Индивидуальная образовательная программа по русскому языку «Избранные вопросы языкознания» (для подготовки к региональному этапу всероссийской олимпиады школьников)
элективный курс по русскому языку по теме
Индивидуальная образовательная программа по русскому языку «Избранные вопросы языкознания» (для подготовки к региональному этапу
всероссийской олимпиады школьников)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_podgotovke_olimpiadnikov.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Утверждаю
на заседании методсовета Директор МОУ СОШ
Протокол № Сидорова С.А.
от «19» сентября 2012 г. «20» сентября 2012 г.
Индивидуальная образовательная программа
по русскому языку
«Избранные вопросы языкознания»
(для подготовки к региональному этапу
всероссийской олимпиады школьников)
Автор – Казанцева К.С.,
учитель русского языка и литературы
высшей кв. категории
п. Пионерский
2012 год
Пояснительная записка
Современная ситуация, в которой находится общество, требует от школы грамотных, интеллектуально и культурно развитых выпускников. Образовательная система постоянно совершенствуется, развивается и становится ориентированной на конкретные интересы и запросы тех, кто получает образование. Это помогает определиться с тем направлением, с которым, возможно, учащиеся свяжут свою жизнь, и, кроме того, расширить свой кругозор, развить определённые умения и навыки. Данная программа ориентирована на развитие у старшеклассников интереса к русскому языку, расширение лингвистического кругозора учащихся, реализацию знаний и умений через участие в предметных олимпиадах различного уровня.
Цель курса – повышение лингвистической компетенции учащихся, уровня их заинтересованности в более глубоком изучении русского языка.
Достижение цели предполагает реализацию следующих задач:
- формирование коммуникативной компетенции учащихся;
- создание предпосылок заинтересованности старшеклассников в свободном владении языком и его ресурсами;
- формирование умения выражать свою точку зрения наиболее выразительными и действенными средствами.
В соответствии с целью и задачами выделяются следующие содержательные блоки курса:
- Графика. Алфавит. История русского письма;
- Фонетика и орфоэпия;
- Морфемика;
- Словообразование;
- Лексика и фразеология. Лексикография;
- Этимология;
- Морфология;
- Синтаксис;
- Лингвистический анализ текста. Стилистика
Предполагаемый результат:
- высокий уровень овладения языковым материалом;
- использование творческого подхода к выполнению заданий;
- развитые сообразительность и лингвистическое чутьё.
Основные формы работы:
- наблюдение и анализ языковых фактов;
- обобщение результатов наблюдения и формулирование выводов;
- фрагментарный или комплексный анализ художественных текстов;
- создание своего текста на основе результатов наблюдений.
Программа рассчитана на 34 часа.
Содержание курса
Раздел «Графика. Алфавит. История русского письма» предполагает знакомство с историей возникновения славянских азбук, орфографическими реформами разных периодов, во время практических занятий учащиеся осваивают графическое начертание букв кириллического алфавита, знакомятся со звуками, которые они обозначали, выполняют переводы с древнерусского языка на современный русский.
Раздел «Фонетика и орфоэпия» развивает умение проводить фонетический анализ слова, знакомит учащихся с фонетическими особенностями поэтического языка 19 века, ориентирует на овладение орфоэпическими нормами языка.
Раздел «Морфемика» углубляет понятия о словообразующих и формообразующих морфемах, вводит новое понятие «нулевые суффиксы», ориентирует учащихся на установление морфемного состава слов с современной и исторической точек зрения.
Раздел «Словообразование» развивает умение учащихся производить словообразовательный разбор, знакомит с новыми понятиями «словообразовательная парадигма» и « словообразовательное гнездо».
Раздел «Лексика и фразеология. Лексикография» углубляет знания учащихся о видах омонимии, знакомит с фонетическими славянизмами, ролью иностранных слов, диалектизмов, жаргонизмов в русском языке.
Раздел «Этимология» вводит учащихся в область поиска эимологически родственных слов, предполагает установление связи русского языка с другими языками.
Раздел «Морфология» углубляет знания учащихся о собственных и нарицательных именах существительных, одушевлённых и неодушевлённых, знакомит с супплетивными формами слова, особое внимание уделяется в разделе роли кратких прилагательных в художественной литературе 19 века и современном языке.
