематизируются и закрепляются не изолированно, а в едином комплексе с развитием связной речи учащихся, что обеспечивает преемственность и перспективность между данным курсом и курсом «Грамматики, правописания и развития речи» в 5—9 классах.

          В разделе «Речевое общение» учащиеся знакомятся с видами речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение) и основными формами речи (диалог и монолог), усваивают функционирование речи в соответствии с определенными целями, задачами и условиями речевых ситуаций. Речевые ситуации создаются (моделируются) учителем на уроке с учетом личного опыта учащихся, их наблюдений за окружающей действительностью, практической деятельностью и т. п. Большое значение в формировании речевых умений и навыков учащихся имеет анализ художественных произведений или отрывков из них, которые знакомы ученикам по урокам литературного чтения. Связь с уроками литературного чтения способствует формированию элементарных лингвистических знаний о тексте (тема, основная мысль, заглавие, темы широкие и узкие, структура текста) и целого ряда коммуникативных умений (определять тему и основную мысль; определять назначение каждой структурной части текста; отбирать необходимый фактический материал в зависимости от узкой или широкой темы; подбирать примеры, подтверждающие главную мысль, и определять порядок их расположения (свободный или фиксированный).

             Формирование монологической речи осуществляется на основе развития и совершенствования диалогической формы речи, содержание которой постепенно усложняется: от организации разговора на различные темы, актуальные для учащихся данного возраста, до проведения элементарных дискуссий (споров) в процессе обсуждения нравственных, морально-этических проблем. Работа над типами и стилями речевых высказываний, которые диктуют целесообразный отбор языковых средств, занимает центральное место в курсе «Деловое и творческое письмо».

           В разделе «Язык как средство общения» уделяется большое внимание функциональному аспекту изучения языковых единиц, т. е. осмыслению их роли, назначения и использования в речи.

           В подразделе «Слово и его значение» рассматриваются языковые средства выразительности, которые используются в разговорном, художественном, деловом и научном стилях речи: употребление слов в прямом и переносном значении; роль образных сравнений и определений в тексте; использование эмоционально-экспрессивной лексики, выражающей различные чувства человека; нейтральной (неэмоциональной) лексики, характерной для делового и научного стиля речи.

         В подразделе «Состав слова» обучающиеся упражняются в понимании значений или оттенков значений слов, образованных с помощью значимых частей слова, с позиции уместности их употребления при решении различных речевых задач. Например, ярко, образно описать предмет, передать отношение к нему или рассказать о том, как следует пользоваться предметом в быту.    

В процессе составления различных высказываний обучающиеся повторяют и закрепляют грамматические знания о тех частях речи, которые являются характерными (наиболее часто употребляемыми) для определенного стиля  речи (например, неопределенная и повелительная форма глагола — в деловом повествовании; прилагательные и наречия места в художественных описаниях и т. д.). Проводится работа над употреблением различных частей речи в качестве средств связи предложений в тексте (местоименная, синонимическая замена и т. д.).

Продолжается работа по составлению словосочетаний: замена словосочетаний синонимичными по значению, подбор словосочетаний с прямым и переносным значением и т. п. В подразделе «Предложение» отрабатываются умения по составлению различных конструкций предложений, целесообразных при продуцировании разных по цели речевых высказываний. Развитие связной речи предполагает работу по созданию текстов в процессе выполнения упражнений комплексного характера: изложений и сочинений. Письму текстов, различных по типу, стилю и жанру, предшествует работа по закреплению знаний о закономерностях построения монологических высказываний и отработка речевых умений в устной форме.

Методы работы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр

-практические – упражнения, карточки, тесты

Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные

Типы уроков:

-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала);

-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

Используются ТСО: видеофрагменты фильмов (DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон).

Основные требования к умениям учащихся

1-й уровень

отбирать факты, необходимые для раскрытия темы и основной мысли высказывания;

• определять цель своего высказывания и выбирать тип текста в соответствии с егоцелью;

• определять стиль своего высказывания и выбирать необходимые языковые средства(слова, словосочетания, предложения), уместные в данном стиле речи (с помощьюучителя);

• находить в словах изученные орфограммы и применять на письме изученныеорфографические правила (с помощью учителя или самостоятельно);

• писать изложения повествовательных и описательных текстов с элементамирассуждения после предварительного разбора (до 100 слов);

• оформлять все виды изученных деловых бумаг;

• писать сочинения-повествования с элементами описания и рассуждения вхудожественном стиле (в художественно-разговорном) после предварительногоколлективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора

необходимых языковых средств (80—90 слов).

