Урок русского языка в 6 классе на тему "Общеупотребительные слова. Профессионализмы"
план-конспект урока (6 класс) на тему

Демехина Ирина Александровна

Урок по УМК Ладыженской Т.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse_professionalizmy.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

                         Урок русского языка в 6 классе

Тема: Общеупотребительные  слова. Профессионализмы.

Цель урока: – формирование понятий:  «общеупотребительные» и

                          «необщеупотребительные» слова, «профессионализмы»,

                          а также понятия о профессиональной лексике Астраханского

                          края;

                      –  развитие умения находить общеупотребительные,    

                          необщеупотребительные слова в тексте, продолжить

                          формирование общеучебного умения работы со словарём;

                      – содействовать  развитию у учащихся потребности в

                         эстетическом совершенствовании своей речи, формированию

                         патриотических чувств, повышению их культурного

                         уровня.

Оборудование: – «Орфографический словарь русского языка»

                               Д.Н. Ушакова,

                               «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова,

                               Н.Ю. Шведовой, М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская

                               «Школьный толковый словарь русского языка»,

                               Э.В. Копылова «Ловецкое слово»;

                            – сборник стихов Н. Ваганова;

                            – таблица «Лексика с точки зрения словоупотребления»;

                            – раздаточный материал.

                             

                                      Ход урока.  

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

1. Беседа по пройденному материалу.

                   –    Давайте вспомним, ребята, что такое лексика? (Это словарный состав языка.)

                   – Какие слова называются однозначными, а какие – многозначными? Найдите примеры в тексте домашнего упражнения.

                   –    Чем различаются синонимы, антонимы и омонимы? Приведите примеры.

2.Проверка выполнения домашнего упражнения.

Игра-соревнование «Кто быстрее?».

Задание. К каждому слову подберите сначала синоним, затем антоним.

Друг, правда, сладкий, добавить, воля, счастье, высоко, легко.

  1. Актуализация знаний.
  1. Беседа вступительная.

а) Объявление темы урока.

б) Предлагаю ответить на следующий вопрос:

                         – Какими словами из домашнего упражнения мы часто пользуемся в речи?

                2. Мотивационный этап.

                    – Найдите в упражнении 810 слова, которыми пользуется в своей работе токари и трактористы.

                    – Объяснительный диктант.

        Для диктанта я использовала отрывок из стихотворения Н. Ваганова.

                     Летят по волнам утренним,

                     Что блещут ярче сварки,

                     Катера и скутеры,

                     Бударки и байдарки.

                     Меж бакенами, баржами

                     Ныряет мой баркас –

                     Седыми бакенбардами

                     Пена на бортах.

        После записи текста веду беседу по следующему плану:

  1. Докажите, что эта запись – текст.
  2. О каком времени года идет речь в тексте?
  3. Охарактеризуйте языковые средства, помогающие понять авторский замысел и художественную значимость текста.

(Эпитет – «утренние волны»; скрытое сравнение, переданное синтаксической конструкцией сложноподчиненного предложения, - «что блещут ярче сварки»; художественная метафора – «седыми бакенбардами пена на бортах» и т.д.)

  1. Подобрать текстовые синонимы к глаголам: летят (плывут, скользят…), ныряет (опускается-поднимается…).

          3. Этап создания нового знания.

     Работа с таблицей «Лексика с точки зрения словоупотребления».

Общеупотребительные

слова

Слова, употребляемые всеми людьми, независимо от профессии и места жительства.

Отец, мать; красивый, длинный; ходить, говорить.

Профессиональные слова (профессионализмы)

Слова, употребляемые людьми одной профессии.

Множитель, числитель; рецепт, диагноз; циркуль, лекала.

Диалектные слова (диалектизмы)

Слова, употребляемые жителями одной области.

Стёжка (тропинка), горбыль (сазан), ерик, ильмень.

Жаргонные слова (жаргонизмы)

Слова, употребляемые определенной группой лиц для наименования предметов, имеющих в литературном языке свои названия.

Тачка (такси), стрелка (встреча).

     Третий столбик таблицы учащиеся заполняют самостоятельно.

           4. Применение полученных знаний на письме.

               1) Учащиеся обращаются ещё раз к отрывку из стихотворения Н. Ваганова и, используя словарь «Ловецкое слово» и заполненную таблицу, доказывают, что «катера» - общеупотребительное слово, «скутеры, байдарки, баржи» - профессиональные слова, а «бударка» - местное, диалектное.                                

                2) Запишите ещё несколько строк из стихотворений Н. Ваганова.

                                - Эй, молодь! Просим в прорезь.

                                  Прорезывайся в мир!

                                   

                                 - Искрят кресты кремля, как электроды,

                                   В асфальт впечатываются слёзы.

                                 

                                 - Что за удивительная пряха

                                  Облачную выпряла кудель?

                                   Землю с небом связывает пряжа,

                                  Тишины качает колыбель.

- Люди, занимающиеся разведение рыбы в нашем крае, любовно называют своих питомцев «молодью». Замените это слово синонимом.

- Используя словарь, объясни лексическое значение слова «прорезь».

           5. Самостоятельная работа.

- Найдите сравнительные обороты и метафоры в данных строках.

- Какие ещё профессионализмы вы встретили?

           6. Подведение итогов урока.

               - С какими новыми понятиями вы познакомились сегодня на уроке?  

           5. Задание на дом.

               1) Выучить § 62;

               2) упражнение 815;

               3) упражнение 812 носит творческий характер. Учащимся необходимо выяснить, какими профессиональными словами пользуются их родители, когда рассказывают о своей работе. Составить рассказ, который начинается словами «Мой папа – владелец автомобиля (охотник, врач, учитель, слесарь, моряк и т. д.). Вот какие профессионализмы он употребляет…».                        

                                      Самоанализ урока

     Урок принадлежит к типу «Урок-создание нового знания».

     На уроке мы решили следующие задачи:

  1.  образовательные – формирование у учащихся понятий «общеупотребительные» и «необщеупотребительные» слова, профессионализмы, знакомство учащихся с профессионализмами, распространенными в нашем крае;
  2.  развивающие – развитие умения находить в тексте общеупотребительные слова, профессионализмы, продолжить формирование навыков определения синонимов, антонимов и омонимов в тексте;
  3.  Воспитательные – содействие в развитии потребности эстетического совершенствования речи, формированию патриотических чувств учащихся, повышению их культурного уровня.

     Для работы над новой темой я использую метод работы с таблицей. Основная дидактическая функция таблицы – облегчение запоминания конкретного языкового материала.

      Для закрепления материала я использую дидактические задания на материале творчества поэта-астраханца Н. Ваганова. Используя краеведческий материал на уроке, я тем самым стараюсь пробудить у учеников интерес к предмету, к художнику слова, стараюсь показать необычность, неординарность мышления поэта.

     В качестве домашней работы я также предлагаю, наряду с традиционной работой над параграфом и упражнением из учебника, творческую работу.

      Разработанный урок продолжает тему «Лексика». Методы и приемы, используемые на уроке, позволяют продолжить работу над словом в предложении и в тексте, над формированием у ученика умения формулировать собственную мысль, выражать собственное впечатление, над умением анализировать поэтический текст и умением видеть авторский почерк.

                                   Список использованной литературы

  1. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М., 1990. 160 с.
  2. Дидактический материал по русскому языку на основе краеведческого материала: Астрахань. 1998. 44 с.
  3. Иткина Р.С. Краеведческий материал на уроках русского языка. Воронеж. 1970. 72 с.
  4. Кожевникова Т.В. Методическое пособие для учителей к курсу «Лингвистическое краеведение» (5 класс). Астрахань. 2000. 42 с.
  5. Лингвистическое краеведение: Программа углубленного изучения русского языка  на местном материале для общеобразовательных средних школ./Сост. Т.Р. Коновалова, Т.В. Кожевникова, В.П. Скворцова. Астрахань. 1996. 20 с.
  6. Нестандартные уроки русского языка. 5 – 7 класс./Сост. И.В. Булгакова. Ростов-на-Дону. 2002. 351 с.
  7. Нижневолжское лукоморье: Сборник текстов краеведческого содержания для уроков русского языка./Сост. О.А. Спирина. Астрахань. 1998. 58 с.
  8. О единстве обучения и воспитания в процессе обучения русскому языку: Методические рекомендации для общеобразовательных школ. Астрахань. 1986. 20 с.
  9. Подгаецкая И.В. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособие для учителя. М., 1985. 208 с.
  10.  Совершенствование методов обучения русскому языку: Пособие для учителей./Сост. А.Ю. Купалова. М., 1981.160 с.
  11. Юровских О.А. Краеведение на уроках русского языка в классах компенсирующего обучения.//Русский язык в школе. 2000. № 5. С. 36-40.
  12. Янович Е. Литературное краеведение на уроках русского языка и литературы.//Литература: приложение к газете «Первое сентября». 2004. № 22. С. 22-26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...

Урок русского языка. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)

Урок открытия новых знаний. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Внеурочная деятельность учащихся на уроках русского языка. 5 класс, Программа"Тайны слова".

Программа внеурочной деятельности учащихся по русскому языку"Тайны слова"....

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

Конспект урока русского языка 8 класс " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание"

Конспект урока " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание".Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо...