Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения(УУД) | Промежуточный контроль. |
1. Мотивация( самоопределение) к учебной деятельности. Рефлексия. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Вступительное слово. -Здравствуйте, ребята!
Ребята, ещё в древности заметили, что цветом можно выразить настроение. Перед вами – фигурки человечков. Раскрасьте первого, как вам хочется. Второго раскрасим в конце урока. Интересно, какое настроение будет у Вас после урока? Сегодня у нас необычный урок обратите внимание на эпиграф к уроку. Усердней с каждым днем гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства….. ….Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть. С. Маршак | Слушание, участие в диалоге. Демонстрируют готовность к уроку. | Фронтальная | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах. | Листы обратной связи |
2. Актуализация и пробное учебное действие. | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа. Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока Ссылка на сайт"http://nsportal.ru/bobrova-olga-gennadevna" | - Почему, ребята, Маршак сравнил словарь с повестью? - А почему эта повесть «древняя» и « рассыпанная»? - Верно! Мы изучили с вами морфемный состав слова, который не является сложившимся, постоянным. На протяжении столетий состав многих слов изменялся в связи с изменением жизни общества. Но что остается неизменным, нам нужно выяснить. - Для начала , ребята, отгадайте загадку. Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту, Я не вверх, а вниз расту. - Что это? (Корень) Правильно. Как ствол и ветви дерева растут из корня, так и родственные слова появляются из одного корня. Во многих словах корни спрятаны, как и в дереве, мы их не видим. А знать эти древние корни очень важно. Помогает нам в этом наука этимология. Что она изучает? (От греческого “etymon” – истина и “logos” - учение) Это наука о происхождении слова. ( демонстрация словаря) Значение слова КОРЕНЬ по толковому словарю С. И. Ожегова: 1. Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ. 2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. 3. перен. Начало, источник, истоки чего-н. 4. В языкознании: часть слова без приставок и суффиксов. - Как называются слова, имеющие несколько лексических значений? (Многозначные). - О каком значении этого слова мы будем говорить на уроках русского языка? (Корень – это часть слова) Корень – часть слова. Слов на свете нам не счесть, в каждом слове корень есть.
Обратимся к учебнику. Страница 158 & 5. - Прочитать внимательно параграф сформулировать и записать три вопроса (важно правильно записать вопрос и задать его однокласснику) Правила общения: - Один ученик чётко и ясно задаёт свой вопрос.
- Остальные учащиеся внимательно слушают.
- Затем задающий вопрос ученик называет того, кто ответит на вопрос.
Если ответа нет, остальные ребята помогают своему однокласснику. | Ответы на вопросы. Строят понятные высказывания. | Фронтальная, индивидуальная.
Работа в группе.
| Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно- следственные связи Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других | Устные ответы |
|
| Мы не можем представить нашу жизнь без солнца, а у этого слова – интересная история. Обратимся к слайду. Что здесь изображено? Выделите современный корень в слове солнце, опираясь на схему. Для этого подберите однокоренные слова. У вас получился корень -солн-. Так и разберёт это слово современный ученик (слайд). А теперь посмотрите следующий слайд, где изображён древний мальчик. В древности солнце обозначалось словом СОЛ. Как видим, в истории языка произошли изменения. Сегодня на уроке мы обратимся к истории некоторых слов, связанных с понятием “Родина”, и сопоставим их древний состав и значение со структурой и значением в современном языке. А помогут нам в этом наши верные друзья – этимологический словарь (показать) и словообразовательный словарь
|
|
|
|
|
3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.
Работа с этимологическим словарем. | Давайте начертим такую таблицу, в которой отразим древнее значение слова, современное значение и те исторические изменения, которые произошли в составе наших примеров. Заполнять её мы будем на уроке, работая с нашими этимологическими словариками Этимологический словарик
1. Кремль – от древнего «крома» – край, рубеж, граница, огороженное место, безопасное пространство. 2. Мешок – от древнего «мех», в нём хранили продукты и жидкость. 3. Москва – от древнего «москы» – низкое, влажное место, река Москы, отсюда название селения: москы – Московия – Москва. 4. Народ – от древней основы «род» - все люди, которые народились, люди одного племени. 5. Площадь – от древнего «плоске» - плоский, широкий, путём прибавления суффикса -адь-. 6. Подушка – от древнего «ухо». Современные слова: наушники, наушничать, ушной. 7. Солнце – от древнего «сол» ( солнце) путём прибавления суффикса, современные: солнце и др. 8. Столица – от древнего «стол», ( престол ), стольный город. 9. Страна – общий корень со словом «сторона», близко по значению к словам «пространство», «простор», «простирать».
