Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №451
Колпинского района Санкт-Петербурга
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы
ГБОУ СОШ№451 Протокол №_______ От «___» _________2014 г
|
Утверждена педагогическим советом ГБОУ СОШ №451
Протокол №___________ От «____» __________2014 г |
«Утверждаю»________ Директор школы М.С.Ильина
Приказ № ________
От «___» _________2014 г |
Рабочая программа
учебного курса «Русский язык»
для 9 «а» класса
на 2014-2015 учебный год
Составитель: учитель
русского языка и литературы
Какорина Наталья Павловна
Санкт-Петербург
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно- правовых документов:
-Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».
Данная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 9 класса создана
на основе :
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
- Примерной программы основного общего образования по русскому языку .
- Программы по русскому языку к учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой для 5-9 классов. Авторы программы Ю.С.Пичугов, А.Ю.Купалова, А.П. Еремеева и др. // Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы. / Сост.Л.М Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2009.
Общая характеристика программы
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:
1.Пояснительная записка.
2.Общая характеристика программы.
3.Место учебного предмета в базисном учебном плане .
4. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения русского языка на ступени обучения основного общего образования.
5. Содержание учебного предмета.
6.Учебно- тематический план.
7.Требования к уровню подготовки учащихся.
8. Календарно-тематический план.
9. Учебно-методическое обеспечение и материально-техническое обеспечение.
10. Оснащенность учебного процесса по предмету.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате изучения русского языка в 9 классе учащийся должен
знать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
формулировать вопросы по содержанию текста;
замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
чтение:
понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
составлять конспект прочитанного текста;
оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;
говорение:
создавать устные монологические высказываниями: актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
письмо:
знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);
писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);
совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
текст:
проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль,
тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
фонетика и орфоэпия:
правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.
лексикология и фразеология:
разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
пользоваться разными видами толковых словарей;
верно использовать термины в текстах научного стиля;
оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
различать изученные виды простых и сложных предложений;
интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
проводить пунктуационный анализ текста;
аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Основные цели преподавания русского языка в 9 классе состоят в следующем:
формирование у учащихся языковой интуиции;
приобретение и систематизация знаний о родном языке;
овладение функциональной грамотностью;
расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов различных видов;
овладение орфографией и пунктуацией;
формирование через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, о выдающихся ученых-лингвистах;
формирование знаний об истории языка и его месте среди других языков мира.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Место учебного предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования. В IХ классе – 68 часов. В данном классе на изучение предмета отводится 102 часа (3 часа в неделю) , добавлен 1 час из Регионального компонента . Такое количество часов выделено с целью формирования лингвистического мышления у учащихся, повышения уровня речевой и языковой культуры, совершенствования практической грамотности школьников.
Из них на развитие речи -21 час
Контрольных работ -7 часов
Информация об УМК
Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе:
- «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Авторы: В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова, Москва, «Дрофа», 2007.
- «Русский язык. Практика. 9 класс». Под редакцией Ю.С.Пичугова, Москва, «Дрофа», 2006.
- «Русская речь», Е.И.Никитина, Москва, «Дрофа», 2006.
- Учебники рекомендованы Министерством образования и науки РФ.
- Т.И.Ермоленко Русский язык .9 класс: Поурочные планы по учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой._ Волгоград : Учитель, 2005.
- ОГЭ 2015. Русский язык .Типовые экзаменационные варианты под. Редакцией И.П.Цыбулько . Издательство «Национальное образование», 2015
Технологии, используемые в образовательном процессе :
1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов: технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе - информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
2.Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
3.Технологии проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками предметного материала.
4.Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
5.Технология индивидуализации обучения.
6.Информационно-коммуникативные технологии.
7.Здоровьесберегающие технологии ( создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к предмету, чередование различных видов учебной деятельности; использование методов, активизирующих творческое самовыражение обучающихся. Мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с компьютером).
Формы обучения:
Комбинированный урок
Урок-беседа
Повторительно-обобщающий урок
Урок –исследование
Урок-практикум
Урок-семинар
Урок развития речи
Основным видом контроля являются :
Промежуточный контроль -4 часа
Итоговый контроль - 1час
Соответствие ГИА и ЕГЭ
ГИА и ЕГЭ с каждым годом не только не теряют своих позиций, но даже усиливают их, превращаются в норму школьной практики. Я считаю, что начинать подготовку к этому труднейшему для учеников испытанию в старших классах поздно. Необходимо постепенно, но систематически готовить детей к сдаче итоговой аттестации в новой форме. Подготовка будет осуществляться параллельно изучению курса русского языка и заключаться в подробном рассмотрении и тщательной отработке тем, вынесенных в задания КИМов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка на ступени обучения основного общего образования
Государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Содержание учебного предмета
1. Вводный урок ( 2ч )
О русском языке.
Русский язык — родной язык. Богатство русского языка. Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран содружества независимых государств.
2. Повторение изученного ( 8 +2 Рр ч)
Предложения и словосочетания. Тире между подлежащим и сказуемым. Запятая в сложном предложении. Запятая между однородными членами предложения. Обращения и вводные слова, пунктуация при них. Обращения и вводные слова, пунктуация при них. Обособленные члены предложения.
Уметь: находить словосочетания и предложения; знать правила постановки тире между подлежащим и сказуемым; ставить запятую при однородных членах; выделять на письме вводные слова и обращения.
Контроль. Контрольный диктант.
Рр. Язык и речь. Текст и слово
Р.р Анализ текста. Способы сжатия текста
3. Сложносочиненное предложение.(11+5 Рр ч)
Союзы и значения ССП. Знаки препинания в ССП. Повторим орфографию.
Уметь: находить ССП в тексте, знать сочинительные союзы. Синтаксический разбор ССП, составление схем.
Рр.Текст. Композиционные формы сочинений. Рецензия на книгу ( мини-сочинение).
Владеть умением написания рецензии.
Тестирование.(2)
Контроль. Контрольный диктант.
4. Сложноподчиненное предложение ( 22+ 6 Рр ч)
Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях. Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений. Придаточные подлежащные. Придаточные определительные. Придаточные дополнительные. Придаточные сказуемные. Придаточные обстоятельственные Обобщение по теме СПП .
Уметь: находить СПП в тексте, знать подчинительные союзы .Синтаксический разбор СПП .Владеть умением распознавать в тексте СПП с различными видами придаточных, составление их схем.
Рр Стили речи. Аннотация.(Владеть умением составления аннотации).
Рр.Портретный очерк.( уметь написать сочинение- миниатюру).
Р.р.Публицистический стиль речи
Р.р.Научный и официально-деловой стили
Контроль. Контрольная работа в формате ГИА.
Тестирование.
5. Сложное бессоюзное предложение.( 11+2Рр ч)
Понятие о сложном бессоюзном предложении. Запятая и точка с запятой в БСП. Тире и двоеточие в БСП. Обобщающий урок по теме «БСП».
Уметь: находить СБП в тексте, владеть правилами постановки пунктограмм ( :, ;,:) в СБП. Синтаксический разбор СБП. Составление схем.
РР . Портретный очерк
6. Сложные предложения с разными видами связи( 6 ч)
Сложные предложения с разными видами связи.
Уметь: находить сложные предложения с различными видами связи, владеть правилами постановки пунктограмм в предложениях данного вида. Выполнять синтаксический разбор, составлять схемы.
Контроль. Урок–зачет по теме «Сложное предложение».
7. Предложение с чужой речью.( 5+ 3 Рр ч.)
Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Цитаты и способы цитирования.
Уметь: строить предложения с прямой речью, владеть правилами постановки пунктограмм в предложениях с прямой речью; уметь правильно оформлять цитаты на письме.
Рр. Изложение с элементами сочинения
8. Общие сведения о языке ( 3 ч)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире.
Знать: важность русского языка ,его значение в современном мире.
9. Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах (13ч+ 3Рр )
Повторим фонетику. Правописание гласных в корнях. Правописание согласных в корнях и приставках. Повторим морфемику.
Повторим морфологию.
Знать: систематизация знаний по данным темам.
Рр. Изложение и сочинение в формате ГИА
Тематическое( поурочное) планирование
№ п/п | Даты прохожде-ния Темы (разделы) | Раздел программы, содержание, темы каждого урока | Кол-во часов, отведен-ные на изучение тем (разделов) | Тип урока | Виды, формы контроля (кон-трольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др.в т.ч. в формате ГИА и ЕГЭ) | Виды деятельности учащегося (на уровне учебных действий) | Планируе мые результаты | Д/задания для учащихся |
Введение ( 2 часа) |
1 | | 1.Введение Основные формы существования национального русского языка | 1 | Вводный | Анализ текста, опрос-беседа | Знать формы существования нац. рус. яз., понимать его неоднородность, сферу функционирования общенародного разговорного языка; | Составлять конспект статьи | Упр.3,4 |
2 | | Понятие о литературном языке | 1 | Урок усвоения новых знаний | составление таблицы, мини-сочинение | Знать группы простонаречной лексики, источники обогащения лексики , нормы литературного языка | Составлять план выступления | Таблица, устное сообщение |
Повторение изученного в 5-8 классах ( 8+ 2Рр ) |
3 | | Простое предложение и его грамматическая основа. | 1 | Комбинированный урок | Работа у доски | Знать способы выражения главных членов, виды предложений по наличию главных членов. Уметь различать изученные виды ПП, составлять схемы, расставлять знаки препинания, различать однородные | Выделять грамматическую основу предложения, составлять схемы | Упр.9,11 |
4 | | Предложения с однородными членами | 1 | Урок повторения | Выборочный диктант | Знать о грамматической и пунктуационной особенности предложений с однородными членами Уметь опознавать предложения с однородными членами, составлять схемы предложений | Составлять схемы предложе-ний с однород-ными членами | Упр.13 |
5 | | Предложения с обособленными членами. | 1 | Комбинированный | Работа по карточкам | Знать о грамматической и пунктуационной особенности предложений с обособленными членами Уметь опознавать предложения с обособленными членами, конструировать по схемам, использовать в речи | Выполнять тест в формате ГИА | Упр.16,19 |
6 | | Предложения с обособленными членами. | 1 | Урок повторе-ния и обобще-ния | тест | Знать о грамматической и пунктуационной особенности предложений с обособленными членами Уметь опознавать предложения с обособленными членами, конструировать по схемам, использовать в речи | Составлять схемы, выделять грамматическую основу, обособлен-ные члены предложе-ний | Упр.19 |
7 | | РР Язык и речь Текст и слово
| 1 | Урок развития речи | Сочинение по воображению и памяти на основе репро-дукций картин И.К.Айвазов-ского, И.Е.Репина | Уметь создавать устное монологическое высказывание на учебные, социально-бытовые темы, вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, правильной и выразительной интонацией | Писать сочинение | Сочинение, упр.27 |
8 | | Понятие о предложениях с вводными словами, обращениями и вставными конструкциями | 1 | Комбинированный урок | Тест | Знать постановку знаков препинания в данных предложениях. Уметь объяснять постановку знаков препинания, интонационно выразительно читать предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциям
| Составлять схемы предложе-ний, выпол-нять синтак-сический разбор предложе-ний | Составить 5 предложе-ний с вв.с., вставными констр. |
9 | | Понятие о предложениях с вводными словами, обращениями и вставными конструкциями | 1 | Комбинированный урок | Работа у доски | Знать постановку знаков препинания в данных предложениях. Уметь объяснять постановку знаков препинания, интонационно выразительно читать предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциям
| Правильно выделять обращения, вводные слова в предложени ях, составлять схемы | Задание по карточке |
10 | | Контрольный диктант | 1 | Урок контроля | Диктант с грамматическим заданием | Уметь писать под диктовку, выполнять синтаксический разбор предложений | Диктант |
