урок в 3 классе "Женская эрзянская одежда"
план-конспект урока по теме
Изучение женской эрзянской одежды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
изучение женской эрзянской одежды в 3 классе | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 3 классе.
Тема: Эрзянь авань оршамопель -
Эрзянская женская национальная одежда.
Задачи: 1.Повторение слов по теме "Оршамопель". Введение новых слов: эрьгть, пилекст, вишневкст, пулай, сюлгамо, панго, икелепаця, руця, карть, кемть.
2.Воспитание чувства причастности к истории, старинным вещам.
3.Формирование коммуникативных навыков, развитие логического мышления.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель: Шумбратадо, эйкакшт.
Озадо. Кодамо течи вадря ушось! Кодат тынк тевенк?
Дети:
Минь весёла эйкакштано
Ловнотано, сёрмадтано
Минек вадрят тевенек
Тонавтницят леменек.
Учитель: А ней, эйкакшт ушодсынек минек уроконок С.МЛюлякинань стихотворениясо.(слайд 2)
Эрзянь кель, эрзянь кель!
Ашо килей, чуди лей.
Чольдердиця горнипов(купальница)
Гайсэ морыця цёков!
(дети повторяют за учителем)
2.Повторение пройденного.
Учитель: Эйкакшт, кортатано эрзякс.
Учитель: Кода тонь леметь?
Ученик: Монь лемем …… ( дети проговаривают лексические конструкции)
Учитель: Зяро тонь иеть?
Ученик: Монень …. иеть. ( дети проговаривают лексические конструкции)
Учитель: Кодамо классо тонавтнят?
Ученик: Мон тонавтнян колмоце классо…. ( дети проговаривают лексические конструкции)
Учитель: Косо тон эрят?
Ученик: Мон эрян Саранск ошсо….( дети проговаривают лексические конструкции)
Учитель: Ней налксетяно. Игра «Ёвтынк тюсонть »"Назови цвет"(слайд 3-10)
3. Основная часть урока.
На экране (слайд11) - репродукция картины Ф.В. Сычкова "Эрзянка" и тема занятия:(слайд 12)
Эрзянь авань оршамопель -
Эрзянская женская национальная одежда.
Учитель: Дети, наша мордовская культура как цветущая яблоня. И отдельные ветви яблоневые - это народы, проживающие в Мордовии. Одна ветвь мокшанская, другая эрзянская. Но есть ещё одна ветвь - шокша, чудесный народ, но, к сожалению, в нашей республике их осталось 200 человек. Мы чтим этот язык. Но сегодня мы будем говорить об одной ветви - эрзянской.
слайд На экране эрзянский женский костюм.(слайд 13)
Учитель: Мы видим женщину в эрзянском национальном костюме. Существуют отличия как в языковом произношении, так и в одежде: в цвете, покрое и манере ношения. Характерная женская одежда состоит из набора туникообразных рубах, отличает праздничный костюм от обыденного.
У эрзянского национального костюма своеобразный покрой, манера ношения, характер и техника вышивки, форма и украшение головного убора.
В ансамбле эрзянского костюма 2 типа рубах: панар (ежедневная) и покай (нарядная, свадебная).Эрзянская рубаха носилась с большим напуском у пояса, пышность создавал пулай, нагрудное украшение сюлгамо , панго - головной убор, подчёркивает красоту ансамбля.
Учитель: Начинаем знакомство с каждым элементом одежды по - отдельности. У каждой замужней мордовской женщины был сундук - эрямопарь, в которой с семилетнего возраста начинали собирать приданое, т.е девочка вместе с мамой начинала шить одежду. вышивать, складывать в парь.(слайд 14)
Учитель: Давайте послушаем сообщения.
Ученик 1: (слайд 15)Эрзянский панар шили из двух полотнищ холста, перегнутых пополам и сшитых по продольной нитке. В середине, по - центральному шву оставлялись прореха для ворота, внизу спереди разрез на подоле для шага, в боковые швы сверху под прямым углом вшивались рукава. Главным украшением панара была вышивка. Вышивка выполнялась, как правило, нитками. которые пряли из шерсти овец и красили растительными красками.
Учитель: Дети, а как вы думаете, какие цвета преобладают в мордовской вышивке? (синий, красный, черный, белый)
Ученик 2: В мордовской вышивке использовались три основных цвета (слайд16) Темно-синий - цвет пробуждающейся природы;
Красный - цвет радости пробуждающейся жизни;
Чёрный - цвет земли родной, на которой все цветёт;
Учитель: Ребята, эрзянская вышивка своеобразна. В орнаменте использовалась восьмиконечная розетка и производные от неё.
1 чтец: Панарось - прок ашо лов,
Мазый викшневкст лангсонзо.
Руцянть алов оршакшнызь,
ды кушаксо сюлмакшнызь.
Учитель: Далее знакомимся со следующим элементом костюма. Верхняя распашная рубаха руця. (слайд 17)
Ученик 3: Поверх вышитой рубахи женщины носили руця . По покрою она относится к типу распашных туникообразных одежд. Центральное полотнище сгибалось поперёк, и одна его половина разрезалась вдоль по центру образуя полы. Бока одежды составили четыре роскошных клина, попарно сшитые между собой, образующие с центральным полотнищем квадратную пройму. рукава кроили более длинные, чем у панар и сужающие к концам.
