Применение технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся
методическая разработка по русскому языку на тему
Применение в работе интерактивных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, в процессе этой деятельности у обучающихся развивается самостоятельность, гибкость мышления. Ребята учатся слушать и, главное, слышать других, аргументировать своё мнение, сопоставлять свою и чужую точки зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agyy_ue._opyt_innovats_-_kopiya.docx | 70.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание инновационного педагогического опыта
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Хову-Аксынская СОШ»
Чеди-Хольского кожууна
Агыы Ураны Эдер-ооловны
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»
Тема инновационного педагогического опыта:
Применение технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся
«Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не памятью».
Л.Н. Толстой
Основные задачи образования сегодня – сформировать у ученика умение и желание учиться, работать в команде, критически мыслить и принимать взвешенные решения, также способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. В законодательстве Российской Федерации закреплен, как один из основополагающих, принцип гуманизации образовательного процесса. Гуманизация образования означает создание оптимальных условий для всестороннего развития личности. Это требует пересмотра всего содержания обучения, а именно признание творческой природы личности каждого ребенка. Главная цель – целостное развитие личности ученика. Одним из средств, позволяющих приблизиться к достижению данных целей, выступают интерактивные технологии, которым уделяется значительное внимание в Федеральных государственных образовательных стандартах образования, предназначение которых заключается в том, чтобы организовать деятельность обучающихся по совместному поиску знаний.
Актуальность
В своей работе я нередко сталкиваюсь с тем, что некоторые учащиеся не усваивают материал программы по русскому языку, также озабочена падением уровня речевой культуры учащихся. Это связано с рядом обстоятельств: отток русскоязычного населения из сельской местности, в связи с чем уменьшилась языковая среда; также в селе мало учреждений, где ребенок может развивать свои языковые навыки, творческие способности. Кроме образовательных учреждений негде реализовать, применить на практике имеющиеся знания по русскому языку. В области коммуникативной компетенции сельские школьники отстали от своих городских сверстников: слабо развито построение монологической речи, умение рассуждать на предложенную тему, затрудняются в использовании различных стилей речи. В настоящее время для решения подобных проблемных вопросов предлагаются различные инновационные технологии. Основанием для внедрения данных инноваций служит положительный опыт реализации образовательных программ с использованием интерактивных технологий. Лично для себя привлекательность интерактивной технологии вижу в возможности у учащихся развивать культуру речи, критическое мышление, умение грамотно говорить, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.
Цель и задачи опыта:
- обобщить и систематизировать научный материал по интерактивным технологиям;
-изучить формы, методы, приемы интерактивной технологии
- осуществить апробацию на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности
- выявить эффективность данной технологии.
Новизна опыта
На уроках обычно применяется одна из интерактивных технологий. Новизна моего предлагаемого опыта заключаются в том, что на моих уроках идет интеграция всех видов данной технологии: работа в парах, группах, экспресс-дебаты, применение ИКТ, элементов РКМЧП. Это дает несколько иной результат, чем традиционный подход применения этих технологий по-отдельности. Такое применение интерактивных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, в процессе этой деятельности у обучающихся развивается самостоятельность, гибкость мышления. Ребята учатся слушать и, главное, слышать других, аргументировать своё мнение, сопоставлять свою и чужую точки зрения.
Содержание инновационного опыта
Как известно в среднешкольном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют одну единственную цель – усвоение знаний учащимися. Приветствуется внедрение новшеств инноваций, и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную.
1. Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.
2.Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
3. Интерактивный – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Именно использование этой модели обучения учителем на своих уроках говорит об его инновационной деятельности. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. В ходе диалогового общения дети учатся принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Данная технология разработана Вячеславом Валерьяновичем Гузеевым.
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество:
- «Развитие критического мышления через чтение и письмо» РКМЧП
- Технология проведения дискуссий
- Информационно-коммуникационные технологии
- Ролевые игры
- Работа в парах
- Работа в малых группах
- Незаконченное предложение
- ИКТ
- Технология «Дебаты».
В своей педагогической практике я использую разные интерактивные технологии.
Продуктивно на уроках русского языка использование разных форм дебатов: экспресс-дебаты, дебаты как форма работы с письменным или устным текстом, «скоростные» или мини-дебаты.
Приведу фрагменты уроков по разделу «Лексика», проведенных по интерактивной технологии с применением РКМЧП, экспресс-дебатов, работы в паре и группах.
В 6 классе, учитывая возраст учеников, включаю в уроки экспресс-дебаты. Нужно отметить, что ученики обучены правилам, роли и умеют выдерживать заданный регламент. Дебатам предшествует самостоятельная работа учащихся по сбору, обработке и анализу информации, полученной из различных источников. Экспресс-дебаты – это дебаты, подготовка к которым сведена к минимуму. Они проводятся на основе материала учебника либо раздаточного материала и тесно пересекаются с дебатами как формой работы с текстом.
Тема урока: "Повторение и обобщение изученного материала по разделу "Лексика. Культура речи".
Класс: 6
Планируемые результаты:
- Личностные: осознание лексического богатства русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логического мышления.
- Метапредметные: осознавать роль слова для выражения мыслей; способность определять цель своей деятельности; оценивать достигнутые результаты
- Предметные: знать предмет изучения лексикологии; знать содержание понятий, изучаемых лексикологией; уметь находить понятия в тексте. Развивать способности к сравнению, умозаключению, обобщению, анализу, логичности;
развивать умения выражать своё отношение к обсуждаемому вопросу, выяснить и обсудить мнение и отношение собеседника к обсуждаемому вопросу.
Тип урока: систематизация знаний, умений, навыков
Оборудование: мультимедийный проектор и экран, презентация к уроку.
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Повторение и обобщение изученного материала по разделе «Лексика. Культура речи».
На примере данного урока мы видим, что в одном уроке интегрированы как приемы РКМЧП, так и работа в группах, а также экспресс-дебаты. Такие уроки развивают навыки публичного выступления, уверенности в себе, умению четко выражать свои мысли в устной и письменной форме. Из 12 учащихся (подгруппа) половина умеют находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их. Ученики учатся свободно пользоваться словарями различных видов. При участии в экспресс-дебатах у учащихся закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять общение на неродном языке и взаимодействие учащихся на уроках русского языка, что является главной целью обучения русскому языку.
Тема урока: "Повторение и обобщение изученного материала по разделу "Лексика. Культура речи" в 6 классе
Тема экспресс-дебатов: Нужны ли заимствованные слова?
Команда утверждения – У. Команда отрицания – О.
Приведены учащимися следующие тезисы и выступления учащихся по теме «Нужны ли заимствованные слова?»
Тезис У1: Заимствованные слова-это… Количество заимствованных слов в русском языке неизвестно, их очень много. Процесс заимствования происходит в разное время. Мы знаем, что это связано с развитием общества, науки, техники. Наша команда считает, что процесс заимствования нормален для развития языка.
О1: Заимствования без меры засоряют речь, делают ее не для всех понятной. Неуместность употребления заимствований приводит к образованию нелепых фраз. Можно многие слова, пришедшие из других языков, заменить русскими. Например: голкипер-вратарь, креативный- творческий, форвард-нападающий. Несмотря на это в речи употребляют все: и дикторы, и комментаторы, и журналисты, и многие из нас.
Выдвигаем тезис: Не будем же бездумно засорять русский язык иностранными, порой довольно корявыми, словами и выражениями.
У2: Основная причина – заимствуют слова вместе с заимствованием понятия. Например, с появлением у нас таких вещей, как автомобиль, кино, лазер и многих других, в русский язык вошли и их наименования. В основном появляются такие слова в отраслях науки и техники.
Далее выступают и остальные спикеры и выдвигают свои тезисы.
В конце игры учитель делает вывод: заимствование является развитием языковой лексики, и отвергать этот естественный процесс нельзя. Тем не менее, красота языка заключается в его собственной яркости и выразительности. Нужно беречь свой родной язык.
В 6 классе провожу уроки литературы с использованием мини-дебатов. Приведу примеры выступлений учеников.
Тема: Писатели – это создатели, хранители и любители книг.
Тема мини-дебатов: Что лучше: книги в бумажном варианте или электронном?
Команда утверждения | Команда отрицания |
У1: Мы считаем, что нужно заменить учебники электронными книгами, чтобы школьники каждый день не носили тяжелые портфели. Они весят 4-5 кг. Нужно заботиться об их здоровье. У2: В электронной книжке можно и шрифт под себя подстроить и яркость и интервалы межстрочные. Тезис: С электронными книгами получается намного дешевле. Купил один раз это устройство, и на всю жизнь. А сегодня 1 учебник стоит не менее 500 рублей. У3: Если электронные книги мало держат заряд батареи или вы переживаете, что в школе их могут украсть, тогда можно загрузить в них все школьные учебники и использовать дома, а бумажные учебники оставлять в школе в надежном месте. Утром перед уроками необходимо будет взять лишь нужные учебники, после уроков вернуть их назад, а в рюкзаке носить лишь тетради. Вывод: электронные книги имеют свои достоинства. | О1: Мы считаем, что читать с экрана вредно для глаз. А учебники безопасные. Тезис: Когда читаешь хорошую книгу, доставляет удовольствие не только ее содержимое, но и шорох страниц, обложка. А если говорить о маленьких детях, то для них электронные книги не помощники. Они же без картинок! Ребенку, чтобы лучше воспринимать информацию, обязательно нужны качественные красочные иллюстрации. О2: Мы считаем, что электронные книги дороже: могут ученики сломать –нужно ремонтировать, могут потерять- заново покупать. Также требуется зарядка. Тезис: имеет электронный учебник неудобный маленький экран. О3: Все-таки бумажные книги имеют преимущества перед электронными. Вывод: чтение с экрана может вызвать быстрое утомление глаз, и снижение качества восприятия информации |
При проведении «скоростных», или мини-дебатов, каждый из участников имеет право задать два вопроса своему оппоненту. Темой урока является какая-то общая проблема, которая делится на составляющие. По каждой мини-проблеме заслушиваются пара конкурирующих спикеров (по одной-две минуты каждый) и их вопросы друг другу, выводы каждого спикера обсуждаются группой.
Спецкурс «Дебаты» проводила для учащихся старших 10-11 классов в 2010- 2013гг. Выбрала дебаты Карла Поппера- формат дебатов, предназначенный для школьников. Цель игры: более убедительно, чем оппоненты, представить свою позицию. Результатом работы считаю итоги мониторингов и показатели ЕГЭ по русскому языку моих выпускников 2013 и 2014 года.
№ | Год | Колич уч-ся | КЗ | УО | Средний балл |
1 | 2013 | 32 | 58 | 100 | 59 |
2 | 2014 | 12 | 72 | 100 | 61 |
Из них, выпускников 2013 года, 3 человека поступили по направлению «Филология».
Результаты итоговой аттестации в форме ОГЭ:
№ | Год | Колич уч-ся | КЗ | УО | Средний балл |
1 | 2011 | 24 | 33,3 | 100 | 3,5 |
2 | 2012 | 8 | 50 | 100 | 3,6 |
3 | 2013 | 22 | 66 | 100 | 3,6 |
Дебаты способствуют развитию и воспитанию следующих компетенций:
1.Развитию интеллектуальных способностей: формированию критического мышления, умения устанавливать логические связи между явлениями; делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств;
2.Развитию исследовательских и организационных навыков: собирать и анализировать материалы из различных источников; собирать доказательную базу и грамотно ее применять.
3.Развитию творческих качеств: умению по-новому взглянуть на проблему, использовать нетрадиционные способы для ее решения, видеть новое, необычное.
4.Развитию коммуникативных умений: умению слушать и слышать собеседника;
терпимости к различным взглядам, иным точкам зрения, толерантности;
способности работать в команде.
5.Развитию ораторских способностей: навыков публичного выступления; уверенности в себе; умению четко выражать свои мысли в устной и письменной форме.
На каждом уроке применяю элементы интерактивной технологии, начиная с 5 класса:
Игру «Интервью-знакомство» провожу на одном из первых уроков в 5 классе. Каждый учащийся беседует с соседом по парте, а потом рассказывает о нем всему классу (чем он любит заниматься, что коллекционирует, чем увлекается, что любит читать). Игра поможет учителю создать портрет класса, в котором предстоит работать, и провести начальную диагностику сформированности коммуникативных умений учеников.
Нередко использую работу в парах, которая дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли человека, отвечающего за важный участок работы. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов. Например, при подготовке Работа в паре «Составь слово» для 5 класса:
а) у, д, б б) ш, а, к, а б) к, ч, а, р, у
б) м, р, и в) а, к, у, р в) ч, а, к, о, с
в) т, о, р г) б, о, н, е г) п, о, г, и, р
Работа в паре. «Найдите пару» по теме «Сложные слова» в 6 классе:
Лед вод
Мясо провод
Поле ферма
Птица ход
Гром рубка
Дом комбинат
Везде провод
Сено хозяйка
Мясо ход
Тепло косилка
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создает работа в группах. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.
При изучении творчества И. А. Крылова в 5 классе ученики получают задание: инсценировать одну из басен И. А. Крылова. Учащиеся делятся на группы, вместе с учителем выбирают басню для инсценировки, распределяют деятельность в группе. Формируем социальную, предметную компетенции при разработке проекта.
Учащиеся самостоятельно работают с текстом басни, перерабатывают ее текст для инсценировки, организуют деятельность в группе и проводят репетиции.
На заключительном уроке защищают свои проекты: выступают с инсценировкой. Класс обсуждает и оценивает творческие работы по предложенным учителем критериям.
В качестве дидактического материала предлагаю несколько игр в группе:
Ученики любят выполнять задание «Найти 4 лишнее», также по группам составляют задания по изученной теме.
Задания, составленные группой учащихся:
- Найти лишнее слово на основании его грамматических категорий:
Лень, тень, путь, муть
Брошь, конь, мощь, ночь
- Найти лишнее слово на основании соотношения количества звуков и букв в словах:
Егерь, ельник, якорь, зверь
Рояль, мораль, боязнь, ячмень
- Найти лишнее слово по фонетическому основанию:
Лом, нора, море, чаща
Небо, река, зола, очи
- Найти лишнее слово по орфографическому основанию:
Мес(?)ный, прелес(?)ный, чудес(?)ный, доблес(?)ный
Гнус(?)ный, вкус(?)ный, интерес(?)ный, чес(?)ный
Ценность технологии РКМЧП, ее применение на уроках русского языка и литературы очевидна. Использование данной технологии помогает в подготовке детей к ЕГЭ. К технологии я обращаюсь и на уроках литературы при анализе художественных произведений, а на уроках русского языка – с целью систематизации и углубления изученного материала для подготовки к написанию сочинения по прочитанному тексту.
Хочу отметить несколько основных приемов технологии РКМЧП, которые использую при работе с текстом:
- Для развития навыков составления вопросов использую прием «толстых» и
«тонких» вопросов. Метод используется при организации опроса на уроке, парной и групповой работы.
Тонкие. Ответ: да или нет | Толстые. Ответ: развернутый |
Кто? | Объясните, почему…? |
Мог ли…? | Почему вы считаете…? |
Согласны ли вы? | В чем различие…? |
Знаешь ли..? | Что, если…? |
- «Свободное письмо». Это аргументированное письмо учащихся. В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме. Это может быть отзыв. Ниже представлены отзывы учащихся 7 «в» класса после составления словарной статьи, работы со словарями.
«Мне очень понравился урок «Составляем универсальный словарь», где работали с разными лингвистическими словарями и составляли словарную статью».
«Учительница задавала каждый день домашнюю работу с самыми разными словарями. Мы выписывали определенные значения слов, правильное их правописание. Работая со словарями, я узнала не только значение и правописание многих слов, но и некоторые виды словарей, о существовании которых я не знала»
- «Кластер» применяю на стадии рефлексии. Это выделение смысловых единиц текста, темы и графическое их оформление в виде грозди. Например, по теме «Сложные предложения» в 9 классе:
Сложное предложение
союзные бессоюзые
ССП СПП
соед разд. прот изъяс опред обст
Результативность педагогического опыта.
Качество образовательного процесса и постоянная целенаправленная работа по развитию предметных знаний, умений, способов деятельности, повышающая мотивацию к учебе, свидетельствуют о результативности моего опыта. В межаттестационный период уровень обученности составляет по русскому языку и литературе-100%, а качество знаний по русскому языку -42%, по литературе -58%.
Эффективность предлагаемого опыта подтверждают результаты муниципальной олимпиады по русскому языку и литературе; с 2010 года дипломами награждаются Дипломами победители и призеры Всероссийского «Молодежного филологического чемпионата»; занимают призовые места в кожуунных и республиканских лингвистических конкурсах, конференциях, в конкурсах чтецов, сочинений.
Выводы:
Предложенный опыт позволяет реализовать цели развития творческого мышления, при правильном организации создаются условия, направленные на повышение коммуникативной компетенции сельских школьников. Формируются навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Они направлены на то, чтобы пробудить в ученике поиск условий и способов достижения практического результата. Возросла мотивация к образовательному процессу, развитию их мыслительных возможностей, гибкости мышления. Наблюдается положительная динамика в освоении общеучебных умений и навыков, а именно: развитие речи, умение определять тему текста, ставить вопросы, сформулировать свою точку зрения. Учащиеся научились преодолевать в себе некоторые комплексы в общении, правильно отстаивать свое мнение, поделиться с информацией.
Литература.
1.Павлова А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка// Русский язык в школе.-2007.-№8. –с 11-15
2. Активные формы преподавания литературы. – М.: Наука, 1991.
3. Жураковский В., Сазонова З. «Работа в команде» как педагогический принцип. // Высшее образование в России. – 2005. - №8. – С.3 – 9.
4. Лиймет Х.Й. Групповая работа на уроках. – М., 1975.
5. Селевко Г.К. Технология проведения дискуссии. // Школьные технологии. – 2004. - №5. – С. 106 – 111.
6. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996.
7. Дебаты: Учебно-методический комплект. М.: Бонфи, 2001.
Интернет-источники
- Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. / сост. Машуков А.В. -http://gorono.ozersk.com/teacher/book/benefit/index.php
- Климонова Г. Н. Опыт организации групповой работы на уроках - http://www.eidos.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся
Проблема творческой самореализации личности учащихся в современном мире является основной. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с т...
Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся
Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения....
"Кейс-метод на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностй учащихся с девиантным поведением"
В передовом опыте представлен материал урочной и внеурочной деятельности. Используя кейс-технологии на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе, я развиваю творческие спос...
Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.
В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастер...
Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»
Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...
Педагогический опыт учителя русского языка и литературы по теме"Развитие творческих способностей учащихся через проектную технологию"
Педагогический опыт учителя русского языка и литературыцель проектного обучения состоит в том, что создать условия ,при которых обучающиеся: -самостоятельно и охотно приобретают недостающие знани...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
В статье рассматриваются основные виды интерактивных методов и приёмов обучения, раскрывается содержание понятия «интерактивные методы». Обобщается практический оп...