|
11 | | Анализ контрольного диктанта | 1 | Урок обобщения | Работа по тексту. | Уметь выполнять работу над ошибками | | Упр.20 |
12 | | Р.Р Анализ текста. способы сжатого пересказа. | 1 | Урок развития речи | Изложение | Знать способы сжатия текста. Уметь писать сжатое изложение | Сжатое изложение |
|
Сложносочинённые предложения (11+5Рр) |
13 | | Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений. | 1 | Урок образования понятий | Диктант «Проверяю себя» | Знать грамматические признаки СП, строение Уметь выявлять смысловые отношения между частями ССП, составлять схемы, правильно ставить знаки препинания | Составить таблицу «Группы ССП». | §202 упр26,28 |
14 | | Понятие о сложно-сочиненном предложении. Союзы и значения ССП. Знаки препинания в ССП | 1 | Урок примене ния знаний на практике. | Словарные, выборочные, распределитель-ные диктан-ты), работа с карточками | Знать грамматические признаки СП, строение Уметь выявлять смысловые отношения между частями ССП, составлять схемы, правильно ставить знаки препинания | Составлять схемы, правильно ставить знаки препинания,работать с учебником | §203,204 упр.33, 35 |
15 | | Знаки препинания в ССП. Смысловые отношения между частями. | 1 | Комбиниро ванный урок | Тест Взаимодиктант | Уметь определять смысловые отношения между частями, способы их выражения, составлять ССП, оформлять пунктуационно, употреблять в речи, различать ССП и однородные члены с союзом И | Составлять ССП, ставить знаки препинания, составлять схемы | §203, 204 упр.39.40 |
16 | | Знаки препинания в ССП. Смысловые отношения между частями. | 1 | Урок усвоения нового материала | Работа у доски | Знать грамматические признаки ССП, его строение, уметь интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, Выявлять эти отношений, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений и конструировать предложения по схеме | Составить таблицу «Группы ССП». Диктант «Проверяю себя» | §203, 204 Упр.43 |
17 | | Рр. Психологический портрет | 1 | Комбинированный урок | Составление текста | Уметь составлять текст- портрет | Сочинение | Рр §2 упр.40, 43 |
18 | | Рр Подготовка к сочинению по картине Б.М. Неменского «Стихи» | 1 | Комбинированный урок | сочинение | Уметь писать сочинение по картине на заданную тему | Сочинение | Рр §2 упр.42 |
1 9 | | Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения. | 1 | Комбиниро ванный урок | Взаимодик-тант | Знать строение и особенности СПП Уметь определять смысловые отношения между частями, способы их выражения, составлять ССП, оформлять пунктуационно, употреблять в речи, различать ССП и однородные члены с союзом И | Составлять схемы ПП, выделять грамматическую основу | §204 упр.42 |
20 | | Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом. | 1 | Урок применения знаний на практике | Работа у доски | Знать постановку знаков в ССП, различия между ССП и предложениями с однородными членами Уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом, производить синтаксический и пунктуационный разбор , конструировать предложения | Выполнять синтаксичес-кий, пунктуа-ционный разбор предло-жений. Конструирование предло-жений | §203, 204 Упр.48 |
21 | | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП | 1 | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Написать сочинение-миниатюру «Наступление зимнего вечера», используя в нем ССП. Диктант «Проверяю себя» | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, интонационно правильно читать, пунктуационно оформлять, производить синонимичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с однородными членами | Написать сочинение-миниатюру «Наступление зимнего вечера», используя в нем ССП. Диктант «Проверяю себя» | Упр.49 |
22 | | РР Сочинение –рас-суждение на лингвистическую тему | 1 | Урок развития речи | Написать сочинение на лингвистическую тему | Знание основных элементов написания сочинения на лингвистическую тему; умение создавать текст на заданную тему, находить примеры данного явления в тексте. | Сочинение на лингвисти ческую тему |
|
23 | | Р/Р Описание по воображению и памяти | 1 | Уроки развития речи | Работа по карточкам | Знать разнообразие композиционных форм сочинения, уметь создать текст-описание по воображению и памяти на основе впечатлений от репродукции картины, от прослушанной музыки; раскрыть тему, использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей | Сочинение по воображению и памяти на основе репродукций картин И. К. Айвазовского, И.Е. Репина | Создать черновик |
24 | | Р/Р Описание по воображению и памяти | 1 | Уроки развития речи | Сочинение | Знать разнообразие композиционных форм сочинения, уметь создать текст-описание по воображению и памяти на основе впечатлений от репродукции картины, от прослушанной музыки; раскрыть тему, использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей | Сочинение по воображению и памяти на основе репродукций картин И. К. Айвазовского, И.Е. Репина |
|
25 | | Повторение орфографии, подготовка к контрольной работе | 1 | Комбинированный урок
| Словарный диктант, распределительный диктант | Умение делать орфографический и морфемный разбор слова | Выполнение практических заданий | Упр.54 |
26 | | Повторение орфографии, подготовка к контрольной работе |
| Повтори-тельно-обобщаю-щий урок
| Тест | Умение делать орфографический и морфемный разбор слова | Выполнение практических заданий | Упр.62,63 |
27 | | Контрольная работа в форме ГИА | 1 | Контрольный урок | Тест | Знать постановку знаков в ССП Уметь производить разбор ССП, конструировать ССП, различать ССП и ПП с однор.чл. | Тест | |
28 | | Анализ контрольной работы. Повторение орфографии. | 1 | Урок примене-ния зна-ний на практике | Творческое списывание Диктант «Проверь себя» | Знать причины появления ошибок в работе с текстом Уметь объяснять причину появления ошибок, исправлять их, производить композиционный, стилистический, языковой анализ текста | Выполнять анализ текста | Упр.60,62 |
Сложноподчиненное предложение (22+6Рр) |
29 | | Понятие о сложно-подчиненном предложении. Строение СПП, средства связи их частей. | 1 | Урок образов-ния понятий | Работа у доски | Знать структуру СПП, средства связи его частей Уметь определять место придаточного по отношению к главному, ставить знаки препинания, составлять схемы | Составить план §205, проиллюстрировать пункты плана своими примерами. Конструиро-вать предло-жения по схемам | §205 упр.69,70 |
30 | | Рр. Рассказ | 1 | Комбиниро ванный урок | Составление рассказа на заданную тему | Знать выразительные средства языка, нормы Уметь определять композиционные элементы рассказа, осн. , создавать сочинение в жанре рассказа, передавать последовательность микротекстов
| Написать сочинение | Рр§3 упр. 48 |
31 | | Рр Подготовка к сочинению-рассказу на основе картины С.Герасимова «Мать партизана» | 1 | Урок развития речи | Сочинение | Уметь писать сочинение по картине | Сочинение | Рр упр.55 |
32 | | Анализ сочинений Подчинительные союзы и союзные слова в СПП. | 1 | Урок образова- ния понятий | Выборочное списывание | Уметь употреблять сочинительные союзы в ССП, расставлять знаки препинания. | Составлять схемы предложе-ний | §206 упр.78,81 |
33 | | Подчинительные союзы и союзные слова в СПП | 1 | Урок образова- ния понятий | Творческий диктант, выборочный диктант | Уметь употреблять подчинительные союзы в ССП, расставлять знаки препинания. | Работать с учебником, составлять схемы пред-ложений | §206 |
34 | | Роль указательных слов. Особенности присоединении придаточных предложений к главному. | 1 | Урок образова-ния понятий | Выборочный диктант | Знать пунктуационное правило, особенности присоединения придаточных к главному предложению. Уметь опознавать указательные слова главной части СПП, их синтаксическую роль и функцию, ставить знаки препинания, отличать СПП с указательными словами и СПП с двойными союзами | Составлять схемы предложе-ний, употреблять союзы в СПП | §207 упр.84 |
35 | | Закрепление темы «Роль указатель-ных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному» | 1 | Урок повторе-ния и обобщения | Взаимодиктант | Знать указательные слова, особенности их присоединения Уметь определять границы придаточных пред., их место по отношению к главному, различать союзы и союз. слова, пунктуац. оформлять СПП
| Расставлять знаки препинания в СПП, составлять схемы предложе-ний | §208 упр. 89 |
36 | | СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них | 1 | Уроки усвоения нового материала | Осложненное списывание | Знать виды придаточных предложений, способы их различения, уметь определять вид придаточного по вопросу, союзу или союзному слову, синтаксической роли указательного слова, разграничивать однозначные и многозначные придаточные | Определять виды прида-точных СПП, составлять схемы, выделять грамматичес-кую основу | §209 упр.98 |
37 | | СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них | 1 | Уроки усвоения нового материала | Распредели-тельный диктант | Знать виды придаточных предложений, способы их различения, уметь определять вид придаточного по вопросу, союзу или союзному слову, синтаксической роли указательного слова, разграничивать однозначные и многозначные придаточные | Определять виды прида-точных СПП, составлять схемы, выделять грамматичес-кую основу | §209 упр.101 |
38 | | СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них | 1 | Комбинированный урок | Тест | Знать виды придаточных предложений, способы их различения, уметь определять вид придаточного по вопросу, союзу или союзному слову, синтаксической роли указательного слова, разграничивать однозначные и многозначные придаточные | Определять виды прида-точных СПП, составлять схемы, выделять грамматичес-кую основу | 209упр.104 |
39 | | Рр. Изложение с элементами сочинения | 1 | Урок развития речи | Изложение с творческим заданием обучение написанию сжатого изложению | Знать характерные языковые средства, орфографические, пунктуационные, грамматические и орфографические нормы Уметь воспринимать текст на слух, писать изложение публицистического текста, создавать небольшое сочинение на основе прослушанного текста. | Изложение | |
40 | | Анализ изложения. Виды придаточных предложений | 1 | Урок образова ния понятий | Выборочный диктант | Знать теоретический материал по данному разделу. Уметь применять данный материал на практике. | Применять теоретичес-кий материал на практике | §210упр.110 |
41 | | Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные | 1 | Урок образова ния понятий | Выборочный диктант, словарный диктант | Знать особенности СПП с придат. подлежащ и сказуемн. Уметь определять границы главн и придаточ предлож, вид придаточных по способу и характеру смысловой связи главного предложения. с придаточным. | Составление схем, синтак-сический разбор предложе-ний | §211,212 упр.115,116 |
42 | | Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные | 1 | Комбинированный | Работа у доски | Знать особенности СПП с придат. подлежащные и сказуемные. Уметь определять границы главных и придаточных предложений, вид придаточного по способу и характеру смысловой связи главного предложения с придаточным | Составлять схемы предложе-ний | §211,212 Упр.118 |
43 | | Придаточные определительные | 1 | Комбинированный урок | Распредели-тельный диктант | Знать отличия СПП с придаточными. Определи-тельными. Уметь находить определительные придаточные по характеру смысловой связи, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова
| Составлять схемы предложе-ний | §213 Упр.123,124 |
44 | | Закрепление темы «Придаточные определительные». Подготовка к контрольной работе | 1 | Комбинированный урок | Диктант «Проверь себя» | Уметь находить определительные придаточные по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова, производить синонимичную замену СПП с придаточными определительными на простые с разными видами определений, пользоваться синтаксическими синонимами в своей речи, интонационно и пунктуационно грамотно оформлять их | Находить придаточ-ные определи-тельные, составлять схемы, работать с учебником | §213 упр.126,129 |
45 | | Диктант с грамматическим заданием | 1 | Урок контроля | Диктант с грамматичес-ким заданием. | Умение писать изложение данного вида | Диктант | Упр.130 |
