«Секреты хорошей речи» (методическая разработка элективного курса для учащихся 8 классов)
календарно-тематическое планирование (8 класс) на тему
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его мировоззрения, его коммуникативных способностей. Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Поэтому владению речью важно формировать в школьные годы.
Элективный курс «Секреты хорошей речи» – воспитание элементарной культуры речи на основе научных разработок литературно-языковых норм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_khoroshey_rechi_luzyanina.docx | 34.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2088 «ГРАЙВОРОНОВО»
Адрес: 109518, Москва, Волжский бульвар, д. 6, корп. 3 Е-mail: shkola2088@yandex.ru
Тел. 8 (499) 177-5692, 8 (499) 177-5688 ОГРН 1137746894086, ИНН 7722820502 /КПП 772201001
«Секреты хорошей речи»
(методическая разработка элективного курса для учащихся 8 классов)
Составитель:
Лузянина Антонина Григорьевна
учитель русского языка и литературы
Москва,
2014 год
Пояснительная записка
Персидский поэт и мыслитель XII века Саади сказал:
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его мировоззрения, его коммуникативных способностей. Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Поэтому владению речью важно формировать в школьные годы.
Элективный курс «Секреты хорошей речи» – воспитание элементарной культуры речи на основе научных разработок литературно-языковых норм. В центре внимания оказывается культура речи — лингвистическая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения.
Первая часть этой задачи – субъективная: в виде освоения норм языка, выработки правильности речи как условия приобщения к культурным ценностям свободного цивилизованного мира
Конечная цель курса состоит в освоении приёмов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи — устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.
Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи.
Настоящий курс составлен для учащихся 8 классов. По мнению ведущих педагогов и психологов, подростки очень сильно нуждаются в общении. Ещё В.А. Сухомлинский в своей работе «Общение личности с обществом» писал об общении, как о важном этапе развития личности в подростковом возрасте: «Каким станет человек, зависит от того, каков он в общении с другими людьми, какие мысли вызывает у него это общение, и к чему это направляет его волю. Человеческое общение – это чрезвычайно широкое, многогранное удовлетворение потребности человека в человеке».
Программа элективного курса «Секреты хорошей речи» является модифицированной, составлена на основе учебного пособия А.Г.Петряковой “Культура речи”, Г.Н.Ивановой-Лукьяновой “Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм”, Л.А.Введенской, Л.Г.Павловой, Е.Ю. Кашаевой “Русский язык и культура речи”, рекомендованных для студентов вузов.
Программа рассчитана на 34 часа (из расчёта 1 час в неделю).
Возможные виды деятельности учащихся: анализ, конструирование, написание, редактирование собственного высказывания или речи, ролевые игры, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией, составление таблиц, изготовление наглядных пособий – памяток, участие в работе школьного пресс-центра, научного общества учащихся.
Итоги работы подводятся на итоговом семинаре или конференции.
Цель и задачи элективного курса
Цель работы:
Систематизировать, закрепить и углубить знания обучающихся о культуре речи, полученные на уроках русского языка в 5-7 классах.
Для реализации этой цели важно решить следующие задачи:
- дать общие сведения о языке в соответствии с «Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования»;
- обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку»;
- обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи на уроках по другим предметам;
- способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся.
Перечень формируемых знаний и умений
Учащиеся должны знать: основные нормы литературного языка, основные понятия курса, жанры общения; приемы их создания, специфику их использования в реальной деятельности, нормы речевого поведения.
Учащиеся должны иметь представления: о правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях; об особенностях коммуникативно-речевых ситуаций.
Учащиеся должны уметь: соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет, следить за чистотой, точностью речи, свободно, грамотно высказываться на заданные темы, добиваясь выразительности речи за счет тропов и стилистических фигур, ориентироваться в ситуации общения.
