Конкурс эрудитов по рассказам А.Чехова
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Материал для внеклассной работы среди учащихся 7-8 классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_eruditov_po_rasskazam_a.p._chehova1.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс эрудитов по рассказам А.П. Чехова в 7-х классах

   Учитель Бабенко Г.А.    Дата проведения     23.03 2010

Цели:  I. Образовательные:         1) Повторение, обобщение, а так же обогащение

сведений о Чехове как человеке и писателе.

2) Развитие навыков выразительного чтения

учащихся.

3) Изучение читательских интересов школьни-

ков

4) Контроль объема и качества самостоятельно

го чтения учащихся.

II. Развивающие:        1) Развитие ассоциативной памяти и мышления учащихся.

        2) Развитие творческих способностей детей

        3) Развитие речи учащихся, умения точно и грамотно отвечать на поставленный вопрос.

III. Воспитывающие:        1) Воспитание интереса к творчеству А.П. Чехова.

        2) Воспитание квалифицированного читателя, чуткого к художественному слову.

        3) Воспитание нравственных качеств личности (доброты, сострадания, честности, искренности, любви к ближнему и т.д.)

IV. Развлекательная

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к рассказам Чехова, иллюст

      рация с изображением  имения писателя, листы, цветные  

      карандаши, записи на доске, медали для награждения.

На доске:

Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно.

М.Горький

Форма проведения викторины.   Ученики заранее получили задание прочитать как можно больше  рассказов А.П. Чехова, отметить для себя самые интересные из них. На уроке учитель делит класс на две команды. Ответы учеников оцениваются жюри, членами которого являются несколько учителей, приглашенных на урок.

        К конкурсу художников школьники заранее готовили рисунки. Это было частью домашнего задания.

        По окончании викторины обе команды награждаются медалями за участие в конкурсах ( 1 и 2 место). Медали заранее подготавливаются учителем.

Ход мероприятия.

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя.

11-12 января 2010 г. наша страна  отмечала юбилей (150 лет со дня рождения) А.П.Чехова. (Далее неск. Слов о Чехове: у Чехова было доброе, полное сострадания сердце. Иначе бы не получилось из него писателя. Потребность делать добро была в нем подлинной и устойчивой. И хотя его жизнь была нелегкой: он был долгое время беден и всегда болен, - никто не слышал, чтобы он жаловался. В дни его самых острых страданий окружающие ни о чем не догадывались. Когда его жалели, он переводил беседу на другую тему и с мягким задушевным юмором говорил о пустяках…
Да, Чехов оставил по себе самую добрую память. Стоит вспомнить и три школы, построенные им в селах Талеж, Новоселки, Мелихове, две из которых действовали до 1975 года, а теперь стали филиалами музея. Он строил дороги, мосты, копал пруды, сажал деревья. Он украшал землю и жизнь вокруг себя в самом прямом смысле этого слова.
)

Сегодня пройдёт конкурс знатоков А.П.Чехова. Таким образом, мы подведем итог изучения творчества писателя в седьмом классе, проверим насколько хорошо вы изучили произведения Чехова. На дом было заданно прочитать как можно больше рассказов писателя.

Конкурс №1. «Разминка».

(учащимся требуется ответить на задаваемые учителем вопросы).

  1. Под каким псевдонимом появились первые произведения А.П. Чехова? (Антоша Чехонте)
  2. Благодаря кому у Чехова появился этот псевдоним? (Благодаря профессору из университета).
  3.   Кем был по профессии Чехов? (Врачом)
  4. Как называлось имение под Москвой, купленное А.П. Чеховым? (Мелихово).

5.  Как зовут «толстого» и как зовут «тонкого» в рассказе «Толстый и тонкий»?

 (Толстый – Миша, тонкий - Порфирий).
6.  Как называет инструмент (щипцы) фельдшера, которым он дергает зуб дьячку в рассказе «Хирургия» (Козья ножка)
7. Как зовут (фамилия) пострадавшего в рассказе «Хамелеон» (Хрюкин – золотых дел мастер)
8. Для каких целей, герой рассказа «Злоумышленник» отворачивал гайки на железной дороге? (Для грузила для невода, рыбной ловли)
9. По какой причине письмо Ваньки Жукова не дойдет по адресу в рассказе «Ванька»? (адрес «На деревню дедушке»).
 
10. Кто был одним из самых близких друзей Чехова из русских писателей?

А) Н.А. Некрасов                -

Б) Л.Н. Толстой                +

                                         В) И.С. Тургенев                    -

  1. Традиции какого знаменитого писателя продолжил в своем творчестве Чехов?

А) М.Е. Салтыкова-Щедрина                +

Б) А.С. Пушкина                                -

                                         В) Л.Н. Толстого                                          -

Конкурс № 2. (по 1 баллу)

(Учащимся предлагается вставить пропущенное слово в названия рассказов, записанные на доске.).

        1.  «…………..    фамилия» (Лошадиная).

        2.  «Смерть ……………….» (чиновника).

        3. «Толстый и …………….» (тонкий).

        4. «Скучная …………….»  (история).

        5. «Палата № ……….» (шесть).

        6. «Дом ……………..»  (с мезонином).

        7. «Человек в …………….» (футляре).

        8. «Дама ……………….» (с собачкой).

        

Конкурс № 3. «Ассоциации» (1 балл)

(Учитель называет ассоциацию, учащиеся, опираясь на нее, узнают рассказ.).

  1. Ящерица («Хамелеон»)
  2. Дворняжка («Каштанка»)
  3. Гайка («Злоумышленник»)
  4. Рыбалка («Налим»)
  5. Зубы («Хирургия»)
  6. Извозчик («Тоска»)
  7. Соль («Пересолил»)
  8. Овес («Лошадиная фамилия»)
  9. письмо (Ванька»)

Конкурс № 4. «Конкурс чтецов».

(Учащимся предлагается выразительно прочитать в лицах предлагаемый отрывок из рассказа).

        1-2  команда – «Злоумышленник » (начало)

        3-4  команда – «Лошадиная фамилия»

Конкурс №5. «Откуда это?»

(Ученикам необходимо определить произведение, из которого взят отрывок текста.)

  1. «…И этакую собаку держать! Где ж у вас ум? Попадись эдакая собака в Петербурге или в Москве, то знаете, что было бы?...» («Хамелеон»).
  2. «…На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля…» («Толстый и тонкий»).
  3. «…- Что же ты скулишь? – продолжал он, сбивая пальцем с ее спины снег. – Где твой хозяин? Должно быть, ты потерялась. Ах, бедный песик! Что же мы теперь будем делать?» («Каштанка»).
  4. «…Приказчик стоял на краю дороги и, глядя сосредоточенно себе под ноги, о чем-то думал. Судя по морщинам, бороздившим его лоб, и по выражению глаз, думы его были напряженны, мучительны» («Лошадиная фамилия»)
  5. «…Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе, латаных портах. Его обросшее  волосам и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости…» («Злоумышленник»).
  6. «…Так- то, брат – кобылочка,… нету Кузьмы Ионыча… Приказал долго жить… Взял и помер зря… Таперя, скажем у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать… И вдруг, скажем этот самый жеребенок приказал долго жить… Ведь жалко?» («Тоска»).
  7.  «А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки незлые…Приезжай, милый дедушка. Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу…» («Ванька»)

Конкурс № 6  «Отгадай иллюстрацию»

(Требуется определить произведение, к которому относится данная иллюстрация. Учитель показывает иллюстрацию, дети письменно фиксируют свой ответ. Затем ответы зачитываются и проверяются.)

1.«Толстый и тонкий»

2.«Хамелеон»

3.«Каштанка»

4.«Белолобый»

5.«Лошадиная фамилия»

6.«Степь»

7. «Тоска»

Конкурс № 7. «Конкурс эрудитов»

1.  Из письма Антона Павловича Чехова брату Александру: «Ты написал пьесу? Мой совет: старайся быть оригинальным и, по возможности, умным, не замазывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок…» Письмо заканчивается выражением, в котором упоминается сестра. Закончите мысль Чехова.
Ответ: «Краткость – сестра таланта»

2.Старший из них, Александр, был известным петербуржским журналистом, второй – Николай – был художником и дружил с Левитаном. Известен нам больше третий брат. Его племянник уехал в Америку, основал там школу и стал учителем учителя Марлона Брандо и Мэрилин Монро. Назовите имена третьего брата и его племянника.
Ответ: Антон (Павлович Чехов) и Михаил (тоже Чехов).

Конкурс № 8. «Конкурс художников»

(Команды показывают домашнее задание. Им требовалось нарисовать иллюстрацию к одному из рассказов А.П. Чехова. Это конкурс на самую смешную и интересную работу.)

Конкурс № 9 Сочинителей (заключительный) (макс. – 5 баллов)

Задание: Напишите поздравительное письмо А.П.Чехову к его юбилею. Проявите знание произведений А.Чехова, ему будет приятно.

  1. Подведение итогов викторины.

(Предоставляется слово членам жюри. Они подводят итоги викторины, учитывая правильность ответов учащихся, дисциплинированность и организованность команд. Отмечаются самые активные участники мероприятия. Команды награждаются грамотами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс эрудитов:"Занимательно о спорте"

Конкурс в рамках теоретического урока в 4 классе...

КОНКУРС ЭРУДИТОВ «ШКОЛЬНАЯ МОЗАИКА»

Интегрированное внекласное мероприятие по биологи, химии, географии, физике. ...

Литература. Конкурс эрудитов по творчеству А.С.Пушкина (9 класс)

Данная разработка может быть использована и как на урочном этапе повторения, и также на внеклассном мероприятии, например на предметной неделе. Разработка имеет презентацию....

Внеклассное мероприятие "конкурс эрудитов".

Одним из методических средств, которые способны активизироватьпознавательную деятельность обучающихся является учебная игра. Именно игры, конкурсы дают возможность наиболее полно раскрыться обучающему...

Конкурс "Эрудиты"

Конкурс проводится в "Неделю математики"...

Конкурс эрудитов "Физика в рассказах"

Конкурс эрудитов "Физика в рассказах". Материал взят из книги Л.А.Горлова  "Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия. Физика." М., ВАКО, 2006 г. Материал представлен в виде карточек и удобен ...