2-й уровень

принимать участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;

• составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану и опорным словам;

• использовать на письме орфографические правила после предварительного разбора

текста на основе готового или коллективно составленного алгоритма;

• писать небольшие по объему изложения повествовательного и описательногохарактера (50—55 слов) после предварительной отработки всех компонентов текста;

• составлять и писать небольшие по объему сочинения (не более 50 слов) повествовательного и описательного характера на основе наблюдений, практическойдеятельности, по опорным словам и предложенному плану после предварительной

отработки содержания и языкового оформления.

Содержание программы.

Речевое общение

Речь. Речевая деятельность

Значение речи в жизни людей. Функции речи (передача информации, обмен мыслями и чувствами, планирование деятельности, влияние на поступки и чувства людей). Речь как средство общения. Закрепление и обобщение знаний об основных признаках

речевой ситуации: кому? — зачем? — о чем? — как? — при каких условиях?.. я буду говорить (писать), слушать (читать).

Высказывание. Текст

Текст как тематическое и смысловое единство. Диалог и монолог. Диалог — дискуссия (обсуждение) на темы поведения людей, их поступков, морально- этические темы. Анализ диалогов литературных героев, построенных на выраженииразличных точек зрения. Формирование умения выражать собственное мнение ивоспринимать противоположную точку зрения. Определение темы и идеи диалогических и монологических высказываний на основеанализа их содержания, по заголовку, по опорным словам. Темы широкие и узкие. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Структура текстов разных типов. Сопоставление и сравнение структуры текстовразных типов по содержанию и назначению. Нахождение в текстах литературных

произведений фрагментов текстов определенного типового значения (повествование,описание, рассуждение) и выявление их структуры. Смысловые связи между частямитекста. Языковые средства связи частей текста. Монолог. Высказывания разговорного, художественного, делового и научного стилейречи. Соединение стилей речи в рамках одного текста. Повествование в деловом стиле — аннотация, без введения термина, автобиография. Повествование в художественном стиле (рассказ о невыдуманных событиях; рассказ осебе). Описание места и человека в художественном стиле. Сравнительное описаниепредмета в художественном стиле. Отзыв о прочитанной книге (с элементамирассуждения).

Язык как средство общения

Слово. Текст

Слово и его значение. Оценочная и эмоциональная лексика. Изобразительные средства: сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы и антонимы, их роль и значение, без введениятерминов. Канцеляризмы. Состав слова. Работа над нормамисловообразования. Упражнения всловообразовании с помощью приставок и суффиксов. Роль приставок и суффиксов для

образования новых слов и выражения новых оттенков значений слов. Применение изученных правил на письме.

Слово как часть речи. Наблюдение за самостоятельными и служебными частями речив текстах различных типов и стилей.

Ознакомление (на практической основе) с ролью междометий как служебных частейслова. Обобщение знаний об основных грамматических признаках изученных частей речи всвязи с анализом и составлением текстов определенного типа и стиля речи.

Использование существительных для составления образных сравнений и определений. Использование прилагательных для образного и выразительного описания предмета, места, характера человека в художественном стиле. Использование глаголов, передающих последовательность совершаемых действий, при составлении повествований. Использование частиц в текстах разговорного и художественного стилей. Использование междометий с целью передачи различных чувств в текстах

разговорного стиля. Редактирование предложений с целью устранения неверной временной соотнесенности глаголов в текстах повествовательного типа. Применение на письме изученных орфографических правил (с помощью учителя илисамостоятельно).

Предложение. Текст

Составление и запись простых и сложных предложений, используемых в различныхтекстах. Составление простых предложений с однородными членами и с союзами а, но, сповторяющимся союзом и при составлении сравнительного описания двух предметов вхудожественном стиле. Знаки препинания при однородных членах. Использование вопросительных частиц (неужели, разве, ли (ль)) и восклицательныхчастиц (что за, как) в предложениях, различных по интонации.Сложное предложение с союзами а, и, но при составлении сравнительного описаниядвух предметов. Постановка знаков препинания в сложном предложении. Составление сложных предложений с союзами что, чтобы, так как, потому что, всвязи с тем, что и т. д. Использование этих союзов в текстах-рассуждениях. Знакипрепинания в сложных предложениях.

Составление сложных предложений со словами дело в том, что; объясняется это тем, что. Использование этих союзов при составлении текстов-рассуждений с цельюобъяснения или доказательства.Редактирование предложений с цельюустранения неправильного порядка слов,неоправданного повтора существительного как средства связи предложений.Использование наречий, местоименных и синонимических замен для связи предложений втексте.

Связная речь

Анализ текстов различных типов и стилей с точки зрения смысловой целостности иязыковой связности.

Изложение текста художественного описания животного с элементами рассуждения спредварительной отработкой всех компонентов текста. Изложение текста-описания внешнего вида героя по опорным словам ипредложенному плану.

Изложение текста-описания характера героя с элементами рассуждения после предварительной отработки всех компонентов текста. Изложение текста сравнительного описания героев на основе анализа литературного произведения с предварительным анализом всех компонентов текста. Изложение текста автобиографии в художественном стиле по предложенному плану,

опорным словам и словосочетаниям. Составление текстов просьб-заявлений: о приеме или увольнении с работы; опредоставлении материальной помощи, очередного (внеочередного) отпуска и т. д. Аннотация на прочитанную книгу с элементами сжатого изложения попредложенному плану. Отзыв о прочитанной книге с элементами рассуждения, по предложенному плану иопорным словам. Составление текста автобиографии в деловом стиле по образцу и коллективно

составленному плану. Сочинение-описание характера человека с элементами рассуждения по опорнымсловам и плану.

Тематическое планирование.

Раздел и темы учебного предмета.

Количество часов.

Количество контрольных работ

Раздел 1. Древнерусская литература.

2ч.

Раздел 2. Речевая деятельность.

2ч.

Раздел 3. Литература XIX века.

12ч.

Раздел 4. Высказывание. Текст.

8

2

Раздел 5. Слово. Текст.

24ч.

3

Раздел 6. Произведения русских писателей XX века.

18ч.

Раздел 7. Зарубежная литература.

2ч.

Итого

68ч.

5

Оценочные материалы.

При оценке результатов освоения программы должны учитываться психофизические особенности каждого ребенка, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность, эмоциональность реакции ребенка. Оценивать диагностические работы следует в соответствии с уровнем освоения обучающимися программы. 70% правильно сделанных заданий означает, что материал образовательной программы усвоен.

Система оценки уровня усвоения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения письму и развитию речи. Составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, тематических контрольных работ и промежуточных (административных) контрольных работ.

В начале года проводится стартовая диагностика.

Текущий контроль осуществляется в устной и письменной форме. Письменные работы текущего контроля проводятся в соответствии с графиком. Работы для текущего контроля состоят из одного или нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы. Промежуточный (административный) контроль проводится в конце учебного года. Основные виды письменных работ: списывание, диктанты.

Формы контроля

        Текущий контроль на каждом уроке.

Тематический контроль – это оценка знаний обучающихся по отдельно взятой теме, разделу.

Стартовый контроль успеваемости обучающихся проводится во 2-11 классах по завершению итогового повторения учебного материала, изученного за предыдущий учебный год.

Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в конце четвертой четверти по учебному материалу, изученному в течение учебного года, в форме контрольной работы.

Промежуточная аттестация представляет систему оценивания образовательных результатов обучающихся, которая предполагает следующие этапы:

  • аттестация обучающихся по итогам 1, 2, 3, 4 четвертей, предполагающая выставление отметок по пятибалльной шкале, рассчитываемой как среднее арифметическое текущих отметок, полученных в течение четверти с учетом результатов стартового контроля (сентябрь), промежуточного контроля (апрель-май);
  • аттестация по завершению учебного года, предполагающая выставление итоговых отметок по пятибалльной шкале, рассчитываемой как среднее арифметическое отметок за 1, 2, 3, 4 четверть.

Контроль обученности учащихся по родному языку и литературе,  11 класс

№ урока

Тема контрольной работы

Дата проведения

планируемая

фактическая

1 четверть

8

Административная  контрольная работа на начало учебного года.

28.09

16

Контрольная работа за 1 четверть.

26.10

2 четверть

30

Контрольный диктант за 2 четверть

21.12

3 четверть

52

Контрольная работа за 3 четверть.

 21.03

4 четверть

62

Административная контрольная работа на конец учебного года.

26.04


Цель уроков  литературы  в 11 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида состоит в дальнейшей работе по совершенствованию навыка чтения и умений полноценно воспринимать литературное произведение во всей его многогранности и полноте (в единстве содержательной и языковой сторон произведения).

Задачи:

  • Совершенствовать навык  правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения в соответствии с нормами литературного произношения.
  • Развивать навык самостоятельного определения темы произведения. Выявлять (с помощью учителя) основную мысль произведения.
  • Понимать  значение навыка чтения.
  • Развивать  устную речь.

Общая характеристика учебного предмета.

           Структура программы по чтению в 11 классе сохраняет основные подходы, заложенные в программе по чтению в 5—9 классах: работа над техникой чтения и пониманием прочитанного произведения. Основными принципами построения программы являются: монографический, художественно-эстетический и литературоведческий.

          Монографический принцип основан на изучении произведений в хронологической последовательности. Учащиеся знакомятся с творчеством поэтов, писателей, ранее не изучавшихся в школе, а также читают произведения уже известных авторов. Для предотвращения повторов в изучении биографий писателей и поэтов, с которыми учащиеся познакомились в 7—9 классах, следует уделять более пристальное внимание изучению тех эпизодов жизни и творчества писателей, которые имеют непосредственное отношение к истории создания изучаемого произведения. С этой целью рекомендуется знакомить учащихся с отрывками из мемуарной художественной литературы.

           Художественно-эстетический принцип связан с изучением художественных произведений, являющихся произведениями словесного искусства, которые раскрывают перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, формируют у учеников эстетические вкусы, развивают у них собственное отношение к действительности. Круг чтения художественных произведений расширен за счет включения произведений зарубежной литературы, что позволит учащимся воспринимать отечественную литературу в контексте мирового литературного процесса. Изучение художественной литературы должно сопровождаться обращением к другим видам искусства: живописи, графике, скульптуре, музыке, что будет способствовать более целостному восприятию художественного образа, который рассматривается как комплекс слухового и зрительного образов.

            Литературоведческий принцип основан на анализе словесно-художественного образа произведения, через который автор выражает свои мысли, чувства, настроения. В связи с этим необходимо познакомить учащихся с изобразительными и выразительными возможностями словесного искусства (гиперболой, метафорой, сравнением и т. д.). Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа знакомит детей с основными жанровыми признаками художественных произведений. Жанровое разнообразие читаемых произведений обеспечивается изучением не только прозы и поэзии, как это было в 5—9 классах, но и ознакомлением с драматическими произведениями.

           Наряду с основной организационной формой изучения литературных произведений программа рекомендует использовать и такие формы, как литературные викторины (по творчеству одного или нескольких писателей, объединенных общей темой); вечера русской (классической и современной) поэзии; вечера русского романса (на стихи русских поэтов XIX века) и т. п. Такие формы занятий по литературе не только направлены на обобщение и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но и способствуют формированию интереса к литературе вообще и к творчеству отдельных писателей в частности.

       Учитель самостоятельно определяет количество часов, отводимое на изучение творчества того или иного писателя, поскольку это зависит от индивидуальных возможностей учащихся, от литературных интересов учителей и состояния библиотечного фонда школы. В связи с этим возможно дополнение и изменение рекомендательного списка авторов с учетом региональной или национальной специфики при сохранении основных принципов построения программы и коррекционных задач обучения.

Методы урока:

  • словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
  • наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр
  • практические – упражнения, карточки, тесты

Организационные формы работы:

  • Изучение литературных произведений.
  • Литературно – музыкальные композиции.

Такие формы занятий по литературе не только направлены на обобщение и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но и способствуют формированию интереса к литературе вообще и к творчеству отдельных писателей в частности.

Описание места учебного предмета.

Согласно учебному плану школы учебный предмет «Родной язык и литература» относится к обязательной части учебного плана и является составной частью предметной области «Филология».

Кол-во часов на изучение предмета в 11 классе - 2 часа в неделю.

Кол-во учебных недель - 34.

Кол-во часов на изучение в 11 классе за учебный год – 68  часов.

Основные требования к умениям учащихся.

1-й уровень

• правильно, бегло и осознанно читать вслух и про себя;

• определять основную мысль (идею) произведения (с помощью учителя);

• самостоятельно делить на части несложный по структуре и содержанию текст;

• формулировать заголовки пунктов плана в различной речевой форме (с помощьюучителя);

• составлять различные виды пересказа по плану с использованием образных выражений;

• выразительно читать прозаические и поэтические произведения послепредварительной подготовки;

• знать наизусть  7 стихотворений;

• самостоятельно читать произведения художественной литературы, статьи изпериодической печати с последующим их обсуждением.

2-й уровень

• совершенствовать все качества полноценного чтения вслух;

• осознанно читать про себя доступные по содержанию тексты;

• самостоятельно определять тему произведения;

• отвечать на вопросы по содержанию произведения своими словами и используяслова автора;

• высказывать отношение к герою произведения;

• делить на части несложные тексты (с помощью учителя) и пересказывать их поплану;

• находить в тексте незнакомые слова и выражения, объяснять их значение с помощьюучителя;

• заучивать стихотворения (или отрывки из них) наизусть;

• самостоятельно читать небольшие по объему и несложные по содержаниюпроизведения внеклассного чтения, выполнять посильные задания.

Содержание программы.

Устное народное творчество

Сказки, былины, баллады, песни, пословицы, поговорки — богатство отражения мирав произведениях устного народного творчества. Другие виды искусства. Живопись И. Е. Репина и М. А. Врубеля на темы русскихбылин. Отрывки из оперы Н. А. Римского-Корсакова Садко.

Русская литература XIX века

Биографические справки и творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, А. И. Куприна и др. Другие виды искусства. Любовная лирика в русских романсах.