Учебно - тематический план
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Вид работы | Образовательный продукт |
1 | Введение. Значение культуры речи в жизни общества. Социальный опрос. | 1 | Лекция с элементами беседы | Конспект |
2 | Информационная насыщенность речи. Выбор тем исследовательских работ. | 1 | Самостоятельное составление текста с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя | Текст художественного стиля |
3 | Логичность речи | 1 | Работа по редактированию текста | Отредактированный текст |
4 | Точность, ясность и простота речи | 1 | Практическая работа под руководством учителя | Алгоритм высказывания |
Простота речи – 7 часов | ||||
5 | Многообразие значений слова | 1 | Лекция с элементами беседы | Развернутый план - конспект |
6 | Слова одинаковые, но разные | 1 | Ролевая игра | Синквейн |
7 | Синонимическое богатство русского языка. Контрастные слова. Созвучные слова | 1 | Работа в группах | Исследовательский проект |
8 | Разнообразие способов словообразования | 1 | Подготовка презентации проекта | Проект таблица способов словообразования |
9 | Стилистические различия формообразования имён и глаголов | 1 | Лекция | Конспект |
10 | Многообразие синтаксических конструкций | 1 | Практикум | Таблица |
11 | Зачётная работа «Этот занимательный синтаксис». | 1 | Групповое конструирование текстов разных стилей | Тексты разных стилей |
12 | Чистота речи | 1 | Лекция с элементами беседы, создание собственного высказывания на определенную тему (работа в парах) | Собственное высказывание на заданную тему |
13 | Умеренность речи | 1 | Сбор, обработка, анализ и систематизация информации | Синквейн |
Правильность речи – 12 часов | ||||
14 | Правильный выбор слова. «Ты» и «Вы» в речевом этикете | 1 | Анализ художественного текста, написание по образцу | Мини -сочинение |
15 | Как правильно употреблять части речи. Параллельные формы имён существительных. Разные формы имён прилагательных | 1 | Анализ художественного текста, написание по образцу | Эссе |
16 | Как используются имена числительные | 1 | Создание текстов с использованием числительных | Собственные тексты с числительными |
17 | Секреты местоимений | 1 | Конструирование текста с местоимениями с опорой на словарик поэзии А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова | Синквейн |
18 | Особенности употребления глаголов | 1 | Конструирование текста с опорой на словарик поэзии А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова | Синквейн |
19 | Чему учит синтаксис. Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим | 1 | Анализ художественного текста | Конспект |
20 | Как согласуются определения и предложения | 1 | Лекция | Конспект |
21 | Формы управления. Обособленные обороты | 1 | Редактирование чужого и написание собственного текста | Текст |
22 | Правила употребления сложных предложений | 1 | Лекция, конспектирование материала в виде таблицы | Таблица |
23 | Трудности произношения | 1 | Практическая работа | Таблица - схема |
24 | Орфоэпические нормы | 1 | Лекция | Конспект, составление таблицы |
25 | Проверочная работа. Тестирование «Умею ли я правильно говорить». | 1 | Практическая работа | Тестирование |
Образность речи – 5 часов | ||||
26 | Какую речь называют образной | 1 | Анализ художественного текста | Алгоритм выполнения анализа |
27 | Эпитеты. Сравнения. Метафоры | 1 | Практическая работа | Эссе |
28 | Метонимия. Синекдоха. Олицетворение | 1 | Лекция, практическая работа | Эссе |
29 | Гипербола. Литота. Аллегория | 1 | Комплексный анализ художественного текста | Анализ прозаического произведения |
30 | Сочинение - рассуждение по стихотворению В.Солоухина «Здравствуйте!». | 1 | Самостоятельная работа | Сочинение - миниатюра |
31 | Урок-диспут: «Русский язык гибнет или проходит путь своего естественного развития?» | 1 | Комплексный анализ художественного текста | Анализ лирического произведения |
32 | Благозвучие речи | 1 | Комплексный анализ художественного текста | Анализ лирического произведения |
33-34 | Итоговая конференция. Защита проектов. Выступление агитбригады. | 2 | Тестирование, защита творческих работ | Творческий отчет, презентация творческих работ |
Содержание программы
Введение
Значение культуры речи в жизни общества.
Освоение норм языка, выработка правильности речи как условие приобщения к культурным ценностям свободного цивилизованного мира.
Исследование факторов, разрушающих нормы литературного языка, с целью их сохранения, поддержания и пропаганды.
Информативная насыщенность речи
Главное назначение речи – быть средством общения, передавать нужную информацию. Многословие (речевая избыточность) и пустословие.
Плеоназм (излишество) и его разновидность тавтология.
Лексические повторы. Речь пространная и лаконичная.
Логичность речи
Логичность как важнейшее условие речи.
Законы логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Типы логических ошибок.
Точность, ясность и простота речи
Причины неясности высказывания. Редактирование текста.
Богатство речи
Количество слов, используемых в речи, - критерий ее богатства и бедности.
Многообразие значений слов. Значения основное (прямое, первичное, главное) и производное от него (неосновное, переносное, вторичное).
Слова одинаковые, но разные. Многозначность слов и омонимия. Омоформы. Омофоны. Омографы. Игра слов. Каламбур.
Синонимическое богатство русского языка. Градация. Контрастные слова- антонимы. Оксюморон. Антифразис. Созвучные слова – паронимы.
Разнообразие способов словообразования. Богатство суффиксов в русском языке. Разговорные и просторечные словообразовательные модели.
Стилистические различия в формообразовании имен и глаголов. Многообразие и гибкость системы русского склонения, спряжения. Варианты окончаний существительных.
Многообразие синтаксических конструкций. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
Чистота речи
Засорение речи в результате употребления без надобности диалектизмов, профессионализмов, просторечных слов, вульгаризмов, речевых штампов, иноязычных слов, канцеляризмов, «слов-паразитов».
Уместность речи
Ситуация высказывания. Цели и задачи общения. Необходимость установления контакта между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим). Принцип дихотомии (уместно – неуместно) при выборе стиля.
Правильность речи
Понятие нормы литературного языка. Требования лексической сочетаемости. Употребление частей речи. Параллельные формы имен существительных. Форма рода. Особенности в склонении некоторых существительных. Разные формы имен прилагательных. Использование в речи имен числительных. Секреты местоимений. Особенности употребления глаголов.
Синтаксические нормы
Особенности построения простых предложений. Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Правила употребления сложных предложений.
Орфоэпические нормы
Правила произношения безударных гласных звуков, согласных звуков, иностранных слов, имен и отчеств.
Образность речи
Тропы. Художественные определения - эпитеты.
Образные сравнения. Метафорические образы. Метафоры мертвые, сухие, бытовые, поэтические, индивидуально-авторские, развернутые. Симфора. Метонимия. Синекдоха. Антономазия. Олицетворение. Персонификация как вид олицетворения. Гипербола и литота. Аллегория. Ирония. Перифраз.
Благозвучие речи
Неповторимая индивидуальность фонетической системы русского языка. Признаки неблагозвучия. Звукопись. Аллитерация и ассонанс. Ономатопея.
Формы контроля
Для того чтобы сделать занятия интересными и личностно значимыми для учащихся, при выборе форм и методов обучения руководствовались следующими положениями:
- смысловая целостность занятий;
- включение методик, допускающих разновариативное отношение к результатам и обсуждаемым вопросам;
- динамичность, увлекательность упражнений и методик;
- разнообразие форм работы.
Тематика индивидуальных работ обучающихся:
I. Рефераты
- Пути и судьбы ораторского искусства.
- Вечные идеи античных риторов (Корас, Горий, Сократ, Платон, Аристотель, Демосфен).
- Учение о коммуникативных качествах речи.
- Жизнь без языка.
- «Магическая звука власть…»
II. Творческие работы
- Конкурс риторов «Интонация – душа звучащей речи»
- Сочинения – рассуждения, эссе: «Язык очей и говор жеста», «Сердечное слово до сердца доходит», «Литературно-языковые нормы – регуляторы речевого поведения».
- Инсценирование отрывков из художественных произведений.
III. Проекты
- Сущность и функции языка.
- Нормы поведения и правила общения.
- Деловые бумаги в школе.
IV. Исследовательские работы
- Крылатые слова и менталитет народа.
- Использование иноязычных слов в средствах массовой информации.
- Функции русского языка в современном мире.
- Грубые нарушения норм литературного языка на радио (на телевидении, в рекламе, на эстраде).
- Употребление в художественных произведениях местоимений «ты» и «вы».
Список литературы для учащихся
- Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1993.-175с.
- Голуб, И. Б., Розенталь, Д. Э. Книга о хорошей речи. – М., 1997. -306с.
- Голуб, И. Б. Статьи об основах красноречия // Народное образование. - №3,7,8. – 2000; №1 – 2001.-214с.
- Чуковенков А.Ю., Янковая В.Ф. Деловая корреспонденция. М., 2004.-156с.
- Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет / Н. И. Формановская. — М., 2005.-302с.
Список литературы для учителя
- Колтунова М.В. Деловое письмо: что нужно знать составителю. М., 2000.- 321с.
- Львова, С. И. Позвольте пригласить вас…, или Речевой этикет / С. И. Львова. — М., 2005. – 241с.
- Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.-168с.
- Открытые уроки по курсу «Русский язык»: 5-11 класс/ Сост. Е.В.Васильева, Т.И.Канина, О.Е.Жиренко. – М.: 5 за знания, 2008. – 128с. – (Методическая библиотека).
- Русский язык и культура речи / Под ред. В.И.Максимова. М., 2004.- 263с.
- Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М., 2004.-186с.
- Чуковенков А.Ю., Янковая В.Ф. Деловая корреспонденция. М., 2004.-327с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка элективного курса "Особенности делового общения"для 9 классов
Методическая разработка элективного курса " Особенности делового общения"для 9 классов Предлагаемая программа элективного курса предпрофильной подготовки «Особенности делового общения » составле...
Методическая разработка элективного курса по русскому языку для 11-го класса "Речеведение".
Методическая разработка элективного курса для 11 класса "Речеведение". Учитель-языковед может использовать при подготовке к ЕГЭ и для уроков в 9-11 классах при работе с текстами и с художественно-выра...
Методическая разработка элективного курса «РЕШЕНИЕ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ВПИСАННЫЕ И ОПИСАННЫЕ ОКРУЖНОСТИ» по геометрии для учащихся 9 класса
Статистические данные анализа результатов проведения ЕГЭ говорят о том, что наименьший процент верных ответов традиционно дается учащимися на геометрические задачи. Задачи по планиметрии, включаемые в...
Разработка элективного курса для 9 класса "Развитие навыков устной речи на основе моделированных ситуаций и ролевой игры"
Материал содержит пояснительную записку к курсу, учебно-тематический план, содержание программы элективного курса, разработку занятий к программе элективного курса, приложение, дидактический инструмен...
Методическая разработка элективного курса "Знатоки английского языка"для 9-х классов.
Методическая разработка элективного курса " Знатоки английского языка"для 9-х классов....
Разработка программно-методического сопровождения элективного курса для предпрофильных классов по теме "Международные экономические отношения"
Элективный курс для 9-х предпрофильных классов расширяет рамки знаний по географии, поможет учителю в работе....
Методическая разработка Элективный курс по физической культуре «Физиологические основы физических упражнений. Баскетбол - как вид нестандартных физических упражнений» (для учащихся 10-11 классов)
Содержание данного курса актуально, так как содействует не только формированию у учащихся представления о баскетболе как виде спорта, но и помогает полнее понять физиологические процессы, происх...