Урок литературы в VI классе. Стихотворение А. Я. Яшина «Спешите делать добрые дела» (из опыта работы).
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Дамова Фатима Гидовна

Урок начинается с небольшой викторины, включающей в себя отрывки из прочитанных накануне произведений, которые тесно связаны по смыслу и между собой, и с темой данного урока. Ребята угадывают произведение, называют авто­ра. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стихотворение А. Я. Яшина «Спешите делать добрые дела»

Урок литературы в VI классе

Урок начинается с небольшой викторины, включающей в себя отрывки из прочитанных накануне произведений, которые тесно связаны по смыслу и между собой, и с темой данного урока. Ребята угадывают произведение, называют автора. Вот примерные отрывки:

 «...корова отдала нам все, то есть молоко, мясо, кожу, она была доброй. Я тоже хочу, чтоб всем людям на земле была от меня польза и хорошо...» (Андрей Платонов, «Корова»).

«Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой» (Виктор Астафьев, «Конь с розовой гривой»),

 «Среди зимы мне пришла на школу по почте посылка… Аккуратными плотными рядами в ней лежали трубочки макарон.А внизу в толстой обертке я нашёл три красных яблока…Раньше я видел яблоки только на картинках,но догадался,что это они»(Валентин Распутин, «Уроки французского»).

       Спрашиваю, что общего между этими произведениями? Какой идеей они объединены? Обобщая ответы учащихся, говорю, что сегодня мы продолжим разговор о добром отношении людей друг к другу, к животному миру, к окружающей нас среде. Урок наш так и называется: «Спешите делать добрые дела».

        На доске записывается тема урока и два эпиграфа:

      «Поэзия должна делать людям добро». А. Яшин.

      «Смотри дерево в плодах, а человека в делах». Пословица.

       Знакомлю ребят с планом проведения урока, ставлю перед ними задачу: подумать над вопросом, прав ли автор, утверждая, что «поэзия должна делать людям добро», затем прошу прочитать второй эпиграф, спрашиваю, что представляет собой это высказывание, и прошу ребят назвать пословицы и поговорки о добрых делах, о доброте — это было их домашним заданием. Ученики читают пословицы,некоторые из них я записываю на доске:

  «На добрый привет –добрый ответ», «Жизнь дана на добрые дела», «Доброе слово и кошке приятно», «Добро век не забудется»; «Доброму Савве добрая и слава»; «Не дорог подарок-дорога любовь»; «Добро не лихо ,ходит тихо» и т.д.

Ребята нашли и выписали очень много пословиц и погворок.Объяснили, как они понимают их смысл.

— А что, помимо пословиц и поговорок, вы еще приготовили к уроку?

— (Стихи о добром отношении ко всему живому, ко всему, что нас окружает.)

      Вначале слушаем тех, кто получил индивидуальное задание к уроку. Ребята читают стихи, показывают, какие иллюстрации нарисовали к ним (Н. Заболоцкий — «Журавли»; А. Яшин — «Орел»; Ж. Северянин — «Что шепчет парк»).

—   События, о которых говорится в этих стихотворениях, сходны. А можно ли сказать, что сходны главные мысли этих стихотворений? Докажите свое мнение.

      Затем обобщаю выступления ребят. Да, в каждом из этих стихотворений главным является утверждение любви к жизни, к человеку, утверждение деятельной доброты.

— А каким настроением проникнуты следующие два стихотворения: А. Яшин — «Покормите птиц»; В. Витка — «Синица». Какие мысли они у вас вызывают?

        Далее звучат стихотворения, которые ребята подобрали к уроку сами. Они читают наизусть, говорят, почему выбрали именно это стихотворение, чем оно им понравилось, о чем оно, что в нем является главным, над чем заставляет задуматься и т. д. На уроке прозвучали стихи  Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (отрывок); голландская песенка «Счастливого пути»; И. Северянина «В парке плакала девочка».

     Обобщаю: старый Мазай, мальчики с кормушками, хлопочущая над больной птицей девочка и девочка, у которой для каждого находится ласковое, доброе слово,- что можно сказать о них, судя по их поступкам?

—  Что же, на ваш взгляд  является самым ценным в человеке? (Добрые дела, добрые поступки, доброе сердце.)

— А как на этот вопрос отвечает стихотворение А. Яшина «Спешите делать добрые дела»?

