Программа курса "Введение в языкознание"
рабочая программа на тему
Данный курс направлен на повышение лингвистической компетенции учеников. Это позволяет неформально подойти к решению сложной задачи – сформировать у детей собственный взгляд на язык.
Цели курса:
§ формирование, воспитание коммуникативной личности;
§ создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами;
§ формирование умения общаться, вести дискуссию, выражать свою точку зрения наиболее выразительными и действенными средствами.
Школьники получают представление о роли языка в жизни общества, о постоянном развитии языка и факторах, вызывающих изменения в нем, о системном характере языка, о многообразии языков и месте русского языка среди них, о функциях русского языка в современном мире. В процессе работы курс, ставящий целью в первую очередь языковое развитие школьников, приобретает общеобразовательное значение, т.к. способствует также развитию интеллектуальных и творческих способностей.
Перечислим основные направления повышения лингвистической компетенции и предметные области, с которыми они связаны:
1) сообщение новых сведений о языке в целом (связь с историей, культурологией);
2) сопоставление фактов и явлений из русского и иностранных языков (связь с изучением иностранных языков и культурологией);
3) сопоставление явлений одного языка в диахроническом аспекте (связь с историей, социологией, культурологией);
4) сопоставление явлений разных уровней русского языка (систематизация, углубление и расширение сведений из базового курса русского языка).
Кратко охарактеризуем содержание разделов курса. В первом речь идет о языке «как таковом», что получает воплощение в темах: «Язык как знаковая система», «Язык и общество», «Происхождение языка», «Языки живые и мертвые, искусственные и естественные». В этой же части курса дается обзор языков мира, в первую очередь индоевропейской семьи.
Во втором разделе материал касается конкретных единиц разных языковых уровней – звуков, слов, предложений и т.д. Здесь также привлекаются примеры из русского и иностранных языков. Назовем некоторые темы: «Соотношение звуков и букв в разных языках», «Причины заимствования слов и жизнь слова в чужом языке», «Элементы значения слова», «Грамматические категории в разных языках» и др.
Третий раздел в основном связан с практическим применением полученных лингвистических знаний. На уроках, посвященных стилистике, обсуждается, как сделать свою речь уместной, соответствующей конкретным ситуациям. На уроках по культуре речи ученики получают представление о языковой норме, о том, что норма может изменяться, а также учатся видеть типичные речевые ошибки и классифицировать их. Материал уроков по истории русского языка отражает потребность учеников узнать не только, как грамотно говорить и писать на родном языке (эти задачи решаются на уроках русского языка), но и почему мы руководствуемся именно такими правилами. Например, один только урок «Фонетические процессы: от древнерусского языка к русскому» помогает детям понять, откуда в современном русском языке взялись беглые гласные, непроизносимые согласные, нулевые окончания и др.
Формы и методы работы: лекция, беседа, наблюдение, практическая работа, исследование. На практических и лабораторных занятиях ребята будут закреплять полученные знания и применять их на практике. Предполагается работа с разными типами лингвистических словарей, решение олимпиадных заданий, выполнение программированных и тестовых заданий повышенной сложности.
Проверка знаний проходит в виде игр (пресс-конференции, круглые столы), презентаций творческих работ.
Программа рассчитана на 4 года обучения и составлена для учащихся 8,9. 10, 11 классов, интересующихся данным учебным предметом. Предполагается, что
· 1-й год обучения - учащиеся будут изучать раздел «Язык и наука о нём. Языки народов мира». Этот курс вводный. Практическая задача этого раздела сводится к одному – вызвать у ребёнка интерес к языку и желание в дальнейшем анализировать языковые явления;
· 2-й год обучения – раздел «История русского языка» способствует формированию целостного представления о языке как национально-культурном феномене, как многофункциональной, исторически развивающейся системе;
· 3-й год обучения – раздел «Лингвистика: путь к овладению языком». В данном разделе речь идёт о различении языка и речи, о роли истории языка для понимания современных языковых правил, анализируются такие разделы языкознания, как фонетика и лексикология;
· 4-й год обучения – раздел «Грамматика. Морфология и синтаксис» позволяет формировать целостное представление о языке на основе начальных лингвистических знаний, позволяет приобрести ключевые языковые компетенции.
Также предполагается, что учащиеся будут заниматься под руководством учителя исследовательской работой, которая выльется в выступления на школьных и городских научных конференциях, адаптирует учащихся к учёбе в вузе и поможет им планировать собственную научную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа курса введение в языкознание | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по программе дополнительного образования
«Введение в языкознание»
Пояснительная записка
Данный курс направлен на повышение лингвистической компетенции учеников. Это позволяет неформально подойти к решению сложной задачи – сформировать у детей собственный взгляд на язык.
