Методическая разработка Элективный курс по физической культуре «Физиологические основы физических упражнений. Баскетбол - как вид нестандартных физических упражнений» (для учащихся 10-11 классов)
методическая разработка по физкультуре (10, 11 класс) по теме
Содержание данного курса актуально, так как содействует не только формированию у учащихся представления о баскетболе как виде спорта, но и помогает полнее понять физиологические процессы, происходящие в организме во время занятия этим видом. Приобрести организаторские способности в проведении соревнований.
Программа курса адресована учащимся лицея № 27, 10-11 классам.
Целью является:
1. Достичь оптимального уровня двигательных способностей, знаний и навыков в области одного из видов спорта – баскетбола;
2. Умения осуществлять организацию и проведение занятий с младшими школьниками, соревнований по данному виду;
3. Осуществлять компетентностный подход в решении задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_.docx | 209.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ Лицей № 27
Методическая разработка
Элективный курс по физической культуре
«Физиологические основы физических упражнений.
Баскетбол - как вид нестандартных физических упражнений»
(для учащихся 10-11 классов)
Курс разработан:
учителем по физической
культуре С.Ю Оскорбиной
Пояснительная записка.
Данный курс разработан на основании программы для общеобразовательных учебных заведений: «Физическое воспитание учащихся 1- 11 классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол)».
На основании федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования России от 05 марта 2004 г, № 1089.
Содержание данного курса актуально, так как содействует не только формированию у учащихся представления о баскетболе как виде спорта, но и помогает полнее понять физиологические процессы, происходящие в организме во время занятия этим видом. Приобрести организаторские способности в проведении соревнований.
Программа курса адресована учащимся лицея № 27, 10-11 классам.
Целью является:
- Достичь оптимального уровня двигательных способностей, знаний и навыков в области одного из видов спорта – баскетбола;
- Умения осуществлять организацию и проведение занятий с младшими школьниками, соревнований по данному виду;
- Осуществлять компетентностный подход в решении задач.
Задачи:
- Обучение: Знать и применять на практике знания по физиологии, двигательным умениям и навыкам;
- Воспитание: потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, укрепления здоровья.
- Развитие: нравственных и волевых качеств (целеустремлённости, дисциплинированности, воли, чувства ответственности, честности, взаимопомощи).
- Валиологические: формировать понятия о значении физических упражнений занятия спортом в условиях современной жизни. Роли физических упражнений в повышении устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов.
Характеристика предмета. Двигательная физическая деятельность является предметом образования в области физической культуры, которая связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств.
В данном курсе прослеживается три содержательных направления:
- основы физиологии физических упражнений,;
- физкультурно-оздоровительная деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность.
К основам относятся знания о значении физических упражнений в современной жизни, физиологических основ физического воспитания и спорта. Баскетбол – как вид нестандартных физических упражнений. Изучение правил игры. Организация соревнований. Осуществление судейства.
Физкультурно-оздоровительная деятельность ориентирует образовательный процесс на укрепление здоровья учащихся, воспитания бережного отношения к нему. Нацеливает на формирование интересов и потребностей школьников в регулярных занятиях физической культурой и спортом, творческом использовании осваемого материала в разнообразных формах активного досуга и отдыха, самостоятельной физической подготовке к предстоящей жизнедеятельности.
Спортивно-оздоровительная деятельность связана с интересами учащихся в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального достаточного уровня физической и двигательной подготовленности учащихся.
Принципы обучения. Ведущими принципами в обучении, на основе которых строится данная программа курса, являются:
1.Общепедагогические:
- сознательности и активности;
- наглядности обучения;
- систематичности и последовательности;
- прочности;
- доступности;
- научности;
- связи теории с практикой;
2. Специфические:
- непрерывности процесса физического воспитания;
- системного чередования нагрузки и отдыха;
- постепенного наращивания физического воздействия;
- адаптированного сбалансирования нагрузки.
Особенности физического развития детей старшего школьного возраста (16-18 лет).
Старший школьный возраст характеризуется продолжением развития организма, однако уже относительно спокойного и равномерного (отдельных органов и систем). Одновременно завершается половое созревание. Поэтому чётко проявляются половые и индивидуальные различия, как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост массы. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10-12 см. и тяжелее на 5-8 кг; масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13 %, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10 %, туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек.
У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи, с чем увеличивается мышечная масса, растёт сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Необходимо больше воздействовать на левую половину с целью симметричного развития мышц туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для развития силы и выносливости мышц.
