Тема: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон».
план-конспект урока (7 класс) на тему

Вайсова Зулия Ахсановна

  Цели урока:

организовать деятельность учащихся по формированию навыков анализа художественного произведения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_uroka_po_rasskazu_a.p.chekhova_khameleon.zip20.4 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: Рассказ  А.П.Чехова «Хамелеон».

 Тип урока: урок формирование новых знаний с использованием  ИКТ  при ведущей роли учителя.

  Базовый учебник.  Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького.

  Цели урока:

организовать деятельность учащихся по формированию навыков анализа художественного произведения

 Задачи урока:

- обучающие: организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем;  

- развивающие: способствовать развитию навыка по анализу художественного произведения, развивать умение строить суждение на конкретном материале; развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением; давать устный ответ на вопрос по тексту произведения,  в том числе  с использованием цитирования; подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;

- воспитательные:  способствовать воспитанию интереса к  литературному чтению через работу с текстом;  воспитывать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом правовых, этических, духовно-нравственных аспектов ее распространения, воспитывать сознательную дисциплину в решении  поисковых задач при сотрудничестве в коллективе  со сверстниками.

Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, анализ и самооценка ответов

Словарная работа:

юмор; сатира; художественная деталь; хамелеон; конфискованный.

                                                           

                                                   

                                                     ХОД УРОКА.

- Ребята,  сегодня мы с вами продолжим работу над творчеством  А. Чехова. (Слайд 1)

- Давайте вспомним биографию писателя. (Выступления  учеников) Слайды 2, 3, 4)

- Ребята, а с каким произведением А. П. Чехова мы знакомы? ( «Ваня»).

- А сейчас вспомним о ком и о чем это произведение? (Слайд 5)

-  Героями рассказов Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. События, о которых рассказывает писатель, тоже  бытовые. Иногда рассказ представляет собой бытовую сценку. Но бытовая сценка для Чехова – это лишь повод,  чтобы поговорить о вполне серьезных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.

- А сейчас мы с вами прослушаем видеозапись  произведения А. П. Чехова «Хамелеон».

Работа над анализом рассказа Антона Чехова “Хамелеон”.

- Давайте посмотрим значение слова «Хамелеон». (Слайд 6)

 Хамелеон – в словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки, второе значение формулируется так: “переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки”.

Вопрос:  Где происходит действие рассказа?  ( На базарной площади).

Вопрос:  Что случилось на базарной площади? Как ведет себя Очумелов?

Вопрос:  Кто является виновником скандала?

Учитель: Действительно, виновником скандала оказался белый борзой щенок, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.

Вопрос: А каким образом ведет себя страж порядка, полицейский надзиратель Очумелов?

 («…шагает к сборищу.»)

Учитель: Давайте проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств, обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и “виновнику скандала”.  (Пересказ текста, зачитать реплики  О.)

Вопрос: Прочитайте “жалобу” Хрюкина. Что смешного в ней и как она характеризует Хрюкина? Как Очумелов обращается к Хрюкину? Найдите эти обращения. Почему он их так часто меняет?(Сначала -  Хрюкин, потом - свинья, болван)

Вопрос: Сколько раз и почему меняет своё решение Очумелов и как это проявлялось внешне?

( 6 раз, а зависит - от чина предполагаемого хозяина собаки.)

Вопрос: Как меняется тон его высказываний?

( 6 смен интонаций - от начальственно - повелительных до рабски – трусливой). Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина, затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновником оказывается  Хрюкин).

Вопрос:  Почему рассказ  назван «Хамелеон»?

Учитель:  Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.

Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения. Он  вырастает в символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.

Вопрос: Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства?

- Хамелеоны – Очумелов, Хрюкин и толпа.

(Собравшаяся толпа  сочувствует  мастеровому  в начале рассказа, а в конце – смеется и злорадствует.)

В состоянии "хамелеонства" находятся все участники сцены на базарной площади: и Елдырин и Хрюкин и толпа.

Учитель. Какое настроение от этого у вас?

( От этого становится грустно.)

Учитель: Рассказ смешон, но за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Разнообразны проявления юмора в “Хамелеоне”.

- Что такое юмор?

Впервые мы видим Очумелова, идущим через базарную площадь в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.

Вопрос:  Как вы думаете, почему Чехов обращает наше внимание на эти детали? Что такое деталь? Какова её роль в произведении?  (Деталь художественная (от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.

-Чехова называют мастером художественной детали. Попробуем найти выразительные детали в  тексте и определить их роль?

-Что несут служители закона?   (Вывешиваются рисунки).

 1) Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником.

Учитель. Как вы понимаете слово конфискованный?  (Конфискованный - отобранный.)

Учитель. Узелок и конфискованный крыжовник, что означают эти детали?

( Вседозволенность.  Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.)

(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)

Учитель:  А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах?

Обратите внимание: “человеческое” только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова.

Вопрос: Как вы считаете, для чего Чехов использует в рассказе приём “говорящие фамилии”? Попробуйте “расшифровать” фамилии героев рассказа. (Очумелов, Хрюкин, Жигалов, Елдырин)

Очумелов - от очуметь, т.е. одурелый, совсем потерявший соображение.

Вопрос:  Приём “говорящих имён и фамилий” - юмористический или сатирический?

Полностью понять социальную сущность и комизм хамелеонства  помогает  речевое мастерство Ч.  Реплики настолько выразительны, что дают моментальный  языковой фотопортрет.

Вопрос:  Найдите реплики героев, вызывающие у вас смех?

                Почему  Очумелова называют косноязычным? Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.

Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.

Вывод: Итак, делаем выводы: в рассказе Чехова юмор носит саркастический характер. В свой короткий “смешной” рассказ Чехов вложил серьёзное содержание, показав при этом мастерство большого художника.

Домашнее задание.

Прочитать и пересказать произведение А. П. Чехова «Хамелеон»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс эрудитов по рассказам А.Чехова

Материал для внеклассной работы среди учащихся 7-8 классов...

,,Сопоставительный анализ рассказов ,,Егерь,,Чехова и ,,Свидание,, Тургенева

Презентация представляет собой ход урока,может быть использована в помощь учителю...

Конспект урока по проблеме формирования подростковой рефлексии:С любовью шутки плохи (по рассказу А.Чехова «Шуточка»).

Курс литературы обладает большими возможностями для погружения в рефлексивный анализ, благожелательного исследования внутреннего мира человек, снижения аффективной окрашенности личностной рефлексии, а...

Методическая разработка урока литературы в 8 классе по рассказу А.Чехова "О любви"

Методическая разработка урока литературы литературы в 8 классе по теме "Рассказ об упущенном счастье" по  рассказу А.Чехова "О любви" (урок составлен в соответствии с требован...

Методическая разработка урока литературы в 8 классе по рассказу А.Чехова "О любви"

Методическая разработка урока литературы  в 8 классе по теме "Рассказ об упущенном счастье" по  рассказу А.Чехова "О любви" (урок составлен в соответствии с требованиями ...

Конспект урока литературы в 5 классе. Тема «Разоблачение лицемерия, трусости и угодничества в рассказах А. Чехова».

Данный конспект составлен в сответствии с Рабочей программой по литературе в 5 классе, разработанной с учетом Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы под р...