Цели курса:
- формирование, воспитание коммуникативной личности;
- создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами;
- формирование умения общаться, вести дискуссию, выражать свою точку зрения наиболее выразительными и действенными средствами.
Школьники получают представление о роли языка в жизни общества, о постоянном развитии языка и факторах, вызывающих изменения в нем, о системном характере языка, о многообразии языков и месте русского языка среди них, о функциях русского языка в современном мире. В процессе работы курс, ставящий целью в первую очередь языковое развитие школьников, приобретает общеобразовательное значение, т.к. способствует также развитию интеллектуальных и творческих способностей.
Перечислим основные направления повышения лингвистической компетенции и предметные области, с которыми они связаны:
1) сообщение новых сведений о языке в целом (связь с историей, культурологией);
2) сопоставление фактов и явлений из русского и иностранных языков (связь с изучением иностранных языков и культурологией);
3) сопоставление явлений одного языка в диахроническом аспекте (связь с историей, социологией, культурологией);
4) сопоставление явлений разных уровней русского языка (систематизация, углубление и расширение сведений из базового курса русского языка).
Кратко охарактеризуем содержание разделов курса. В первом речь идет о языке «как таковом», что получает воплощение в темах: «Язык как знаковая система», «Язык и общество», «Происхождение языка», «Языки живые и мертвые, искусственные и естественные». В этой же части курса дается обзор языков мира, в первую очередь индоевропейской семьи.
Во втором разделе материал касается конкретных единиц разных языковых уровней – звуков, слов, предложений и т.д. Здесь также привлекаются примеры из русского и иностранных языков. Назовем некоторые темы: «Соотношение звуков и букв в разных языках», «Причины заимствования слов и жизнь слова в чужом языке», «Элементы значения слова», «Грамматические категории в разных языках» и др.
Третий раздел в основном связан с практическим применением полученных лингвистических знаний. На уроках, посвященных стилистике, обсуждается, как сделать свою речь уместной, соответствующей конкретным ситуациям. На уроках по культуре речи ученики получают представление о языковой норме, о том, что норма может изменяться, а также учатся видеть типичные речевые ошибки и классифицировать их. Материал уроков по истории русского языка отражает потребность учеников узнать не только, как грамотно говорить и писать на родном языке (эти задачи решаются на уроках русского языка), но и почему мы руководствуемся именно такими правилами. Например, один только урок «Фонетические процессы: от древнерусского языка к русскому» помогает детям понять, откуда в современном русском языке взялись беглые гласные, непроизносимые согласные, нулевые окончания и др.
Формы и методы работы: лекция, беседа, наблюдение, практическая работа, исследование. На практических и лабораторных занятиях ребята будут закреплять полученные знания и применять их на практике. Предполагается работа с разными типами лингвистических словарей, решение олимпиадных заданий, выполнение программированных и тестовых заданий повышенной сложности.
Проверка знаний проходит в виде игр (пресс-конференции, круглые столы), презентаций творческих работ.
Программа рассчитана на 4 года обучения и составлена для учащихся 8,9. 10, 11 классов, интересующихся данным учебным предметом. Предполагается, что
- 1-й год обучения - учащиеся будут изучать раздел «Язык и наука о нём. Языки народов мира». Этот курс вводный. Практическая задача этого раздела сводится к одному – вызвать у ребёнка интерес к языку и желание в дальнейшем анализировать языковые явления;
- 2-й год обучения – раздел «История русского языка» способствует формированию целостного представления о языке как национально-культурном феномене, как многофункциональной, исторически развивающейся системе;
- 3-й год обучения – раздел «Лингвистика: путь к овладению языком». В данном разделе речь идёт о различении языка и речи, о роли истории языка для понимания современных языковых правил, анализируются такие разделы языкознания, как фонетика и лексикология;
- 4-й год обучения – раздел «Грамматика. Морфология и синтаксис» позволяет формировать целостное представление о языке на основе начальных лингвистических знаний, позволяет приобрести ключевые языковые компетенции.
Также предполагается, что учащиеся будут заниматься под руководством учителя исследовательской работой, которая выльется в выступления на школьных и городских научных конференциях, адаптирует учащихся к учёбе в вузе и поможет им планировать собственную научную деятельность.
Ожидаемые результаты
В ходе изучения курса «Введение в языкознание» учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- Знать основы науки о языке;
- Знать основные лингвистические термины;
- Уметь работать со словарями и справочной литературой;
- Уметь систематизировать полученные знания уметь применять на практике теоретические знания.
Учебно-тематический план
1-й год обучения (8 класс) (34 часа)
№ | Наименование раздела и темы программы | Кол-во часов |
1 | Лингвистика – наука о языке | 1 |
2 | Знаки вокруг нас. Язык – знаковая система | 1 |
3 | Язык и общество. Вербальные и невербальные формы общения | 1 |
4 | Происхождение языка | 1 |
5 | Живые и мёртвые языки | 1 |
6 | Естественные и искусственные языки | 1 |
7 | Языки и диалекты | 1 |
8 | Предпосылки возникновения письма | 1 |
9 | Пиктографическое письмо | 1 |
10 | Идеографическое письмо | 1 |
11 | Переход к звуко-буквенному письму | 1 |
12 | Сравнительно-исторический метод в языкознании | 1 |
13 | Праиндоевропейцы и их языки | 1 |
14 | Классификация индоевропейских языков. Индоиранские языки | 1 |
15 | Славянская и балтийская группы | 1 |
16 | Кельтская группа. Греческий, албанский, армянский языки | 1 |
17 | Германские и романские языки | 2 |
18 | Другие языковые семьи. Мировые языки | 1 |
19 | Пресс-конференция по теме «Классификация языков» | 1 |
20 | Уровни языка. Фонетический уровень | 1 |
21 | Артикуляционная база языка. Речевой аппарат человека | 1 |
22 | Гласные и согласные | 1 |
23 | Фонема | 1 |
24 | Ударение и интонация | 1 |
25 | Соотношение звуков и букв в разных языках. Транскрипция | 1 |
26 | Круглый стол по теме «Фонетический уровень языка» | 1 |
27 | Слово – основная единица языка | 1 |
28 | Значение слова. Многозначность | 1 |
29 | Виды переносных значений | 1 |
30 | Деление слов на классы. Тематические группы слов | 1 |
31 | Лексический разбор слова | 1 |
32 | Семинар по теме : «Слово и его значение» | 1 |
33 | Зачёт за курс 8 класса | 1 |
34 | Систематизация и обобщение изученного | 1 |
Итого: 34 часа
Учебно-тематический план
2-й год обучения (9 класс) (34 часов)
№ | Наименование раздела и темы программы | Кол-во часов |
1 | Порядок слов в предложении и словосочетании. Роль порядка слов в различных языках | 1 |
2 | Первоучители словенские. | 1 |
3 | Славянская азбука | 1 |
4 | Азбучный имяслов | 1 |
5 | История буквы ять | 1 |
6 | Падение редуцированных гласных и последствия этого процесса в истории языка | 1 |
7 | Фонетические старославянизмы в русском языке. | 1 |
8 | Современные приметы старинных слов | 1 |
9 | Исторические чередования звуков в русском языке | 1 |
10 | Московские нормы произношения | 1 |
11 | Происхождение названий русских падежей | 1 |
12 | История падежных форм имени существительного | 1 |
13 | Происхождение полных имён прилагательных. | 1 |
14 | Особенности склонения имён прилагательных | 1 |
15 | История неопределённой формы глагола. Исследование | 1 |
16 | Количество в числе | 1 |
17 | Числовая картина мира | 1 |
18 | История происхождения имени числительного | 1 |
19 | История изменений личных местоимений и возвратного местоимения себя | 1 |
20 | Следы устаревших форм местоимений в русском языке | 1 |
21 | История форм причастий и деепричастий | 1 |
22 | История наречий как части речи | 1 |
23 | Происхождение производных предлогов | 1 |
24 | Происхождение союзов и частиц | 1 |
25 | Практическое занятие по теме: «Морфология» | 1 |
26 | Историческое изменение в составе слова | 1 |
27 | Процесс переразложения в русском языке | 1 |
28 | Иноязычные аффиксы | 1 |
29 | Словообразовательные славянизмы | 1 |
30 | Словообразовательный разбор слова | 1 |
31 | К истокам слова | 1 |
32 | Обобщающее занятие по теме «Словообразование» | 1 |
33 | Систематизация изученного | 1 |
34 | Зачетная работа | 1 |
Итого: 34 часа
Учебно-тематический план
3-й год обучения (10 класс) (34 часа)
1 | Лингвистика как наука | 1 |
2 | Природа и сущность языка | 1 |
3 | Язык – система знаков | 1 |
4 | Функции языка | 1 |
5 | Язык и речь | 1 |
6 | Социально-функциональная структура языка | 1 |
7 | Классификация языков | 1 |
8 | Происхождение развития письма | 1 |
9 | Фонетика как наука | 1 |
10 | Акустическая и артикуляционная классификация звуков | 1 |
11 | Слог. Ударение и интонация | 1 |
12 | Фонема. Сильная и слабая позиция фонем. Система фонем | 1 |
13 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы | 1 |
14 | Практическое занятие по теме «Фонетика» | 1 |
15 | Лексикология как раздел языкознания | 1 |
16 | Слово как единица языка | 1 |
17 | Лексическое значение слова – предмет и понятие | 1 |
18 | Словарный состав языка – активный и пассивный словарь | 1 |
19 | Исконная и заимствованная лексика | 1 |
20 | Неологизмы, архаизмы и историзмы | 1 |
21 | Общеупотребительная лексика и ограниченная в употреблении | 1 |
22 | Термины | 1 |
23 | Лексическая сочетаемость | 1 |
24 | Многозначность слов | |
25 | Синонимы, антонимы | 1 |
26 | Омонимы. Омофоны. Омографы. Омоформы | 1 |
27 | Паронимы | 1 |
28 | Полисемия слова: метафора, метонимия | 1 |
29 | Этимология. Этимологический разбор слова | 1 |
30 | Фразеологизмы. Происхождение фразеологизмов | 1 |
31 | Фразеологические сращения, единства, сочетания | 1 |
32 | Крылатые выражения | 1 |
33 | Пословицы и поговорки | 1 |
34 | Зачетная работа | 1 |
Итого: 34 часа
Учебно-тематический план
4-й год обучения (11 класс) (34 часа)
1 | Грамматика. Морфология и синтаксис | 1 |
2 | Лексема и словоформа | 1 |
3 | Лексическое и грамматическое значение, основные различия между ними | 1 |
4 | Понятие морфемы. Типы морфем | 1 |
5 | Корень и аффиксы | 1 |
6 | Понятие основы | 1 |
7 | Типы аффиксов: префикс, постфикс, инфикс, интерфикс | 1 |
8 | Грамматическое значение и способы его выражения | 1 |
9 | Грамматические категории: классифицирующие и словоизменительные | 2 |
10 | Части речи: критерии их установления | 1 |
11 | Самостоятельные части речи | 1 |
12 | Служебные части речи | 1 |
13 | Современные проблемы исследования частей речи | 1 |
14 | Грамматические нормы | 1 |
15 | Классификация грамматических ошибок | 1 |
16 | Практическое занятие по теме «Грамматика. Морфология» | 1 |
17 | Синтаксис: словосочетание, его типы | 1 |
18 | Способы связи: согласование, управление, примыкание | 2 |
19 | Историческое развитие предложения | 1 |
20 | Предложение и высказывание | 1 |
21 | Категория предикативности и средства ее выражения | 1 |
22 | Члены предложения | 1 |
23 | Синтаксический и пунктуационный разборы предложения | 1 |
24 | Синтаксические нормы | 1 |
25 | Практическое занятие «Замена придаточных предложений причастным (деепричастным) оборотом | 1 |
26 | Односоставные предложения | 1 |
27 | Полные и неполные предложения | 1 |
28 | Сложные предложения. Виды сложных предложений | 2 |
29 | Практическое занятие по теме «Виды предложений» | 1 |
30 | Систематизация и обобщение изученного | 1 |
31 | Зачетная работа | 1 |
Итого: 34 часа
Литература
- Головин Б. Н. Введение в языкознание. М., 1976
- Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. М., 2001
- Леонтьев А. А. Что такое язык. М., 1984
- Реформатский А. А. Введение в языкознание. А., 1998
- Фолсом У. Книга о языке. М., 1980
- Шанский Н. М. В мире слов. М., 1985
- Шанский Н. м. Занимательный русский язык. М., 1996
8. Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. Т. 10/ отв. Ред. Л. Петрановская. М., 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Тайны языкознания"
Данная программа разработана для литературного кружка "Вития" с целью развития творческих способностей разного плана детей 5 класса. программа представляет собой интегрированный курс по литературе, ру...
Индивидуальная образовательная программа по русскому языку «Избранные вопросы языкознания» (для подготовки к региональному этапу всероссийской олимпиады школьников)
Индивидуальная образовательная программа по русскому языку «Избранные вопросы языкознания» (для подготовки к региональному этапувсероссийской олимпиады школьников)...
Программа внеурочной деятельности "Занимательное языкознание" 5 класс
Рабочая программадополнительного образования«Занимательное языкознание»филологической направленности...
Программа элективного курса «Трудные вопросы языкознания» (подготовка к экзамену) для обучающихся 11 классов
Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, освоивших курс основной школы. Программа курса разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, разв...
Рабочая программа элективного курса"Введение в языкознание.Практикум по русскому языку.Подготовка к ГИА в 8 классе"
Рабочая программа ориентирована на дополнительную подготовку обучающихся 8 классов к ГИА....
ПРОГРАММА Секции «Английский язык» отрасль науки - 10.02.00 Языкознание Луганского территориального отделения МАН Украины
рабочая программа внешкольного образовательного учреждения ГБОУ ЛНР "Центр научно-технического творчества ученической молодежи" секции МАН (малая академия наук) "Английский язык" 8...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Введение в языкознание»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Введение в языкознание» посвящена подготовке к олимпиадам по русскому языку....