Русская литература XX века

Биографические справки и творчество И. А. Бунина, A. М. Горького, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, А. А. Платонова, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского, А. Т. Твардовского, М. А. Шолохова, М. М. Зощенко, М. И. Цветаевой, М. А. Булгакова, А. А. Ахматовой и др. Другие виды искусства. Песни и романсы на стихи русских поэтов.

Современные писатели

Биографические справки и творчество Е. Л. Шварца, Р. И. Рождественского, В. П. Астафьева, Ф. А. Абрамова, B. Г. Распутина, Б. Л. Васильева, К. Л. Ваншенкина, Л. А. Татьяничевой, В. И. Белова, В. С. Высоцкого, Ф. А. Искандера и др. Другие виды искусства. Песни на стихи современных поэтов. Музыка ккинофильмами спектаклям по произведениям современных писателей.

Зарубежная литература

Биографические справки и произведения Ф. Купера, Дж. Лондона, Р. Брэдбери и др. Теория литературы. Сюжет произведения. Герой (персонаж) произведения. Роль пейзажа и интерьера врассказе. Ритм в стихотворении. Эпитет, метафора, олицетворение, фразеологический (устойчивый) оборот вхудожественном произведении — без называния терминов.

Проза как вид художественных произведений. Признаки прозаических произведений: сюжет, герои.

Поэзия как вид художественных произведений. Признаки поэтических произведений: рифма, ритм. Драма как вид художественных произведений. Основные признаки пьесы: диалоги героев, пояснения автора, структурные части.

Навыки чтения

Беглое, осмысленное и выразительное чтение вслух с соблюдением норм литературного произношения.

Сознательное чтение текста про себя. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению предварительно проанализированного текста или отрывка из него. Умение правильно пользоваться средствами устной выразительности речи: тон, темп речи, сила голоса, логические ударения, интонация.

Работа с текстом

Совершенствование умения устанавливать различные (по типу) смысловые связимежду частями текста.

Выявление авторского замысла (самостоятельно или с помощью учителя). Формулирование идеи произведения.

Работа над образом литературного героя и составление характеристики героев наоснове анализа и сопоставления поступков и мотивов поведения. Выявление авторскогоотношения к героям. Определение собственного отношения к героям с обязательной

аргументацией. Выявление особенностей речи действующих лиц (с помощью учителя). Развитие умения формулировать эмоционально-оценочные суждения при характеристикегероев (с помощью учителя). Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и озаглавливание частей в разной речевой форме. Составление с помощью учителя цитатного плана. Составление разных видов пересказов (сжатого, творческого, с элементамирассуждения) с опорой на план. Формирование умения отбирать в произведенииматериал, необходимый для составления рассказа на заданную тему. Составлениерассказов по предложенной теме на материале нескольких произведений. Нахождение в стихотворных текстах с помощью учителя повторяющихся элементов(на доступном материале). Формирование умения определять эмоциональный характер текстов (с помощьюучителя). Самостоятельное нахождение в тексте незнакомых слов и объяснение их значения. Различение оттенков значений слов, использование оценочных слов в самостоятельнойречи. Нахождение в произведении и осмысление значения слов, ярко изображающихсобытия, героев, окружающую природу (фразеологизмы, эпитеты, сравнения,

олицетворения). Формирование умения (самостоятельно или с помощью учителя) определять, к какомувиду произведений (проза, поэзия, драма) относится изучаемое произведение.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Наглядный учебный материал:

  • Различные виды словарей.
  • Стенды.
  • Плакаты.
  • Портреты (демонстрационный материал).

Технические средства обучения:

  • Компьютер
  • Различные авторские презентации к урокам по темам курса
  • Принтер  МФУ LJProM-132
  • Колонки  МАС
  • Cетевой фильтр

Система оценивания результатов освоения программы

Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного, путем специального опроса по чтению, пересказа или комбинированного опроса. Проводится текущая и контрольная проверка знаний.

В начале учебного года проводиться стартовый контроль в виде проверки техники чтения, в конце каждой четверти промежуточный контроль и промежуточный (административный) контроль по итогам года. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): X-XIкласс –110-120 слов.

При оценке принимаются во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

Формы контроля

Текущий контроль на каждом уроке.

Тематический контроль – это оценка знаний обучающихся по отдельно взятой теме, разделу.

Стартовый контроль успеваемости обучающихся проводится во 2-11 классах по завершению итогового повторения учебного материала, изученного за предыдущий учебный год (проверка техники чтения).

Промежуточный контроль успеваемости обучающегося проводится в конце четвертой четверти форме проверки техники чтения.

