Программа дополнительного образования "Занимательное стихосложение"
рабочая программа (5 класс) на тему
Программа дополнительного образования "Занимательное стихосложение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zanimatelnoe_stikhoslozhenie_2013-2014.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к программе дополнительного образования
по кружку «Занимательное стихосложение»
В каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и чтобы их развить, желательно как можно раньше приобщить детей к различным видам творческой деятельности. Увлечение литературой, стихосложением, возможность попробовать самому создать художественное произведение способствуют расширению кругозора, лучшему усвоению предмета в школе, развивают творческое мышление.
В творческой деятельности дети любого возраста раскрываются так интересно, что порой за один час узнаешь то, что может скрываться годами, а может вообще не раскрыться никогда. Разбуженное творческое начало в какой-то области непременно послужит импульсом к более многостороннему развитию личности и стимулом творческого подхода к любой деятельности.
Цель работы литературного кружка «Занимательное стихосложение» - познакомить учащихся с основами поэтического творчества и занимательными формами стихосложения.
Задачи программы:
- создание условий для развития творческих способностей и интересов ребят в
области литературы
- расширение жизненного опыта школьников
- развитие навыков творческого чтения;
- развитие знаний об общении литературы с другими видами искусства;
- развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-
творческих способностей;
- ориентация детей на приобретение более глубоких знаний в области литературы;
- развитие навыков художественного освоения действительности;
- развитие наблюдательности, внимания к окружающему миру;
- развитие стремления к самовоспитанию;
- развитие навыков сравнения и стилистического анализа, суждения и оценки;
- развитие коммуникативных навыков
- вовлечение в самостоятельную творческую деятельность
В литературный кружок принимаются все дети, обнаруживающие склонности к литературному творчеству в любом жанре. В задачу кружка не входит подготовка профессиональных литераторов, однако творческая среда способствует эффективному развитию школьников с ярко выраженной литературно-творческой одаренностью.
Литературное творчество – это путь нравственного и идейного становления ребёнка, ибо в литературном творчестве человек определяет свое отношение к жизни, свое место в ней. Литературное творчество - всегда форма общения, поэтому в процессе его развиваются такие ключевые компетенции учащихся, как коммуникативная, общекультурная, ценностно-смысловая, а также компетенции личностного самосовершенствования, что способствует самовоспитанию и самовыражению учащихся.
Тот, кто приобщается к творчеству в каком- либо виде искусства, всегда более компетентно и заинтересованно судит о произведениях искусства в данной области, обнаруживает более глубокие знания и эрудицию. Литературно-творческие занятия способствуют идейно-эстетическому воспитанию и развивают культуру чтения художественных произведений.
Программа рассчитана на учащихся младшего и среднего школьного возраста (4-5, 6-7 классы).
Занятия литературного кружка делятся на два вида:
1. Освоение теоретических знаний, основ литературного творчества;
2. Практические занятия, включающие непосредственную творческую деятельность.
Программа рассчитана на 70 часов (по 2 часа в неделю при 35 учебных неделях в году).
Посещение занятий исключительно добровольное!
