Тема: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон».
план-конспект урока (7 класс) на тему
Цели урока:
организовать деятельность учащихся по формированию навыков анализа художественного произведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_rasskazu_a.p.chekhova_khameleon.zip | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон».
Тип урока: урок формирование новых знаний с использованием ИКТ при ведущей роли учителя.
Базовый учебник. Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького.
Цели урока:
организовать деятельность учащихся по формированию навыков анализа художественного произведения
Задачи урока:
- обучающие: организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем;
- развивающие: способствовать развитию навыка по анализу художественного произведения, развивать умение строить суждение на конкретном материале; развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением; давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования; подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;
- воспитательные: способствовать воспитанию интереса к литературному чтению через работу с текстом; воспитывать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом правовых, этических, духовно-нравственных аспектов ее распространения, воспитывать сознательную дисциплину в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками.
Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, анализ и самооценка ответов
Словарная работа:
юмор; сатира; художественная деталь; хамелеон; конфискованный.
ХОД УРОКА.
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим работу над творчеством А. Чехова. (Слайд 1)
- Давайте вспомним биографию писателя. (Выступления учеников) Слайды 2, 3, 4)
- Ребята, а с каким произведением А. П. Чехова мы знакомы? ( «Ваня»).
- А сейчас вспомним о ком и о чем это произведение? (Слайд 5)
- Героями рассказов Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. События, о которых рассказывает писатель, тоже бытовые. Иногда рассказ представляет собой бытовую сценку. Но бытовая сценка для Чехова – это лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьезных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.
- А сейчас мы с вами прослушаем видеозапись произведения А. П. Чехова «Хамелеон».
Работа над анализом рассказа Антона Чехова “Хамелеон”.
- Давайте посмотрим значение слова «Хамелеон». (Слайд 6)
Хамелеон – в словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки, второе значение формулируется так: “переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки”.
Вопрос: Где происходит действие рассказа? ( На базарной площади).
Вопрос: Что случилось на базарной площади? Как ведет себя Очумелов?
Вопрос: Кто является виновником скандала?
Учитель: Действительно, виновником скандала оказался белый борзой щенок, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.
Вопрос: А каким образом ведет себя страж порядка, полицейский надзиратель Очумелов?
(«…шагает к сборищу.»)
Учитель: Давайте проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств, обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и “виновнику скандала”. (Пересказ текста, зачитать реплики О.)
Вопрос: Прочитайте “жалобу” Хрюкина. Что смешного в ней и как она характеризует Хрюкина? Как Очумелов обращается к Хрюкину? Найдите эти обращения. Почему он их так часто меняет?(Сначала - Хрюкин, потом - свинья, болван)
Вопрос: Сколько раз и почему меняет своё решение Очумелов и как это проявлялось внешне?
( 6 раз, а зависит - от чина предполагаемого хозяина собаки.)
Вопрос: Как меняется тон его высказываний?
( 6 смен интонаций - от начальственно - повелительных до рабски – трусливой). Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина, затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновником оказывается Хрюкин).
Вопрос: Почему рассказ назван «Хамелеон»?
Учитель: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.
Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения. Он вырастает в символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.
Вопрос: Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства?
- Хамелеоны – Очумелов, Хрюкин и толпа.
(Собравшаяся толпа сочувствует мастеровому в начале рассказа, а в конце – смеется и злорадствует.)
В состоянии "хамелеонства" находятся все участники сцены на базарной площади: и Елдырин и Хрюкин и толпа.
Учитель. Какое настроение от этого у вас?
( От этого становится грустно.)
Учитель: Рассказ смешон, но за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Разнообразны проявления юмора в “Хамелеоне”.
- Что такое юмор?
Впервые мы видим Очумелова, идущим через базарную площадь в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.
Вопрос: Как вы думаете, почему Чехов обращает наше внимание на эти детали? Что такое деталь? Какова её роль в произведении? (Деталь художественная (от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.
-Чехова называют мастером художественной детали. Попробуем найти выразительные детали в тексте и определить их роль?
-Что несут служители закона? (Вывешиваются рисунки).
1) Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником.
Учитель. Как вы понимаете слово конфискованный? (Конфискованный - отобранный.)
Учитель. Узелок и конфискованный крыжовник, что означают эти детали?
( Вседозволенность. Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.)
(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)
Учитель: А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах?
Обратите внимание: “человеческое” только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова.
Вопрос: Как вы считаете, для чего Чехов использует в рассказе приём “говорящие фамилии”? Попробуйте “расшифровать” фамилии героев рассказа. (Очумелов, Хрюкин, Жигалов, Елдырин)
Очумелов - от очуметь, т.е. одурелый, совсем потерявший соображение.
Вопрос: Приём “говорящих имён и фамилий” - юмористический или сатирический?
Полностью понять социальную сущность и комизм хамелеонства помогает речевое мастерство Ч. Реплики настолько выразительны, что дают моментальный языковой фотопортрет.
Вопрос: Найдите реплики героев, вызывающие у вас смех?
Почему Очумелова называют косноязычным? Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.
Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.
Вывод: Итак, делаем выводы: в рассказе Чехова юмор носит саркастический характер. В свой короткий “смешной” рассказ Чехов вложил серьёзное содержание, показав при этом мастерство большого художника.
Домашнее задание.
Прочитать и пересказать произведение А. П. Чехова «Хамелеон»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс эрудитов по рассказам А.Чехова
Материал для внеклассной работы среди учащихся 7-8 классов...
,,Сопоставительный анализ рассказов ,,Егерь,,Чехова и ,,Свидание,, Тургенева
Презентация представляет собой ход урока,может быть использована в помощь учителю...
Конспект урока по проблеме формирования подростковой рефлексии:С любовью шутки плохи (по рассказу А.Чехова «Шуточка»).
Курс литературы обладает большими возможностями для погружения в рефлексивный анализ, благожелательного исследования внутреннего мира человек, снижения аффективной окрашенности личностной рефлексии, а...
Методическая разработка урока литературы в 8 классе по рассказу А.Чехова "О любви"
Методическая разработка урока литературы литературы в 8 классе по теме "Рассказ об упущенном счастье" по рассказу А.Чехова "О любви" (урок составлен в соответствии с требован...
Методическая разработка урока литературы в 8 классе по рассказу А.Чехова "О любви"
Методическая разработка урока литературы в 8 классе по теме "Рассказ об упущенном счастье" по рассказу А.Чехова "О любви" (урок составлен в соответствии с требованиями ...
Конспект урока литературы в 5 классе. Тема «Разоблачение лицемерия, трусости и угодничества в рассказах А. Чехова».
Данный конспект составлен в сответствии с Рабочей программой по литературе в 5 классе, разработанной с учетом Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы под р...