Рабочая программа по русскому языку для 9 класса
рабочая программа (9 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_programmy.docx | 46.45 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 43.96 КБ |
Предварительный просмотр:
№ П/П | Раздел | Кол-во часов | Содержание программы | Планируемые результаты | |
базовый повышенный уровень уровень | |||||
1 | Общие сведения о языке | 3 | 1.Общие сведения о языке. 2.Понятие о литературном языке. 3.Основные требования к уровню подготовки учащихся в 9 классе. | Осознать важность коммуникативных умений в жизни человека, понимать роли языка в жизни человека, красоту, богатство, выразительность русского языка. Иметь представления о роли русского языка в мире. Различать функциональные разновидности современного языка. Иметь представление о лингвистике как о науке. | Проводить анализ текста, его стиля, средств связи частей |
2 | Повторение изученного в 5-8 кл. | 7 | 1.Устная и письменная речь. Монолог и диалог. 2.Стили речи. 3.ПП и его грамматическая основа. 4.Предложения с однородными членами. Предложения с обособленными членами. 5.Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями. 6.7.Р/Р. Изложение с элементами сочинения. | Создавать устное монологическое высказывание на учебные, социально-бытовые темы, вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, правильной и выразительной речи. Различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык худ. лит-ры, определять их жанры, тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, адресата, используя характерные для каждого стиля речи выразительные средства языка. Выполнять структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды ПП, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользоваться синтаксическими синонимами. Опознавать предложения с с обособленными второстепенными членами, интонационно выразительно читать, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей пр-ий с обособленными членами, использовать их в речи. Интонационно выразительно читать предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями, объяснять постановку знаков препинания, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усилении выразительности. | Проводить анализ текста, его стиля, средств связи частей предложенного текста. |
3 | Сложное предложение. | 1 | 1.СП. Союзные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями СП. | Различать изученные виды предложений (СП и ПП), определять средства связи частей СП, пунктуационно оформлять их. Осмыслить классификацию СП. Строить пр-ия с заданной конструкцией. Осознать понятие «дневниковая запись». Создавать текст публицистического стиля, использовать языковые средства: экспрессивную лексику, многозначные слова, формы повелительного наклонения глаголов, учитывая интонационные и синтаксические особенности стиля (представление, распространенное обращение, обратный порядок слов, ряды однородных членов предложения…); свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста. Различать знаки препинания и их функцию. | Составлять рецензию на литературное произведение, спектакль, кинофильм. Готовить сообщения на лингвистическую тему. |
4 | Сложносочиненное предложение, его грамматические особенности. | 9 | 1.ССП. Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП. 2.Средства связи частей ССП, основные группы ССП по значению и союзам. 3.4ССП с соединительными, противительными разделительными союзами. 5.Разделительные знаки препинания между частями ССП. 6.Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Р/Р. 7.Сочинение публицистического характера. 8.Контрольная работа по теме «ССП». 9.Анализ контрольной работы. | Определять ССП, его грамматические признаки, строение, смысловые отношения между его частями и способы их выражения. Интонационно оформлять СП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений и конструировать пр-ия по схеме. Распознавать основные группы ССП по значению и союзам. Производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, интонационно правильно оформлять, производить синонимическую замену ССП и СПП, различать ССП и ПП с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма. | Создавать и редактировать тексты с учетом требований к построению связного текста. Исправлять речевые недостатки. Выступать перед аудиторией с докладами, сообщениями, рефератами. |
5 | Сложноподчиненное предложение, его грамматические особенности. | 7 | 1.СПП. Понятие о СПП, его грамматические признаки. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. 2.Союзы и союзные слова в СПП. 3.Р/Р. Рецензия на прочитанное произведение. 4.5..Роль указательных слов в СПП. 6.7..Р/Р. Сжатое изложение с элементами сочинения. | Осмыслить понятие о СПП, его грамматические признаки. Различать главную и придаточную части СПП, средства связи частей СПП: интонацию подчинения, подчинительные союзы. Понимать место придаточного в СПП. Находить главное предложение с указательным словом. Понимать пунктуационные и синтаксические нормы. Иметь представление о рецензии и особенностях этого жанра. Составлять план рецензии, отбирать языковые средств. | Составлять рецензию на литературное произведение, спектакль, кинофильм. Готовить сообщения на лингвистическую тему. |
6 | Виды СПП. | 18 | 1.Основные группы СПП. СПП с придаточными определитель-ными. 2. с придаточными определительными. 3.СПП с придаточными изъяснительными. 4.5. Р/Р. Сжатое изложение с элементами сочинения. 6.СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места и времени. 7.СПП с придаточными места и времени. 8.СПП с придаточными причины, следствия, условия. 9.СПП с придаточными уступки и цели. 10.СПП с придаточными сравнительными, образа действия, меры, степени. 12-1.Р/Р. Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине. 12.13.СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в таких предложениях 14.Систематизация и обобщение изученного материала по теме: «СПП». 15.Контрольная работа по теме «СПП». 16.Р/Р. Сочинение «Что такое подвиг». 17.18.Развитие речи. Подробное изложение текста «Сергей Иванович Ожегов». | Распознавать и разграничивать виды СПП с придаточной частью определительной, изъяснительной, обстоятельственной (времени, места, условия, цели, причины, следствия, меры, степени, сравнения, уступки, следствия, цели). Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи СПП разных видов, использовать синтаксические синонимы СПП. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру СПП с одной и несколькими придаточными частями, смысловые отношения между частями СПП. Оценивать правильность построения СПП разных видов, исправлять нарушения построения СПП. Наблюдать за особенностями использования СПП в текстах разных стилей и жанров. | Создавать и редактировать тексты с учетом требований к построению связного текста. Исправлять речевые недостатки. Выступать перед аудиторией с докладами, сообщениями, рефератами. |
7. | БСП, его грамматические основы. | 8 | 1.БСП. Понятие о БСП. Интонация в БСП. БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. 2.3.Р/Р. Сочинение по картине Н.Ромадина «Село Хмелевка». 4.БСП со значением причины, пояснения, дополнения, Двоеточие в БСП. 5.БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. 6.Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. 7.8.Р/Р Изложение с элементами сочинения.
| Определять смысловые отношения между частями БСП разных видов (со значением перечисления; причины, пояснения, дополнения; времени, условия, следствия, сравнения; противопоставления и неожиданного присоединения, быстрой смены событий) и выражать их с помощью интонации. Моделировать и употреблять в речи БСП с разными смысловыми отношениями между частями, синтаксические синонимы БСП. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру БСП, смысловые отношения между частями БСП разных видов. Наблюдать за особенностями употребления БСП в текстах разных стилей и жанров. | Составлять рецензию на литературное произведение, спектакль, кинофильм. Готовить сообщения на лингвистическую тему. Исправлять речевые недостатки. Выступать перед аудиторией с докладами, сообщениями, рефератами. |
8 | СП с разными видами союзной и бессоюзной связи. | 5 | 1.СП с различными видами связи. Знаки препинания в СП с различными видами связи. 2.3.Синтаксический и пунктуационный разбор СП с различными видами связи. 4.5.Р/Р. Изложение с элементами сочинения. | Опознавать СП с разными видами союзной и бессоюзной связи, строить их схемы. Определять смысловые отношения между частями СП с разными видами союзной и бессоюзной связи. Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи СП с разными видами связи. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру СП с разными видами союзной и бессоюзной связи, смысловые отношения между частями СП с разными видами союзной и бессоюзной связи. Наблюдать за использованием в художественных текстах СП с разными видами связи. | Готовить сообщения на лингвистическую тему. Исправлять речевые недостатки. Выступать перед аудиторией с докладами, сообщениями, рефератами. Составлять рецензию на литературное произведение, спектакль, кинофильм. |
