Мастерская творческого письма "Священная война"
учебно-методический материал (6 класс) по теме
Великая Отечественная война… Миллионы загубленных жизней, разрушенные семьи. Каждый, кто погиб во время войны, хотел жить, воспитывать детей, а потом и внуков. Но проклятая война распорядилась по-своему. В истории каждой семьи Великая Отечественная оставила свой кровавый след. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации «Священная война»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-мастерская | 302.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игримская средняя общеобразовательная школа №1
г.п.Игрим Березовского района
Урок развития речи в 6-м классе
Мастерская творческого письма
"Священная война"
Учитель – Лия Федоровна Андронюк.
2013г.
Мастерская творческого письма "Священная война"
Урок развития речи в 6-м классе.
Цели:
воспитательная - воспитывать чувства патриотизма;
образовательная - продолжать обучение школьников написанию художественных текстов, эссе;
развивающая - развивать образно-ассоциативных способностей детей через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла (литература, история, музыка, изобразительное искусство).
Задачи:
установление межпредметных связей (литературы, истории, музыки, изобразительного искусства);
отработка навыка построения текста определенного вида;
обучение самоконтролю и взаимоконтролю ;
формирование языковой компетенции учащихся;
продолжение работы по формированию навыков использования средств выразительности в тексте;
Оборудование:
Презентация «Священная война» с музыкальным сопровождением
- листы бумаги формата А-4;
- карандаши, фломастеры
- словари.
Предварительно класс разделен на группы.
Ход урока:
- Ребята, сегодня на уроке вы продемонстрируете свои интеллектуальные и творческие способности. Во время урока каждый из вас создаст текст - эссе – это цель нашей работы.
У вас сегодня много помощников : это ваши друзья, словари, и, конечно, я.
Предлагаю вам записывать свои мысли на листочки – это «копилки» слов и выражений, собрав которые воедино и расположив в определенном порядке, вы получите прекрасные и неповторимые эссе.
Сейчас запишем первое слово, которое будет темой наших записей. Послушайте, посмотрите и определите это слово.
Демонстрация мультимедийной презентации «Священная война» (слайды 1-7).
Запишите слово, словосочетание, о чем услышали, что увидели (Война, Великая Отечественная война)
Великая Отечественная война… Миллионы загубленных жизней, разрушенные семьи. Каждый, кто погиб во время войны, хотел жить, воспитывать детей, а потом и внуков. Но проклятая война распорядилась по-своему. В истории каждой семьи Великая Отечественная оставила свой кровавый след.
- Почему война названа «священной»? (Это война за правое дело, за свою родину, не наступательная, захватническая, а оборонительная. Такая война - за свободу родины, против захватчиков - оправдана. Она народная, потому что объединяет устремления всего народа, она «священная» - потому что защита Отечества, своей семьи - святой долг каждого человека.)
Демонстрация мультимедийной презентации «Священная война» (слайды 8-14).
Запишите ключевую фразу, свое восприятие увиденных цифр.(Победа досталась дорогой ценой)
Дорогой ценой досталась нам Победа! Было подсчитано, что из каждых ста воевавших солдат в живых осталось только трое.
Учитель раздает карточки, на каждой написано по одному слову: война, победа, патриотизм, сила духа , моё настроение и т.д.
Напишите на карточке по два предложения на данные темы, чтобы сохранить память об услышанном. (Индивидуально).
А затем сложите и пронумеруйте карточки в такой последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте текст. (Групповая работа).
Слушаем тексты.
А теперь нарисуйте найденное вами в начале урока слово (война). Посмотрите на войну глазами художника. Подберем цветовую лексику, которую можно использовать и при создании рисунка и при описании военных событий. Какого же цвета война? Посмотрите.
Демонстрация мультимедийной презентации «Священная война» (слайды 15-50).
В результате работы появляется запись:
Черный- дым, грязь.
Красный- кровь, флаг, звезда, кресты санитаров.
Оттенки зеленого- форменное обмундирование, трава, деревья.
Серый- небо, снег, лица солдат.
Создание иллюстраций. Рисунки, созданные ребятами, вывешиваются на доску.
Какие другие слова всплывают в памяти, когда слышите слово война? Запишите по одному существительному, самому емкому, на ваш взгляд.
А теперь добавьте к своему существительному по два прилагательных (эпитеты).Это начало синквейна, продолжайте самостоятельно. (При затруднении можно воспользоваться памяткой
Правила написания синквейна:
Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.)
После выполнения задания учащиеся читают по одному — два синквейна .
Ребята делают вывод, что победа — не всегда повод к веселью, а война – это не только несчастье, но и демонстрация патриотизма и силы духа народа .
Используя все свои записи, используя стратегию РАФТ
( Р – роль, выбранная вами
А – аудитория (к кому обращаетесь)
Ф – форма
Т - тема (нравственная оценка случившегося)
напишите небольшой текст, в котором выразите свое отношение к войне как к историческому событию, свое настроение, свою душу...
Авторский стул. Работа закончена, обмен мнениями в группах. Затем представители групп читают свои работы (4 группы — 4 работы).
Прислушайтесь.
Что слушать? Тишину, себя — в тебе что-то меняется от увиденного, осознанного. Послушайте себя и запишите несколько строк. Для памяти, просто так.
(Звучит «Песня о Земле» Владимира Высоцкого или – выразительное чтение ученика.)
Кто сказал: «Все сгорело дотла,
Больше в Землю не бросите семя»?!
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет – она затаилась на время.
Материнства не взять у Земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что Землю сожгли?
Нет – она почернела от горя.
Как разрезы, траншеи легли,
И воронки, как раны зияют.
Обнаженные нервы Земли
Неземное страдание знают.
Она вынесет все, переждет!
Не записывай Землю в калеки!
Кто сказал, что Земля не поет,
Что она замолчала навеки?!
Нет! Звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин.
Ведь Земля – это наша душа,
Сапогами не вытоптать душу!
Кто поверил, что Землю сожгли?
Нет! Она затаилась на время…
Рефлексия.
Обсуждение результатов занятия:
- О чем задумались, что осмыслили?
- Какие чувства вызвал урок?
(Совсем по-другому воспринимаю войну; стало почему-то грустно; хочется высказать себя на бумаге; гордость за страну переполняет; ветеранов благодарить нужно за то, что я есть.).
Домашнее задание: закончить написание эссе, выучить наизусть стихотворение о Великой Отечественной войне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс "Мастерская творческого письма"
Этапы проведния мастер-класса, пример на притче С.Амонашвили...
Урок - мастерская"Стихи о войне".
Урок внеклассного чтения в 8 классе. Стихи Б.Окуджавы" Песенка о Лёньке Королёве"....
Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение
• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений...
Образовательная программа "Мастерская творческих дел"
Образовательная программа дополнительного образования "Мастерская творческих дел" направлена на формирование у активных молодых людей 14-17 лет лидерских качеств, умение проявлять свои личн...
Урок – мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева «Письма о добром».
Урок-мастерская творческого письма по книге Д.С. Лихачева "Письма о добром". 6 класс. Русский язык....
Методическая разработка урока. Технологическая карта мастерской Художественные образы в лирическом произведении. ФОНТАН _ Я _ ТЮТЧЕВ И ФЕТ (Мастерская творческого письма) Литература. Урок развития речи (1-ый курс)
Этапы урока в технологии мастерской помогают понять развитие образов поэзии Тютчева и Фета на одну тему - фонтан....
Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")
На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...