Интерактивное обучение на уроках русского языка и литературы
статья

Кузнец Анна Ионасовна

Успех обучения зависит от взаимоотношений учителя с детьми, детей друг с другом, каждого ребенка с учителем, ученика с коллективом. Как же строится работа современного учителя в школе? Только интерактивные методы могут помочь учащимся и учителю в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnoe_obuchenie.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивное обучение

на уроках русского языка и литературы

(из опыта работы Кузнец Анны Ионасовны)

Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и, может быть, я запомню, вовлеки меня – и тогда я постигну.

                                                                    Конфуций

 Урок в современной школе… Каким он должен быть? Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методика его проведения? Конечно же, нет. Триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) - обязательный компонент любого урока. Однако современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания.   Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; с удовольствием познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности? И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей думать, умеющей найти нужную информацию и  должны быть посвящены  уроки.

В педагогике различают несколько моделей обучения:
1)
пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)
2)
активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)
3)
интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к модели. 
Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором обязательно участие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.

Для чего используется интерактивная методика? Учителя, которые активно используют интерактивные методы, убеждены, что наиболее успешно обучение может проходить именно в процессе взаимодействия. Они считают, что так школьники учатся быстрее и запоминают лучше то, что узнали во время дискуссии. Это происходит по следующим причинам: 


• учащиеся не только получают информацию, они также вынуждены дать логическое объяснение, почему их путь к решению и само решение является правильным или, по крайней мере, лучшим из имеющихся вариантов;
• учащиеся прорабатывают идеи более глубоко, т.к. они знают, что нелогично построенные заключения будут оспариваться;
• учащиеся во время решения проблемы используют свой и чужой опыт. Такой общий фонд знания больше, чем знания любого отдельного ученика;
• учитель тоже может учиться, узнавая что-то новое от учеников.


         Во многих классах часто бывает так, что только лучшие ученики отвечают на вопросы, в то время как остальные молчат. Ученик должен в достаточной степени вам доверять, чтобы добровольно вызваться отвечать перед классом, особенно, если вопрос касается каких-либо фактов и существует вероятность неправильного ответа. Возможно, вы сочтете целесообразным поначалу избегать взаимодействия с отдельными учениками, пока они не привыкнут к вопросу "что вы думаете?” вместо традиционного "знаете ли вы?” Вместо этого сделайте основной упор на взаимодействие учащихся между собой.
Чтобы учащиеся охотнее высказывали свои мнения и идеи, учитель может использовать следующие полезные приемы:

1) Bcегда благодарите их за высказанные мнения.
2) Не говорите, что вы считаете их ответ неверным, а вместо этого спросите лучше, согласны ли с таким мнением другие учащиеся. Если окажется, что весь класс неправильно понял обсуждаемый вопрос, тогда вы можете объяснить им свою точку зрения.
3) Старайтесь выбирать пассивных учеников. Иногда некоторые учащиеся кажутся пассивными, но у них могут быть очень оригинальные мысли или мнения, которые отличны от других и побуждают класс посмотреть на вопрос под другим углом зрения.

Использование интерактивных технологий является одной из актуальных проблем современной методики и в преподавании  филологических дисциплин. Я считаю применение интерактивных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы, поскольку они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.

Интерактивные технологии  повышают темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником. Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, научно - практическим конференциям, семинарам.

В своей педагогической работе  я тоже стараюсь использовать различные педагогические технологии. В последнее время  все чаще применяю на уроках русского языка и литературы элементы информационных технологий.

На своих уроках довольно часто использую презентации, которые помогают наглядно продемонстрировать изучаемый материал, либо помогают проверить  изученный материал.  

Кроме презентаций на своих уроках я использую различные видео- аудио - файлы. Это, к примеру, чтение  произведений известными поэтами и писателями, чтение стихов самими авторами (например, в моей медиатеке есть голоса самих Маяковского, Есенина, Ахматовой). Во-первых, ребятам интересно услышать голос автора произведения; во-вторых, чтение стихотворения самим поэтом часто помогает лучше понять мысль. Также  демонстрирую клипы, созданные к стихотворениям. Они помогают не только услышать стихотворение или песню, положенную на стихи, но и зрительно представить картину. Имеются клипы к стихам Есенина, Пушкина, Лермонтова, Пастернака, Ахматовой, Цветаевой. Кроме этого  на заключительных уроках литературы я использую  отрывки из художественных фильмов, спектаклей изучаемых произведений. Иногда предлагаю несколько вариантов фильмов по одному произведению. Например,  по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» сняты 2 фильма. Ребята дома смотрят оба варианта, затем обсуждаем в классе. Все фильмы разрешаю ребятам смотреть только после прочтения произведения, иначе представление будет неверным. Очень хорошо помогают видео -файлы при знакомстве с личностью писателя. Здесь я показываю различные учебные фильмы (таких очень много на канале «Культура»),  воспоминания современников писателя. Особенно интересны ребятам заочные экскурсии по литературным местам писателей, так как  далеко не везде мы можем побывать в реальности. Большую роль играют информационные технологии и при показе взаимосвязи литературы с другими видами искусства. Например, знакомя учащихся со «Словом о полку Игореве», я демонстрирую полотна известных живописцев к данному произведению, даю послушать отрывок из оперы «Князь Игорь», показываю отрывок из мультфильма. На завершающем уроке по изучению произведения  часто предлагаю поиграть в интеллектуальную игру, тем самым проверив знание текста и основных проблем произведения.  Помогает мне компьютер и при проведении физкультминуток. В моей копилке есть много музыкальных физкультминуток, которые интересны детям.

Помогают информационные технологии и при организации внеклассной работы.  Например, с ребятами, посещающими кружок «Проба пера»,мы выпускаем газету «Муравейник».

Информационные технологии использую в своей работе и как способ обмена опытом с коллегами из Беларуси, России, Украины, Казахстана. Есть много интересных и полезных учительских сайтов, где каждый учитель –предметник сможет найти необходимый ему материал. Самыми любимыми являются следующие сайты: 1 сентября, Наурок, Прошколу, Учителю нет, Продленка, Методисты, Учительский портал, Педсовет, Презентации COM.

Сейчас в интернете много ресурсов  по русскому языку и литературе, где можно онлайн решить тест, потренироваться для сдачи тестирования, поучаствовать в заочной олимпиаде, выполнить тестовые задания для  успешной подготовки к ЕГЭ и ГИА

.

Жить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе можно  и нужно. Причем учиться не только ученику, но и учителю.

В 1820 году, когда была напечатана поэма «Руслан и Людмила», Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя».

Согласитесь, уважаемые коллеги, что и сегодня мы можем сказать так своим ученикам, потому что они лучше нас ориентируются в современных информационных технологиях. А мы должны, в свою очередь, идти в ногу со временем.

Исходя из выше сказанного, могу отметить, что  использование информационно-коммуникационных технологий на своих уроках дает мне экономию времени на уроке, глубину погружения в материал, повышенную мотивацию обучения, интегративный подход в обучении, возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения....

Интерактивные формы организации обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах

Интерактивные формы организации обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах...

Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы"

Данная статья содержит краткое описание технологии интерактивного обучения на уроках в основной школе, ее особенности, некоторые формыи методы, преимущества.  Также в ней описаны фрагменты некото...

Презентация "Интерактивные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы"

Интерактивные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы...

"Работа в малых группах как интерактивный метод обучения на уроках русского языка и литературы"

Статья посвящена групповой форме работы с учащимися и методам обучения в сотрудничестве....

Применение технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

Применение в работе интерактивных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, в  процессе этой деятельности у обучающихся развивается самостоятельность,  г...