Предполагаемые результаты
- повышение творческой активности школьников
- участие в творческих конкурсах различного уровня
- создание рукописного альманаха, включающего произведения детей
Календарно-тематическое планирование занятий
литературного кружка «Занимательное стихосложение»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
I четверть ( 9 недель по 2 ч. – 18 ч.) Сентябрь | |||
1. | Вводное занятие «Давайте познакомимся»! | 1 ч. | |
2. | «Творчество во мне». Кто я: лирик или прозаик? Отличительные особенности стихотворной и прозаической речи. Произведения эпические, лирические и драматические. | 1 ч. | |
3. | Развитие речи. Обучение выразительному чтению. | 1 ч. | |
4. | Теория. Рифма как один из основных признаков стихотворного текста. | 1 ч. | |
5-6. | Практикум. Учимся подбирать рифмы. | 2 ч. | |
7. | Теория. Группы рифм и её особенности. Основные способы рифмовки. | 1 ч. | |
8. | Практикум «В мастерской художника». Анализируем стихи русских поэтов. Учимся определять способ рифмовки | 1 ч. | |
Октябрь | |||
9-10. | Практика. « Занимательные игры с рифмой». Магазин «Буриме» (пишем стихи по заданным рифмам). | 2 ч. | |
11-12. | Практика. « Занимательные игры с рифмой»: пишем стихи по заданному началу. | 2 ч. | |
13. | Занятие «Звёздный час» (читаем свои произведения, слушаем друзей, даём оценку услышанному). | 1 ч. | |
14. | Практика. «Занимательные игры с рифмой»: пишем бесконечное стихотворение. | 1 ч. | |
15. | Теория. Омонимы, синонимы, антонимы как средства выразительности. Их использование в стихотворных текстах, стихотворной речи. | 1 ч. | |
16. | Практикум «В мастерской художника». Анализируем стихи русских поэтов, учимся находить омонимы, синонимы, антонимы. | 1 ч. | |
17. | Развитие речи. Литературный вечер «Осенняя пора. Очей очарованье…». Читаем стихи русских поэтов об осени. | 1 ч. | |
18. | Час творчества «Уж небо осенью дышало…» (Пишем стихи об осени). | 1 ч. | |
II четверть ( 7 недель по 2 ч. – 14 ч.) Ноябрь | |||
19. | Занятие «Звёздный час» (читаем свои произведения, слушаем друзей, даём оценку услышанному). | 1 ч. | |
20. | Теория. Что такое акростих и как его написать. | 1 ч. | |
21. | Практика. Пишем акростих. | 1 ч. | |
22. | Теория. Что такое каламбур и как его написать. | 1 ч. | |
23. | Практика. Пишем каламбур. | 1 ч. | |
24. | Практикум. Корректируем и совершенствуем написанное. | 1 ч. | |
Декабрь | |||
25. | Развитие речи. Обучение искусству выступления. Правила поведения при публичном выступлении. | 1 ч. | |
26. | Занятие «Звёздный час» (читаем свои произведения, слушаем друзей, даём оценку услышанному). | 1 ч. | |
27-28. | Теория. Системы стихосложения и основные стихотворные размеры. | 2 ч. | |
29-30. | Практикум «В мастерской художника». Анализируем стихи русских поэтов. Учимся определять стихотворный размер лирического произведения. | 2 ч. | |
31. | Час творчества «Новый год к нам мчится…» (пишем стихи о зиме, Новогодних праздниках, зимних забавах, Рождестве). | 1 ч. | |
32. | Практикум. Корректируем и совершенствуем написанное. | 1 ч. | |
III четверть (10 недель по 2 ч. – 20 ч.) Январь | |||
33. | Теория. Языковые средства художественной выразительности. Выразительные средства фонетики. | 1 ч. | |
34. | Практикум «В мастерской художника». Анализируем стихи русских поэтов. Учимся определять выразительные средства фонетики. | 1 ч. | |
35. | Теория. Поэтическая лексика: эпитет и его разновидности. | 1 ч. | |
36. | Практикум «В мастерской художника». Анализируем стихи русских поэтов. Учимся «видеть» эпитеты. | 1 ч. | |
37. | Практикум. Учимся подбирать эпитеты. | 1 ч. | |
38. | Час творчества «Времена года» (пишем стихи о природе). | 1 ч. | |
Февраль | |||
39. | Практикум. Корректируем и совершенствуем написанное. | 1 ч. | |
40. | Теория. Поэтическая лексика: метафора и её разновидности. | 1 ч. | |
41. | Практикум «В мастерской художника». Анализируем стихи русских поэтов. Учимся «видеть» метафору. | 1 ч. | |
42. | Практика. Учимся создавать метафорические образы. | 1 ч. | |
43. | Час творчества «В жизни всегда есть место подвигу…» (пишем стихи о защитниках Отечества). | 1 ч. | |