Промежуточная аттестация представляет систему оценивания образовательных результатов обучающегося, которая предполагает следующие этапы:

  • аттестация обучающихся по итогам 1, 2, 3, 4 четвертей, предполагающая выставление отметок по пятибалльной шкале, рассчитываемой как среднее арифметическое текущих отметок, полученных в течение четверти с учетом результатов стартового контроля (сентябрь), промежуточного контроля (апрель-май);
  • аттестация по завершению учебного года, предполагающая выставление итоговых отметок по пятибалльной шкале, рассчитываемой как среднее арифметическое отметок за 1, 2, 3, 4 четверть.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Требования к ЗУН

Словарь

план

факт

Должен знать

Должен уметь

I четверть – 18 ч.

Древнерусская литература.

2

1.

06.09

Русская летопись.

1

Знать черты древнерусской литературы.

Летопись

Речь. Речевая деятельность.

2

2.

07.09

Значение речи в жизни людей.

1

3.

13.09

 Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе».

1

Знать жанры УНТ, особенности каждого жанра.

Составлять план, пересказывать текст.

Сказание ,вече

4.

14.09

Функции речи.

1

Литература XIX века

12

5.

20.09

И. А Крылов. Биография.

Басня «Листы и Корни».

1

Знать основные периоды жизни и творчества И.А. Крылова содержание басен.

Выразительно читать и анализировать басню, находить мораль в басне.

Зефиры

Высказывание. Текст.

8

6.

21.09

Текст как тематическое и смысловое единство. Диалог и монолог.

1

Текст

7.

27.09

А.С. Пушкин. Биография. Лирика.

 «Узник», «Зимнее утро».

1

Знать основные периоды жизни и творчества А.С. Пушкина, содержание стихотворений. Стихотворение наизусть.

Выразительно читать и анализировать стихотворения, определять их темы и идеи, находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Аврора

8.

28.09

Административная  контрольная работа на начало учебного года.

1

Знать правила и орфограммы, изученные ранее.

Уметь применять изученные правила на практике.

9.

04.10

Проза А.С Пушкина. «Повести Белкина». «Метель».  Знакомство с произведением.

1

Знать сюжет и содержание повести.

Уметь анализировать главных героев, их поступки

Бостон

10.

05.10

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

Уметь выполнять работу над ошибками.

11.

11.10

Проза А.С Пушкина. «Повести Белкина. «Метель». Контрольное чтение.

1

Знать краткое содержание произведения.

Уметь давать характеристику главным  героям произведения

12.

12.10

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

.

1

Знать основные признаки книжного и публицистического стилей.

Уметь различать стили речи, находить отличительные признаки.

13.

18.10

М.Ю. Лермонтов. Биография. Баллада «Три пальмы».

1

Знать сюжет и содержание стихотворения.

Выразительно читать и анализировать стихотворение, определять их темы и идеи, находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Роптать, фарис

14.

19.10

Монолог. Высказывания разговорного, художественного, делового и научного стилей

речи.

1

Монолог

15

25.10

Н.А.  Некрасов. Биография. Стихотворения  «Крестьянские дети», «Школьник».

1

Знать биографию писателя.

Уметь выразительно читать стихи.

16

26.10

Контрольная работа за 1 четверть.

1

Знать правила и орфограммы, изученные ранее

Уметь применять изученные правила на практике

17

01.11

И.С. Тургенев «Бежин луг». Знакомство с произведением. Комментированное чтение.

1

Знать содержание произведения.

Воспринимать и анализировать произведение.

Лучезарное, ягдташ

18

02.11

Работа над ошибками.

Деловое письмо. Доверенность

1

Знать основные признаки делового стиля. Предназначение доверенности.

Структуру написания доверенности

Уметь анализировать допущенные ошибки.

Составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану, опорным словам и образцу

Доверенность

2 четверть – 14 часов

19

15.11

Картины природы в рассказе «Бежин луг» И.С. Тургенева.

1

Знать содержание произведения.

Воспринимать и анализировать произведение.

20

16.11

Повествование в художественном стиле.

1

21

22.11

Внеклассное чтение. Русские  романсы  на стихи русских поэтов XIX века.

1

Слово. Текст.

24

22

23.11

Слово и его значение.Сравнения, эпитеты, метафоры

1

Знать для чего служат данные группы слов.

Находить в тексте и различать.

Сравнение, эпитет, метафора

23

29.11

А.А. Фет. Биография. Стихотворение « Ель рукавом мне тропинку завесила…»

1

Знать о творчестве А.А.Фета.знать стихотворение наизусть.

Уметь выразительно читать стихотворение.

24

30.11

Р.р. Изложение по предложенному плану «Хитрый заяц»

1

Знать правила написания изложения.

Уметь подбирать опорные слова.

25

06.12

А.П. Чехов. Биография. Рассказ «Толстый и тонкий».

1

Знать сведения о молодости и начале литературной деятельности. Сюжет рассказа.

Уметь строить высказывания на основе прочитанного.

26

07.12

Работа над ошибками.

