Программа дополнительного образования "Занимательное стихосложение"
рабочая программа (5 класс) на тему

Страданченкова Ирина Алекандровна

Программа дополнительного образования "Занимательное стихосложение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zanimatelnoe_stikhoslozhenie_2013-2014.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к программе дополнительного образования

по кружку «Занимательное стихосложение»

         В каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и чтобы их развить, желательно как можно раньше приобщить детей к различным видам творческой деятельности. Увлечение литературой, стихосложением, возможность попробовать самому создать художественное произведение способствуют расширению кругозора, лучшему усвоению предмета в школе, развивают творческое мышление.

             В творческой деятельности дети любого возраста раскрываются так интересно, что порой за один час узнаешь то, что может скрываться годами, а может вообще не раскрыться никогда. Разбуженное творческое начало в какой-то области непременно послужит импульсом к более многостороннему развитию личности и стимулом творческого подхода к любой деятельности.

                Цель работы литературного кружка «Занимательное стихосложение» - познакомить учащихся с основами поэтического творчества и занимательными формами стихосложения.   

 

       Задачи программы:

- создание условий для развития творческих способностей и интересов ребят в  

  области литературы

- расширение жизненного опыта школьников

- развитие навыков творческого чтения;
- развитие знаний об общении литературы с другими видами искусства;
- развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-

  творческих способностей;
- ориентация детей на приобретение более глубоких знаний в области литературы;

- развитие навыков художественного освоения действительности;
- развитие наблюдательности, внимания к окружающему миру;
- развитие стремления к самовоспитанию;
- развитие навыков сравнения и стилистического анализа, суждения и оценки;
- развитие коммуникативных навыков

- вовлечение в  самостоятельную творческую деятельность

          В литературный кружок принимаются все дети, обнаруживающие склонности к литературному творчеству в любом жанре. В задачу кружка не входит подготовка профессиональных литераторов, однако творческая среда способствует эффективному развитию школьников с ярко выраженной литературно-творческой одаренностью.

          Литературное творчество – это путь нравственного и идейного становления ребёнка, ибо в литературном творчестве человек определяет свое отношение к жизни, свое место в ней. Литературное творчество - всегда форма общения, поэтому в процессе его развиваются такие ключевые компетенции учащихся, как коммуникативная, общекультурная, ценностно-смысловая, а также компетенции личностного самосовершенствования, что способствует самовоспитанию и самовыражению учащихся.

          Тот, кто приобщается к творчеству в каком- либо виде искусства, всегда более компетентно и заинтересованно судит о произведениях искусства в данной области, обнаруживает более глубокие знания и эрудицию. Литературно-творческие занятия способствуют идейно-эстетическому воспитанию и развивают культуру чтения художественных произведений.

Программа рассчитана на учащихся младшего и среднего  школьного  возраста  (4-5, 6-7 классы).

        Занятия литературного кружка делятся на два вида:

1.     Освоение теоретических знаний, основ литературного творчества;

2. Практические занятия, включающие непосредственную творческую деятельность.

        Программа рассчитана на 70 часов (по 2 часа в неделю при 35 учебных неделях в году).

Посещение занятий исключительно добровольное!

         

Предполагаемые результаты

- повышение творческой активности школьников

- участие в творческих конкурсах различного уровня

- создание рукописного альманаха, включающего произведения детей

Календарно-тематическое планирование занятий

литературного кружка «Занимательное стихосложение»

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

I четверть ( 9 недель по 2 ч. – 18 ч.)

Сентябрь

1.

Вводное занятие «Давайте познакомимся»!

1 ч.

2.

«Творчество во мне». Кто я: лирик или прозаик?

Отличительные особенности стихотворной и прозаической речи. Произведения эпические, лирические и драматические.

1 ч.

3.

Развитие речи. Обучение выразительному чтению.

1 ч.

4.

Теория. Рифма как один из основных признаков стихотворного текста.

1 ч.

5-6.

Практикум. Учимся подбирать рифмы.

2 ч.

7.

Теория. Группы рифм и её особенности. Основные способы рифмовки.

1 ч.

8.

Практикум «В мастерской художника». Анализируем стихи русских поэтов.

Учимся определять способ рифмовки

1 ч.

Октябрь

9-10.

Практика. « Занимательные игры с рифмой». Магазин «Буриме» (пишем стихи по заданным рифмам).

2 ч.

11-12.

Практика. « Занимательные игры с рифмой»:  пишем стихи по заданному началу.

2 ч.

13.

Занятие «Звёздный час» (читаем свои произведения, слушаем друзей, даём оценку услышанному).

1 ч.

14.

Практика. «Занимательные игры с рифмой»: пишем бесконечное стихотворение.

1 ч.

15.

Теория. Омонимы, синонимы, антонимы как средства выразительности. Их использование в стихотворных текстах, стихотворной речи.

1 ч.

16.

Практикум «В мастерской художника». Анализируем стихи русских поэтов, учимся находить

омонимы, синонимы, антонимы.

1 ч.

17.

Развитие речи. Литературный вечер «Осенняя пора. Очей очарованье…».

Читаем стихи русских поэтов об осени.

1 ч.

18.

Час творчества «Уж небо осенью дышало…»

(Пишем стихи об осени).

1 ч.

II четверть ( 7 недель по 2 ч. – 14 ч.)

Ноябрь

19.

Занятие «Звёздный час» (читаем свои произведения, слушаем друзей, даём оценку услышанному).

1 ч.

20.

Теория.  Что такое акростих и как его написать.

1 ч.

21.

Практика. Пишем акростих.

1 ч.

22.

Теория. Что такое каламбур и как его написать.

1 ч.

23.

Практика. Пишем каламбур.

1 ч.

24.

Практикум. Корректируем и совершенствуем написанное.

1 ч.

Декабрь

25.

Развитие речи. Обучение искусству выступления. Правила поведения при публичном выступлении.

1 ч.

26.

Занятие «Звёздный час» (читаем свои произведения, слушаем друзей, даём оценку услышанному).

1 ч.

27-28.

Теория. Системы стихосложения и основные стихотворные размеры.

2 ч.

29-30.

Практикум «В мастерской художника». Анализируем стихи русских поэтов. Учимся определять стихотворный размер лирического произведения.

2 ч.

31.

Час творчества «Новый год к нам мчится…»

(пишем стихи о зиме, Новогодних праздниках, зимних забавах, Рождестве).

1 ч.

32.

Практикум. Корректируем и совершенствуем написанное.

1 ч.

III четверть (10 недель по 2 ч. – 20 ч.)

Январь

33.

Теория. Языковые средства художественной выразительности. Выразительные средства фонетики.

1 ч.

34.

Практикум «В мастерской художника». Анализируем стихи русских поэтов. Учимся определять выразительные средства фонетики.

1 ч.

35.

Теория. Поэтическая лексика: эпитет и его разновидности.

1 ч.

36.

Практикум «В мастерской художника». Анализируем стихи русских поэтов. Учимся «видеть» эпитеты.

1 ч.

37.

Практикум. Учимся подбирать эпитеты.

1 ч.

38.

Час творчества «Времена года» (пишем стихи о природе).

1 ч.

Февраль

39.

Практикум. Корректируем и совершенствуем написанное.

1 ч.

40.

Теория. Поэтическая лексика: метафора и её разновидности.

1 ч.

41.

Практикум «В мастерской художника». Анализируем стихи русских поэтов. Учимся «видеть» метафору.

1 ч.

42.

Практика. Учимся создавать метафорические образы.

1 ч.

43.

Час творчества «В жизни всегда есть место подвигу…» (пишем стихи о защитниках Отечества).

1 ч.

44.

Практикум. Корректируем и совершенствуем написанное.

1 ч.

45.

Теория. Поэтическая лексика: сравнение и его разновидности, способы выражения сравнений.

1 ч.

46.

Практикум «В мастерской художника». Анализируем стихи русских поэтов. Учимся «видеть» средства выразительности в поэтическом тексте.

1 ч.

Март

47.

Практика. Учимся создавать сравнительные обороты.

1 ч.

48.

Час творчества «Весенняя капель» (пишем стихи о весне, празднике 8 Марта, о маме).

1 ч.

49.

Занятие «Звёздный час» (читаем свои произведения, слушаем друзей, даём оценку услышанному).

1 ч.

50.

Теория. Что такое загадка и как её сочинить?

1 ч.

51-52.

Практика. Сочиняем загадки.

2 ч.

IV четверть ( 9 недель по 2 ч. – 18 ч.)

Апрель

53.

Теория. Что такое частушка и как её сочинить?

1 ч.

54.

Практика. Сочиняем частушки

1 ч.

55-56.

Теория. Поэтический синтаксис.

Знакомство с фигурами речи.

2 ч.

57.

Практикум «В мастерской художника». Анализируем стихи русских поэтов.

Учимся «видеть» средства выразительности в поэтическом тексте.

1 ч.

58.

Час творчества «Мы в ответе за тех, кого приручили…» (пишем стихи о домашних питомцах)

1 ч.

59.

Занятие «Звёздный час» (читаем свои произведения, слушаем друзей, даём оценку услышанному).

1 ч.

60.

Резерв

1 ч.

Май

61.

Час творчества «Этих дней не смолкнет слава!»

(Пишем стихи, посвящённые Великой Отечественной войне, Дню Победы).

1 ч.

62.

Практика. Корректируем и совершенствуем написанное.

1 ч.

63-64,

65-66.

 Подготовка рукописного альманаха «Мы сочиняем»  

(по итогам года).

4 ч.

67.

Презентация альманаха.

1 ч.

68.

Конференция для членов клуба «Подведём итоги».

1 ч.

69.

Заключительное занятие.

Рекомендации по творческому развитию на летних каникулах.

1 ч.

70.

Резерв

1 ч.

Учебно-методическое обеспечение программы.

  1. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М„ 1970.
  2. Берхин Н. Особенности литературного творчества младших школьников и подростков. - Вопросы психологии, 1972, №4.
  3. Воспитание культуры чтения школьников. /Под ред. И.И. Долецкой. М., 1971.
  4. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. М, 1967.
  5.  Детское творчество. - Большая советская энциклопедия. М., 1972, т. 8.
  6.  Лейбсон В.И. Педагогические проблемы развития литературно-творческих способностей учащихся. Виды творческих работ. - В кн.: Эстетическое воспитание школьников. М., 1975;
  7. Литературные кружки. - Педагогическая энциклопедия. М., 1965, т.2.
  8. Левин В.А. Воспитание творчеством. М., 1977.
  9. Мотяшов И.П. Счастливый труд души. М., 1974.
  10.  Цейтлин А. Труд писателя. М, 1968.
  11.  Шарадин В.Н. Развитие литературно-творческих способностей школьников на уроках литературы. М., 1977.
  12.  Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986.
  13.  Синицын В.А. Путь к слову/Из записок учителя. Пособие по развитию речи/ - 2 изд. исправл. и дополн.М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1997.
  14.  Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах/ 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
  15.  Коган И.И., Козловская Н.В., Митюшина И.В. и др. Искусство написания сочинений. Под ред. Н.В.Козловской. Изд. 2-е, исправл. и дополн. – Спб: САГА, 2002.

Материально-техническая база обеспечения  

образовательного процесса

  1. Экранно-звуковые пособия:

- видеоматериалы по курсу «Литература. 5-11 классы»

- демонстрационные материалы по курсу «Литература. 5-11 классы»

      2. Технические средства обучения:

          - проектор

          - компьютерная техника

      3. ЦОР:

           - Интернет – ресурсы по различным темам курса

          - презентации, составленные учащимися и педагогами

          - «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и

             Мефодия. 5-11 классы»

        - электронные приложения к урокам литературы на CD-дисках (литература, 6-10 классы)

       - электронное приложение к газете «Литература». Lit.1september. ru.

      4. Демонстрационный материал:

         - «Теория литературы в таблицах», автор – Е.А.Зинина, изд-во «Дрофа»

         - «Портреты русских писателей XIX века»

         - «Портреты русских писателей XX века»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...