Технологическая карта открытого урока литературы по теме: " Кавказский пленник" Л.Н.Толстого. Кто он?"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Донгак Наталья Андреевна

урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого. Кто он?»

Тип: урок открытия новых знаний (урок анализа художественного текста).

Форма работы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Технологии: элементы технологии развития критического мышления, проблемного обучения, ИКТ.

Методы: проблемный, эвристический, или частично-поисковый; аналитический, сравнительный, обобщающий; индуктивный, дедуктивный.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, сопровождающая ход урока, художественный текст Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», фрагмент художественного фильма «Кавказский пленник», карточки, рабочие листы,

Цели урока:

Образовательная: обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;

Развивающая: развивать навыки сопоставительной характеристики героев;

Воспитательная: воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.

Задачи урока:

Образовательные: формирование представления о понятии «герой», сопоставление «героев».

Развивающие: формирование навыков познавательной и исследовательской деятельности, умения наблюдать, делать самостоятельные выводы; развивать коммуникативные способности детей, проводить сопоставительный анализ.

Воспитательныепривитие любви к родине и природе в тесной взаимосвязи с искусством.

Планируемые результаты:

Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по системе образов рассказа.

Метапредметные: приобщение к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развитие навыков анализа художественного произведения, умение создавать обобщения;

Личностные: воспитание духовно-нравственной личности, самоопределение, обучение культуре речевого общения.

Регулятивные: ученик принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.

Коммуникативные: ученик вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Межпредметные связи: география, история, русский язык.

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

(8  мин.)

3. Постановка учебной задачи (проблемы).

(3 мин)

4. Практическая работа.

(11 мин)

5. Закрепление изученного материала.(6 мин)

6. Подведение итогов урока.

(5 мин)

7. Рефлексия деятельности

(3 мин)

-Здравствуйте, дорогие гости, дорогие ребята!

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Наш урок я хочу начать с небольшого видеоролика. Ребята, во время просмотра, подумайте, знакома ли вам местность, изображенная на видео.

Слайд 1.Видеоролик о Кавказе.

- Итак, кто может сказать, какие места показаны на видеоролике?

- Знаете ли вы, где расположен Кавказ?

- КАВКАЗ – географический регион между Черным, Азовским и Каспийским морями, который охватывает территории России, Грузии, Азербайджана, Армении. (показать на карте)

- Какие чувства у вас вызвало это видео?

- Вы правы, Кавказ очень красив, и многие художники, восхищаясь его красотой, создали замечательные полотна с изображением природы Кавказа и его гор.  (фотографии и репродукции картин с видом Кавказа) (Слайды 2,3, 4)

- У величайших русских поэтов мы находим замечательные стихи о неповторимой природе Кавказа.

Как я любил, Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь

И чудный вой мгновенных, громких бурь…

 

- Это М.Ю. Лермонтов.

- А какое вы читали произведение, в котором действие происходит на Кавказе? (рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»).  

- Кто нам расскажет биографию  Льва Толстого?

Откройте, пожалуйста, учебники.

- А теперь найдём описание природы Кавказа в рассказе Л. Толстого. В главе IV. (245).

"На полдни за сарай лощина, табун ходит,.." до "И так и думается ему, что это самое крепость русская:"

- Есть ли схожесть в описании Кавказа у художников, поэтов и Л. Толстого.

- Восхищается ли он так же Кавказом?

- Л. Толстой тоже бывал на Кавказе. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице, служил в действующей армии. Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий.

 

- Но название рассказа Л.Н. Толстого заключает еще одно слово, которое подсказывает, что повествование будет совсем не о красоте Кавказа. Это слово – пленник. 

- Какие ассоциации возникают у Вас с этим словом?  (ассоциации, вызываемые этим словом – ВОЙНА, горе, страдание, смерть, неволя, заложник, темница, заключение). Я предлагаю все ваши ассоциации поместить в корзину идей.

- О каких событиях идет речь в рассказе? ( Кавказская война).

- .КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА 1817-1864, война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа. Кавказская война оказалась самой продолжительной из войн Российской империи: победа была достигнута за счет численного перевеса русской армии.

- «Кавказский пленник» - произведение о войне на Кавказе, о войне между людьми разных национальностей, разной культуры. 

- А сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете содержание рассказа. Я буду зачитывать утверждение, если вы с ним согласны, то встаёте, если нет, то остаётесь на своих местах. (Прием встать- сесть)

1.События происходят осенью (-)

2.Жилин был невелик ростом, но удал(+)

3.Жилин попал в плен потому, что Костылин бросил его(+)

4.Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей(-)

5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать(+)

6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа (-)

7.Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком(+)

8.Второй раз Жилин бежал один(+)

9.Во время второго побега ему помогли Дина и русские солдаты(+)

10.После побега Жилин остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал(+)

11. В рассказе один главный герой (-)

- А сколько? 

- Молодцы, ребята. Итак, в рассказе два офицера Жилин и Костылин. А рассказ назван «Кавказский пленник», в единственном числе, значит, автор имел в виду кого-то одного. Кого? Именно это нам и предстоит сегодня выяснить. Ребята, обратите внимание, у вас на столах лежат рабочие листы, возьмите их, пожалуйста, запишите тему урока. Тему урока: «Кавказский пленник Л. Н. Толстого. Кто он?» (слайд 5)

- На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер?

- Как вы считаете, оба наши героя обладают этими качествами? Отличаются ли они друг от друга?

- Для того чтобы выяснить, в чем отличие героев и кто из них является «кавказским пленником», нам нужно сравнить Жилина и Костылина.

- Как вы думаете, что означает сравнить героев?

-  А для этого мы обратимся к различным ситуациям, в которых оказались герои и заполним вот такую схему.(слайд 6)

- Определим общие и отличительные черты героев. Общие черты мы запишем в общем кольце, а отличительные черты в левом и правом кольце. А сравнивать героев мы будем по плану, который у вас указан. 

- Сначала определим, что объединяет героев и запишем в общее кольцо.

- Где служат герои?

- Как оказались на опасной дороге?

-А сейчас по предложенному плану заполните левую и правую колонки.

План сравнительной характеристики:

  1. Портрет героев
  2. Поведение героев во время нападения татар.
  3. Письмо о выкупе.
  4. Занятия.
  5. Мнения татар о героях.
  6. Побег. (слайд 7)

Портрет:

- Найдите в тексте описание героев;

- О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?

Жилин – удалой, смелый, отважный.

Костылин – физически слабый человек.

Поведение героев во время нападения татар

Как ведет себя Костылин, поняв ,что ему грозит смертельная опасность?

- Как можно охарактеризовать героя в данной ситуации?

- Какое решение принимает Жилин? Зачитайте.

 - Что характерно для него?

Письмо о выкупе

- Почему Жилин отказался платить большой выкуп и  указал в письме неправильный адрес?

- Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.

 - Какие качества характера открываются в Жилине?  

- Какое решение принимает Костылин насчет выкупа?

Занятия героев

-Чем занимается в плену Жилин?

-Что скажете о нем?

- А Костылин?:

- Подтвердите сказанное о героях текстом.

Мнение татар о героях.

Как татары называли Костылина? Найдите в тексте.

Как относились татары к Жилину, почему? Как называли его татары? Найдите в тексте.

- Физминутка. (1 мин)Слайд 8

Побег.  Слайд 9

- А теперь мы посмотрим фрагмент из художественного фильма, снятого по рассказу Толстого «Кавказский пленник». Ваша задача узнать героев и проследить, как они ведут себя во время побега? Расскажите об этом.

- Почему Жилин не бросил Костылина?

- Кто виноват в том, что побег не удался?

- Какие качества характера мы запишем?

Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.

Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость. 

 - Давайте подумаем, почему автор наделил наших героев такими фамилиями? От какого слова, на ваш взгляд произошла фамилия Жилин? (от слова жила)

. А Костылин? (от слова костыль).

- Сейчас я вам предлагаю поработать в паре. Обратитесь к словарной статье на обратной стороне ваших рабочих листов. Ребята первого варианта познакомятся со значением слова «жила», а ребята второго варианта -  со значением слова «костыль». И расскажите друг другу, что означают фамилии героев. Начнет тот, кто первым будет готов.

- Итак, (назвать имя ребенка со второго варианта), что означает фамилия Жилин? О чем вам рассказал ваш партнер? (назвать ребенка с первого варианта), что означает фамилия Костылин? О чем вам рассказал ваш партнер?

Жила - кровеносные сосуды, сухожилия. Слайд 10 

Наш герой – жилистый человек. Как еще можно сказать? 
Фамилия Костылин – от слова костыль.
 Слайд 11

 Что такое костыль? (Палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами). 
– Какой наш герой? 

 - Итак, можем ли мы сказать, что герои абсолютно разные?

- Да, автор противопоставляет героев, использует литературный прием, который называется антитеза.

Антитеза – резкое противопоставление.(слайд 12)

 - Вернемся к вопросу нашего урока: Почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Л.Н.Толстой в заглавии говорит об одном человеке? Кого писатель имеет в виду? Кто, по мнению автора, кавказский пленник?

- Речь идёт о Жилине. Жилина выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, находчивость. Он  добр по отношению к окружающим. Силён духом. И это главное. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до читателей автор.

А Костылин не проявляет каких-либо действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вырваться из плена.

- Давайте, откроем последнюю страницу рассказа (страница 258) и прочитаем эпилог. «- Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя .  И остался служить на Кавказе. А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч рублей. Еле живого привезли»

 - Почему Жилин не захотел после освобождения отправиться к матери, а остался на Кавказе?

- Слово ПЛЕННИК (слайд 13)– многозначное, одно из его значений – пленить, то есть покорить, очаровать.

- Жилин остался служить на Кавказе, потому что Кавказ очаровал, пленил его совей красотой. Можно и вот так растолковать значение названия рассказа «Кавказский пленник».

- Пленник Кавказа – человек, связанный с Кавказом, привлеченный им: «Нет уж видно не судьба моя. И остался служить на Кавказе». Он пленен Кавказом, пленен горами. Судьба Жилина – оставаться на Кавказе. И он примиряется со своей судьбой. Он решает остаться кавказским пленником.

 

- Часто можно идею произведения связать с той или иной пословицей, и мы тоже попробуем выполнить такую работу. 

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд 14, запишите пословицу, которая подходит к произведению Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

1. Сиди у моря – жди погоды.

2. Кто друг другу помогает, тот врага одолевает.

3. Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

4. Распутья бояться, так и в путь не ходить.

 

-А теперь расскажите, почему вы выбрали именно эту пословицу. Кто хочет поделиться своим мнением

- Вы все правы, каждая из этих пословиц так или иначе связана с рассказом Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

- Ребята, чему же нас учит этот рассказ?

- Ребята, я думаю, рассказ  никого не оставил равнодушным. Хочется верить, что на примере героя рассказа Жилина вы будете расти добрыми, трудолюбивыми, смелыми, друг друга в беде не бросите, будете  любить своих близких.

- А теперь я вам предлагаю вам прочитать предложения на рабочих листах и закончить предложения.

  1. я сегодня научился…
  2. мне было интересно…
  3. урок дал мне для жизни…
  4. Какие качества характера ценятся?

- Спасибо за вашу работу на уроке,  особо я хочу поблагодарить активных участников, добра вам и справедливости.

 Слайд 15. Домашнее задание.

Подготовить пересказ «Странная дружба Жилина и Дины»

Отвечают на приветствие учителя, смотрят видеоролик о Кавказе, отвечают на вопрос учителя, выдвигают свои предположения.

Работают с картой.

Смотрят репродукции картин с видом на Кавказ, обсуждают репродукции.

Слушают отрывок стихотворения, отвечают на вопрос.

Рассказывают биографию писателя, работают с учебником, отвечают на вопросы.

Называют ассоциации и записывают.

Отвечают на вопрос, слушают рассказ учителя о Кавказской войне.

Отвечают на вопросы, исправляют неверные утверждения.

Решают учебную задачу по определению темы урока, сформулируют тему урока.

Работают со схемой сравнительного анализа на рабочих листах, перечисляют качества офицеров

Сравнивают героев по предложенному плану и записывают общие и отличительные черты.

Отвечают на вопросы, работают с учебником, приводят примеры из текста

Делают физкультминутку.

Смотрят фрагмент из художественного фильма «Кавказский пленник», прослеживают, как себя ведут герои во время побега.

Читают и обсуждают составленные схемы.

Читают словарную статью, объясняют значения фамилий главных героев.

Отвечают на поставленный вопрос и делают вывод о ценности лучших человеческих качеств.

Работают с учебником, отвечают на вопросы, выдвигают свои предположения.

Делают вывод по поставленному вопросу.

Работают с пословицами, объясняют значения пословиц.

Делают общий вывод, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Записывают домашнее задание.

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД : ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

Коммуникативные УУД:

умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД: умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках. Регулятивные УУД:

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка. Познавательные УУД : систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинноследственных связей. Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

Коммуникативные УУД:

формулирование собственного мнения.

Познавательные УУД:

доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивыне УУД:

принятие и сохранение учебной задачи.

Познавательные УУД:

осуществление необходимой информации для выполнения учебных задач.

Коммуникативные УУД:

учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные УУД:

принятие и сохранение учебной задачи.

Личностные УУД:

формирование границ собственного знания и « незнания».

Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение.

Регулятивные УУД:

адекватное восприятие оценки учителя.

Коммуникативные УУД:

умение задавать вопросы

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Коммуникативные УУД: создавать устные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по литературе в 5 классе

В технологической карте отражены все этапы урока в условиях ФГОС...

Технологическая карта открытого урока "Мир древнерусской литературы" для 6 класса

В технологической карте урока отображены цели и задачи урока, формируемые УУД, планируемые результаты, используемые технологии, формы, методы и приемы работы...

Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Анализ поэтического про...

Технологическая карта открытого урока литературы по рассказу Л.Н.Толстого "Детство"

ТЕМА «Л.Н.Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых». Тип урока: урок открытия нового знания. Цель: помочь обучающимся понять сложный мир вз...

Технологическая карта открытого урока литературы в 7 классе по теме: «Повесть о Петре и Февронии, как гимн любви и верности»

Познакомить учащихся с произведением древнерусской литературы «Повестью о Петре и Февронии Муромских», показать на примере образов святых значимость ценности любви как великой силы, возвыш...