      Читаю стихотворение. Задаю вопросы: «Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Почему? Осуждает или оправдывает автор своего героя? Почему стихотворение называется «Спешите делать добрые дела»? Этой же фразой автор заканчивает стихотворение. Почему? Как вы думаете, к кому обращается автор? Как вы понимаете смысл этого обращения? Мог ли А. Яшин сказать так, как сказал Н. Заболоцкий:

                                     О! Я недаром в этом мире жил.

                                     И сладко мне стремиться из потемок,

                                     Чтоб, взяв меня в ладонь,

                                     Ты, дальний мой потомок,

                                     Доделал то, что я не завершил».

       Сравниваем заключительные строчки стихотворений Яшина и Заболоцкого, делаем вывод и переходим к обобщению: «Какие стихотворения А. Яшина прозвучали на уроке? Какое понравилось? Какие стихотворения других поэтов запомнили? Чье исполнение понравилось? Раскрылось ли содержание первого эпиграфа на уроке? Как связан второй эпиграф с центральным вопросом урока: что является самым ценным в человеке?»

       Предлагаю домашнее задание: «Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нем и его делах». В качестве заголовка к рассказу предлагаю взять одну из пословиц или фразу «Спешите делать добрые дела», которая послужила не только названием стихотворения, но и темой нашего урока.

       Урок на этом не заканчивается. Раскрывается витрина с выставкой детских иллюстраций, и мы отправляемся на экскурсию в «картинную галерею». К уроку ребята заранее приготовили рисунки и плакаты на тему «Спешите делать добрые дела». Одна часть рисунков — это иллюстрации к стихотворениям А. Яшина, Н. Заболоцкого, И. Северянина. Учащиеся угадывают автора, подбирают и цитируют тексты к рисунку. Другая часть — рисунки по воображению. У каждого рисунка свой заголовок: «Тот, кто дерево посадит, тот хороший человек»; «Мы поддержим птиц зимой»; «Доброе слово и кошке приятно» (пословица в рисунке — ребус); «Символ доброты»; "«Просто старушка» и т. д.

     К некоторым рисункам ученикам ученица Валя Силина сочинила сви собственныеи стихи.Она их прочитала на уроке.Вот некоторые из них:

                                                    СИМВОЛ ДОБРОТЫ

                                          Хотели дело доброе ребята совершить,

                                          Подумали и деревце решили посадить

                                          В его тени когда-то прохожий отдохнет,

                                          А может быть,и спелый плод с его ветвей сорвет.

                                          Конечно,это всё пка далёкие мечты,

                                          Но пусть растёт то деревце как символ доброты.

                                 

                                               МЫ ПОДДЕРЖИМ ПТИЦ ЗИМОЙ

                            Зимою птичкам голодно,им трудно корм найти,

                            И мальчики решили на помощь к ним прийти.

                            Повесили кормушки,насыпали зёрна,

                            Теперь зима морозная тем птичкам не страшна

  В заключение урока звучит музыка, исполняется песенка «Улыбка», дети дарят друг другу подарки, изготовленные своими руками:игольницы,мягкие игрушки,ухватки,фартучки,салфетки,поделки из дерева и т.д. Дарят в память об уроке, который запомнится им если не навсегда, то обязательно надолго. Это видно по их лицам, глазам. Дети почувствовали, что «лучше добрым на свете жить, злого и так довольно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 7 классе "Стихотворения Маяковского"

Работа над стихотворением Маяковского "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»....

Урок литературы в 11 классе "Стихотворения Юрия Живаго..."

Урок по роману Б.Л.Пастернака "Доктор Живаго"...

Урок литературы в 11 классе "Стихотворения Юрия Живаго..."

Урок по творчеству Б.Л. Пастернака.  Стихотворения Юрия Живаго.Значение поэтического цикла в общем контексте романа....

Урок литературы в 7 классе "Стихотворения М.Ю. Лермонтова"

Материал представляет собой конспект урока с использованием интерактивной доски....

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Технологическая карта урока литературы в 5 классе стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино" по программе В.Я. Коровиной, базовый уровень. Используемый учебник - Литература: Учебник  для 5 класса о...

технологическая карта урока литературы в 5 классе Стихотворение"Тройка"Н.А.Некрасова

Технологическая карта урока литературы в 5 классе (Г.С.Меркин М. "Русское слово"2014г)по теме : Н.А.Некрасов "Стихотворение "Тройка"Главная задача урока: обучение работы с текстом, формирование навыка...

Урок литературы в 6 классе Стихотворения А.А.Фета

Урок литературы по стихотворениям Фета "Ещё майская ночь...", "Учись у них - у дуба, у берёзы..." Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности....