Индивидуальная образовательная программа по русскому языку «Избранные вопросы языкознания» (для подготовки к региональному этапу всероссийской олимпиады школьников)
элективный курс по русскому языку по теме

Индивидуальная образовательная программа по русскому языку «Избранные вопросы языкознания» (для подготовки к региональному этапу

всероссийской олимпиады школьников)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_podgotovke_olimpiadnikov.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                                                                Утверждаю

на заседании методсовета                                                                         Директор МОУ СОШ

Протокол №                                                                                                             Сидорова С.А.

от  «19»   сентября  2012 г.                                                                        «20» сентября  2012 г.

Индивидуальная образовательная программа

 по русскому языку

«Избранные вопросы языкознания»

(для подготовки к региональному этапу

всероссийской олимпиады школьников)

                                                                                                            Автор – Казанцева К.С.,

                                                                                         учитель русского языка и литературы

                                                                                          высшей кв. категории

п. Пионерский

2012 год

Пояснительная записка

   Современная ситуация, в которой находится общество, требует от школы грамотных, интеллектуально и культурно развитых  выпускников. Образовательная система постоянно совершенствуется, развивается и становится ориентированной на конкретные интересы и запросы тех, кто получает образование. Это помогает определиться с тем направлением, с которым, возможно, учащиеся свяжут свою жизнь, и, кроме того, расширить свой кругозор, развить определённые умения и навыки. Данная программа ориентирована на развитие у старшеклассников интереса к русскому языку, расширение лингвистического кругозора учащихся, реализацию знаний и умений через участие в предметных олимпиадах различного уровня.

Цель курса – повышение лингвистической компетенции учащихся, уровня их заинтересованности в более глубоком изучении русского языка.

Достижение цели предполагает реализацию следующих задач:

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся;
  • создание предпосылок заинтересованности старшеклассников в свободном  владении языком и его ресурсами;
  • формирование умения выражать свою точку зрения наиболее выразительными и действенными средствами.

В соответствии с целью и задачами выделяются следующие содержательные блоки курса:

- Графика. Алфавит. История русского письма;

- Фонетика и орфоэпия;

- Морфемика;

- Словообразование;

- Лексика и фразеология. Лексикография;

- Этимология;

- Морфология;

- Синтаксис;

- Лингвистический анализ текста. Стилистика

Предполагаемый результат:

  • высокий уровень овладения языковым материалом;
  • использование творческого подхода к выполнению заданий;
  • развитые сообразительность и лингвистическое  чутьё.

Основные формы работы:

-  наблюдение и анализ языковых фактов;

-  обобщение результатов наблюдения и формулирование выводов;

-   фрагментарный или комплексный анализ художественных текстов;

-   создание своего текста на основе результатов наблюдений.

Программа рассчитана на  34 часа.

Содержание курса

   Раздел «Графика. Алфавит. История русского письма» предполагает знакомство с историей возникновения славянских азбук, орфографическими реформами разных периодов, во время практических занятий учащиеся  осваивают графическое начертание букв кириллического алфавита, знакомятся со звуками, которые они обозначали, выполняют переводы с древнерусского языка на современный русский.

Раздел «Фонетика и орфоэпия» развивает умение проводить фонетический анализ слова, знакомит учащихся с фонетическими особенностями поэтического языка 19 века, ориентирует на овладение орфоэпическими нормами языка.

Раздел «Морфемика»  углубляет понятия о словообразующих и формообразующих морфемах, вводит новое понятие «нулевые суффиксы», ориентирует учащихся на установление морфемного состава слов с современной и исторической точек зрения.

Раздел «Словообразование» развивает умение учащихся производить словообразовательный разбор, знакомит с новыми понятиями «словообразовательная парадигма» и « словообразовательное гнездо».

Раздел «Лексика и фразеология. Лексикография» углубляет знания учащихся о видах омонимии, знакомит с фонетическими славянизмами, ролью иностранных слов, диалектизмов, жаргонизмов в русском языке.

Раздел «Этимология» вводит учащихся в область поиска эимологически родственных слов, предполагает установление связи  русского языка с другими языками.

Раздел «Морфология» углубляет знания учащихся о собственных и нарицательных именах существительных, одушевлённых и неодушевлённых,  знакомит с супплетивными формами слова, особое внимание уделяется в разделе роли кратких прилагательных в художественной литературе 19 века и современном языке.

Раздел «Синтаксис» углубляет знания о функции инфинитива, знакомит с неупорядоченностью синтаксических норм  русского литературного языка 18-начала 19 века.

Раздел «Лингвистический анализ текста. Стилистика»  углубляет знания учащихся о художественно-изобразительных средствах русского языка, о выборе средств в соответствии со стилем речи, предполагает языковой анализ текста, создание собственного текста.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

Графика. Алфавит. История русского письма

1.

История возникновения славянских азбук.

2.

Древние названия букв славянской азбуки.

3.

Реформы в области русского алфавита.

4.

Перевод поучения Азбуковника 17 века на современный русский язык

Фонетика и орфоэпия

5.

Фонетический анализ слова

6.

Фонетические явления поэтического языка 19 века

7.

Диалектные фонетические особенности

8.

Орфоэпические нормы современного русского языка

Морфемика

9.

Словообразующие и формообразующие суффиксы

10.

Нулевые суффиксы

Словообразование

11.

Словообразовательный анализ слова

12.

Лексико-синтаксический способ образования слов

13.

Словообразовательная парадигма и словообразовательное гнездо

Лексика и фразеология. Лексикография

14.

Лексическое значение слова, способы толкования лексического значения

15.

Контекстуальное лексическое значение слова. Метафора, метонимия, синекдоха.

16.

Виды омонимии

17.

Иноязычные слова и их роль в тексте

18.

Диалектизмы. Жаргонизмы. Индивидуально-авторские слова (окказионализмы)

19.

Фразеологизмы мифологического и библейского происхождения

20.

Ономастика

Этимология

21.

Этимологически родственные корни

22.

Перевод древнерусского текста на современный русский язык

Морфология

23.

Нарицательные существительные, возникшие на базе собственных

24.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

25.

Синтаксическая роль кратких прилагательных в поэзии 19 века и в современном русском языке

26.

Переносное значение временных форм глагола

27.

Устаревшие формы деепричастий

28.

Супплетивные формы слова

Синтаксис

29.

Синтаксические функции инфинитива

30.

Способы выражения сравнения

31.

Синтаксические особенности классических произведений литературы первой половины 19 века

Лингвистический анализ текста. Стилистика

32.

Художественно-изобразительные средства языка

33.

Индивидуальные особенности художественного стиля 9 анализ фрагментов текстов)

34.

Сравнительный анализ художественных текстов

Литература

1. Н. В. Воронина, Т.В.Егорова. Русский язык. Готовимся к экзаменам и олимпиадам. –М., 2010

2.Языкознание. Русский язык. Энциклопедия для детей. –М.,1999

3.Н.М.Лебедев. Турниры знатоков русского языка. – М., 2010

4.В.В.Иванов, З.А.Потиха. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. –М., 2010

5. С.В.Сергушева. Комплексный анализ текста. Санкт-Петербург,2011

6.Г.С.Меркин. Выразительные средства художественной речи.- М.,2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

технология (девочки) 5 класс вопросы и ответы к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников

Задания по номинации «Культура дома и декоративно- прикладное творчество». Творческое задание и практическая работа. Критерии оценки выполнения практической работы....

Приказ об утверждении результатов регионального этапа олимпиады школьников по физике имени Дж.К.Максвелла в 2015-16 году

Приказ об утверждении результатов регионального этапа олимпиады школьников по физике имени Дж.К.Максвелла в 2015-16 году...

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Избранные вопросы математики при подготовке к О Г Э "»

Пояснительная записка             В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и...

Рабочая программапо русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). - М.: Просвещение, 2016г.

Рабочая программа составлена на основе ФГОС основного общего образования и авторской  программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В...

Рабочая программа по платным образовательным услугам Русский язык в 9 классе «Сложные вопросы русского языка»

Данная рабочая программа создана для помощи учителю в преподавании платных образовательных услуг в 9 классе по русскому языку...

План подготовки обучающихся к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку

Олимпиадное движение является одним из приоритетных направлений работы школы. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя. Олимпиадное движение &ndash...