урок в 3 классе "Женская эрзянская одежда"
план-конспект урока по теме

Нефедова Елена Анатольевна

Изучение женской эрзянской одежды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 3 классе.

Тема: Эрзянь авань оршамопель -

Эрзянская женская национальная одежда.

Задачи: 1.Повторение слов по теме "Оршамопель". Введение новых слов:    эрьгть, пилекст, вишневкст, пулай, сюлгамо, панго, икелепаця, руця, карть, кемть.

               2.Воспитание чувства причастности к истории, старинным вещам.

3.Формирование коммуникативных навыков, развитие логического   мышления.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель: Шумбратадо, эйкакшт.

                 Озадо. Кодамо течи вадря ушось! Кодат тынк тевенк?

Дети:

Минь весёла эйкакштано

  Ловнотано, сёрмадтано

Минек вадрят тевенек

Тонавтницят леменек.

Учитель: А ней, эйкакшт ушодсынек минек уроконок С.МЛюлякинань стихотворениясо.(слайд 2)

      Эрзянь кель, эрзянь кель!

Ашо килей, чуди лей.

                          Чольдердиця горнипов(купальница)

Гайсэ морыця цёков!

       (дети повторяют за учителем)

2.Повторение пройденного.

    Учитель: Эйкакшт, кортатано эрзякс.

   Учитель: Кода тонь леметь?

   Ученик: Монь лемем …… ( дети проговаривают лексические конструкции)

   Учитель: Зяро тонь иеть?

   Ученик: Монень  ….    иеть. ( дети проговаривают лексические конструкции)

Учитель: Кодамо классо тонавтнят?

   Ученик: Мон тонавтнян колмоце классо…. ( дети проговаривают лексические конструкции)

Учитель: Косо тон эрят?

    Ученик: Мон эрян Саранск ошсо….( дети проговаривают лексические конструкции)

Учитель: Ней налксетяно. Игра «Ёвтынк тюсонть »"Назови цвет"(слайд 3-10)

3. Основная часть урока.

На экране (слайд11) - репродукция картины Ф.В. Сычкова "Эрзянка" и тема занятия:(слайд 12)

Эрзянь авань оршамопель -

Эрзянская женская национальная одежда.

Учитель: Дети, наша мордовская культура как цветущая яблоня. И отдельные ветви яблоневые  - это народы, проживающие в Мордовии. Одна ветвь мокшанская, другая эрзянская. Но есть ещё одна ветвь - шокша, чудесный народ, но, к сожалению, в нашей республике их осталось 200 человек. Мы чтим этот язык. Но сегодня мы будем говорить об одной ветви - эрзянской.

слайд  На экране эрзянский женский костюм.(слайд 13)

Учитель: Мы видим женщину в эрзянском национальном костюме. Существуют отличия как в языковом произношении, так и в одежде: в цвете, покрое и манере ношения. Характерная женская одежда состоит из набора туникообразных рубах, отличает праздничный костюм от обыденного.

    У эрзянского национального костюма своеобразный покрой, манера ношения, характер и техника вышивки, форма и украшение головного убора.

 В ансамбле эрзянского костюма 2 типа рубах: панар (ежедневная) и  покай (нарядная, свадебная).Эрзянская рубаха носилась с большим напуском у пояса, пышность создавал пулай, нагрудное украшение сюлгамо , панго - головной убор, подчёркивает красоту ансамбля.

Учитель: Начинаем знакомство с каждым элементом одежды по - отдельности. У каждой  замужней мордовской женщины был сундук - эрямопарь, в которой с семилетнего возраста начинали собирать приданое, т.е девочка вместе с мамой начинала шить одежду. вышивать, складывать в парь.(слайд 14)

Учитель: Давайте послушаем сообщения.

Ученик 1: (слайд 15)Эрзянский панар шили из двух полотнищ холста, перегнутых пополам и сшитых по продольной нитке. В середине, по - центральному шву оставлялись прореха для ворота, внизу спереди разрез на подоле для шага, в боковые швы сверху под прямым углом вшивались рукава. Главным украшением панара была вышивка. Вышивка выполнялась, как  правило, нитками. которые пряли из шерсти овец и красили растительными красками.

Учитель: Дети, а как вы думаете, какие цвета преобладают в мордовской вышивке? (синий, красный, черный, белый)

Ученик 2: В мордовской вышивке использовались три основных цвета (слайд16) Темно-синий - цвет пробуждающейся природы;

Красный - цвет радости пробуждающейся жизни;

Чёрный - цвет земли родной, на которой все цветёт;

Учитель: Ребята, эрзянская вышивка своеобразна. В орнаменте использовалась восьмиконечная розетка и производные от неё.

1 чтец: Панарось - прок ашо лов,

Мазый викшневкст лангсонзо.

Руцянть алов оршакшнызь,

ды кушаксо сюлмакшнызь.

Учитель: Далее знакомимся со следующим элементом костюма. Верхняя распашная рубаха  руця. (слайд 17)

Ученик 3: Поверх вышитой рубахи женщины носили руця . По покрою она относится к типу распашных туникообразных одежд. Центральное полотнище сгибалось поперёк, и одна его половина разрезалась вдоль по центру образуя полы. Бока одежды составили четыре роскошных клина, попарно сшитые между собой, образующие с центральным полотнищем квадратную пройму. рукава кроили более длинные, чем у панар и сужающие к концам.

Ученик 4: Руця шилась из хорошо отбеленного посконного холста. Они имели богатую, плотную ковровую вышивку на груди и более скромную на рукаве. Руця - была ритуальной одеждой. Её надевали по праздникам и сохраняли как смертную одежду. У молодых женщин она была более нарядной, чем у пожилых.

2чтец: Руця - сон теезь мазыйстэ,

Викшневкстнэ эйсэнзэ палыть.

Одксто тейтересь кантнесь,

сыре чис мазый ульнесь.

Учитель: А, теперь физкультминутка.( слайд 18)

Вейке, кавто - веревпанд;

Колмо, ниле - аловпанд;

  вете, кото - трокс, кувалт;

     сисем, кавксо - мекев, васов;

        вейксэ, кемень - скок менелев!

Учитель: Далее надевался передник  - икельга паця.(слайд 19)

Ученик 5: Передник - икельга паця - необходимая часть традиционного костюма эрзянок. Передник носили и в будни, и в праздники. Девушки и молодые женщины носили передники более ярких цветов, чем пожилые. Они обильно украшались полосками разноцветной ткани, лентами, вышивкой. Были передники без нагрудника, и с нагрудником. Это прямоугольный кусок  холста, укрепляемый на талий при помощи завязок.

Чтец 3: Икельга паця сюлмакшность,

Ланганзо лентат каякшность.

Мазылгавты сон оршавксонть,

Ламо тюсонть сюпавчисэнть.

Учитель: Пулай - набедренное украшение.(слайд 20)

Ученик 6: Женскую рубаху носили с поясом или специальным сложным набедренным украшением, которое по-эрзянски называется пулай . Носили пулай чуть ниже талии, на бёдрах. Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости.

Учитель: Существуют украшения в национальном костюме.( слайд 21)

  Ученик 7: Сюлгамо - нагрудная заколка. Это украшение выполнялось, как правило, с применением гравировки, латунной или медной пластины, которая сверху образовала кольцо. Вокруг  этой пластины в несколько рядов располагались бусы, монеты, жетоны, бубенцы.

Учитель: Панго - головной убор (слайд 22)

Ученик 8: Высокие головные уборы на твердой основе конической, прямоугольной и твердой формы - панго, были распространены в основном у эрзи. Основа из луба обтягивалась красным материалом и украшалась вышивкой, бисером и медными цепочками. На шею сзади спускалась небольшая вышитая лопасть  бисерным шитьем.

Чтец 4: Пулай, панго, пракстат, карть,  -

Кода мазыйстэ ульнесь

эрзянь тейтересь оршнезь.

Учитель: А теперь поговорим про обувь. (слайд 23)

Ученик 9: Традиционной обувью мордвы были лапти карть из липового или вязового лыка. Праздничным видом обуви были кожаные сапоги со сборами и острыми носками кемть . Их шили из коровьей или телячьей сыромятной кожи. Сапоги имели массивный задник. Зимой носили серые и черные, иногда белые      валенки.

Чтец 5: Варштак, ялгай, весе мазынть

эрзянь мазынть тесэ несак.

Покштят-бабатне арсизь,

эрзянь аванть лангс оршизь.

4. Введение новых слов.(слайд 24)

  панар - нижняя рубаха

руця - верхняя рубаха

   икельга паця - передник

                пулай - набедренное украшение

панго - головной убор

                              сюлгамо - брошь, нагрудное украшение

карть - лапти

кемть - сапоги

(запись новых слов в словарь)

5. Игра "Назови слово правильно"(слайд 25)

нижняя рубаха, верхняя рубаха, передник, набедренное украшение, головной убор, брошь, лапти, сапоги.

6. Работа с бумагой.

Сейчас каждый  из вас украсит свою рубаху - панар узором.

Самостоятельная работа детей.( звучит музыка)

7. Итог урока.

Учитель: Урокось, эйкакшт, прядовсь. Сюкпря тенк уроконть кисэ.(слайд 26)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока в 4 классе "Одежда"

Обощающий урок по теме "Покупка одежды" в 4 классе. Может быть полезен для учителей, работающих с УМК Биболлетовой и Верещагиной, а также по другим УМК. При разработке урока использовались здоровьесбе...

Урок по теме "Стили одежды"

Обяснение нового материала сопровождается электронной презентацией, а первичное закрепление проводится тестированием....

Конспект урока "Общие сведения об одежде".

Ознакомление учащихся с историей моды, с понятиями силуэта и стиля в одежде, требованиями, предъявляемыми к одежде, воспитание  эстетического вкуса....

Конспект урока по "СБО" Тема: "Одежда для мальчиков. Одежда для девочек".

Данный урок подготовлен и проведен для учащихся 1 класса (2 вариант обучения)....

Фрагменты урока в 1 классе"Буква ц".Презентация к уроку по окружающему миру"Одежда".

Знакомство с буквой "Ц".Умение находить ее среди других букв.Написание буквы "Ц".Знакомство с видами одежды и с периодом ее появления....

Урок ХБТ, 5 класс "Одежда. Виды одежды."

Урок изучения нового материала.Цели:Образовательные:- формировать у обучающихся интерес к работе с информацией;- познакомить обучающихся с одеждой, её видами;- формировать у обучающихся умение  р...