Ученик 4: Руця шилась из хорошо отбеленного посконного холста. Они имели богатую, плотную ковровую вышивку на груди и более скромную на рукаве. Руця - была ритуальной одеждой. Её надевали по праздникам и сохраняли как смертную одежду. У молодых женщин она была более нарядной, чем у пожилых.
2чтец: Руця - сон теезь мазыйстэ,
Викшневкстнэ эйсэнзэ палыть.
Одксто тейтересь кантнесь,
сыре чис мазый ульнесь.
Учитель: А, теперь физкультминутка.( слайд 18)
Вейке, кавто - веревпанд;
Колмо, ниле - аловпанд;
вете, кото - трокс, кувалт;
сисем, кавксо - мекев, васов;
вейксэ, кемень - скок менелев!
Учитель: Далее надевался передник - икельга паця.(слайд 19)
Ученик 5: Передник - икельга паця - необходимая часть традиционного костюма эрзянок. Передник носили и в будни, и в праздники. Девушки и молодые женщины носили передники более ярких цветов, чем пожилые. Они обильно украшались полосками разноцветной ткани, лентами, вышивкой. Были передники без нагрудника, и с нагрудником. Это прямоугольный кусок холста, укрепляемый на талий при помощи завязок.
Чтец 3: Икельга паця сюлмакшность,
Ланганзо лентат каякшность.
Мазылгавты сон оршавксонть,
Ламо тюсонть сюпавчисэнть.
Учитель: Пулай - набедренное украшение.(слайд 20)
Ученик 6: Женскую рубаху носили с поясом или специальным сложным набедренным украшением, которое по-эрзянски называется пулай . Носили пулай чуть ниже талии, на бёдрах. Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости.
Учитель: Существуют украшения в национальном костюме.( слайд 21)
Ученик 7: Сюлгамо - нагрудная заколка. Это украшение выполнялось, как правило, с применением гравировки, латунной или медной пластины, которая сверху образовала кольцо. Вокруг этой пластины в несколько рядов располагались бусы, монеты, жетоны, бубенцы.
Учитель: Панго - головной убор (слайд 22)
Ученик 8: Высокие головные уборы на твердой основе конической, прямоугольной и твердой формы - панго, были распространены в основном у эрзи. Основа из луба обтягивалась красным материалом и украшалась вышивкой, бисером и медными цепочками. На шею сзади спускалась небольшая вышитая лопасть бисерным шитьем.
Чтец 4: Пулай, панго, пракстат, карть, -
Кода мазыйстэ ульнесь
эрзянь тейтересь оршнезь.
Учитель: А теперь поговорим про обувь. (слайд 23)
Ученик 9: Традиционной обувью мордвы были лапти карть из липового или вязового лыка. Праздничным видом обуви были кожаные сапоги со сборами и острыми носками кемть . Их шили из коровьей или телячьей сыромятной кожи. Сапоги имели массивный задник. Зимой носили серые и черные, иногда белые валенки.
Чтец 5: Варштак, ялгай, весе мазынть
эрзянь мазынть тесэ несак.
Покштят-бабатне арсизь,
эрзянь аванть лангс оршизь.
4. Введение новых слов.(слайд 24)
панар - нижняя рубаха
руця - верхняя рубаха
икельга паця - передник
пулай - набедренное украшение
панго - головной убор
сюлгамо - брошь, нагрудное украшение
карть - лапти
кемть - сапоги
(запись новых слов в словарь)
5. Игра "Назови слово правильно"(слайд 25)
нижняя рубаха, верхняя рубаха, передник, набедренное украшение, головной убор, брошь, лапти, сапоги.
6. Работа с бумагой.
Сейчас каждый из вас украсит свою рубаху - панар узором.
Самостоятельная работа детей.( звучит музыка)
7. Итог урока.
Учитель: Урокось, эйкакшт, прядовсь. Сюкпря тенк уроконть кисэ.(слайд 26)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока в 4 классе "Одежда"
Обощающий урок по теме "Покупка одежды" в 4 классе. Может быть полезен для учителей, работающих с УМК Биболлетовой и Верещагиной, а также по другим УМК. При разработке урока использовались здоровьесбе...
Урок по теме "Стили одежды"
Обяснение нового материала сопровождается электронной презентацией, а первичное закрепление проводится тестированием....
Конспект урока "Общие сведения об одежде".
Ознакомление учащихся с историей моды, с понятиями силуэта и стиля в одежде, требованиями, предъявляемыми к одежде, воспитание эстетического вкуса....
Конспект урока по "СБО" Тема: "Одежда для мальчиков. Одежда для девочек".
Данный урок подготовлен и проведен для учащихся 1 класса (2 вариант обучения)....
Фрагменты урока в 1 классе"Буква ц".Презентация к уроку по окружающему миру"Одежда".
Знакомство с буквой "Ц".Умение находить ее среди других букв.Написание буквы "Ц".Знакомство с видами одежды и с периодом ее появления....
«Нетрадиционные формы уроков при изучении эрзянского языка». Выступление на районном методическом объединении учителей родного языка и литературы.
Доклад на тему "Нетрадиционные формы уроков при изучении эрзянского языка"....
Урок ХБТ, 5 класс "Одежда. Виды одежды."
Урок изучения нового материала.Цели:Образовательные:- формировать у обучающихся интерес к работе с информацией;- познакомить обучающихся с одеждой, её видами;- формировать у обучающихся умение р...