| Формулируют цель учебной деятельности вместе с учителем. |
| Личностные : осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах.
|
|
4.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Работа в группах. Письменная работа. |
Древнее слово | Современное слово | Что изменилось? | Сол | солнце | суффикс слился с корнем | род | народ | приставка на слилась с корнем | Москы | Москва | фонетические изменения – по- явилась буква в | крома | Кремль | чередование м//мл | стол+иц | столица | суффикс слился с корнем | плоске | площадь | фонетические изменения |
| Работа с заданиями. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Делают выводы. | Групповая , индивидуальная. | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию и находят ее в литературе. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей |
|
| Физкультминутка | Я называю главное слово в “семье” и пытаюсь собрать его “родственников”. Если слово является однокоренным, то поднимаем ручки вверх и хлопаем. Если нет, то приседаем и хлопаем.
|
|
|
|
|
Первичное закрепление с комментированием. | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа. | Итак, мы видим, что исторические изменения касаются смысла слов (Москва), структуры (народ), происходят чередования звуков (Кремль). А теперь попробуйте самостоятельно определить, как изменились некоторые бытовые слова, что с ними произошло. Докажите, что слова мешок и мех (I вариант); подушка и ухо (II вариант) являются словами одного корня. I вариант). В древности мешки делали из меха. В процессе исторического развития произошло чередование Х//Ш. Зная об исторических изменениях в составе слова “мешок”, можно сделать вывод о том, что данные слова – слова одного корня. Д. (II вариант). Подушка – то, что подкладывают под ухо. В процессе исторического развития произошло слияние приставки и корня. Но если знать этимологию слова, то можно сделать вывод о том, что данные слова – слова одного корня. Таким образом, мы узнали много интересного об изменении значений слов в процессе исторического развития нашей страны, познакомились с некоторыми древними корнями. Какие это корни?( сол, Москы, род, крома, стол, плоске) А сейчас, ребята, выполним упражнение 39 стр 159.
|
|
Работа в паре. |
|
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. | Знать корни бывает очень важно. Они могут определить правописание современных слов. Например: безударная гласная в корне (столица, Москва), непроизносимая согласная в корне (солнце). Не только в корне происходят изменения. Они коснулись и других морфем: приставки и суффикса. Например, как будет называться мама вашей бабушки? ( Прабабушка). Что вы добавите? ( Правнук, праязык, прародина.) Теперь приставка слилась с корнем. А какие ещё непродуктивные приставки вы знаете? ( СУ (суглинок) и ПА (пасынок)). Очень интересен древний суффикс -р-. Попробуйте с его помощью образовать существительное от глагола дать. ( Дар). А вы, наверное, не знаете о том, как появилось слово “мир”? Это одно из самых употребляемых слов, связанных с понятием “Родина”. К слову “милый” (то есть дорогой, важный) добавили суффикс -р-. Сегодня на уроке мы вспомнили слова, связанные с темой “Родина”, и познакомились с теми историческими процессами, которые происходили в них на протяжении долгой истории нашего государства. - Попробуйте, пользуясь материалом « Этимологического словаря», выполнить упражнение 42. |
|
|
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации( из материалов учебника и рассказа учителя) Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов, способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме |
|
Включение в систему знаний и повторение.
Информация о домашнем задании | Обобщение полученных на уроке сведений , оценивание результатов работы. | . Ребята, что нового вы узнали на этом уроке? Какие именно исторические изменения произошли в русском языке? Какой словарь оказал нам на уроке большую помощь? . А история какого слова показалась вам наиболее интересной? Вы хорошо потрудились. Какое у вас сейчас настроение? Раскрасьте человечков. Что стало с Вашим настроением? Почему? На выбор: выполнить упражнение из учебника стр 161 упр. 44(базовый уровень) или сочинить лингвистическую сказку по данному началу: « В волшебной стране под названием «Морфемика» жил-был Корень. Много лет он правил своей страной, и все придворные ему повиновались. Однажды Корень дал задание своим подданным, Приставкам и Суффиксам, …» Кто попробует написать сказку?( повышенный уровень)
В течение многих веков русский народ хранил этот великий дар – русский язык. И наш долг – беречь его, заботиться о нём. Пора бросить эти жаргонные слова! Ведь только тот, кто умеет правильно и красиво говорить и писать, только тот, кто бережно обращается со словами русского языка, может считать себя образованным человеком. Вспоминаются слова Анны Ахматовой, сказанные в трудном 1942 году: И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём И внукам дадим, и от плена спасём навеки.
| Подводят итоги урока под руководством учителя, оценивают себя и товарищей. Отвечают на вопросы. | Фронтальная. | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают собственные мысли. |
|