Раздел «Синтаксис» углубляет знания о функции инфинитива, знакомит с неупорядоченностью синтаксических норм русского литературного языка 18-начала 19 века.
Раздел «Лингвистический анализ текста. Стилистика» углубляет знания учащихся о художественно-изобразительных средствах русского языка, о выборе средств в соответствии со стилем речи, предполагает языковой анализ текста, создание собственного текста.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения |
Графика. Алфавит. История русского письма | ||
1. | История возникновения славянских азбук. | |
2. | Древние названия букв славянской азбуки. | |
3. | Реформы в области русского алфавита. | |
4. | Перевод поучения Азбуковника 17 века на современный русский язык | |
Фонетика и орфоэпия | ||
5. | Фонетический анализ слова | |
6. | Фонетические явления поэтического языка 19 века | |
7. | Диалектные фонетические особенности | |
8. | Орфоэпические нормы современного русского языка | |
Морфемика | ||
9. | Словообразующие и формообразующие суффиксы | |
10. | Нулевые суффиксы | |
Словообразование | ||
11. | Словообразовательный анализ слова | |
12. | Лексико-синтаксический способ образования слов | |
13. | Словообразовательная парадигма и словообразовательное гнездо | |
Лексика и фразеология. Лексикография | ||
14. | Лексическое значение слова, способы толкования лексического значения | |
15. | Контекстуальное лексическое значение слова. Метафора, метонимия, синекдоха. | |
16. | Виды омонимии | |
17. | Иноязычные слова и их роль в тексте | |
18. | Диалектизмы. Жаргонизмы. Индивидуально-авторские слова (окказионализмы) | |
19. | Фразеологизмы мифологического и библейского происхождения | |
20. | Ономастика | |
Этимология | ||
21. | Этимологически родственные корни | |
22. | Перевод древнерусского текста на современный русский язык | |
Морфология | ||
23. | Нарицательные существительные, возникшие на базе собственных | |
24. | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | |
25. | Синтаксическая роль кратких прилагательных в поэзии 19 века и в современном русском языке | |
26. | Переносное значение временных форм глагола | |
27. | Устаревшие формы деепричастий | |
28. | Супплетивные формы слова | |
Синтаксис | ||
29. | Синтаксические функции инфинитива | |
30. | Способы выражения сравнения | |
31. | Синтаксические особенности классических произведений литературы первой половины 19 века | |
Лингвистический анализ текста. Стилистика | ||
32. | Художественно-изобразительные средства языка | |
33. | Индивидуальные особенности художественного стиля 9 анализ фрагментов текстов) | |
34. | Сравнительный анализ художественных текстов |
Литература
1. Н. В. Воронина, Т.В.Егорова. Русский язык. Готовимся к экзаменам и олимпиадам. –М., 2010
2.Языкознание. Русский язык. Энциклопедия для детей. –М.,1999
3.Н.М.Лебедев. Турниры знатоков русского языка. – М., 2010
4.В.В.Иванов, З.А.Потиха. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. –М., 2010
5. С.В.Сергушева. Комплексный анализ текста. Санкт-Петербург,2011
6.Г.С.Меркин. Выразительные средства художественной речи.- М.,2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
технология (девочки) 5 класс вопросы и ответы к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников
Задания по номинации «Культура дома и декоративно- прикладное творчество». Творческое задание и практическая работа. Критерии оценки выполнения практической работы....
Приказ об утверждении результатов регионального этапа олимпиады школьников по физике имени Дж.К.Максвелла в 2015-16 году
Приказ об утверждении результатов регионального этапа олимпиады школьников по физике имени Дж.К.Максвелла в 2015-16 году...
Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Избранные вопросы математики при подготовке к О Г Э "»
Пояснительная записка В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и...
Рабочая программапо русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). - М.: Просвещение, 2016г.
Рабочая программа составлена на основе ФГОС основного общего образования и авторской программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В...
Рабочая программа по платным образовательным услугам Русский язык в 9 классе «Сложные вопросы русского языка»
Данная рабочая программа создана для помощи учителю в преподавании платных образовательных услуг в 9 классе по русскому языку...
План подготовки обучающихся к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку
Олимпиадное движение является одним из приоритетных направлений работы школы. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя. Олимпиадное движение &ndash...