Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Введение в языкознание»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Введение в языкознание» посвящена подготовке к олимпиадам по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vvedenie_v_yazykoznanie.docx | 48.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Введение в языкознание»
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень программы: вводный
Возраст учащихся/воспитанников: 12-16 лет
Срок реализации: 7 месяцев
Автор-составитель:
Педагог дополнительного образования
Красавин Алексей Геннадьевич
г. Москва, 2022 год
Раздел 1. Пояснительная записка
Программа «Основы языкознания» составлена на основании законодательных и нормативно-правовых документов: Федеральный закон No273-Ф3 от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности общеобразовательным программам»; Постановление от 04.07.2014г. No 41 «Об утверждении СанПин 2.2.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей); Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Минобрнауки г. Москва, АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.). Содержание данной программы соответствует целям и задачам, стоящим перед дополнительным образованием на сегодняшний день.
Актуальность программы заключается в том, что благодаря занятиям, обучающиеся учатся работать в коллективе, контактировать с различными людьми, оценивать нравственные позиции, выражать свое мнение по различным вопросам. Программа дает возможность самовыражения и саморазвития и учитывает индивидуальность ребенка. В программе теория тесно связана с практической деятельностью. Обучение предусматривает групповые и индивидуальные занятия и имеет связь с предметами развивающего характера (иностранный язык, литература, русский язык, история), в ней чётко прослеживаются межпредметные связи. Все перечисленное выше является отличительной особенностью и новизной данной программы.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она предполагает развитие межкультурной компетентности, необходимой для сбалансированного развития личности в глобальном мире.
Цель программы – формирование лингвистической компетенции, которая должна стать основой лингвистического мировоззрения школьников (необходимого условия для совершенствования в изучении языков, в первую очередь родного); развитие второй языковой идентичности учащихся через овладение основами в области лингвистики и филологии.
Задачи Программы:
- ознакомление учащихся с базисными языковыми понятиями, многообразием языков;
- пропедевтика понимания языка как культурного феномена.
- формирование представления о том, что каждый язык является самостоятельной системой, что при этом все языки имеют общие системные признаки и что язык каждого народа является универсальным средством общения.
- формирование начальных навыков исследовательской языковедческой деятельности на основе синтеза общелингвистического компонента с элементами традиционного курса русского языка;
- формирование представления о значении общелингвистических знаний как инструмента совершенствования родного языка и овладения многоязычием.
Категория обучающихся
Работа ведется с обучающимися 12-16 лет. Формы и методы организации деятельности ориентированы на психологические и физиологические особенности обучающихся данного возраста.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 7 месяцев обучения. Общее количество часов в год составляет 62 часа.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Программа рассчитана на 62 часа, которые распределены на весь учебный год, начиная с ноября. Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 академических часа.
Данная программа может быть реализована с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ЭОиДОТ).
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
По итогам реализации Программы, обучающиеся:
- ознакомятся с объектом языкознания, его понятийно-терминологическим аппаратом и методами исследования;
- получат научное представление о проблематике, связанной с языком человека в целом (происхождение и развитие языка, знаковая природа языка, взаимоотношения языка и общества, отличия языка людей от языка животных, языка от диалекта, а также история письменности);
- познакомятся с некоторыми видами классификации языков: естественные и искусственные языки, живые и мёртвые языки, генеалогическая классификация языков;
- сформируют представление о системном устройстве языка, рассматривая отношения как между отдельными фактами или явлениями языка, так и между языковыми уровнями;
- усвоят идеи о необходимости лингвистических знаний как в процессе школьного обучения, так и в дальнейшей жизни.
Личностные результаты:
- повысят интерес к изучению языков, и в первую очередь родного языка;
- сформируют сознательное, ценностное отношение к родному языку, способствующего повышению престижа его изучения;
- сформируют представления об универсальности любого языка для выражения коммуникативных потребностей человека, таким образом формируя уважительное отношение к языкам разных народов и их культуре в целом;
- получат научное представление о русском языке как о частном случае языка вообще, осознают единство функций и различия форм их реализации у всех языков;
- сформируют умения анализировать, сопоставлять, обобщать языковой материал и развивать научное мышление, стимулируют общее развития их интеллекта;
- разовьют творческие способности с помощью приобщения к решению эвристических задач на языковом материале;
- преодолеют психологический барьер перед трудностями в изучении родного языка и овладении иностранными языками.
Раздел 2. Содержание программы
Учебный (тематический) план
№ п/п | Модули. Этапы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Модуль I. Язык и наука о нём. Языки народов мира | 30 | 12 | 18 | |
1.1 | Лингвистика — наука о языке. | 2 | 1 | 1 | Входное тестирование |
1.2 | Язык — знаковая система. | 2 | 1 | 1 | |
1.3 | Происхождение языка. | 3 | 1 | 2 | |
1.4 | Живые и мёртвые языки. Естественные и искусственные языки. | 4 | 2 | 2 | |
1.5 | Языки и диалекты, их различия. Сферы применения диалектов. | 3 | 1 | 2 | |
1.6 | Начертательное письмо. Алфавит. | 5 | 2 | 3 | |
1.7 | Понятие о родственных языках. | 3 | 1 | 2 | |
1.8 | Индоевропейские языки. | 5 | 2 | 3 | |
1.9 | Общие сведения о других языковых семьях. | 2 | 1 | 1 | |
1.10 | Понятие о мировых языках. | 1 | 0 | 1 | Промежуточная аттестация |
2 | Модуль II. Лингвистика — путь к овладению языком | 34 | 12 | 22 | |
2.1 | Язык и речь. | 3 | 1 | 2 | |
2.2 | Стилистические ресурсы языка. | 5 | 2 | 3 | |
2.3 | Языковая норма и речевые ошибки. | 3 | 1 | 2 | |
2.4 | Роль изучения истории языка для овладения языком. | 8 | 2 | 6 | |
2.5 | Фонетические процессы. | 3 | 1 | 2 | |
2.6 | Грамматические формы. | 3 | 1 | 2 | |
2.7 | Исторические изменения в лексике русского литературного языка. | 4 | 1 | 3 | |
2.8 | Изучение иностранных языков. | 3 | 2 | 1 | |
2.9 | Повторение изученного. | 2 | 1 | 1 | Итоговая зачётная работа |
Всего | 64 | 24 | 40 |
Содержание учебного (тематического) плана
- Модуль I. Язык и наука о нём. Языки народов мира – 30 часов
Теория (13 часов). Лингвистика — наука о языке. Язык — знаковая система. Две стороны знака (означающее и означаемое). Знаки и знаковые системы в нашей жизни. Язык и общество. Их взаимовлияние. Вербальные и невербальные формы общения. Язык жестов. Происхождение языка. Язык людей и язык животных. Различие в функциях языка людей и сигнальных систем у животных. Живые и мёртвые языки. Общее представление о важнейших мёртвых языках. Естественные и искусственные языки. Виды искусственных языков. Языки и диалекты, их различия. Сферы применения диалектов. Предпосылки возникновения письма. Начертательное письмо. Способы расположения знаков при письме. Виды начертательного письма: пиктографическое, идеографическое, фонографическое. Алфавит. Понятие о родственных языках. Регулярные звуковые соответствия между словами родственных языков. Праиндоевропейский язык — основа семьи индоевропейских языков. Генеалогическая классификация индоевропейских языков. Индоиранские языки. Славянские и балтийские языки. Кельтские языки. Греческий, албанский, армянский языки. Германские и романские языки. Общие сведения о других языковых семьях (тюркские, финно-угорские, кавказские, семитские, китайско-тибетские и другие языки). Понятие о мировых языках.
Практика (17 часов). Лингвистические задания и упражнения.
- Модуль II. Лингвистика — путь к овладению языком – 34 часа
Теория (12 часов). Стилистические ресурсы языка. Понятие о функциональных стилях языка. Язык и речь. Языковая норма и речевые ошибки. Орфоэпическая норма. Лексическая норма. Морфологическая норма. Синтаксическая норма. Роль изучения истории языка для овладения языком. Возникновение славянского письма. Константин (Кирилл) и Мефодий — создатели славянской азбуки. Кириллица и глаголица. Старославянский и древнерусский языки. Устройство кириллицы. Буквы, которых нет в современном русском алфавите. Обозначение чисел в славянской азбуке. Титло. Фонетические процессы: от древнерусского языка к русскому. Грамматические формы: от древнерусского языка к русскому. Исторические изменения в лексике русского литературного языка. Архаизмы, историзмы и неологизмы. Окказионализмы. Изучение иностранных языков. Роль общелингвистических знаний при овладении иностранным языком. Трудности, возникающие при изучении языков.
Практика (22 часа). Лингвистические задания и упражнения. Создание собственного текста на глаголице.
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
Формы контроля и оценочные материалы служат для определения результативности освоения программы обучающимися. На первом занятии обучающимся предлагается входное тестирование. Аттестация проводится 2 раза в год: промежуточная – в конце февраля (начале марта), итоговая – в мае.
Формы проведения аттестации:
- выполнение практических заданий;
- творческая зачётная работа.
Критериями оценки результативности обучения могут являться:
критерии оценки уровня теоретической подготовки | соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора; развитость практических навыков работы со специальной литературой |
критерии оценки уровня практической подготовки | соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требования; свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практического задания; технологичность практической деятельности |
критерии оценки уровня личностного развития детей | культура организации практической деятельности; культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе |
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
В процессе реализации программы используются лекции с элементами обсуждения проблем, дискуссии, практические занятия (практикумы), технологии: Образовательный ретренинг, парацентрическая технология обучения, «Сократовский диалог», «Мозговой штурм», «Обсуждение проблем».
Программа реализуется в аудитории образовательной организации с применением технических средств обучения:
- Компьютер/ноутбук;
- Интерактивная доска/проектор;
- Меловая/маркерная доска.
Программа может быть реализована также с использованием дистанционных образовательных технологий (включая сервисы видеотелефонии Zoom и Microsoft Teams). Для каждой темы разработаны учебно-методические и оценочные материалы, которые позволяют слушателям самостоятельно осваивать содержание программы. Соотношение аудиторной и самостоятельной работы определяется перед реализацией программы для каждой группы слушателей отдельно.
Список литературы
- Алеференко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие / Н.Ф. Алеференко. — М., 2005.
- Введенская Л.А. Этимология: учебное пособие / Л.А. Введенская, Н.П. Колесников. — СПб., 2004.
- Горбаневский М.В. Не говори шершавым языком: о нарушениях норм литературной речи в электронных и печатных СМИ / М.В. Горбаневский, Ю.Н. Караулов, В.М. Шаклеин; под ред. Ю.А. Бельчикова. — М., 1999.
- Зализняк А.А. О профессиональной и любительской лингвистике. 2008.
- Казанский Б.В. Приключения слов / Б.В. Казанский. — СПб., 2008.
- Королёва М. Говорим по-русски с Мариной Королёвой /М. Королева. — М., 2005.
- Костомаров В.Г. Наш язык в действии: очерки современной русской стилистики / В.Г. Костомаров. — М., 2005.
- Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва. 3D / М.А. Кронгауз. — М., 2012.
- Левонтина И.Б. Русский со словарём / И.Б. Левонтина. — М., 2012.
- Лингвистическое развитие школьников: сборник статей научно-методической лаборатории МИОО «Языкознание для всех». — М., 2009.
- Научно-практическая конференция «Языкознание для всех». Школьные исследования: теория и практика. — М., 2007.
- Норман Б.Ю. Игра на гранях языка / Б.Ю. Норман. — М., 2006.
- Норман Б.Ю. Лингвистика каждого дня / Б.Ю. Норман. — М., 2004.
- Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах / Б.Ю. Норман. — Минск, 2009.
- Плунгян В.А. Почему языки такие разные? М., 2010.
- Северская О. Говорим по-русски с Ольгой Северской / О. Северская. — М., 2005.
- Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур. Вопросы теории и практики: учебное пособие / С.Г. ТерМинасова. — М., 2007.
- Трофимова Г.Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России: функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты / Г.Н. Трофимова. — М., 2004.
Основные электронные ресурсы
- НКРЯ – www.ruscorpora.ru (о том, что такое НКРЯ, см. лекцию В.А. Плунгяна на полит.ру - http://polit.ru/article/2009/10/23/corpus/)
- Образовательный портал Национального корпуса русского языка – http://studiorum.ruscorpora.ru/
- Ethnologue – http://www.ethnologue.com/
КАЛЕНДАРНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№ п/п | Примерная дата проведения занятий | Тема занятия | Форма проведения | |
02.11.2022 | Лингвистика — наука о языке. | Лекция. Практическое занятие. | ||
09.11.2022 | Язык — знаковая система. | Лекция. Практическое занятие. | ||
16.11.2022 | Язык и общество. Их взаимовлияние. | Лекция. Практическое занятие. | ||
23.11.2022 | Вербальные и невербальные формы общения. Язык жестов. | Лекция. Практическое занятие. | ||
30.11.2022 | Происхождение языка. | Лекция. Практическое занятие. | ||
07.12.2022 | Живые и мёртвые языки. | Лекция. Практическое занятие. | ||
14.12.2022 | Естественные и искусственные языки. | Практическое занятие. | ||
21.12.2022 | Языки и диалекты, их различия. | Лекция. Практическое занятие. | ||
28.12.2022 | Предпосылки возникновения письма. Начертательное письмо. | Лекция. Практическое занятие. | ||
03.01.2023 | Алфавиты. | Практическое занятие. | ||
10.01.2023 | Регулярные звуковые соответствия между словами родственных языков. | Лекция. Практическое занятие. | ||
17.01.2023 | Индоевропейские языки. Индоиранские языки. Славянские и балтийские языки. | Лекция. Практическое занятие. | ||
24.01.2023 | Индоевропейские языки. Кельтские языки. Греческий и албанский языки. | Дискуссия. Практическое занятие. | ||
31.01.2023 | Индоевропейские языки. Армянский язык. Германские и романские языки. | Практическое занятие. | ||
07.02.2023 | Общие сведения о других языковых семьях (тюркские, финно-угорские, кавказские, семитские, китайско-тибетские и другие языки). | Дискуссия. Практическое занятие. | ||
14.02.2023 | Понятие о мировых языках. | Практическое занятие. | ||
21.02.2023 | Язык и речь. | Практическое занятие. | ||
28.02.2023 | Стилистические ресурсы языка. | Практическое занятие. | ||
07.03.2023 | Понятие о функциональных стилях языка. | Дискуссия. Практическое занятие. | ||
14.03.2023 | Языковая норма и речевые ошибки. | Практическое занятие. | ||
21.03.2023 | Роль изучения истории языка для овладения языком. | Лекция. Практическое занятие. | ||
28.03.2023 | Возникновение славянского письма. | Практическое занятие. | ||
04.04.2023 | Кириллица и глаголица. Старославянский и древнерусский языки. | Дискуссия. Практическое занятие. | ||
11.04.2023 | Устройство кириллицы. | Практическое занятие. | ||
18.04.2023 | Фонетические процессы. | Лекция. Практическое занятие. | ||
25.04.2023 | Грамматические формы. | Лекция. Практическое занятие. | ||
02.05.2023 | Исторические изменения в лексике русского литературного языка. | Практическое занятие. | ||
09.05.2023 | Архаизмы, историзмы и неологизмы. | Дискуссия. Практическое занятие. | ||
16.05.2023 | Изучение иностранных языков. | Лекция. Практическое занятие. | ||
23.05.2023 | Трудности, возникающие при изучении языков. | Лекция. Практическое занятие. | ||
30.05.2023 | Повторение изученного. | Практическое занятие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВВЕДЕНИЕ В МУЗЕЙНОЕ ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ»
Дополнительная общеобразовательная программа «Введение в музейное экскурсоведение» является туристско-краеведческой по своей тематической направленности. Призванная развивать у п...
Конспект интегрированного занятия "Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу"
Конспект интегрированного занятия по подготовке к школе,охватывающий 4 образовательной области...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Конспект занятия Тема: Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «НИКА». «Путешествие в страну Акробатики».
Цель: знакомство учащихся с программой по спортивной акробатике, развитие интереса к занятиям спортивной акробатикой, формирование представлений о данном виде спорта.Задачи:Образовательные (пред...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Введение в шахматы»
Установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривае...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...