Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы.
статья по русскому языку на тему

Гринько Павел Владимирович

Я считаю, что развитие информационных технологий и новых стандартов обучения требует от нас, работников образования, создать условия для воспитания творческой личности, имеющей активную жизненную позицию, умеющей ориентироваться и развиваться в информационном конкурентном обществе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческого потенциала учащихся

при помощи использования современных педагогических технологий.


     Я считаю, что развитие информационных технологий и новых стандартов обучения требует от нас, работников образования, создать условия для воспитания творческой личности, имеющей активную жизненную позицию, умеющей ориентироваться и развиваться в информационном конкурентном обществе.  

Воспитание интереса учащихся к предмету, создание условий для формирования ученика, мотивированного к активной познавательной учебной деятельности,  развитие его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию, формирование опыта самостоятельной деятельности – всё это можно назвать целью  развития творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы.

Для себя, как учителя, я выдвигаю следующие задачи:
- осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности через включенность в творческую деятельность;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- развитие самостоятельности, умения использовать внутренний потенциал для решения реальных проблем;
Ожидаемые результаты:
повышение качества знаний учащихся. 
- овладение учащимися ключевыми компетентностями. 
- формирование научно-исследовательских навыков обучающихся.
         Одной из первоочередных целей в моей работе является воспитание интереса у учащихся к урокам русского языка и литературы. Ибо, не имея интереса к предмету, ребенок не сможет раскрыть себя полностью. Как увлечь своим предметом так, чтобы дети шли на урок с радостью, с жаждой познания нового? В результате поиска ответа на волнующий меня вопрос пришёл к выводу, что интерес к урокам русского языка и литературы можно вызвать у детей нестандартностью подхода к содержанию в организации изучения предмета. Ведь совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, достичь данной цели невозможно. 
         На уроках я использую богатый инструментарий педагогических технологий, позволяющий создать условия, способные обеспечить вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс; совместную работу в сотрудничестве для решения разнообразных проблем; свободный доступ к необходимой информации с целью формирования собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам. 
           К таким технологиям относятся: интерактивные подходы, развивающее обучение, игровое обучение, проблемное обучение, программированное обучение, активное обучение, авторские педагогические технологии, эмоционально-смысловой подход, компьютерные технологии обучения, метод проектов, конструктивное обучение.
         Но, учитывая требования сегодняшнего времени, хочу подробнее остановиться на применении информационных технологий обучения на уроках русского языка и литературы. Я считаю необходимым организацию процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства. У учащихся формируются мировоззрение открытого информационного общества;  отношение  к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества; происходит развитие творческого, самостоятельного мышления; проявляются умения и навыки самостоятельного поиска, анализа и оценки информации.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы также способствует развитию познавательной и творческой активности учащихся, формированию устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, развитию внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности, повышению воспитательного воздействия всех форм урочной и внеурочной деятельности;
       
Также при помощи ИКТ, в своей работе я применяю технологию личностно-ориентированного обучения, в рамках которой ученик сам исследует изучение какого-либо правила, темы, и они становятся для него личностно значимыми. Он как бы сам «творит» научное знание. Поиск научного знания осуществляется в форме диалога учителя, ученика и какого-либо источника получения знаний. Таким образом, при развивающей системе обучения использую дидактические принципы педагогики сотрудничества.
         Проанализировав свою методическую систему, я выделяю основные её функции:
         1. Гносеологическая (познание учебного процесса как объекта конструирования; создание информационного «банка» способов, приемов решения психолого-педагогических задач). 

2. Гуманистическая (направлена на утверждение в педагогическом процессе ценности личности ребенка, становление позитивной концепции ученика, осознание личного опыта).

3. Нормативная (поддерживает соблюдение педагогических норм, правил учебно-воспитательного процесса).

4. Проектировочная (осуществление конкретных педагогических технологий, обеспечивающих целенаправленную деятельность по реализации образовательного стандарта; выбор наиболее эффективных технологий).

5. Социальная компетентность (сформировать способность решать экономические, правовые и другие социальные задачи на основе наличия целостной научной картины окружающего мира и с позиции ценностей гражданского общества и демократического государства).

6. Рефлексивная (осмысление субъектами учебного процесса основ своей деятельности; создание условий для развития рефлексии).
         В завершении хотелось бы заметить, что данная система заключается не только в использовании новых методик и технологий обучения, но и в переориентации сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром. Именно тогда интеллектуальное напряжение и любая деятельность, связанная с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и совершенствовании, а жизнь окрашивается радостью познания. 

 

 
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по модулю "Формирование творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы"

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Формирование творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы через применение развивающих педагогических технологий и ИКТ"Работа с...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы.

Статья обзорно представляет из опыта работы приемы и формы  организации учебного труда по развитию мыслетворчества учащихся в интеграции музыки, изобразительного искусства, медиасредств....

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках реализации требований ФГОС

Проблема творчества - проблема века, так как  разбуженное в какой-либо области знаний творческое начало служит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к  лю...

Моя методическая тема: "Стратегии смыслового чтения: развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы"

Материал представляет собой накопленное количество приемов смыслового чтение, которые вызывают интерес у учащихся к чтению, развивают воображение, формируют речь....