44. | Практикум. Корректируем и совершенствуем написанное. | 1 ч. | |
45. | Теория. Поэтическая лексика: сравнение и его разновидности, способы выражения сравнений. | 1 ч. | |
46. | Практикум «В мастерской художника». Анализируем стихи русских поэтов. Учимся «видеть» средства выразительности в поэтическом тексте. | 1 ч. | |
Март | |||
47. | Практика. Учимся создавать сравнительные обороты. | 1 ч. | |
48. | Час творчества «Весенняя капель» (пишем стихи о весне, празднике 8 Марта, о маме). | 1 ч. | |
49. | Занятие «Звёздный час» (читаем свои произведения, слушаем друзей, даём оценку услышанному). | 1 ч. | |
50. | Теория. Что такое загадка и как её сочинить? | 1 ч. | |
51-52. | Практика. Сочиняем загадки. | 2 ч. | |
IV четверть ( 9 недель по 2 ч. – 18 ч.) Апрель | |||
53. | Теория. Что такое частушка и как её сочинить? | 1 ч. | |
54. | Практика. Сочиняем частушки | 1 ч. | |
55-56. | Теория. Поэтический синтаксис. Знакомство с фигурами речи. | 2 ч. | |
57. | Практикум «В мастерской художника». Анализируем стихи русских поэтов. Учимся «видеть» средства выразительности в поэтическом тексте. | 1 ч. | |
58. | Час творчества «Мы в ответе за тех, кого приручили…» (пишем стихи о домашних питомцах) | 1 ч. | |
59. | Занятие «Звёздный час» (читаем свои произведения, слушаем друзей, даём оценку услышанному). | 1 ч. | |
60. | Резерв | 1 ч. | |
Май | |||
61. | Час творчества «Этих дней не смолкнет слава!» (Пишем стихи, посвящённые Великой Отечественной войне, Дню Победы). | 1 ч. | |
62. | Практика. Корректируем и совершенствуем написанное. | 1 ч. | |
63-64, 65-66. | Подготовка рукописного альманаха «Мы сочиняем» (по итогам года). | 4 ч. | |
67. | Презентация альманаха. | 1 ч. | |
68. | Конференция для членов клуба «Подведём итоги». | 1 ч. | |
69. | Заключительное занятие. Рекомендации по творческому развитию на летних каникулах. | 1 ч. | |
70. | Резерв | 1 ч. |
Учебно-методическое обеспечение программы.
- Арнаудов М. Психология литературного творчества. М„ 1970.
- Берхин Н. Особенности литературного творчества младших школьников и подростков. - Вопросы психологии, 1972, №4.
- Воспитание культуры чтения школьников. /Под ред. И.И. Долецкой. М., 1971.
- Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. М, 1967.
- Детское творчество. - Большая советская энциклопедия. М., 1972, т. 8.
- Лейбсон В.И. Педагогические проблемы развития литературно-творческих способностей учащихся. Виды творческих работ. - В кн.: Эстетическое воспитание школьников. М., 1975;
- Литературные кружки. - Педагогическая энциклопедия. М., 1965, т.2.
- Левин В.А. Воспитание творчеством. М., 1977.
- Мотяшов И.П. Счастливый труд души. М., 1974.
- Цейтлин А. Труд писателя. М, 1968.
- Шарадин В.Н. Развитие литературно-творческих способностей школьников на уроках литературы. М., 1977.
- Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986.
- Синицын В.А. Путь к слову/Из записок учителя. Пособие по развитию речи/ - 2 изд. исправл. и дополн.М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1997.
- Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах/ 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
- Коган И.И., Козловская Н.В., Митюшина И.В. и др. Искусство написания сочинений. Под ред. Н.В.Козловской. Изд. 2-е, исправл. и дополн. – Спб: САГА, 2002.
Материально-техническая база обеспечения
образовательного процесса
- Экранно-звуковые пособия:
- видеоматериалы по курсу «Литература. 5-11 классы»
- демонстрационные материалы по курсу «Литература. 5-11 классы»
2. Технические средства обучения:
- проектор
- компьютерная техника
3. ЦОР:
- Интернет – ресурсы по различным темам курса
- презентации, составленные учащимися и педагогами
- «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и
Мефодия. 5-11 классы»
- электронные приложения к урокам литературы на CD-дисках (литература, 6-10 классы)
- электронное приложение к газете «Литература». Lit.1september. ru.
4. Демонстрационный материал:
- «Теория литературы в таблицах», автор – Е.А.Зинина, изд-во «Дрофа»
- «Портреты русских писателей XIX века»
- «Портреты русских писателей XX века»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...