Деловое письмо. Объявление.

1

Предназначение объявления и расписки, структуру их написания.

Составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану, опорным словам и образцу.

Объявление

27

13.12

Пейзажная живопись русского художника И. И. Левитана.

1

Живопись

28

14.12

Словообразование. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

1

Знать понятие «словообразование».

Уметь определять способ словообразования.

Словообразование

Произведения  русских писателей XX века.

29

20.12

А.С. Грин. Биография. Феерия  Алые паруса».

1

Знать сведения о жизни и творчестве А.С. Грина.

Уметь пересказывать сюжет феерии, характеризовать героев.

Феерия

30

21.12

Контрольный диктант за 2 четверть

1

Применение изученных правил на письме.

31

27.12

А.С. Грин. Феерия  Алые паруса».

1

Характеризовать героев и их поступки.

32

28.12

Работа над ошибками.Роль приставок и суффиксов для образования новых слов.

1

Уметь выполнять работу над ошибками.

3 четверть – 20 часов

33

10.01

Прослушивание песен на стихи военных лет.

1

34

11.01

Слово как часть речи. Самостоятельные и служебные части речи.

1

Знать части речи.

Отличать самостоятельные и служебные части речи.

35

17.01

Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»

1

Знать сведения о жизни и творчестве писателя.

Уметь пересказывать и анализировать эпизоды рассказа.

36

18.01

Имя существительное. Правила правописания имен собственных

1

Понятие «имя существительное», общее грамматическое значение.

Разграничивать самостоятельные  и служебные части речи.

Существительное

37

24.01

Смысл названия рассказаВ.Г. Распутина  «Уроки французского».

1

Знать сюжет и содержание рассказа.

Уметь характеризовать героев и их поступки.

38

25.01

Основные грамматические категории имени существительного.

1

Знать основные грамматические признаки существительного.

Уметь определять грамматические признаки на письме.

Категории

39

31.01

Ф.А. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».

1

Знать сведения о жизни и творчестве Ф.А. Искандера.

Уметь выразительно читать рассказ по ролям.

Компромисс

40

01.02

Р.р. Сочинение на тему: «Моя будущая профессия».

1

Знать правила написания сочинения.

Уметь подбирать опорные слова, составлять план для написания сочинения.

41

07.02

Ф.А. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».

1

Знать сюжет и содержание рассказа.

Характеризовать героев и их поступки.

42

08.02

Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний существительных.

1

Знать правила правописания падежных окончаний имени существительного.

Уметь применять правила на практике.

43

14.02

А.А. Блок . Биография. Лирика . стихотворения « Летний вечер», « О, как безумно за окном».

1

Знать биографию поэта. Стихотворение наизусть.

Уметь выразительно читать стихи.

44

15.02

Несклоняемые имена существительные.

1

Знать правило о несклоняемых именах существительных.

45

21.02

Н.М. Рубцов. Биография. Лирика. Стихотворение «Звезда полей»

1

Знать биографию поэта.

Уметь выразительно читать стихи.

Неприглядная дорога

46

22.02

Имя прилагательное. Согласование имен прилагательных с именем существительным.

1

Грамматические признаки прилагательного.

Согласование прилагательных с существительными при обращении к чиновникам, госслужащим и т.д.

47

28.02

Теория литературы. Гипербола (преувеличение) — без называния термина.

1

Знать, что называется гиперболой?

Гипербола

48

01.03

Использование прилагательных для сравнения и описания предмета.

1

49

07.03

С.А.Есенин.Страницы жизни и творчества. Лирика.

1

Сведения о жизни и творчестве С.А. Есенина, основные темы и мотивы его лирики; стихотворение наизусть.

Выразительно читать наизусть и анализировать стихотворения, определять их темы и идеи.

50

14.03

Деловое письмо. Заполнение почтовых бланков. (телеграмма, перевод, бандероль, посылка).

1

Знать предназначение каждого из почтовых отправлений, в чем их различия.

Уметь правильно заполнять почтовые бланки.

Бланки

51

15.03

В. В. Маяковский. Биография. Лирика. «Нате!», «Послушайте!», «Люблю» (отрывок).

1

Сведения о жизни и творчестве В.В. Маяковского, содержание его стихотворений; особенности художественного метода поэта.

Выразительно читать и анализировать стихотворения, определять их темы и идеи; создавать словесные иллюстрации к стихотворениям.

52

21.03

Контрольная работа за 3 четверть.

1

Уметь писать текст под диктовку  и выполнять грамматическое задание к нему.

53

22.03

Работа над ошибками.

1

Выполнять работу над ошибками.

4 четверть – 16 часов

54

04.04

М.И. Цветаева. Биография. Лирика.

1

Сведения о жизни и творчестве М.И. Цветаевой; содержание ее стихотворений, одно наизусть.

