Урок русского языка в 5 классе на тему "Синтаксический разбор простого предложения"
план-конспект урока (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План — конспект урока по теме : «Синтаксический разбор простого предложения " в 5 кл.
Цели урока:
- научить правильно выполнять синтаксический разбор простого предложения;
- закрепить знание классификаций предложений по цели высказывания, интонации, наличию главных и второстепенных членов предложения;
- проверить умение ставить знаки препинания при однородных членах предложения, обращении.
- Развитие речи учащихся.
- Воспитание чувства любви к своей малой родине.
Оборудование: листочки с заданиями, учебник, Толковый словарь, мяч.
Ход урока.
Ход урока
1. Орг. момент.
Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.
Пусть на уроке вам сопутствует успех!
Запишите число, классная работа. А для темы оставьте пока пустую строчку.
- Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы учились писать дружеское письмо. Мы договорились, что дома вы напишете письма своим вымышленным друзьям, которые никогда не были в нашем селе. Давайте послушаем ваши письма. (чтение писем)
Хорошо. Молодцы. Я думаю, что после такого письма любому человеку захочется побывать в наших сказочных местах.
3. Повторение. «Игра в мяч».
-Виды предложений по цели высказывания?
- А по интонации?
- из чего состоит грамматическая основа предложения
- В побудительном предложении содержится совет, просьба, приказ, пожелание
- В повествовательном предложении содержится сообщение
- В вопросительном предложении содержится вопрос
- По наличию второстепенных чл. предложения -распространённые и нераспространённые.
- Что такое обращение?
- Между однородными членами предложения запятая ставится?
4. Объяснение нового материала.
-Ребята, скажите , пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (предложение)
-Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис)
-А вы знаете, ребята, как называется разбор предложения по членам?
-Чему мы должны научиться на уроке? (Синтаксическому разбору простого предложения.)
-Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.
А помогут нам в этом пословицы, поговорки и тексты о родном крае. Как вы понимаете эту пословицу, ребята?
Где родился, там и пригодился.
Итак, тема нашего урока «Синтаксический разбор простого предложения».
- Ребята, попытаемся сформулировать цели нашего урока, опираясь на тему. (Дети самостоятельно определяют цели урока)
Да, вы правы. Основная цель нашего урока- это научиться выполнять синтаксический разбор простого предложения.
- Ребята, дайте определение простого предложения.
- А какое вы ещё знаете предложение по наличию грамматической основы ? Чем сложное предложение отличается от простого?)
-Давайте познакомимся с порядком проведения синтаксического разбора предложения. Откройте учебники на с. 85 пар. 43
Работа с учебником. Составление кластера.
Синтаксический разбор простого предложения.
Порядок разбора.
1. Вид предложения по цели высказывания. (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Вид предложения по интонации ( восклицательное, невосклицательное).
3. грамматическая основа предложения (подлежащее, сказуемое).
4. простое или сложное
5. односоставное или двусоставное.
6. Вид предложения по наличию второстепенных членов.( распространенное, нераспространенное)
7. Второстепенные члены предложения.
- Синтаксический разбор записанного предложения. Характеристика предложения.
Мы живем и работаем в самом красивом селе!
(Повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми) Построение схемы.
6. Отправляемся на поиск предложений. Работа в парах.
У вас на партах лежат листочки со схемами. А на слайде вы видите предложения. Найдите предложение к своей схеме.
1.В нашем селе живут добрые и красивые люди.
2. Соколка - знаменитая гора.
3. Село Введенская Слобода расположено в месте слияния трех рек : Сулицы, Свияги и Волги.
4. В настоящее время на территории Введенско-Слободского сельского поселения 7 населённых пунктов: Введенская Слобода, Петропавловская Слобода, деревни Савино, Медведково, Елизаветино, Восточная Звезда, поселок Детский санаторий.
5. Миша, ты знаешь историю родного края?
6. Березы, дубы, осины–деревья наших лесов.
7. В лесу встречаются волки и кабаны, лисы и зайцы.
Запишите найденные предложения и произведите синтаксический разбор. У доски 1 человек.
- Физминутка.( проводит ученица 5 кл)
Яблоня в моём саду
Гнётся сильно на ветру.
Наклонилась вправо, влево,
Покачаться захотела: 1, 2, 3, 4, 5.
Ветки вниз и вверх опять!
И вперёд их протянула.
А как стихнет ветерок,
Моя яблонька уснёт.
- Работа в парах.
У вас на партах есть конверты, откройте их и составьте из слов предложения так, чтобы получились пословицы и поговорки о Родине. ( 1 предложение на стол)
1. Жить - Родине служить.
2. Родная земля и в горсти мила.
3.Родная земля-мать, чужая земля-мачеха.
4. Каждый кулик свое болото хвалит.
-Запишите получившиеся предложения и разберите синтаксически. У доски 1 человек работает по карточке –разбор слов по составу: сельский, Соколка, старинная.
8. Задание ( На доске заранее крепятся в виде осенних листочков карточки с заданием)
-А теперь, ребята, представьте, что мы в лесу и нам нужно собрать листья для гербария.
-Ребята, а что такое гербарий? (один из учеников самостоятельно смотрит слово в «Толковом словаре» С.И. Ожегов, зачитывает вслух.)
- Но это необычные листочки, а с заданием по орфографии и пунктуации.
( 4 ученика выходят к доске, снимают листочки и выполняют самостоятельно).
(Нужно вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания и выполнить синтаксический разбор предложения)
1 Свияжск п..строил Иван Грозный.
2 В нашем с..ле построена кр.сивая мечеть.
3 У с..ла б..гатая история.
- Ребята любите свой край!
- Подготовленные учащиеся читают стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина»
С чего начинается Родина? |
Задание: составить предложения с однородными членами на тему «Родина».
- Работа с текстом.
Человек должен с детства, со школы помнить, на какой земле он р..дился, помнить, что у него есть обязанности перед этой в..ликой, кр..сивейшей землёй в мире, которую з..вут Родиной.
Если ей будет угрожать см..ртельная опас?ность, он должен встать на ее защиту и стоять, если нужно, насмерть.
Он должен помнить и чтить д..ла своих пре..ков, которые не ж..лели жизни, защищая р..дную страну, р..дной язык, р..дной дом.
Прочитайте, вставьте пропущенные буквы.
- Рефлексия.
Наш урок подходит к концу, вы сегодня все очень хорошо поработали. Молодцы! Оценки за урок , а сейчас я вас прошу оценить всю нашу работу. Анкеты.
Урок окончен, всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация у уроку русского языка 5 класс. Тема :Простые и сложные предложения
Данная презентация соответствует уроку по теме :Простые и сложные предложения 5 класс. Урок-путешествие....
Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.
Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения) Презентация може...
Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения
повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...
Разработка урока русского языка 5 класс "Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением"
Урок- изучения нового материала...
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения". Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...
Урок русского языка 8 класс "Строение и грамматическое значение предложения"
Надеюсь, что этот урок заинтересует учителей русского языка. Он построен по методике обучения русскому языку средствами субъективизации (методика проф. Г.А. Бакулиной).Содержание и организация у...
Урок русского языка. 5 класс. Тема "Синтаксический разбор сложного предложения"
На уроке отрабатывается алгоритм синтаксического разбора сложного предложения."Изюминка" урока - дидактический материал подобран из книги В.Губарева...