46 | | Анализ контрольной работы. Придаточные дополнительные | 1 | Комбинированный урок | Работа по карточкам | Знать место придаточного дополнительного по отношению к главному, средства связи придаточного с главным Уметь различать подчинительные союзы и союзные слова, опознавать СПП с придаточными дополнительными, конструировать СПП с придаточными дополнительными | Выполнять синтаксичес-кий разбор предложе-ний | §214 упр.139,141 |
47 | | Рр Публицистичес-кий стиль речи . Воспоминание о книге. Рецензия на книгу | 1 | Урок развития речи | Составление рецензии | Уметь сопоставлять исходные тексты, отмечать особенности языка, писать рецензию на книгу, использовать языковые средства | Написание рецензии |
|
48 | | Придаточные обстоятельствен-ные | 1 | Урок усвоения нового материала | Тест | Уметь находить определительные придаточные по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова, производить синонимичную замену СПП с придаточными определительными на простые с разными видами определений, пользоваться синтаксическими синонимами в своей речи, интонационно и пунктуационно грамотно оформлять их | Подготовить устное сообщение «Специфика придаточных места и времени и их отличие от придаточные определительных». Конструирование предложений по схемам | §215 упр.150 |
49 | | Придаточные обстоятельствен-ные | 1 | Урок обобщения и закрепле-ния | Диктант «Проверяю себя» | Знать место придаточного дополнительного по отношению к главному, средства связи придаточного с главным. Уметь различать подчинительные союзы и союзные слова, опознавать СПП с придаточным дополнительным по характеру, смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов; конструировать СПП с придаточным дополнительным, заменять их на предложения с прямой речью | Определять место придаточного в главном, составлять схемы предложений, работать с учебником | §215 упр.153.154 |
50 | | Р/Р Научный и официально-деловой стиль речи | 1 | Урок развития речи. | Работа по тексту | Уметь анализировать тексты научного и официально-делового стилей, понимать их функции и сферу применения; определять языковые средства, характерные для этих стилей речи; создавать собственное высказывание в официальном или научном стиле, сохраняя их особенности, соблюдая специфику жанра в официально-деловом стиле | Составлять документы официально-делового стиля | |
51 | | Р/Р Научный и официально-деловой стиль речи | 1 | Урок развития речи. | Создание деловых бумаг | Уметь анализировать тексты научного и официально-делового стилей, понимать их функции и сферу применения; определять языковые средства, характерные для этих стилей речи; создавать собственное высказывание в официальном или научном стиле, сохраняя их особенности, соблюдая специфику жанра в официально-деловом стиле (объявление) | Ответить на вопросы: в чем сходство официального и делового стиля речи, какую функцию они выпол-няют? Составить конспект статьи «Стилистическое исполь-зование синонимов» | § |
52 | | Придаточные обстоятельственные | 1 | Урок закрепления изученного | Работа по тексту | Уметь находить придаточные обстоятельственные по характеру смысловой связи между частями, значению Подчинительных союзов и союзных слое; определять средства связи придаточных с главными, правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену, сравнивать модели СПП с разными видами | Устное высказывание о придаточ-ных обстоятельственных. Ответить на вопросы: почему в худо-жественной речи, особен-но в поэзии, уступительные прида-точные часто прикрепля-ются к глав-ному слова-ми«сколько», «как» и др. с усилитель-ной части-цей НИ; какой оттенок значения имеют эти придаточные; выражением какой стилевой черты служат? | §215 упр.158 |
53 | | Придаточные обстоятельственные | 1 | Урок закрепления изученного | Выборочный диктант | Уметь находить придаточные обстоятельственные по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов; определять средства связи придаточных с главными, правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену, сравнивать модели СПП с разными видами придаточных, выявлять общее и различное | Практическая работа с текстом, составлять схемы предложений | §215 упр.161 |
54 | | Контрольная работа в форме ГИА | 1 | Урок контроля | Сжатое изложение | Уметь различать ССП, СПП и простые осложненные предложения, производить синонимичную замену подчинительных союзов и синтаксических конструкций, определять значения придаточных, конструировать СПП с различными видами придаточных, правильно расставлять знаки препинания, производить композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой анализ текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации в ССП и СПП | Сжатое изложение |
|
55 | | Контрольная работа в форме ГИА | 1 | Урок контроля | Комплексный анализ текста (или сжатое изложение) ТЕСТЫ | Уметь различать ССП, СПП и простые осложненные предложения, производить синонимичную замену подчинительных союзов и синтаксических конструкций, определять значения придаточных, конструировать СПП с различными видами придаточных, правильно расставлять знаки препинания, производить композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой анализ текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации в ССП и СПП | Тест |
|
56 | | Анализ творческих работ учащихся | 1 | Урок-практикум | Комплексный анализ текста | Умение ставить проблему, отражать в анализе личность автора, определять степень познавательности текста | Комплексный анализ текста |
|
Бессоюзное сложное предложение ( 11+ 2Рр) |
57 | | Понятие о бессоюзном сложном Предложении. Интонация в БСП. Запятая и. точка с запятой в них | 1 | Урок усвоения нового материала | Диктант «Проверь себя» | Знать грамматические признаки БСП, пунктограмму «Запятая и точка с запятой в БСП», уметь опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношений между частями, расставлять знаки препинания, обосновывай их выбор, читать БСП, передавая голосом отношения перечисления, конструировать БСП | Составлять схемы пред-ложений, расставлять знаки препинания, работать с учебником | §216 упр.168, |
58 | | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП. Запятая и точка с запятой в них | 1 | Урок усвоения нового материала | Составление предложений по схемам. Комментированное письмо | Знать грамматические признаки БСП, пунктограмму «Запятая и точка с запятой в БСП», уметь опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношений между частями, расставлять знаки препинания, обосновывай их выбор, читать БСП, передавая голосом отношения перечисления, конструировать БСП | Работать по учебнику, писать под диктовку, составлять схемы СБП | §216 упр.172,174 |