У девушек в отличие от юношей, наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстаёт в развитии плечевой пояс, но интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, лёгкие, дыхательные мышцы менее развиты, чем у юношей. Поэтому функциональные возможности органов кровообращения и дыхания, гораздо ниже.
Сердце юношей на 10-15% больше по объёму и массе, чем у девушек; пульс реже на 6-8 уд/мин, сердечные сокращения сильнее, что обуславливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши ; жел примерно на 100см3 (0,1 л) меньше.
Большие изменения происходят в мыслительной деятельности. Повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дефференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом.
Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению при утомлении. Однако у девушек снижается смелость, что создаёт определённые трудности в физическом воспитании.
В старшем школьном возрасте сохраняются немалые резервы для улучшения двигательных способностей.
Условия реализации. Для осуществления цели данного курса необходимы ресурсы, а именно наличие спортивных сооружений, оборудования, инвентаря.
Построение образовательного процесса основано на применении следующих методов обучения :
- общепедагогические:
- словесный;
- наглядный;
- практический.
- специфические: метод строго регламентированного упражнения;
- методы обучения двигательным действиям - методы воспитания физических качеств
1. Метод целостно-конструктивного упражнения; 1.Стандартного упражнения:
2.Расчленено-конструктивный метод; - стандартно-непрерывного упражнения - стандартно-интервального;
3. Сопряжённого воздействия. 2. переменного упражнения:
4. Игровой метод; - переменно-непрерывного упражнен.
5. Соревновательный метод. – переменно-интервального упражн.
Сроки реализации данной программы курса.
Программа рассчитана на учебный год (31 час).
Этапы реализации программы курса.
Теоретический (10);
Практический (21) .
Формы текущего и итогового контроля.
Текущий: устный, письменный опросы; оценка техники выполнения двигательного действия, тактических действий; тесты по определению уровня знаний, умений.
Итоговый: организация и проведение соревнований, представление презентации, содействие в создании электронного учебника по обучению технических приёмов баскетбола, экзамен (в форме тестов, рефератов, билетов).
Ожидаемые результаты:
Знать/понимать:
- значение физических упражнений в условиях современной жизни;
- классификацию физических упражнений;
- характеристику состояний организма при спортивной деятельности;
- механизмы двигательных навыков;
- понятие «тренировка»;
- характеристики физических упражнений;
- историю возникновения игры в баскетбол;
- технико- тактические параметры игры;
- основные правила игры в баскетбол;
- жесты судьи.
Уметь:
- осуществлять наблюдение за своим физическим развитием и индивидуальной подготовленностью;
- контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимом физической нагрузки с учётом объективных и субъективных показателей;
-соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений;
- составлять и выполнять комплексы упражнений общеразвивающего характера с предметами и без предметов;
- владеть умением выполнять технические действия в игре, выстраивать тактические действия;
- организовать проведение подвижных игр, содействующих развитию двигательных качеств;
- осуществлять судейство школьных соревнований по баскетболу.
Ключевые компетенции:
- Способность работать самостоятельно без постоянного руководства ;
Способность брать на себя ответственность по собственной инициативе (брать на себя роль лидера команды в игровых видах спорта в нестандартных условиях, особенно, когда команда проигрывает);
Способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;
Готовность замечать проблемы и искать пути их решения (например, в игровых видах спорта – тактические и психологические проблемы);
Умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа (разбор выступления команды в игровых видах спорта, особенно неудачные; разработка новых тактических схем и вариантов);
Способность уживаться с другими (взаимоотношения в классе, школе, во дворе, на занятиях по физической культуре, походах и т.д.);
Способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе, т.е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими (освоение новой техники движений в любом виде спорта, нового инвентаря и спортивной формы, пытаться перенимать что-либо новое у спортсменов более высокого класса и т.д.);
Умение принимать решение на основе здравых суждений – т.е. не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию математически (в единоборствах, игровых видах спорта «просчитывать слабые места соперников и уметь воспользоваться этой слабостью для выигрыша).
Литература:
Программа «Физическое воспитание учащихся 1- 11 классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол)»;
Газета «Спорт в школе» №39, 1996. «Авторская программа Алексея Иванова»
Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии»;
А.В.Хуторской «Ключевыен компетенции учащихся»;
«Физиология человека» под ред. Н.В.Зимкина;
Журнал «Физическая культура в школе» №1,2000; №7, 1997; №5,1998;
«Настольная книга учителя физической культуры (подготовка школьников к олимпиадам)», 2008;
Д.В. Краузе, Д.Мейер, Д.Мейер«Баскетбол – навыки и упражнения»,2006;
Н.Сортел «Баскетбол – 1000 упражнений», 2002.
1. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА.
Теоретический блок: - 10 часов.
Раздел: Физиология.
- Классификация физических упражнений;
- Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности;
- Физиологические механизмы двигательных навыков;
- Спортивная тренировка;
- Физиологическая характеристика нестандартных физических упражнений;
- Значение физических упражнений в условиях современной жизни.
- Возрастные особенности детей старшего школьного возраста.
Раздел: Баскетбол.
- История возникновения игры в баскетбол;
- Технико-тактические действия в игре;
- Основные правила;
- Особенности судейства.
Практический блок: - 21 часов.
- Организация тренировочного занятия (общеразвивающие, подводящие, упражнения, подвижные игры);
- Техника, тактика, стратегия игры;
- Организация учебной игры. Судейство.
- Организация соревнований по баскетболу.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМАМ.
Теоретический блок: 11 часов.
Раздел «Физиология».
Тема -1: (1 час)
Классификация физических упражнений.
- стереотипные (стандартные) движения;
- ситуационные (нестандартные) движения
Тема -2: (1 час)
Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности.
- предстартовое и стартовое состояние;
- изменение функционального состояния организма при разминке;
- врабатывание;
- «мёртвая точка» и «второе дыхание»;
- утомление;
- восстановительные процессы.
Тема -3: (1 час)
Физиологические механизмы двигательных навыков.
- временные связи как физиологическая основа формирования двигательных навыков;
- значение для формирования двигательных навыков ранее выработанных координаций;
- стереотипность и изменчивость двигательного навыка. Автоматизация.
Тема-4: (1 час)
Спортивная тренировка. Тренированность. Перетренированность.
Тема -5: (1 час)
Физиологическая характеристика физических упражнений.
- общая характеристика циклических движений;
-общая характеристика однократных ациклических движений;
- общая характеристика упражнений, оцениваемых по качеству их выполнения;
- общая характеристика нестандартных физических упражнений (спортивных игр).
Тема - 6: (1 час)
Значение физических упражнений в условиях современной жизни.
- влияние на функции организма недостаточной двигательной активности;
- роль физических упражнений в повышении устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов;
- физиологическая характеристика утренней гигиенической гимнастики;
- возрастные особенности детей старшего школьного возраста.
Раздел «Баскетбол».
Тема – 7: (2 часа)
История возникновения игры в баскетбол;
Технико-тактические действия в игре;
- организация урочной формы занятия по баскетболу
Тема – 8: (2 часа)
Основные правила;
Особенности судейства.
- жесты судьи;
- оформление протокола.
Организация соревнований.
Практический блок: - 20 часов.
- Организация урочной формы занятия (общеразвивающие, подводящие, упражнения, подвижные игры);
- Техника, тактика, стратегия игры;
- Организация учебной игры. Судейство.
- Организация соревнований по баскетболу.
Календарно-тематическое планирование
Теоретический блок (аудитория).
Раздел. | Тема. | Кол.часов. | Содержание материала. | Вид учебного занятия. |
Теоретический раздел. | Классификация физических упражнений. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности. | 1 час. 1 час. | - стереотипные (стандартные) движения: Циклические: по мощности; по видам локомоций. Ациклические: скоростно-силовые, собственно-силовые,прицельные. Движения качественного значения (оцениваемые в баллах): по видам спорта, по характеристикам движений. - ситуационные (нестандартные) движения: Единоборства; спортивные игры, кроссы. - предстартовое и стартовое состояние; Разновидности стартовых и предстартовых реакций (боевая готовность, предстартовая лихорадка, предстартовая апатия, ). Роль разминки, словесных воздействий. - изменение функционального состояния организма при разминке; Части разминки. Правильная организация разминки. - врабатывание (понятие); - «мёртвая точка» и «второе дыхание» (понятие); - утомление; Определение и основные показатели утомления; сочетание разных показателей утомления; роль эмоционального возбуждения при утомлении; теории утомления; первичные и вторичные проявления утомления; преодолеваемое (скрытое) утомление; особенности утомления при разных видах физических упражнений. - восстановительные процессы; Фазы восстановления, показатели восстановления работоспособности, средства, ускоряющие процессы восстановления. | Лекция. Лекция. |
Физиологические механизмы двигательных навыков. | 1 час. | - временные связи как физиологическая основа формирования двигательных навыков; - значение для формирования двигательных навыков ранее выработанных координаций; - стереотипность и изменчивость двигательного навыка. Автоматизация. | Лекция. Промежуточный контроль. | |
Спортивная тренировка. | 2аса. | «положительный и отрицательный перенос», понятия техническая, физическая подготовка. Тренированность. Перетренированность. Показатели тренированности в состоянии покоя. Реакции тренированного и нетренированного организма на стандартные нагрузки (Гарвардский тест, проба Руфье-Диксона). Самоконтроль (функциональные пробы: проба с приседанием, ортостатическая, клиностатическаяпроба Штанге, проба Генчи, проба Руфье-Диксона). | Лекция. Практическое занятие. | |
Физиологическая характеристика физических упражнений. | 1 час. | - общая характеристика циклических движений; -общая характеристика однократных ациклических движений; - общая характеристика упражнений, оцениваемых по качеству их выполнения; - общая характеристика нестандартных физических упражнений (спортивных игр). | Лекция. | |
Значение физических упражнений в условиях современной жизни. | 1 час. | - влияние на функции организма недостаточной двигательной активности: Понятие «гипокинезии, атрофии, дегенерации» - роль физических упражнений в повышении устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов: понятие «стресс». Стадии стресса. - физиологическая характеристика утренней гигиенической гимнастики; - возрастные особенности детей старшего школьного возраста. | Лекция. Промежуточный контроль. | |
История возникновения игры в баскетбол; Технико-тактические действия в игре; | 2 часа. | История возникновения игры: Д. Нейсмит как основатель баскетбола. Первые правила. Олимпийский вид. Технико-тактические действия: понятие «техника, тактика, стратегия». Основные технические приёмы в защите и нападении. Виды тактических действий. Организация урочной формы занятия по баскетболу: Формы занятий физическими упражнениями. Урок физической культуры. Части урока. | Лекция. | |
Основные правила; Особенности судейства. | 2 часа. | - жесты судьи; - оформление протокола. Организация соревнований: составление положения о соревнованиях. Способы проведения соревнований (круговой, с выбыванием). | Лекция. Итоговый контроль по теоретическому блоку. |
Практический блок (спортзал).
Раздел | Тема. | Кол. Час | Содержание материала. | Вид учебного занятия. |
Теоретический блок. | Организация урочной формы занятия (общеразвивающие, подводящие, упражнения, подвижные игры); | 4 часа. | Практика в проведении урочной формы занятия по ранее составленным планам-конспектам. Проведение разминки, подводящих упражнений, подвижных игр направленных на овладение техникой игры в баскетбол и содействие развитию двигательных качеств. | Практическое занятие. Контроль (оценивается умение организовать учащихся). |
Техника, тактика, стратегия игры; Организация учебной игры. Судейство. | 12 часов. | - Действия вне зоны штрафного броска: игра по периметру. - Действия внутри зоны штрафного броска: игра центрового игрока. -Игра в защите. - Подбор мячей, отскочивших от щита. - Командное нападение. - Командная защита. | Фронтальный, групповой метод организации учащихся. Переменный, повторный, игровой, соревновательный методы усвоения учебного материала. Контроль (оценивается умение осуществлять судейство в игре). | |
Организация соревнований по баскетболу. | 4 часа. | Практические действия по составлению протокола игры. Взаимодействие судейской бригады. |
«Юный судья по спорту» Илья Ильин(справа) | За «секретарским столом» Шитикова В. Рудникова Ю. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по физической культуре "Оцени своё физическое здоровье"
Программа элективного курса по физической культуре "Оцени своё физическое здоровье" предназначена для учащихся 9-х классов. В предверии внедрения ФГОС в основной школе курс может быть предназначен для...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «История физической культуры и основы олимпийского образования»
Цель курса - формирование научного мировоззрения и физической культуры школьников на культурно-исторических традициях отечественной системы физической культуры и олимпийского спорта.Задачи курса:рас...
Методическая разработка для преподавателей физической культуры по теме: «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов»
Доклад на МО преподавателей физической культуры по теме: «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов»...
ОУД.06 Физическая культура . ТЗ №4 Основы методики и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
Утренняя гимнастика – одна из малых форм занятий....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
Методическая разработка. Конспект урока физической культуры по разделу физической культуры по разделу программы "Подвижные игры"
Тема урока: "ОРУ. Игры: "прыгающие воробушки", "Зайцы в огороде". Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей"....