Урок - мастерская"Стихи о войне".
методическая разработка (литература, 8 класс) по теме
Урок внеклассного чтения в 8 классе. Стихи Б.Окуджавы" Песенка о Лёньке Королёве".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Stihi_o_voyne.docx | 198.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1….
«Стихи о войне»
Открытый урок
внеклассного чтения
8класс
Учителя: Четвернина О.Г.
Лебедева Н.Г.
Урок - мастерская
Б.Окуджава «Песенка о Лёньке Королёве».
Слайд 2 Целевое назначение:
1.Познакомить с авторской песней Б.Окуджавы «Песенка о Лёньке Королёве».
2.Развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное,
чутко относиться к поэтическому слову.
3. Воспитывать любовь к Родине, чувства уважения и благодарности к её защитникам.
4.Развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: мультимедиа, запись песен Б.Окуджавы, В.Высоцкого; «Толковый словарь» С.Ожегова, портрет Б.Окуджавы.
Ход урока
Слайд3. Если мы войну забудем – вновь придёт война.
- Организационный момент.
- Исполнилось 65 лет со Дня Победы советского народа над фашистской Германией. Его мы отмечаем ежегодно.
- Почему взрослые вспоминают войну?
Все говорят, что это тяжёлое, плохое, страшное время, значит, его надо поскорее забыть.
( Есть в жизни вещи, которые человек забывать не должен и не может.
Обратимся к Слайду 3. Чтение эпиграфа урока: Если мы войну забудем – вновь придёт война.
1 . Индукция.
Чтение учителем стихотворения.
Снег минами изрыт вокруг
И почернел от пыли минной.
Разрыв – и умирает друг,
И смерть опять проходит мимо.
Сейчас настанет мой черёд,
За мной одним идёт охота.
Будь проклят сорок первый год
И вмёрзшая в снега пехота.
Это о тех, кто погиб, выполняя свой солдатский долг, долг защитника Отечества, родного дома.
2.Самоконструкция.
Напишите слова-ассоциации, которые возникают у вас при слове «война».
Подберите к данным словам определения и другие слова, чтобы получились словосочетания.
- Обмен мнениями в группе, в результате записи дополняются.
- Выбор лучших работ в группе.
3.Социоконструкция.
- Я попрошу озвучить свои записи.
(Если две группы, то читают 2 человека, а если 3 группы, то читают три человека.)
- Ребята из других групп могут записать словосочетания, каких у них нет.
(Суровое время, страшная година испытаний, голодное детство, кровавый снег, погибшие в бою, пал смертью храбрых, похоронка ,
людская память и т. д.)
Слайд 4
«Пусть всегда будет солнце»,
«Мы не хотим войны»,
«Мы помним, мы гордимся»
- По данным темам напишите мини-сочинение.
- Чтение сочинений-миниатюр.
4.Социализация.
Война – жесточе нету слова.
Война - печальней нету слова.
Война – святее нету слова.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Булата Окуджавы. ( Портрет Б.Окуджавы на доске.)
Рассказ подготовленного ученика о Б.Окуджаве.
Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 году в Москве в семье профессиональных партийцев. В 1934 г. вместе с родителями переехал в Нижний Тагил, туда отец был направлен первым секретарём горкома партии.
В 1937году родители были арестованы, отец расстрелян, мать сослана в карагандинский лагерь. Булат Окуджава возвратился в Москву, а в 1940 г. переехал к родственникам в Тбилиси. В школьные годы трудился рабочим, в 1942г. добровольцем ушёл на фронт. Воевал на Северокавказском фронте, был ранен. В 1945 году мобилизовался, поступил на филологический факультет, окончил его в 1950году, по распределению работал учителем в деревне Шамордино Калужской области, затем в Калуге, там он регулярно печатался в местных газетах. Первая книга стихов вышла также в Калуге.
Булат Окуджава – автор нескольких сборников автобиографических рассказов и повестей, нескольких романов, сценариев и пьес.
Первые песни Окуджава сочинил ещё во время войны. Но исполнять свои песни начал только в 1956году, в 60-е годы его песни стали звучать и в кинофильмах. Песни Окуджавы были недоброжелательно встречены в высших кругах, но победила любовь многочисленных почитателей поэта, так что последние годы жизни он прожил триумфально.
Скончался Окуджава в Париже, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище – 12 июня 1997г.
В 1998 году учреждена Государственная премия имени Булата Окуджавы в области литературы.
В Переделкино, под Москвой, открыт дом- музей поэта. Он написал более 800 стихотворений и почти 200 из них - авторские песни.
Произведения Б.Окуджавы переведены на множество языков и изданы во многих странах мира.
Слово учителя.
Действительно, песни Окуджавы знают все: и старшее поколение и младшее. Многие из них известны по кинофильмам. Например, такие, как «Здесь птицы не поют» из кинофильма «Белорусский вокзал», песни «Ах, война, что ты сделала, подлая?», «В нашем доме война отгремела» и другие.
Слайд 5 (Портрет Б.Окуджавы, звучит песня «Здесь птицы не поют».)
Сегодня мы остановимся на авторской песне Б.Окуджавы «Песенка о Лёньке Королёве».
В ней встретятся слова, которые потребуют предварительного объяснения.
Радиола
Всемогущий Как вы понимаете значение этих слов?
Мессершмиты
Дети: высказывают своё мнение, предположения
Учитель: Словарь Ожегова даёт нам следующее толкование этих слов.
Слайд 6 Словарная работа
Радиола – проигрыватель для пластинок, соединяющий в себе и радио.
Всемогущий – тот , кто всё может.
Мессершмиты – фашистские военные самолёты.
Учитель: А кого обычно называют королём? Какое отношение он может иметь к войне?
(Это человек, который управляет страной. Он защищает свою страну. Может вступить в бой за свою страну. Король может воевать, защищать свою страну.)
Работа с текстом
Учитель: Давайте теперь прочитаем стихотворение вместе и представим себя жителями маленького московского двора.
1.Чтение стихотворения учителем.
Слайд 7.
1-е четверостишие:
Во дворе, где каждый вечер
Всё играла радиола, где пары танцевали, пыля,
Ребята уважали очень Лёньку Королёва
И присвоили ему званье короля.
Анализ стихотворения
- Какое время описывает рассказчик?
(Довоенное)
- О чём мы узнаём из четверостишия?
(Мы узнаём о жизни людей до войны.)
- Кто он, сам рассказчик?
(Это житель двора или человек, живущий по соседству).
- Что было символом, приметой московского дворика?
(Танцы под радиолу.)
- Жил во дворе Лёнька Королёв. За что его прозвали королём?
(Его могли так назвать по фамилии. Могли и за то, что он всех защищал и всем помогал, если нужно.)
- Как все к нему относились?
(«Все ребята уважали очень Лёньку Королёва
И присвоили ему званье короля…»).
- За что его могли уважать?
(Ответы детей ).
- С каким настроением нужно читать эти строки?
(С настроением светлого воспоминания.)
- Что мы узнали о Лёньке? Каким он был человеком?
(Всемогущим, благородным.)
- Почему автор говорит о Лёньке: «король, как король»?
(Таким и должен был быть король в его представлении.)
- Что значит «царственная рука» в понимании Окуджавы?
(Верная рука.)
- «И спасти король мог не только ребят своего двора». С каким настроением мы будем читать эту строфу?
(С бодрым, серьёзным, поучительным.)
Слайд 8 Чтение строфы учащимися
Но однажды, когда мессершмиты, как вороны,
Разорвали на рассвете тишину,
Наш король, как король, он кепчонку, как корону,
Набекрень, и пошёл на войну.
- Что случилось на рассвете июльским утром 1941 года?
(Началась война.)
- Прочитайте строки, описывающие начало войны.
(«Мессершмиты, как вороны,
Разорвали на рассвете тишину…»)
- Как поступил тогда Лёнька? Прочитайте.
(«Наш король, как король,
Он кепчонку, как корону, набекрень-
И пошёл на войну…»)
- Вновь повторяется строка «король, как король». Почему?
(Настоящий король должен защитить свою страну, и Лёнька это сделал так, как будто он каждый день отправлялся на войну. Будто это и не подвиг, а обыденное будничное дело.)
- Только это не совсем обычный король. Что он носит на голове?
-Вместо короны у него кепчонка.
- Как он надел свою кепчонку?
- Он надел её
Гордо, как корону.
- Он надел её набекрень, то есть набок, может, чтобы других успокоить, что вот, мол, ничего страшного. В первые же дни войны отправился Лёнька на фронт. Он не ждал, когда его вызовут повесткой, - пошёл сам защищать свою страну. С каким чувством, настроением будем читать эту строфу?
-С серьёзным, тревожным голосом: нужно передать состояние готовности.
Чтение строфы учащимися. Слайд 9
Чтение 4-й строфы
Вновь играет радиола, снова солнце в зените,
Да некому оплакать его жизнь,
Потому что тот король был один ( уж извините),
Королевой не успел обзавестись.
- Как автор говорит о гибели Лёньки?
-«…Вновь играет радиола,
Снова солнце в зените,
Да некому оплакать его жизнь…»
- Это значит, что когда вновь наступил мир, Лёнька не вернулся.
Мы узнаём, что Лёньку некому оплакать. За эти строки песню Булату Окуджаве очень долго не разрешали печатать и исполнять песню на эти стихи. Чиновникам не нравилось, что Окуджава сказал о том, что героев некому вспомнить. Ведь если честно, мы вспоминаем о них раз в году. А о скольких мы ничего не знаем! И только , может быть, вот такие стихи заставят нас вспоминать о них чаще. С каким настроением нужно читать эту строфу?
-С печальным настроением, грустным: голосом нужно передать состояние потерянности.
Слайд 10
Чтение 5-й строфы
Потому что на войне, хоть и правда стреляют,
Не для Лёньки сырая земля.
Потому что ( виноват), но Москвы не представляю
Без такого, как он, короля.
- Почему о таких ребятах нужно помнить, ответ мы найдём в последней строфе. Какими чувствами наполнены эти строки?
Слайды 11, 12, 13.
-Это чувство ожидания, чувство надежды, чувство грусти.
- Как вы понимаете последние две строки?
-Старая Москва уже не будет прежней без таких ребят, как Лёнька. Мы должны быть достойны их памяти, стараться походить на них.
Сейчас вы перечитаете стихотворение целиком. В каком темпе вы будете читать? Нужно ли читать слишком громко?
-Нужно читать не быстро, но и не медленно: в спокойном темпе. Но так, чтобы все услышали. (Чтение песни).
- Согласны ли вы, что здесь есть ощущение мира, в котором жили люди? Сохранился ли он?
-Война разрушила этот мир.
- Почему автор решил рассказать нам о Лёньке Королёве?
-Мы должны помнить тех, кто победил в этой страшной войне. Даже если мы не знаем их имён.
- Какие чувства он передал читателям?
-Чувство грусти и печали о тех, кто уже не придёт никогда. Чувство гордости за таких ребят, как Лёнька Королёв.
Слайд 14(Звучит песня в исполнении автора)Слайды 15-20.
Рефлексия
1.Чтение наизусть стихотворения А.Твардовского «Я знаю, никакой моей вины…» (ученик)
2.О чём вы думали, слушая стихотворение?
-Как жаль, что мы ничего не можем сделать, чтобы вернуть погибших. В этом нет нашей вины, но всё-таки очень жаль.
Слайды 21- 33.
- Идея этого стихотворения – наш вечный долг перед теми, кто ценою своей жизни отстоял мир. Идея – вечная память погибшим и преклонение пред их подвигом: ведь честная гибель на войне при любых обстоятельствах – подвиг, это принесение в жертву себя ради мира, в котором будут жить другие.
Д.З. Выучить стихотворение любого поэта о войне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы "Стихи о войне Э.Асадова"
Презентация к уроку литературы "Стихи о войне Э.Асадова"...
Презентация к уроку литературы "Стихи о войне Э.Асадова"
Презентация к уроку литературы "Стихи о войне Э.Асадова"...
Мастер-класс (поэтическая мастерская):Стихи и проза.Ритм.Рифма.
Цели: 1. Познакомить с различиями стихотворной и прозаической речи; 2. Дать понятие ритма; ...
Интегрированный урок-мастерская по литературе в 5 классе "Образ родины в стихах Кедрина, Прокофьева"
Урок-мастерская с применением презентации....
Мастер-класс. Поэтическая мастерская "Стихи и проза. Ритм. Рифма".
Цель мастер-класса ознакомление и овладение приёмами стихосложения. Мастер-класс предназначен для взрослой аудитории слушателей....
Урок-мастерская "Учимся писать стихи"
Урок-мастерская "Учимся писать стихи" в простой форме, с мотивацией дает учащимся представление о стихосложении, приглашает попробовать свои силы в создании набольших стихотворений....
Урок – мастерская «Стихи русских поэтов XX века о Родине и родной природе». Литература. 7 класс
Цели урока:развитие навыков выразительного чтения стихотворений,формирование умений анализировать лирические произведения,воспитание любви к Родине, родному краю....
Комментарии
Стихи о войне.