Методическая разработка урока литературы в 8 классе по рассказу А.Чехова "О любви"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Методическая разработка урока литературы литературы в 8 классе по теме "Рассказ об упущенном счастье" по  рассказу А.Чехова "О любви" (урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chehov_o_lyubvi.docx39.31 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литература

Тема:  Рассказ Чехова «О любви» как история об упущенном счастье.

Класс: 8 класс

Тип урока: урок  с элементами исследования

Оборудование:  учебник под редакцией Коровиной В.Я.  «Литература. 8класс» Часть 2.,   портрет А.П.Чехова

Цель учителя:  воспитывать  умение анализировать художественный текст; совершенствовать  умение проводить исследование в соответствии с поставленной задачей

Цель учащихся:  научиться исследовать художественный текст в соответствии с поставленной задачей, видеть красоту художественного слова, отличать изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Планируемые результаты:

Личностные: 

-развивать   чувство уважения к лучшим  человеческим чувствам: любви, доброте, стремлению к интересной, яркой, наполненной событиями, эмоциями жизни

Метапредметные:

- регулятивные УУД:

-определение цели работы, планирование достижения цели

 -отработка учебных приемов исследовательской деятельности                                    

 -определение степени успешности выполненной работы

-совершенствование умения  оценивать работу других учеников

- познавательные УУД: 

-самостоятельно   извлекать текстовую информацию, представленную  в художественном  тексте;    пользоваться словарями

- коммуникативные УУД:

-учиться организовывать учебное взаимодействие в группе, выступать перед аудиторией сверстников с сообщением, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Предметные: 

- развивать умение определять тему и идею произведения, анализировать художественный текст

- находить и интерпретировать средства художественной изобразительности в  прозаическом  произведении.

                                                       Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задание

Планируемые результаты

1.Актуализация

знаний.

2.Работа по статье учебника.

Вступительное слово учителя.

Акакий Тарантулов, Балдастов, Человек без селезенки, Врач без  пациентов, Брат моего брата, Шиллер Шекспирович Гете, Антоша Чехонте. Это все незабвенный  Антон Павлович Чехов. С его героями мы знакомились и в 6, и 7 классах. Узнавайте его героев.

Антон Чехов, врач по профессии, писатель по призванию, в письме к Плещееву излагает настоящую программу жизни. Найдите  в статье учебника  эти строки и зачитайте их.

Помимо юмористических рассказов, у Чехова есть много произведений о любви, а Бунин видел в Чехове знатока женского сердца. Зачитайте цитату И.Бунина.

Антон Чехов, наблюдательный, тактичный писатель, никогда не навязывал своего мнения, он предоставлял читателю возможность самому делать выводы. И хочется верить, что это такие  выводы, которых он ждал.

Обращаемся к рассказу «О любви»

Учащиеся вступают в диалог с учителем, узнают героев чеховских рассказов по их репликам.

Ученики, используя просмотровое чтение, находят

а) цитату о ненависти Чехова лжи и насилия

б)цитату И.Бунина о Чехове, знатоке женского сердца

 Узнайте героев чеховских произведений по их репликам.

1.«Так ты кусаться , окаянная?!»

2. «Хирургия  - это ерунда, это раз плюнуть…»

3. «Это, Нафаня, друг, так сказать, моего детства…»

4. «Жеребятников? Жеребцов? Жеребякин? Лошадкин? Сбруев?»

 Воспитывать интерес к предмету, творчеству А.Чехова

-самостоятельно   извлекать текстовую информацию, представленную   тексте;    

2. Постановка исследовательской задачи.

3.Работа в группах.

Проведение исследования.

Учитель обращает внимание учащихся на формулировку темы, написанной на доске. «Рассказ Чехова «О любви» как история об…»  Тему нужно продолжить.

-О чем вы задумывались, когда читали рассказ?

Учитель объясняет, что урок будет проходить в  форме групповой исследовательской работы, все работают в постоянных группах. Каждая группа работает по конкретному заданию. Но если мы будем проводить исследование, то должны определить   цель нашей совместной работы. Сегодня  мы пойдем от понимания идеи рассказа.  Озвучиваем главную мысль рассказа «О любви». А понять ее нам помогут слова самого Чехова, взятые в качестве эпиграфа. «Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво».

Главная мысль озвучена, пробуем формулировать нашу исследовательскую задачу. Ваши варианты? (будем исследовать, как главную мысль рассказа доносит до читателя А.П.Чехов)

 

Мы сегодня будем не просто анализировать  произведение, а именно проводить маленькое исследование. Каждая группа  будет отвечать на свой вопрос, теперь  уже отталкиваясь от идеи рассказа.  

  Группа 1.

Как речь Алехина характеризует героя? Меняется ли его речь  на протяжении рассказа?

Группа №2

  Есть ли «говорящие детали», каково их предназначение?

 

Группа №3

Как развиваются отношения между Алехиным и Анной Алексеевной?

Какую роль играет вставной эпизод о Пелагее и поваре Никаноре?

Группа №4

Благородно ли поступаю герои, скрывая свою любовь? Правы ли они, скрывая свою любовь?

Если учащиеся сразу не сообразят, можно законченное предложение произнести позднее.(…как история об утраченном счастье)

О роли любви в жизни человека, всегда ли любовь несет счастье, надо ли сомневаться в своих поступках…

Учащиеся формулируют идею и записывают в тетрадь.

Чехов убеждает: нельзя мириться  с пустой бесцельной жизнью, надо бороться за счастье, за любовь.

Учащиеся делают предположения целей исследования.

После обсуждения формулируем ее.  

Учащиеся, дополняя друг друга в группе, приводят цитаты из текста, показывая, что речь Алехина правильная, грамотная, красивая, речь культурного, образованного человека, когда он разговаривает  с Анной Алексеевной или когда он говорит о ней. Но постепенно в его речи появляются просторечные слова, грубая лексика, говорящая о том, что человек деградирует, опускается. Работа, тяжелая, потная, ему была не по душе. Автор прибегает к использованию ИВС, помогая читателю понять, что Алехин выбрал не свой путь.

   

 

      А.П. Чехов- мастер  художественной детали. Какую роль они  играют в рассказе «О любви»? Учащиеся дают определение художественной детали, находят детали в тексте Чехова и определяют смысловую роль найденных деталей (деталями Чехов подчеркивает духовное падение Алехина, его отказ от культурных привычек)

Учащиеся с опорой на текст выстраивают рассказ о развитии отношений между героями. Наблюдают, как возникают сомнения в каждом из героев, как начинают их мучить похожие вопросы(чем может все закончиться, принесет ли счастье их любовь). Учащиеся пересказывают эпизод с Пелагеей и приходят к выводу, что он тоже неслучаен в рассказе.

Пелагея влюблена в Никанора, но он «пьяница и буйного нрава»

… не хотела за него замуж, но соглашалась жить так…» Никанор же «был очень набожен, и религиозные убеждения не позволяли ему жить так;  он требовал…иначе не хотел, и бранил ее…и даже бил…»

Учащиеся осмысляют сложные вопросы выбора: почему герои не говорили о своей любви, почему не боролись за нее, что их сдерживало. В словаре есть определение счастья. Счастье – это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. А наши герои несчастны. Все.Правильно ли поступают герои. Отказавшись от любви.  

Цель нашего исследования: Увидеть те приемы, средства, методы, которые использует автор, чтобы донести до читателей основную мысль рассказа

А.П. Чехов- мастер речевого портрета

Рассказ о своей жизни:

разговорно-бытовая лексика: холостяки, батраки, без гроша, убыток, почем говядина просторечные слова: спанье в санях, мужики, бабы

  просторечно-вульгарные слова: мурло

 просторечные фразеологические обороты: говорил бог знает что, выпил в один присест, как белка в колесе; не было у бабы хлопот, так купила порося

Вывод: обыденная жизнь затягивает умного, культурного человека, приземляет его; этого автор достигает с помощью просторечных слов и выражений, которые вкладывает в уста своего героя

Человек оказывается в плену  собственного быта, мельчает, опускается, теряет духовные интересы

вкусные пирожки, раки, бараньи котлеты, которые подавали к завтраку

Попытка героя сохранить привычный образ жизни в имении, но со временем мельчает, опускается, теряет духовные интересы

Кофе с ликерами, который Алехин  приказывал подавать себе в имении-  «…отец Иван в один присест выпил все мои ликеры»

Серый, унылый  пейзаж- серая, скучная жизнь

поздняя осень, серое небо, деревья, мокрые от дождя

Бизость по духу, родству душ –альбом матери

Пустота, бесцельность, бессмысленность жизни

железная дорога

«Поезд уже ушел»

 «Я сел в соседнем купе,- оно было пусто…»

Возникло чувство близости, встречи несли ощущение чего-то нового, готовы были к тому, чтобы полюбить друг друга, похожи в своем одиночестве и неудовлетворенности жизнью.