9 | Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах. | 10 | 1.Публичная речь. 2.Научный и официально-деловой стили речи. Разговорный стиль речи. 3. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная. 4.Цитаты. Способы цитирования. 5.Контрольная работа по теме: «СП с разными видами союзной и бессоюзной связи». 6. Фонетика, графика, орфография. 7.Лексика, морфемика, словообразование. 8Морфология и фразеология. 9.Орфография и пунктуация. 10.Контрольная работа по теме: «Повторение изученного в 5-9 кл.» | Повторить звуки русского языка, их классификацию, понимать смыслоразличительную роль звука, орфоэпические нормы и нормы письма. Строить по плану сообщение о звуках речи, об особенностях произношения гласных и согласных звуков; из вариантов ударения выбирать правильный, соотносить звук и букву на письме, выразительно читать тексты, оценивать свою и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм, производить звуковой анализ текста, использовать алфавит в практической деятельности, опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий. Характеризовать морфемы, передающие информацию о слове, правильно употреблять слова в речи в зависимости от лексического значения. Объяснять правописание морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ. Соблюдать нормы русского языка. Повторить орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий. Распознавать изученные части речи на основе грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли; использовать в речи, соблюдая нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий. Опознавать СП, ССП и СПП, СП с разными видами союзной и бессоюзной связи, строить их схемы. Определять смысловые отношения между частями СП с разными видами союзной и бессоюзной связи. Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи СП с разными видами связи. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру СП с разными видами союзной и бессоюзной связи, смысловые отношения между частями СП с разными видами союзной и бессоюзной связи. | Наблюдать за использованием в художественных текстах ССП, СПП, БСП и СП с разными видами связи. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела. Тема урока. | Кол-во часов | Виды деятельности | Форма контроля, вид самостоятельной работы | Дата | Дата |
1. | Общие сведения о языке. Международное значение русского языка. | 1 | Понимать, почему русский язык является мировым языком, избираемым для широкого международного общения и сотрудничества, осознавать общечеловеческую значимость всей культуры, созданной на русском языке. | Анализ текста упр.1. Выделить в тексте абзацы, определить проблематику. Озаглавить текст. Сформулировать основную мысль текста. | ||
2. | Понятие о литературном языке. | 1 | Рассмотреть отличия литературного языка от языка художественной литературы. Понимать, что основой современного языка является литературный язык. | Записать высказывания А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева о русском языке; устно прокомментировать (фронтальный опрос). | ||
3. | Основные требования к уровню подготовки учащихся в 9 классе. | 1 | Знать о роли русского языка как национального языка русского народа, основные признаки стилей, признаки текста, типов речи, основные единицы языка, нормы русского литературного языка, речевого этикета. Уметь работать с текстом, писать изложения, сочинения, проводить анализ текста. | Записать основные положения данные учителем под диктовку. | ||
4. | Повторение пройденного в 5-8 классах (7 ч.) Речь. Устная и письменная речь. Монолог и диалог. | 1 | Рассмотреть разновидности речевого общения. Уметь вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, выразительной интонацией. | Самостоятельная работа, фронтальный опрос. | ||
5. | Развитие речи. Стили речи. | 1 | Изучить названия стилей. Различать стили, определять их, жанры, тему, основную мысль текста, тип, создавать собственное высказывание, учитывая выразительные средства каждого стиля речи. | Вспомнить и записать названия из известных вам стилей речи. С.12,задание под * | ||