Выразительно читать и анализировать стихотворения, определять их темы и идеи

55

05.04

Глагол. Правописание глаголов. Деловое письмо.Автобиография.

1

Знать правило о глаголе. Правописание личных окончаний глаголов.

Структуру и назначение автобиографии.

Распознавать лицо и число глаголов.

Составлять автобиографию.

56

11.04

А.А. Ахматова. Биография. Лирика. «Сероглазый король», «Молитва», «Седьмая книга».

1

Сведения о жизни и творчестве А.А. Ахматовой;

содержание ее стихотворений, одно наизусть.

Выразительно читать и анализировать стихотворения, определять их темы и идеи.

57

12.04

Правописание глаголов совершенного и несовершенного вида.

1

Понятие «вид глагола», различия между глаголами.

Определять вид глагола.

58

18.04

А.П. Платонов. Биография.  Рассказ «Возвращение». Знакомство с произведением

1

Сведения о жизни и творчестве А.А. Платонова. Содержание рассказа.

59

19.04

Наречие. Основные способы образования наречий.

1

Наречие

60

25.04

А.П. Платонов. Рассказ «Возвращение».

1

Характеризовать героев и их поступки.

61

26.04

Административная контрольная работа на конец учебного года

1

Знать правила и орфограммы, изученные ранее.

Уметь применять изученные правила на практике.

62

16.05

Контрольное чтение.

1

63

17.05

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

Анализировать допущенные ошибки.

64

23.05

В. С. Высоцкий. Страницы жизни и творчества. Лирика.

1

Знать основные сведения о жизни и творчестве В.С. Высоцкого. Знать одно стихотворение наизусть.

Уметь выразительно читать стихи.

65

24.05

Правописание числительных. Склонение числительных.

1

Правила правописания числительных.

Уметь правильно применять склонение числительных в деловых бумагах.

Зарубежная литература.

2

66

27.05

Мифы древней Греции.  Легенда об Арионе.

1

.

Мифы, легенда

67

28.05

Предлог. Междометие. Правописание предлогов, междометий  в текстах деловых бумаг.

1

Правила употребления предлогов, междометий  в деловых бумагах.

Междометие

68

30.05

И.Ф. Шиллер. Биография. Баллада «Перчатка».

Выразительное чтение отрывков баллады.

1

Сведения о жизни и творчестве И.Ф. Шиллера; особенности жанра баллады; сюжет и содержание баллады «Перчатка»

Выразительно читать текст поэмы; характеризовать героев и их поступки.

Баллада

Список литературы.

Основная:

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 10-11 классы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011. – 239с.
  • Ладыженская Т.А., Баранова М.Т.  Русский язык: учеб.для 5 кл. общеобразоват. учреждений – М. : Просвещение, 2006. – 317с.
  • Полухина В.П., Коровина В.Я. Литература. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / В.И.Полухина, В.Я.Коровина.- М.:Просвещение, 2017.- 303с.
  • Полухина В.П., Коровина В.Я. Литература. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / В.И.Полухина, В.Я.Коровина.- М.:Просвещение, 2017.- 303с.

Дополнительная :

  • Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 класс.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч1 / Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа, 2011. – 254с.
  • Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 класс.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч1 / Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа, 2011. – 254с.
  • Ладыженская Т.А., Баранова М.Т. Русский язык: учеб.для 5 кл. общеобразоват. учреждений– М. : Просвещение, 2006. – 317с.

Дидактический материал:

  • Малюшкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку. 5-11 классы/ А.Б.Малюшкин.- М.: ТЦ Сфера, 2013. – 208с.
  • Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим… 6 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций/ В.П.Полунина. – М.: Просвещение, 2017.- 255с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному языку и литературе в 11 классе С(К)ОУ VIII вида

Рабочая программа по предмету "Родной язык и литература" в 11 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования по двум модуля...

рабочая программа по родному языку и литературе 5 класс

рабочая программа по родному языку 5 кл...

Рабочая программа по родному языку и литературе, 5 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе ,5 класс...

Рабочая программа по родному языку и литературе , 7 класс

            Саяхова Л.Г. Программа  и методическое руководство к учебнику «Слово» (Русский язык. 5 – 9 классы). – Уфа: Китап, 2010...

Рабочая программа по родному языку и литературе 6 класс.

Рабочая программа: пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительный материал, критерии оценивания....

Рабочая программа по родному языку и литературе. 7класс.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планировагие, контрольно-измерительный материал....

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Ажылчын программаны Россия Федерациязының «Өөредилге дугайында»    Хоойлузунуң 12-ги чүүлүнүң 7-ги кезээнге, ортумак болгаш ниити өөредилге ниң федералдыг өөредилге стандарт...