59- | | Тире в бессоюзном сложном предложении | 1 | Урок усвоения нового материала | Составление предложений по схемам. Комментированное письмо | Знать условия постановки тире между частями сложного бессоюзного предложения, выявлять смысловые отношения между частями, конструировать предложения с данными значениями противопоставления» времени, условия и следствия, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП, сопоставлять сложные союзные и БСП как синтаксические синонимы | уметь опознавать БСП в тексте, выявлять смысловые отношений между частями, расставлять знаки препинания, конструиро-вать БСП | §216 упр.179 |
60 | | Тире в бессоюзном сложном предложении | 1 | Комбинированный урок | Тест | Знать условия постановки тире между частями сложного бессоюзного предложения, выявлять смысловые отношения между частями, конструировать предложения с данными значениями противопоставления» времени, условия и следствия, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП, сопоставлять сложные союзные и БСП как синтаксические синонимы | уметь опознавать БСП в тексте, выявлять смысловые отношений между частями, расставлять знаки препинания, конструиро-вать БСП | §216 упр.182, 183 |
61 | | Двоеточие в бессоюзном сложном Предложении | 1 | Урок усвоения нового материала | Конструирование предложений по схемам. Диктант «Проверяю себя | Знать условия постановки двоеточия между частями сложного бессоюзного предложения; выявлять смысловые отношения между частями конструировать предложения с данными значениями причины, пояснения, дополнения; интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП, сопоставлять сложные союзные и БСП как синтаксические синонимы | Работать с учебником, работать с текстом, составлять схемы пред-ложений
| §216 упр.188 |
62 | | Двоеточие в бессоюзном сложном Предложении | 1 | Урок усвоения нового материала | Конструирование предложений по схемам. Диктант «Проверяю себя | Знать условия постановки двоеточия между частями сложного бессоюзного предложения; выявлять смысловые отношения между частями конструировать предложения с данными значениями причины, пояснения, дополнения; интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП, сопоставлять сложные союзные и БСП как синтаксические синонимы | Работать с учебником, работать с текстом, составлять схемы пред-ложений
| §216 упр.192 |
63 | | Р/Р Портретный очерк Систематизация и обобщение | 1 | Урок развития речи | Сочинение | Понимать своеобразие жанра портретного очерка, уметь писать сочинение в жанре портретного очерка, сочетать в нем следующие компоненты: портрет героя, рассказ о главном деле его жизни, его интересах, увлечениях, о взаимоотношении с окружающими, использовать на письме средства выразительности, соблюдать нормы русского языка | Сочинение | § |
64 | | Р/Р Портретный очерк Систематизация и обобщение | 1 | Урок развития речи | Сочинение | Понимать своеобразие жанра портретного очерка, уметь писать сочинение в жанре портретного очерка, сочетать в нем следующие компоненты: портрет героя, рассказ о главном деле его жизни, его интересах, увлечениях, о взаимоотношении с окружающими, использовать на письме средства выразительности, соблюдать нормы русского языка | Сочинение | § |
65 | | Систематизация и обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение» | 1 | Повтори-тельно-обобща-ющий урок | Взаимодиктант Карточки | Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями, составлять схемы, конструировать БСП по схемам, выразительно читать, употреблять БСП в собственной речи, производить синонимичную замену, сложных предложений с союзной и бессоюзной связью | Выполнять тренировоч-ные упраж-нения, редактиро-вать текст | §216 упр.199 |
66 | | Систематизация и обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение» | 1 | Повтори-тельно- обобщаю-щий урок | Тест | Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями, составлять схемы, конструировать БСП по схемам, выразительно читать, употреблять БСП в собственной речи, производить синонимичную замену, сложных предложений с союзной и бессоюзной. Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями, составлять схемы, конструировать БСП по схемам, выразительно читать, употреблять БСП в собственной речи, производить синонимичную замену, сложных предложений с союзной и бессоюзной связной связью | Составление рассказа «Случай в лесу ( на рыбалке)» передавая чувства человека ( страх, удивление, волнение), используя по возможности БСП | §216 упр.201 |
67 | | Систематизация и обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение» | 1 | Повтори-тельно- обобща-ющий урок | Выборочный диктант | Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями, составлять схемы, конструировать БСП по схемам, выразительно читать, употреблять БСП в собственной речи, производить синонимичную замену, сложных предложений с союзной и бессоюзной связью | Работать с учебником, практичес-кая работа с текстом | §216 упр.203 |
68 | | Повторим орфографию | 1 | Уроки-практикумы | Комплексный анализ текста Словарный диктант | Уметь определять стиль, тип речи ,тему текста , его основную мысль, находить орфограммы и пунктограммы. | Тестирова-ние | Упр.212 |
69 | | Повторим орфографию | 1 | Уроки-практикумы | Словарный диктант | Уметь определять стиль, тип речи ,тему текста ,его основную мысль, находить орфограммы и пунктограммы. | Работать с текстом, анализиро-вать орфограммы | Упр.216 |
Сложные предложения с разными видами связи (6часов) |
70 | | Сложные предложения с разными видами связи | 1 | Урок усвоения нового материала | Работа у доски | Знать структурные особенности сложных предложений с разными видами связей, уметь опознавать сложные синтаксические конструкции в тексте в зависимости of сочетания видов связи | Составление схем пред-ложений, работа с текстом | § упр.222 |
71 | | Сложные предложения с разными видами связи | 1 | Урок усвоения нового материала | Графический диктант | Знать структурные особенности сложных предложений с разными видами связей, уметь опознавать сложные синтаксические конструкции в тексте в зависимости oт сочетания видов связи | Составление схем пред-ложений, работа с текстом | упр.225 |
72 | | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | 1 | Комбинированный урок | Тест | Уметь конструировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно и пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию, понимать роль разнообразия синтаксического строя как проявления богатства, выразительности языка в речи | Графический диктант, работа с учебником | |
73 | | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | 1 | Комбинированный урок | Анализ текста худ стиля Диктант «Проверь себя» | Уметь конструировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно и пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию, понимать роль разнообразия синтаксического строя как проявления богатства, выразительности языка в речи | Работа по материалам учебника, конструиро-вание предложе-ний по данным схемам | |
74 | | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | 1 | Повтори-тельно- обобщаю- щий урок | Графический диктант | Уметь конструировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно и пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию, понимать роль разнообразия синтаксического строя как проявления богатства, выразительности языка в речи | Составление схем СП с различными видами связи | |
75 | | Контрольная работа | 1 | Урок контроля знаний | Комплексный анализ текста | Уметь выполнять комплексный анализ текста | Комплекс-ный анализ текста |
|
Предложения с прямой речью (5- 3 Рр) |
76 | | Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 | Урок усвоения нового материала | Работа у доски | Знать основные способы передачи чужой речи, уметь правильно интонировать в предложениях с прямой и косвенной речью, использовать предложения с прямой речью с учетом содержания и стиля высказывания; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их Постановку | Составление диалогов, схем пред-ложений. Конструирование предложений по схемам | § |
77 | | Предложения с прямой речью | 1 | Комбинированный урок | Осложненное списывание
| Уметь пунктуационно оформлять "Предложения с прямой речью, выразительно читать, производить синонимичную замену предложений с прямой речью и косвенной, определять стилистические возможности разных способов передачи чужой речи | Составление предложений с прямой речью | § |
78 | | Предложения с прямой речью Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной | 1 | Комбинированный урок | Работа у доски | Понимать отличия косвенной речи от прямой, уметь заменять прямую речь косвенной и наоборот, правильно расставлять знаки препинания | Конструирование пред-ложений с разными способами передачи чужой речи | § |
79 | | Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании | 1 | Урок усвоения нового материала | Творческое списывание, словарный диктант | Знать различные способы цитирования, уметь ими пользоваться в тексте в соответствии с задачами и характером высказывания, выделять цитаты знаками препинания | Записать текст под диктовку, оформить цитаты, определить их функцию в тексте. Рассказать о случаях, когда цитаты не заклюю-чаются в кавычки, привести свои примеры | § |
80 | | Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании | 1 | Урок усвоения нового материала | Творческое списывание | Знать различные способы цитирования, уметь ими пользоваться в тексте в соответствии с задачами и характером высказывания, выделять цитаты знаками препинания | Работа с текстом, работа с учебником. | § |
81 | | P/P Изложение с элементами сочинения | 1 | Уроки развития речи | Изложение | Уметь адекватно воспринимать текст на слух, писать изложение публицистического текста, сохраняя его композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства, соблюдая орфографические и пунктуационные, грамматические нормы; создавать небольшое по объему сочинение на основе прослушанного текста, отражая в нем проблему, поднятую автором исходного текста, аргументируя свое отношение к этой проблеме | Изложение |
|
82 | | P/P Изложение с элементами сочинения | 1 | Урок развития речи | Изложение с элементами сочинения | Уметь адекватно воспринимать текст на слух, писать изложение публицистического текста, сохраняя его композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства, соблюдая орфографические и пунктуационные, грамматические нормы; создавать небольшое по объему сочинение на основе прослушанного текста, отражая в нем проблему, поднятую автором исходного текста, аргументируя свое отношение к этой проблеме | Изложение с элементами сочинения |
|
83 | | P/P Изложение с элементами сочинения | 1 | Урок развития речи | Изложение с элементами сочинения | Уметь адекватно воспринимать текст на слух, писать изложение публицистического текста, сохраняя его композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства, соблюдая орфографические и пунктуационные, грамматические нормы; создавать небольшое по объему сочинение на основе прослушанного текста, отражая в нем проблему, поднятую автором исходного текста, аргументируя свое отношение к этой проблеме | Изложение с элементами сочинения |
|
Общие сведения о языке( 3 часа) |
8 4 | | Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление | 1 | Урок повторения и закрепле-ния знаний | Работа с текстом, дискуссия | Уметь составлять конспект, работать с научной литературой | Составлять конспект | § |
85 | | Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление | 1 | Урок - практикум | Словарный диктант | Уметь работать с научным текстом, составлять план | Анализиро-вать текст, работа с научными источниками, цитирование | § |
86 | | Русский язык в современном мире | 1 | Комбинированный урок | Творческое списывание | Уметь работать с научными источниками | Анализ текста, работа с научными источниками, цитирование | § |
Систематизация и обобщение изученного (13+3 Рр) |
87 | | Фонетика. Графика. Орография. Орфоэпия | 1 | Комбинированный урок | Тест | Уметь делать сообщение о звуках речи, особенностях произношения гласных и согласных звуков по плану; из вариантов ударений выбирать правильный, соотносить звук и букву на письме, выразительно читать текст; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм, производить элементарный звуковой анализ текста; использовать алфавит в практической деятельности; опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий. | Выполнять тренировоч-ные упражнения, работать с текстом |
|
88 | | Фонетика. Графика. Орография. Орфоэпия | 1 | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Тест | меть делать сообщение о звуках речи, особенностях произношения гласных и согласных звуков по плану; из вариантов ударений выбирать правильный, соотносить звук и букву на письме, выразительно читать текст; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм, производить элементарный звуковой анализ текста; использовать алфавит в практической деятельности; опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий. | Работать с текстом, со словарями |
|
89 | | Морфемика и словообразование | 1 | Комбинированный урок | Тест | Уметь выполнять морфемный и словообразовательный разбор, различать понятия «форма слова» и «однокоренные слова» | Выполнять разбор слов по составу |
|
90 | | Морфемика и словообразование | 1 | Комбинированный урок | тест | Уметь выполнять морфемный и словообразовательный разбор, различать понятия «форма слова» и «однокоренные слова» | Выполнять разбор слов по составу |
|
91 | | Лексика и фразеология | 1 | Комбинированный урок | Работа с текстом, со словарями | Уметь выполнять лексический разбор, работать с разными видами словарей | Уметь находить в тексте фразеологи--ческие обороты, синонимы, антонимы |
|
92 | | Лексика и фразеология | 1 | Повтори-тельно- обобща-ющий урок | Выборочный диктант | Уметь выполнять лексический разбор, работать с разными видами словарей | Работать с текстом, со словарями |
|
93 | | Морфология и синтаксис | 1 | Комбинированный урок
| Выборочный диктант | Уметь находить и определять лексические и грамматические средства связи | Выполнять комплексный анализ текста
|
|
94 | | Морфология и синтаксис | 1 | Повтори-тельно- обобщаю-щий урок
| Работа у доски | Уметь находить и определять лексические и грамматические средства связи | Выполнять комплексный анализ текста |
|
95 | | Р/Р Изложение и сочинение в формате ГИА | 1 | Уроки развития речи | Изложение | Развитие орфографической и пунктуационной зоркости, умение строить высказывание своего мнения по проблеме | Изложение |
|
96 | | Р/Р Изложение и сочинение в формате ГИА | 1 |
| Сочинение | Развитие орфографической и пунктуационной зоркости, умение строить высказывание своего мнения по проблеме | Сочинение |
|
97 | | Р/Р Изложение и сочинение в формате ГИА | 1 | Уроки развития речи | Сочинение, изложение | Развитие орфографической и пунктуационной зоркости, умение строить высказывание своего мнения по проблеме | Сочинение |
|
98 | | Анализ письменных работ | 1 |
| Творческое списывание | Развитие орфографической и пунктуационной зоркости, умение строить высказывание своего мнения по проблеме | Выполнять орфографии-ческий и пункту-ационный разбор |
|
99 | | Резервные уроки | 1 |
|
|
|
|
|
100 | | Резервные уроки | 1 |
|
|
|
|
|
101 |
| Резервные уроки | 1 |
|
|
|
|
|
102 |
| Резервные уроки | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
для учащихся:
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс.- М.: Дрофа, 2009 г
- Русский язык. Практика. 9 класс,/ Под ред. Пичугова Ю.С. - М.: Дрофа, 2012
- Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2012
- КИМЫ ОГЭ 2015 Русский язык .Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П.Цыбулько Издательство «Национальное образование» 2014
для учителя:
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс.- М.: Дрофа, 2009 г
- Русский язык. Практика. 9 класс,/ Под ред. Пичугова Ю.С. - М.: Дрофа, 2012
- Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2012
- Т.И.Ермоленко Русский язык .9 класс: поурочные планы по учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой._Волгоград: Учитель, 2005.
- Д.Э.Розенталь «.Лексика и стилистика.» «Орфография и морфология». «Синтаксис и пунктуация». «Оникс»2010г.
- А.Ю.Купалова. «Изучение синтаксиса и пунктуации в школе». «Дрофа»2007г
- С.И.Райский. «Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях»
- О.В.Григоренко. «Нормы русского литературного языка». Воронеж 2005г
- КИМЫ. ОГЭ 2015 Русский язык Типовые экзаменационные варианты под. Редакцией И..П..Цыбулько Издательство «Национальное образование». 2015
- Дидактический материал.
- Тексты контрольных и самостоятельных работ, тесты.
- Раздаточный материал (карточки)
Материально-техническое оснащение
Компьютер
Принтер
Сканер
Мультимедийная доска
Камера
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ
http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания
http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Доступ к сети Интернет
Электронные учебные издания
http://pedsovet.su/
http://www.rusedu.ru/
http://festival.1september.ru/
http://www.uroki.net/
http://www.uchportal.ru/
http://www.pomochnik-vsem.ru/load/.
http: // teneta.rinet.ru/rus/hilit/hilit_pro.htm#rupisnet
http://www.fbit.ru/free/myth
http://www.litera.ru
http://www.litera.ru/slova/ring/index.html
Используемая литература:
1. Нормативно- правовые документы:
-Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
-Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».
2.«Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9, 10-11 классы», Москва, «Дрофа». 2009
3.«Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку для 9 класса», под редакцией Ю.С.Пичугова, Москва, «Дрофа», 2006.
4.«Поурочное планирование к учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой. 5-9 классы», авторы: А.Ю.Купалова, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Ю.С.Пичугов, Москва, «Дрофа», 2007.
5.«Тесты по русскому языку», Е.Н.Хоркина, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
6.«Система сложных предложений в современном русском языке», В.В.Бабайцева, Москва, 2005.
Учебники:
1.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс.- М.: Дрофа, 2009 г
2.Русский язык. Практика. 9 класс,/ Под ред. Пичугова Ю.С. - М.: Дрофа, 2012
3.Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2012