Урок русского языка в 6 классе на тему "Общеупотребительные слова. Профессионализмы"
план-конспект урока (6 класс) на тему
Урок по УМК Ладыженской Т.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse_professionalizmy.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Общеупотребительные слова. Профессионализмы.
Цель урока: – формирование понятий: «общеупотребительные» и
«необщеупотребительные» слова, «профессионализмы»,
а также понятия о профессиональной лексике Астраханского
края;
– развитие умения находить общеупотребительные,
необщеупотребительные слова в тексте, продолжить
формирование общеучебного умения работы со словарём;
– содействовать развитию у учащихся потребности в
эстетическом совершенствовании своей речи, формированию
патриотических чувств, повышению их культурного
уровня.
Оборудование: – «Орфографический словарь русского языка»
Д.Н. Ушакова,
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова,
Н.Ю. Шведовой, М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская
«Школьный толковый словарь русского языка»,
Э.В. Копылова «Ловецкое слово»;
– сборник стихов Н. Ваганова;
– таблица «Лексика с точки зрения словоупотребления»;
– раздаточный материал.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
1. Беседа по пройденному материалу.
– Давайте вспомним, ребята, что такое лексика? (Это словарный состав языка.)
– Какие слова называются однозначными, а какие – многозначными? Найдите примеры в тексте домашнего упражнения.
– Чем различаются синонимы, антонимы и омонимы? Приведите примеры.
2.Проверка выполнения домашнего упражнения.
Игра-соревнование «Кто быстрее?».
Задание. К каждому слову подберите сначала синоним, затем антоним.
Друг, правда, сладкий, добавить, воля, счастье, высоко, легко.
- Актуализация знаний.
- Беседа вступительная.
а) Объявление темы урока.
б) Предлагаю ответить на следующий вопрос:
– Какими словами из домашнего упражнения мы часто пользуемся в речи?
2. Мотивационный этап.
– Найдите в упражнении 810 слова, которыми пользуется в своей работе токари и трактористы.
– Объяснительный диктант.
Для диктанта я использовала отрывок из стихотворения Н. Ваганова.
Летят по волнам утренним,
Что блещут ярче сварки,
Катера и скутеры,
Бударки и байдарки.
Меж бакенами, баржами
Ныряет мой баркас –
Седыми бакенбардами
Пена на бортах.
После записи текста веду беседу по следующему плану:
- Докажите, что эта запись – текст.
- О каком времени года идет речь в тексте?
- Охарактеризуйте языковые средства, помогающие понять авторский замысел и художественную значимость текста.
(Эпитет – «утренние волны»; скрытое сравнение, переданное синтаксической конструкцией сложноподчиненного предложения, - «что блещут ярче сварки»; художественная метафора – «седыми бакенбардами пена на бортах» и т.д.)
- Подобрать текстовые синонимы к глаголам: летят (плывут, скользят…), ныряет (опускается-поднимается…).
3. Этап создания нового знания.
Работа с таблицей «Лексика с точки зрения словоупотребления».
Общеупотребительные слова | Слова, употребляемые всеми людьми, независимо от профессии и места жительства. | Отец, мать; красивый, длинный; ходить, говорить. |
Профессиональные слова (профессионализмы) | Слова, употребляемые людьми одной профессии. | Множитель, числитель; рецепт, диагноз; циркуль, лекала. |
Диалектные слова (диалектизмы) | Слова, употребляемые жителями одной области. | Стёжка (тропинка), горбыль (сазан), ерик, ильмень. |
Жаргонные слова (жаргонизмы) | Слова, употребляемые определенной группой лиц для наименования предметов, имеющих в литературном языке свои названия. | Тачка (такси), стрелка (встреча). |
Третий столбик таблицы учащиеся заполняют самостоятельно.
4. Применение полученных знаний на письме.
1) Учащиеся обращаются ещё раз к отрывку из стихотворения Н. Ваганова и, используя словарь «Ловецкое слово» и заполненную таблицу, доказывают, что «катера» - общеупотребительное слово, «скутеры, байдарки, баржи» - профессиональные слова, а «бударка» - местное, диалектное.
2) Запишите ещё несколько строк из стихотворений Н. Ваганова.
- Эй, молодь! Просим в прорезь.
Прорезывайся в мир!
- Искрят кресты кремля, как электроды,
В асфальт впечатываются слёзы.
- Что за удивительная пряха
Облачную выпряла кудель?
Землю с небом связывает пряжа,
Тишины качает колыбель.
- Люди, занимающиеся разведение рыбы в нашем крае, любовно называют своих питомцев «молодью». Замените это слово синонимом.
- Используя словарь, объясни лексическое значение слова «прорезь».
5. Самостоятельная работа.
- Найдите сравнительные обороты и метафоры в данных строках.
- Какие ещё профессионализмы вы встретили?
6. Подведение итогов урока.
- С какими новыми понятиями вы познакомились сегодня на уроке?
5. Задание на дом.
1) Выучить § 62;
2) упражнение 815;
3) упражнение 812 носит творческий характер. Учащимся необходимо выяснить, какими профессиональными словами пользуются их родители, когда рассказывают о своей работе. Составить рассказ, который начинается словами «Мой папа – владелец автомобиля (охотник, врач, учитель, слесарь, моряк и т. д.). Вот какие профессионализмы он употребляет…».
Самоанализ урока
Урок принадлежит к типу «Урок-создание нового знания».
На уроке мы решили следующие задачи:
- образовательные – формирование у учащихся понятий «общеупотребительные» и «необщеупотребительные» слова, профессионализмы, знакомство учащихся с профессионализмами, распространенными в нашем крае;
- развивающие – развитие умения находить в тексте общеупотребительные слова, профессионализмы, продолжить формирование навыков определения синонимов, антонимов и омонимов в тексте;
- Воспитательные – содействие в развитии потребности эстетического совершенствования речи, формированию патриотических чувств учащихся, повышению их культурного уровня.
Для работы над новой темой я использую метод работы с таблицей. Основная дидактическая функция таблицы – облегчение запоминания конкретного языкового материала.
Для закрепления материала я использую дидактические задания на материале творчества поэта-астраханца Н. Ваганова. Используя краеведческий материал на уроке, я тем самым стараюсь пробудить у учеников интерес к предмету, к художнику слова, стараюсь показать необычность, неординарность мышления поэта.
В качестве домашней работы я также предлагаю, наряду с традиционной работой над параграфом и упражнением из учебника, творческую работу.
Разработанный урок продолжает тему «Лексика». Методы и приемы, используемые на уроке, позволяют продолжить работу над словом в предложении и в тексте, над формированием у ученика умения формулировать собственную мысль, выражать собственное впечатление, над умением анализировать поэтический текст и умением видеть авторский почерк.
Список использованной литературы
- Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М., 1990. 160 с.
- Дидактический материал по русскому языку на основе краеведческого материала: Астрахань. 1998. 44 с.
- Иткина Р.С. Краеведческий материал на уроках русского языка. Воронеж. 1970. 72 с.
- Кожевникова Т.В. Методическое пособие для учителей к курсу «Лингвистическое краеведение» (5 класс). Астрахань. 2000. 42 с.
- Лингвистическое краеведение: Программа углубленного изучения русского языка на местном материале для общеобразовательных средних школ./Сост. Т.Р. Коновалова, Т.В. Кожевникова, В.П. Скворцова. Астрахань. 1996. 20 с.
- Нестандартные уроки русского языка. 5 – 7 класс./Сост. И.В. Булгакова. Ростов-на-Дону. 2002. 351 с.
- Нижневолжское лукоморье: Сборник текстов краеведческого содержания для уроков русского языка./Сост. О.А. Спирина. Астрахань. 1998. 58 с.
- О единстве обучения и воспитания в процессе обучения русскому языку: Методические рекомендации для общеобразовательных школ. Астрахань. 1986. 20 с.
- Подгаецкая И.В. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособие для учителя. М., 1985. 208 с.
- Совершенствование методов обучения русскому языку: Пособие для учителей./Сост. А.Ю. Купалова. М., 1981.160 с.
- Юровских О.А. Краеведение на уроках русского языка в классах компенсирующего обучения.//Русский язык в школе. 2000. № 5. С. 36-40.
- Янович Е. Литературное краеведение на уроках русского языка и литературы.//Литература: приложение к газете «Первое сентября». 2004. № 22. С. 22-26.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)
Цель и задачи урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...
Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"
Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...
Урок русского языка. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)
Урок открытия новых знаний. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Внеурочная деятельность учащихся на уроках русского языка. 5 класс, Программа"Тайны слова".
Программа внеурочной деятельности учащихся по русскому языку"Тайны слова"....
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
Конспект урока русского языка 8 класс " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание"
Конспект урока " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание".Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо...