Программа дополнительного образования "Тайны языкознания"
методическая разработка (5 класс) по теме
Данная программа разработана для литературного кружка "Вития" с целью развития творческих способностей разного плана детей 5 класса. программа представляет собой интегрированный курс по литературе, русскому языку, основам журналистики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayny_yazykoznaniya.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №1 г. Усмани
Липецкой области
им. Героя Советского Союза Б.А.Котова
Рассмотрена НМС лицея Утверждена приказом директора
Протокол №___ от ____2011 лицея № ___ от ____2011
Рабочая программа
литературного клуба «Вития»
«Тайны языкознания»
на 2011-2012
учебный год
Учителя русского языка
и литературы
Шишкиной Л.А.
Усмань
2011
Пояснительная записка
Сегодня наблюдается падение интереса учащихся к литературе, а сокращение часов на её изучение и отмена обязательного выпускного экзамена по литературе в форме сочинения привели к тому, что выпускники зачастую не только неспособны к самостоятельной творческой деятельности, но и не обладают в достаточной степени сформированной коммуникативной компетенцией, что затрудняет их социализацию. А современное общество ставит перед школой задачу подготовить высоконравственного, толерантного, конкурентоспособного, творческого и компетентного выпускника.
Несомненно, главной формой обучения и воспитания является урок, но нельзя не учитывать и такой ресурс, как внеурочная деятельность. Большие возможности для совершенствования творческого потенциала личности учащегося предоставляет литературно-творческая деятельность вне уроков литературы в образовательном пространстве лицея.
Мною всегда активно велась внеурочная работа с учащимися, и в результате определилась группа творчески активных ребят разного возраста (5-11 классы). Так возникла насущная необходимость объединения детей в творческую группу, например, клубной направленности. Известно, что клубная деятельность ориентирует детей на гуманистические ценности, развивает толерантность к различным мнениям, формирует активность, гражданскую позицию, социальные и нравственные убеждения, развивает креативность как способность к нестандартному мышлению. Очень важно для учащихся существование неформального круга общения, создание микрокультуры, атмосферы сотрудничества и психологического комфорта.
Данная программа является авторской, она создана с учетом специфики образовательного пространства лицея, творческого потенциала учащихся, окружающего социума. При разработке программы немалое место уделено краеведческому аспекту.
Направленность программы - культурологическая.
Данная программа способствует расширению кругозора учащихся, развитию их литературных способностей, помогает выявить особо одарённых детей и реализовать их индивидуальные творческие запросы. В конечном итоге, всё это развивает ребёнка как личность, становится благодатной почвой для возникновения у него серьёзного интереса к литературному творчеству и началом профессиональной деятельности.
Цель программы:
- развитие литературного творчества учащихся, приобщение к искусству слова, повышение уровня языковых знаний;
- создание условий для успешной социализации и личностного развития обучающихся.
Основные задачи:
- Обучение умениям правильно и красиво выражать свои мысли в устной и письменной форме.
- Приобщение учащихся к работе над книгой, развитие интереса к литературному творчеству.
- Активное включение в процесс самообразования и саморазвития.
- Знакомство с литературным наследием родного края.
- Налаживание контактов с местными краеведами, литераторами, бардами.
- Сотрудничество с местными СМИ, районной литстудией «Родники».
- Продолжить издание литературной газеты «Тетушка Чернильница».
Программа ориентирована на творчески одарённых детей 10-17 лет.
Основной формой работы с детьми являются групповые и индивидуальные занятия. Высокой результативностью отличается индивидуальная работа, хотя не может не использоваться и коллективная форма работы (организационное и итоговое занятия). Практикумы могут проходить с 2-5 учащимися и индивидуально, чтобы, обучая всех, дойти до каждого. Темы занятий для каждой группы сохраняются в полном объёме, но теоретический и практический материал подбирается и подаётся с учётом возраста и индивидуальных интеллектуальных способностей учащихся.
Время реализации программы – 1 учебный год (1 раз в неделю в кабинете № 5).
Количество детей в объединении– до 15 человек на базе 6-б, 8-а и 11-б классов (а также всех желающих - набор свободный, по желанию детей).
Предлагаемая программа легко согласуется с учебно-воспитательной работой в лицее, при планировании занятий позволяет учитывать календарные даты.
Направления деятельности:
· участие в творческих литературных конкурсах,
· исследовательская деятельность,
· компьютерные технологии.
В результате обучения на занятиях кружка учащиеся становятся подготовленными к участию в различных творческих конкрсах, конкурсах чтецов, в интернет-конкурсах, в других литературных конкурсах в очной и заочной форме; к подборке публикации стихов собственного сочинения и к созданию и выпуску школьной литературной газеты «Тетушка Чернильница».
Учебно-методический план
Название темы | Количество часов |
Введение. Цели и задачи клуба. «Творческая копилка». | 1 |
Мои способности. | 1 |
Я пишу прозу, стихотворения, пьесы. | 1 |
Эпос. Лирика. Драма. | 1 |
Основы стихосложения. Тема. Мотив. Ритм. Рифма. Стихотворные размеры. | 1 |
Изобразительно-выразительные средства. | 3 |
Интонационный рисунок произведений. Паузы и логические ударения. Выразительное чтение по ролям. | 3 |
Знакомство с литературным творчеством земляков. | 3 |
Работа над выразительностью своего языка. | 1 |
Работа над речевыми и стилистическими ошибками. | 2 |
Сочинение стихотворных произведений на разные темы. Работа над рифмой и ритмом стихотворений. | 3 |
Сочинение прозаических произведений разных стилей. Работа над логикой и выразительностью. | 3 |
Оформление, содержание, структура газет. Заголовок. | 1 |
Школьная газета. Её структура, содержание. | 1 |
Литературные заготовки. Репортаж. Интервью. | 1 |
Статья в газету. | 1 |
Совершенствование рукописи. | |
Практическая работа по созданию, оформлению, структурированию, подготовке материала для печати. | 3 |
Творческие встречи с представителями местной интеллигенции. | 3 |
Итого | 33 |
Содержание программы
33 часа
Введение. Цели и задачи клуба. «Творческая копилка».
Мои способности.
Я пишу прозу, стихотворения, пьесы.
Эпос. Лирика. Драма.
Основы стихосложения. Тема. Мотив. Ритм. Рифма. Стихотворные размеры.
Изобразительно-выразительные средства.
Интонационный рисунок произведений. Паузы и логические ударения. Выразительное чтение по ролям.
Знакомство с литературным творчеством земляков (И.А. Бунин, И.С. Никитин, Кольцов и др.).
Работа над выразительностью своего языка. Работа над речевыми и стилистическими ошибками.
Сочинение стихотворных произведений на разные темы. Работа над рифмой и ритмом стихотворений. Сочинение прозаических произведений разных стилей. Работа над логикой и выразительностью.
Оформление, содержание, структура газет. Заголовок.
Школьная газета. Её структура, содержание.
Литературные заготовки. Репортаж. Интервью.
Статья в газету.
Совершенствование рукописи.
Практическая работа по созданию, оформлению, структурированию, подготовке материала для печати.
Творческие встречи с представителями местной интеллигенции. (районной литературной студией «Родники», бардами Макагоновой О.Б., Борзуновым В.П. и др.).
Критерии оценивания ученической работы на занятиях
Ученик
* что делал
* где участвовал
* каковы успехи
* планы на будущее
* чему научился
* индивидуальные творческие достижения
Критерии самооценки
· я узнал
· я понял
· я научился
· лучше всего у меня получается…
· я написал, создал, сделал
Критерии оценивания созданных ученических работ:
· оригинальность
· уровень творчества
· новизна
· полезность для автора и других людей
· трудоемкость работы
· качество оформления работы
Итог: защита творческих проектов, пополнение «Творческой копилки», публикация в лицейской газете и СМИ.
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Кол.час. | Дата по плану | Фактич. |
1 | Введение. Цели и задачи клуба. «Творческая копилка». | 1 | 17.09 | |
2 | Мои способности. | 1 | 24.09 | |
3 | Я пишу прозу, стихотворения, пьесы. | 1 | 8.10 | |
4 | Эпос. Лирика. Драма. | 1 | 15.10 | |
5 | Основы стихосложения. Тема. Мотив. Ритм. Рифма. Стихотворные размеры. | 1 | 22.10 | |
6-8 | Изобразительно-выразительные средства. | 3 | 29.10 12.11 19.11 | |
9-11 | Интонационный рисунок произведений. Паузы и логические ударения. Выразительное чтение по ролям. | 3 | 26.11 3.12 10.12 | |
12 | Знакомство с литературным творчеством земляков. Поэзия | 1 | 17.12 | |
13 | Практическая работа по созданию, оформлению, структурированию, подготовке материала для печати. | 1 | 24.12 | |
14 | Творческие встречи с представителями местной интеллигенции. (Макагонова О.Б. –бард.) | 1 | 14.01 | |
15 | Работа над выразительностью своего языка. | 1 | 21.01 | |
16 | Работа над речевыми и стилистическими ошибками. | 1 | 28.01 | |
17-18 | Сочинение стихотворных произведений на разные темы. Работа над рифмой и ритмом стихотворений. | 2 | 14.02 1.02 | |
19-20 | Сочинение прозаических произведений разных стилей. Работа над логикой и выразительностью. | 2 | 18.02 25.02 | |
21 | Оформление, содержание, структура газет. Заголовок. | 1 | 3.03 | |
22 | Знакомство с литературным творчеством земляков. (Никитин и Кольцов.) | 1 | 10.03 | |
23 | Практическая работа по созданию, оформлению, структурированию, подготовке материала для печати. | 1 | 17.03 | |
24 | Творческие встречи с представителями местной интеллигенции. (Вл. Борзунов – бард.) | 1 | 7.04 | |
25 | Школьная газета. Её структура, содержание. | 1 | 14.04 | |
26 | Литературные заготовки. Репортаж. Интервью. | 1 | 21.04 | |
27 | Статья в газету. | 1 | 28.04 | |
28 | Совершенствование рукописи. | 1 | 5.05 | |
29 | Практическая работа по созданию, оформлению, структурированию, подготовке материала для печати. | 1 | 12.05 | |
30 | Знакомство с литературным творчеством земляков. (Сборники из серии «Зов малой родины». Творчество Антонины Безрядиной.) | 1 | 19.05 | |
31 | Творческие встречи с представителями местной интеллигенции (районная литстудия «Родники»). | 1 | 26.05 | |
Итого | 31 |
Методическое обеспечение
№ | Тема | Форма занятия | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1-3 | Мои способности. | Тренинг | Беседа, наблюдение | Художественные тексты, творческие работы детей | |
4-8 | Эпос. Лирика. Драма. Основы стихосложения. Тема. Мотив. Ритм. Рифма. Изобразительно-выразительные средства. Стихотворные размеры. | Комбинированные занятия | Частично-поисковый метод, редактирование | Художественные тексты, творческие работы детей, ПК | Создание собственных творческих работ |
9-11 | Интонационный рисунок произведений. Паузы и логические ударения. Выразительное чтение по ролям. | Тренинг | Практические занятия | Аудиозаписи спектаклей | Выразительное чтение стихотворений разных авторов |
12-15 | Знакомство с литературным творчеством земляков. | Литературная гостиная | Групповая работа | Аудиозаписи стихотворений, музыкальное оформление, ПК, проектор | Заседание литературной гостиной |
16-17 | Практическая работа по созданию, оформлению, структурированию, подготовке материала для печати. | Практикум | Групповая работа | ПК, материалы для печати | Выпуск номера «Тетушки Чернильницы» |
18-21 | Творческие встречи с представителями местной интеллигенции. | Творческие встречи | Беседа | ПК, музыкальные инструменты | Заметка в газету |
22-24 | Работа над выразительностью своего языка. Сочинение стихотворных произведений на разные темы. Работа над рифмой и ритмом стихотворений. | Тренинг | Практическое занятие | Деформированные тексты | Создание собственных творческих работ |
25-28 | Работа над речевыми и стилистическими ошибками. Сочинение прозаических произведений разных стилей. Работа над логикой и выразительностью. Совершенствование рукописи. | Тренинг | Практическое занятие | Деформированные тексты | Создание собственных творческих работ |
29-31 | Школьная газета. Её структура, содержание. Литературные заготовки. Репортаж. Интервью. Практическая работа по созданию, оформлению, структурированию, подготовке материала для печати. | Комбинированные занятия | Беседа, практикум | Номера школьной газеты | Выпуск номера «Тетушки Чернильницы» |
Литература
1. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С.. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». М., «Просвещение», 1990.
2. Ладыженская Т.А., Ю.И.Равенский, П.Ф.Ивченков. Теория и практика сочинений разных жанров. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 2000 год.
3. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Альтернативные уроки. Часть 4.- Ростов н/Д, «Учитель», 2007.
4. Программа «Русский язык», 5-9 класс,10-11 кл., М., «Дрофа»,2001г.
5. Развивайте дар слова. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова Т.А., М., «Просвещение», 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Введение в языкознание»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Введение в языкознание» посвящена подготовке к олимпиадам по русскому языку....