Вероятно, не стоило Павлу Константиновичу сомневаться, испытывая невыносимую скуку и брезгливость от того, что занимается нелюбимым делом, вертеться как белка в колесе. Стоило всего лишь продать имение, вернуть долги и «…заниматься чем- нибудь, что делало бы его жизнь более приятной».

Сомнения, конечно же, для героев были мучением, страданием, они приводили к внутреннему разладу: Но в то же время сомнение, порождающее мнение,- необходимое условие для развития, более глубокого понимания жизни и назначения человека для усовершенствования самого себя.  Через эти мучения человек мыслящий (Алехин) и приходит к постижению  собственных целей жизни  и смысла бытия.

 

 

Регулятивные: определение цели работы

Регулятивные:

 планирование достижения цели

Регулятивные:

отработка учебных приемов исследовательской деятельности  

Предметные:

 находить и интерпретировать средства художественной изобразительности в  прозаическом  произведении.

   

коммуникативные УУД:

-учиться организовывать учебное взаимодействие в группе, выступать перед аудиторией сверстников с сообщением, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

           

Предметные:

 находить и интерпретировать средства художественной изобразительности в  прозаическом  произведении.

           

коммуникативные:

-учиться организовывать учебное взаимодействие в группе

Предметные: 

- развивать умение определять тему и идею произведения, анализировать художественный текст

- находить и интерпретировать средства художественной изобразительности в  прозаическом  произведении.

коммуникативные УУД:

-учиться   выступать перед аудиторией сверстников с сообщением, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

коммуникативные:

-учиться организовывать учебное взаимодействие в группе

4.Оформление вывода, к которому приводит читателя Чехов.

  Учащиеся приходят к мысли, которую настойчиво, но несколько завуалировано представляет А.Чехов. Что же он хотел сказать своему читателю?

 

Своему герою Алехину Чехов вкладывает в уста свои заветные мысли. Вы обратили на них внимание? Они очень просты.

Как не упустить свое счастье, не оказаться в пустом вагоне?

   Вопросы, поставленные в рассказе, могут остаться   открытыми; А.П. Чехов не дает чудодейственного рецепта;  у каждого из нас должны быть в жизни сомнения, но за ними обязательно должно следовать мнение. Бесцельна, бессмысленна жизнь, наполненная одними только сомнениями.

  Чехов убеждает: нельзя мириться с пустой, бесцельной жизнью, надо бороться за любовь, красоту, свободу. Ненужно, мелко, обманчиво бывает то, что мешает любить

  

 

 коммуникативные УУД:

-учиться   выступать перед аудиторией сверстников с сообщением, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

5.Этап рефлексии.

 

Что нового открыли для себя на сегодняшнем уроке? Чем   именно для вас был полезен наш сегодняшний разговор о любви?

Подведение итогов урока, выставление отметок.

 Учащиеся высказывают мнение о жизненности этого рассказа, пользе для себя. Благодарят тех ребят, которые в течение урока высказывали интересные мысли, были особенно активны.

 коммуникативные УУД:

-учиться   выступать перед аудиторией сверстников с сообщением, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

- регулятивные УУД:

 -определение степени успешности выполненной работы

совершенствование умения  оценивать работу других учеников

6. Домашнее задание.

 Напишите мини-сочинение,  которое начинается словами «Когда любишь…»  

   

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 11 КЛАССА НА ТЕМУ «ПАРАДОКСЫ ЛЮБВИ В СТИХОТВОРЕНИИ В.В.МАЯКОВСКОГО «ЛИЛИЧКА! ВМЕСТО ПИСЬМА»

Представлена методическая разработка  проблемного урока-исследования с элементами "погружения". В данном материале содержатся авторские технологии: "мозаика ассоциаций", структурно-логическа...

Методическая разработка урока литературы в 8 классе по рассказу А.Чехова "О любви"

Методическая разработка урока литературы  в 8 классе по теме "Рассказ об упущенном счастье" по  рассказу А.Чехова "О любви" (урок составлен в соответствии с требованиями ...

Методическая разработка урока в 5 классе по рассказу И.С.Шмелева " Как я встречался с Чеховым. За карасями"

Тема: Встреча с личностью.Цели урока:1.Воспитать внимательное чтение;2.Заложить умение анализировать художественное произведение,делать обобщения и выводы, давать характеристику героям;3.Использовать ...

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...