6. | Простое предложение и его грамматическая основа. | 1 | Изучить определение простого предложения, д/с, о/с, о/л, н/л, б/л, н. Уметь производить полный синтаксический анализ простого предложения, давать характеристику, строить схему. | Зрительный диктант. Объяснительный диктант. Упр.30, с. 18 | ||
7. | Предложения с обособленными членами. | 1 | Изучить определения второстепенных членов предложения, опознавать предложения с обособленными членами, устанавливать смысловую и интонационную связь, использовать в речи. | Упр.32, с.19. Письменно ответить на вопрос: «Какие члены предложения называются обособленными?» | ||
8 | Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями. | 1 | Изучить определения предложений с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями. Интонационно выразительно читать. | Самостоятельная работа. | ||
9-10 | Развитие речи. Изложение с продолжением | 2 | Рассмотреть композиционные особенности форм сочинения. Пересказывать текст, соблюдать нормы на письме. | Изложение с продолжением. | ||
11- | Сложное предложение (1 ч.) Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений. | 1 | Изучить классификацию сложных предложений, отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП, БСП, определять способы и средства связи. Строить схемы. | Составить таблицу «Основные виды сложных предложений». | ||
12 | Сложносочиненное предложение и его особенности (9 ч.)Строение ССП, смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. | 1 | Изучить грамматические признаки ССП, его строение, интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы и конструировать предложения по схемам. | Подготовить устное сообщение на тему: «Смысловые отношения в сложносочиненном предложении». | ||
13 | Сложносочиненное предложение с соединительными, разделительными и противительными союзами. Знаки препинания в нем. | 2 | Изучить основные группы ССП по значению и союзам, определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения. | Самостоятельная работа в группах. I гр.- упр. 63. II гр.- упр. 65. III гр.- упр.69. | ||
14 | Упр. 66,67 (самостоятельно). | |||||
15 | Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения с общим второстепенным членом. | 1 | Опознавать сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, производить синтаксический разбор предложений, объяснять отсутствие запятой. Конструировать предложения. | Разобрать предложения, построить схемы, объяснить. | ||
16 | Синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения. | 1 | Изучить основные положения синтаксического и пунктуационного разбора ССП. Выполнять синтаксический и пунктуационный разборы ССП, конструировать ССП разных видов, различать ССП и простые предложения с однородными членами. | Работа по вариантам: I в.- упр.75; II в.- упр.76 (согласно заданию). | ||
17 - 18 | Контрольный диктант. Работа над ошибками. | 2 | Производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП, воспроизводить текст, воспринимаемый на слух под диктовку., соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Объяснять ошибки, классифицировать, исправить их, приводить примеры. | Диктант с грамматическим заданием. Работа над ошибками. | ||
19 - 20 | Развитие речи. Сочинение-рецензия на литературное произведение. | 2 | Изучить композиционные особенности сочинение-рецензии. Составлять план сочинения, передавать последовательность микротекстов, использовать выразительные средства языка, соблюдая нормы литературного языка. | Самостоятельная работа. | ||
21 | Понятие о сложноподчиненном предложении (23 ч.) Строение СПП, средства связи его частей. | 1 | Изучить структуру СПП, средства связи его частей. Определять место придаточного по отношению к главному, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы, объяснять их с помощью знаков препинания. | Самостоятельная работа по вариантам: I в.- составить план §18, проиллюстрировать собственными примерами. II в.- составить план §19, проиллюстрировать собственными примерами. | ||
22 | Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. | 1 | Различать союзы и союзные слова, определять границы придаточных предложений, грамотно ставить знаки препинания. | Самостоятельная работа: Упр.93,94,96 | ||
23 - 24 | Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. | 2 | Опознавать указательные слова главной части СПП, выяснять синтаксическую функцию в главном предложении и роль в СПП; отличать СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами, правильно ставить знаки препинания. | Взаимодиктант. | ||
25 - 26 | Развитие речи. Изложение с элементами сочинения. | 2 | Воспринимать текст на слух, воспроизводить услышанное. Соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, создавать небольшое сочинение, отражая проблему, аргументируя свое отношение к этой проблеме. | Изложение с элементами сочинения. | ||
27 - 28 | Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. | 2 | Изучить определения понятий, находить определительные придаточные по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова. | Составление развернутого плана §22, привести собственные примеры. Работа в группах: I гр.- упр.107; II гр.- упр.108; III гр.- упр.110. | ||
29 | СПП с придаточными изъяснительными. | 1 | Изучить определение придаточных изъяснительных. Находить придаточные изъяснительные в тексте. | Комментированное письмо - упр.1173--31 | ||
30-31 | Р/Р.Речь. Сжатое изложение с элементами сочинения. | 2 | Рассмотреть основные элементы композиции текста. Выделять интонационно придаточные предложения. | Сжатое изложение. Упр.123,с.78. | ||
32 | СПП с придаточными обстоятельственными. | 1 | Рассмотреть виды придаточных обстоятельственных, находить их в тексте, определять средства связи, расставлять знаки препинания. | Конструирование предложений по схемам (работа в группах). | ||
33 | СПП с придаточными времени и места. | 1 | Изучить определения придаточных времени и места. Уметь ставить вопросы к придаточным времени и места, определять их вид, расставлять знаки препинания в СПП с придаточными времени и места. | Самостоятельная работа. Списать предложения, поставить вопросы в к выделенным придаточным предложениям времени и места. Конструирование предложений по схемам (работа по вариантам). | ||
34 | СПП с придаточными причины, условия, цели и следствия | 1 | Изучить определения придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия, уметь правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения, употреблять в речи. | Написать сочинение-миниатюру на грамматическую тему «Что я знаю о СПП с придаточными, имеющими общее значение обусловленности». | ||
35 | СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. | 1 | Изучить определения придаточных, распознавать придаточные в тексте, грамотно ставить вопросы, правильно расставлять знаки препинания. | Конструирование предложений (работа в группах). | ||
36 - 37 | Контрольный диктант и его анализ. | 2 | Рассмотреть определения придаточных, выделять их в тексте, производить полный синтаксический разбор СПП. | Диктант с грамматическим заданием. | ||
38 - 39 | СПП с несколькими придаточными. | 2 | Знать классификацию СПП с несколькими придаточными. | Фронтальный опрос. | ||
40 | Знаки препинания в них. | 1 | Знать классификацию СПП с несколькими придаточными, правильно расставлять знаки препинания. | Самостоятельная работа | ||
41 | Повторение и обобщение изученного по теме «СПП». Синтаксический и пунктуационный разборы СПП. | 1 | Изучить определения ССП и СПП, отличать их, уметь определять значения придаточных, конструировать, грамотно расставлять знаки препинания. | Самостоятельная работа с текстом упр.175. | ||
42 | Контрольная работа по теме «СПП». | 1 | Изучить определения ССП и СПП, различать разные виды предложений, определять значения придаточных СПП, грамотно расставлять знаки препинания. | Работа с текстами по вариантам. Комплексный анализ текста. | ||
43 | Развитие речи. Сочинение «Что такое подвиг?» | 1 | Понимать жанровое своеобразие сочинения-рассуждения. Уметь определять для себя тему, подбирать эпиграф, отражающий основную мысль сочинения, озаглавливать сочинение. | Сочинение-рассуждение. | ||
44 - 45 | Развитие речи. Подробное изложение текста «Сергей Иванович Ожегов». | 2 | Изучить структуру изложения, уметь на слух понимать содержание текста, определять основную мысль, позицию автора к проблеме, поставленной в тексте, подробно излагать мысли, соблюдая на письме нормы русского языка, выражать собственное отношение к проблеме, приводить свои аргументы, использовать разнообразные синтаксические и грамматические конструкции. | Подробное изложение текста. | ||
46. | БСП. Понятие о БСП | 1 | Изучить синтаксические особенности БСП, правила постановки знаков препинания в БСП, опознавать БСП в тексте, расставлять знаки препинания в тексте, соблюдать интонацию при чтении. | Составление развернутого плана изучаемой темы. Составление предложений по схеме. | ||
47. | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. | 1 | Изучить условия постановки двоеточия в БСП, конструировать предложения со значением причины, пояснения, дополнения, выразительно читать, выявляя смысловые отношения между частями БСП. | Объяснительный диктант. | ||
48. | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. | 1 | Изучить условия постановки тире в БСП. Выявлять смысловые отношения между частями БСП, конструировать предложения, выразительно читать их. | Комментированное письмо. Зрительный диктант. Контрольный словарный диктант. | ||
49-50 | Р/Р.Сочинение по картине Н.Ромадина «Село Хмелевка». | 2 | Изучить структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение. Свободно выражать собственные мысли, передавать эмоциональное состояние. | Сочинение | ||
51. | Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. | 1 | Соблюдать последовательность синтаксического и пунктуационного разбора БСП. | Взаимодиктант. Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. | ||
52-53 | Р/Р. Изложение с элементами сочинения. | 2 | Рассмотреть композиционные особенности текста, понимать содержание прочитанного текста, его тему, главную мысль, определять идейную направленность текста, позицию автора, его отношение к проблеме, подробно излагать текст, комментировать позицию автора, выражать собственное мнение | Изложение | ||
54-56 | СП с разными видами связи. Знаки препинания в СП с разными видами связи. | 3 | Изучить основные правила постановки знаков препинания в СП с разными видами связи. Разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова. | Составление предложений по схемам. Работа в группах Упр. 209 | ||
57-58 | Р/Р. Подробное изложение. | 2 | Подробно пересказывать текст худ. стиля, понимать содержательные линии прочитанного, его тему, идею, проблемы и отношение автора к ним. | Подробное изложение. | ||
59. | Повторение изученного в 9 классе. Публичная речь | 1 | Понимать особенности публичной речи, отличать понятия «публичный» и «публицистический», знать особенности публичной речи. | Анализ текстов. Работа в группах. | ||
60 | Научный и официально-деловой стили речи. Разговорный стиль речи. | 1 | Изучить основные признаки стилей, различать стили, определять особенности разных стилей, анализировать тексты разных стилей, создавать собственные высказывания. | Написание объявлений о начале подготовительных занятий к экзаменам, заявление о в какое-либо учебное заведение, составление характеристики, написание автобиографии. | ||
61 | Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная. | 1 | Изучить основные способы передачи чужой речи, владеть интонацией, используя предложения с прямой и косвенной речью. Грамотно ставить знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. | Конструирование предложений с разными способами передачи чужой речи по схемам. | ||
62 | Цитаты. Способы цитирования. Пунктуация при цитировании. | 1 | Рассмотреть способы цитирования, использовать способы цитирования в собственной речи, выделять цитаты на письме. | Самостоятельная работа над предложениями. Сформулировать и записать правила цитирования. | ||
63 | Контрольная тестовая работа и ее анализ. | 1 | Изучить основные единицы языка, их признаки, основные нормы русского литературного языка, анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфографических норм, проводить анализ худ. текста, опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа, проводить орфографический анализ текста, использовать различные синтаксические конструкции, применять пунктуационные правила. | Тестовая работа. | ||
64 | Фонетика, графика, орфография. | 1 | Выполнение тестовых заданий. | |||
65 | Лексика, морфемика, словообразование. | 1 | Выполнение тестовых заданий. | |||
66 | Морфология и фразеология. | 1 | Выполнение тестовых заданий. | |||
67 | Контрольная работа по теме: «Повторение изученного в 5-9 кл.»
| 1 | Тестовая работа. | |||
68 | Орфография и пунктуация. | 1 | Выполнение тестовых заданий. |
Материально-техническое и информационное оснащение
1. АРМ учителя, интерактивная доска.
2. ЭОР:
- 1С: Репетитор. Русский язык. Адрес в интернете: http://obr.ru//product.isp?id=7;
- «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5–6 классы». Адрес в интернете: http://www.nmg.ru.
Мультимедийные пособия
- «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
- 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
- Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
- Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
- Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
- Тестирующая программа для школьников «КРАБ»
Интернет-ресурсы
Для учителя
http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test80.xml
http://www.e-g-r.ru/index.php?pl=uroki&id=0&PHPSESSID=c0d896780c112066a0cd88d689834596
http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_litera.asp
http://jagrovavv.edurm.ru/p3aa1.html
http://www.proshkolu.ru/user/bulygina76
http://peressa2009.narod2.ru/Elektivnie_kursi/
http://person.edu.ru/default.asp?ob_no=2465
http://svetotatyana.narod.ru/p17aa1.html
Для учеников
http://www.km-school.ru – КМ-школа
www.rustest.ru - Федеральный Центр тестирования
http://testonline.rustest.ru - сайт тренировочного тестирования (ЦТ)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказом Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- авторской программой по русскому языку для общеобразовательных учреждений (Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2007);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования в 2011-2012 учебном году».
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки обучающихся; нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку; перечень учебно-методического обеспечения.
Обучение строится на основе УМК
«Программа по русскому языку для 9 класса образовательных учреждений» (Сост.: М.Т.Баранов .) ///Программно-методические материалы: Русский язык 9 класс /Сост.: Баранов М.Т., Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2012г.
ЦЕЛИ изучения русского языка в средней школе
1.Общепредметные:
- Расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, самообразования, социализации в обществе;
- овладение основными понятиями и категориями практической и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;
- овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально- стилевой и жанровой принадлежности;
- формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения;
- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;
- приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;
- расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка(лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;
- развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.
2.Метапредметные
- Формирование навыков самостоятельного планирования, выбора наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- Приобретение опыта самостоятельного контроля, анализа, результатов и способов действия;
- Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии);
- Приобретение опыта смыслового чтения текстов различных стилей и жанров и выстраивания речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации.
3.Личностные
- Формирование основ российской гражданственности, патриотизма, осознания этнической и национальной принадлежности;
- Формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- Приобретение практических навыков ведения диалога, разрешения конфликтных ситуаций, готовности признавать различные точки зрения, излагать и аргументировать свою точку зрения;
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Структура курса и последовательность предъявления материала.
Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе, как и на предыдущем этапе, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который находит дальнейшее развитие в 9 классе и обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Универсальные учебные действия.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и
предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Программа курса русского языка состоит из трех разделов. В первом разделе указан материал для повторения изученного в 5-8 классах; во втором - для углубления и расширения знаний по русскому языку в 9 классе (сложное предложение, виды сложных предложений); в третьем - материал для повторения изученного в 9 классе.
Результаты изучения предмета «Русский язык»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1.владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- уметь воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, у слышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог- обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норма современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использование различных средств аргументации;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального язык русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили и разговорной речи; функционально- смысловые типы речи ( повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка. Их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительности средств языка;
- понимание коммуникативно- эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе художественной литературы.
Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебно- методическое обеспечение УМК:
«Программы по русскому языку для 9 классов общеобразовательных учреждений»/Л.А.Тростенцова, Программно-методические материалы. Русский язык. 9 класс/Сост. Л.А.Тростенцова, М: Просвещение, 2009г.
Учебник
Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений./Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская. – М.: 2009г.
Информационно – компьютерная поддержка учебного процесса (предполагается использование следующих программно - педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера)
- Электронный репетитор. Русский язык. 9-11 классы (система обучающих текстов);
- 1С : Репетитор «Весь школьный курс». Русский язык;
- Единый государственный экзамен; Русский язык; электронное учебное пособие.- СО – КОМ;
- Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2008. –СО – КОМ. –М. : Кирилл и Мефодий, 2008.
Интернет – ресурсы
Грамота. Ру: справочно - информационный портал «Русский язык» http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
Культура письменной речи http://www.gramma.ru
Мир слова русского http://www/rusword.org
Основные правила грамматики русского языка http://www/stihi-rus.ru/pravila.htm
Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru
Формы и методы контроля.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
- учитываются умения учащегося производить анализ и разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложения и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно - выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитываются практические орфографические и пунктуационные навыки, теоретические знания грамматики, лексики, словообразования, фонетики и речевой культуры;
- учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
Формы контроля:
- виды разбора,
- устные сообщения учащихся,
- письменные работы (изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров),
- рефераты,
- тестирование (на печатной основе, с электронной проверкой),
- диктант,
- грамматические задания.
Формы государственного контроля:
- ОГЭ
Система оценивания по всем видам контроля содержится в приложении.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (БУП-2004) отводит на изучение русского (родного) языка в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Подготовка к ОГЭ
В целях подготовки учащихся к Государственной Итоговой Аттестации в календарно-тематическое планирование введены уроки повторения по каждым темам. Метод контроля, осуществляемого на уроках, выбран также с использованием тестовых заданий, приближенных к экзамену.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русской язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки обучающихся», которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся
по русскому языку за курс 9 класса
I.Обучающиеся должны знать определения основных изученных в VIII классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VIII класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
— производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
— составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
— пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
— соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в VIII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
Формы контроля знаний обучающихся в 9 классе следующие:
* тест;
*диктант с грамматическим заданием;
* проверочная работа с выборочным ответом;
* комплексный анализ текста;
* подробное и выборочное изложение;
* изложение с элементами сочинения;
* сочинение-описание;
Сочинение на морально-этическую тему;
- публичное выступление по общественно-важным проблемам;
- сочинение-рассказ на свободную тему;
- Устное высказывание на лингвистическую тему.
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу; -индивидуальный устный опрос; -фронтальный опрос; - опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения; - взаимопроверка; - самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; - написание сочинений; -письмо под диктовку; -комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности обучающихся на уроке:
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;
- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
продолжение текста;
редактирование;
конспектирование;
-участие в диалогах различных видов;
- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);
-создание собственных письменных текстов;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими обучающимися;
- составление опорных схем и таблиц;
- работа с учебно- научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
-работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;
Оценка устных ответов обучающихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета обучающихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
полнота и правильность ответа;
степень осознанности, понимания изученного;
языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию обучающимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается:
для 5 класса – 90-100 слов,
для 6 класса – 100-110 слов,
для 7 класса – 110-120 слов,
для 8 класса – 120-150 слов,
для 9 класса – 150-170 слов.
(При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:
для 5 класса - 15-20,
для 6 класса - 20-25,
для 7 класса - 25-30,
для 8 класса - 30-35,
для 9 класса - 35-40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки обучающихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку обучающихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать:
в 5 классе - 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы,
в 6 классе - 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы,
в 7 классе - 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм,
в 8 классе - 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм,
в 9 классе - 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть
в 5 классе – не более 5 слов,
в 6-7 классах – не более 7 слов,
в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
В переносе слов;
На правила, которые не включены в школьную программу;
На еще не изученные правила;
В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо «работает»), «дулпо» (вместо «дупло»), «мемля» (вместо «земля»).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
В исключениях из правил;
В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
В написании Ы и И после приставок;
В случаях трудного различия НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной как...; ничто иное не...; не что иное как... и др.);
В собственных именах нерусского происхождения;
В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются), в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки (0/0; 0/1).
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные (2/0; 1/3; 0/4).
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки (4/4; 3/5; 0/7).
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является
для оценки «4» - 2 орфографические ошибки,
для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок),
для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки обучающихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения:
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:
в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы,
в 6 классе – 1,0 – 1,5 страницы,
в 7 классе – 1,5 – 2,0 страницы,
в 8 классе – 2,0 – 3,0 страницы,
в 9 классе – 3,0 – 4,0 страницы.
Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
умение раскрывать тему;
умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания обучающихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
Соответствие работы ученика теме и основной мысли;
Полнота раскрытия темы;
Правильность фактического материала;
Последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5»
Содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют.
Содержание излагается последовательно.
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
В работе допущены существенные отклонения от темы.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
Работа не соответствует теме.
Допущено много фактических неточностей.
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1»
В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Примечания.
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается:
степень самостоятельности обучающегося;
этап обучения;
объем работы;
четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...