Урок-подготовка к сочинению в публицистическом стиле «Люби и охраняй природу!»
методическая разработка (7 класс) на тему
Урок-подготовка к сочинению в публицистическом стиле «Люби и охраняй природу!»
Цели урока: повторить сведения о публицистическом стиле (сфера употребления, языковые особенности); формировать набор знаний, умений и навыков для создания текста в публицистическом стиле; проанализировать своеобразие и реализацию текстов разных стилей; собрать необходимый материал для домашнего сочинения в публицистическом стиле; воспитывать чуткое отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-подготовка к сочинению в публицистическом стиле «Люби и охраняй природу!»
Цели урока: повторить сведения о публицистическом стиле (сфера употребления, языковые особенности); формировать набор знаний, умений и навыков для создания текста в публицистическом стиле; проанализировать своеобразие и реализацию текстов разных стилей; собрать необходимый материал для домашнего сочинения в публицистическом стиле; воспитывать чуткое отношение к природе.
Оборудование: тексты разных стилей, высказывания о природе, стихотворения Ф.И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа…», А.А. Фета «Бабочка», Н.А. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой…».
Ход урока:
1. Оргмомент (приветствие, сообщение темы и целей урока).
2. Работа с текстом А.А. Фета.
Слово учителя. Любая травинка, любой лист, любое, даже самое непримечательное на первый взгляд живое существо по-своему красиво и интересно, заслуживает внимания и доброго отношения.
- Чтение и анализ стихотворения А.А. Фета «Бабочка».
- Какие чувства вызывает стихотворение и почему? (Наслаждение красотой, радость от общения с природой).
- Что в образе бабочки кажется вам особенно примечательным? (Бабочка очень хрупкая, нежная, воздушная, жизнь у неё быстротечная).
- Можно ли назвать бабочку не только воплощением красоты, но и символом природы? (Да.Мы живём среди насекомых, растений, зверей и т.д., но часто не замечаем красоты вокруг нас, не понимаем, что всё хрупко, безвозвратно).
3. Работа с толковым словарём.
- Ребята, давайте выясним значение слова «природа» по толковому словарю С.И. Ожегова.
У слова природа четыре значения:
1.Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая природа (неорганический мир: не растения, не животные). Живая природа (органический мир).
2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.
3.Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).
4. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). Природа социальных отношений. Вирусная природа заболевания.
- Со словом «природа» составить словосочетания и предложения и записать в тетрадь. (Дети знакомят друг друга с предложениями).
4. Знакомство с законодательными статьями об охране природы.
- Ребята, природу понадобилось охранять от человека, поэтому в Конституции Российской Федерации в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» есть статья 58, в которой говорится об охране и бережном отношении к природе. Обратимся к статье 58 Конституции Российской Федерации: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
- Давайте мы с вами вспомним, что такое Конституция? (Основной закон государства, устанавливающий основы политического строя).
- А каково значение слова «сохранять»? (1. Кого-что. Сберечь, не дать кому-чему-н. пропасть, утратиться или потерпеть ущерб).
- Что значит охранять? (кого-что.Оберегать, относиться бережно. (Охрана природы – система государственных мер, обеспечивающая рациональное использование, сохранение и воспроизводство природных ресурсов).
- Каково значение слова «бережный»? (Бережный – заботливый, внимательный и осторожный).
- Обращение к статье 50 «Лесного кодекса».
- Какую общую цель преследуют статьи? Какие языковые средства использованы?
5. Работа с понятием «экология».
- Ребята, назовите известные вам науки, изучающие природу? (Ботаника, зоология, природоведение, биология, физика, экология и др.).
- Чтение текста из учебника «Экология». (Заглавие, композиция, языковые черты текста.В какой сфере может употребляться данный текст?).
- Выясним значение слова «экология».
Экология. Экос – «дом», «родина» (греч.)
Эколог. логос - «слово», «наука».
Экология – наука о взаимодействии организма или общества с окружающей средой.
- Составьте словосочетания и предложения и запишите в тетрадь. (Экологическое состояние почвы, экологически чистые продукты и т.д. ).
- Сформулируйте простейшие нормы отношения человека к природе несколькими предложениями (побудительные, восклицательные).
6. Знакомство с организацией Гринпис.
- Забота о природе – общественное дело, поэтому в газетах, журналах появляются заметки, статьи по данной теме, появляются организации, например Гринпис.
- Рассказ об организации Гринпис.
7. Работа в группах.
- Учащиеся работают с газетными, журнальными статьями, записывают тезисы статей, художественные особенности, выводы.
8. Беседа о назначении публицистического стиля.
- Давайте, ребята, вспомним черты публицистического стиля.
В публицистической речи раскрываются актуальные, общественно значимые проблемы, вызывающие интерес общества.
1. Назначение стиля – воздействовать на людей, формировать у них определённое отношение к общественным явлениям; сообщать информацию, имеющую общественно политическое значение.
2. Сфера употребления – используется в газетах, журнальных статьях, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях, митингах.
3. Языковые приметы – наличие вопросительных, побудительных, восклицательных предложений, обращений, повторов; риторических вопросов; использование слов в переносном значении; совмещение в одном контексте книжной и разговорной лексики и др.
9. Работа над композицией будущего текста.
- К чему вы будете призывать в сочинении?
- Как бы вы завершили свою работу?
- Убедительным текст делают цитаты, высказывания. (Предлагаются высказывания, дети выбирают и записывают).
10. Работа с художественными текстами (снова обращение к теме «Природа»).
Чтение текста Н.А. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой…».
- Как лирический герой относится к природе? Чем она является для него? Что же истинное счастье?
Чтение текста Ф.И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа…»
- Какой предстаёт природа в стихотворении Ф.И. Тютчева? Как поэт говорит о людях, которые не чувствуют, не видят, не слышат красоты природы?
11. Слово учителя.
- Писатели и поэты в своих произведениях утверждают красоту природы, говорят о единстве человека и природы, о бережном к ней отношении. Но природа оказалась в большой беде. На протяжении веков люди брали у неё всё, что хотели, ничего и никого не жалея, не задумываясь о последствиях. Немало растений и животных из-за этого уже исчезло с лица Земли, а многие другие вот-вот исчезнут. Вместо лесов во многих местах по вине людей появились пустыни, а вместо чистых рек потекли мутные потоки, из которых нельзя пить, в которых опасно купаться. На лесных опушках год от года всё меньше бабочек, стрекоз, цветов. Зато всё больше мусора, кострищ, поломанных деревьев.
Каждый человек должен понять, что природе сейчас плохо. И обязательно помочь ей. Обязательно! Как другу, попавшему в беду. «Люби и охраняй природу!» Эти слова надо обратить к себе.
12. Домашнее задание: написать сочинение в публицистическом стиле на тему: «Люби и охраняй природу».
- Экология – наука о взаимодействии организма или общества с окружающей средой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок развития речи и экологии на тему "Люби и охраняй природу"
Конспект урока для подготовки к домашнему сочинениюЦель:подготовить учащихся к домашнему сочинению на тему «Люби и охраняй природу»Задачи урока : 1....
Методическая разработка урока: Подготовка к сочинению в публицистическом стиле «Земля - наш общий дом».
Здесь размещен конспект интегрированного урока русского языка и экологии на тему "Подготовка к сочинению в публицистическом стиле"Земля - наш общий дом"(7 класс). Урок основан на региональ...
Люби и охраняй природу!
Человек слишком долго брал от природы и не задумывался, что ее богатства не вечны, что брать и расходовать их нужно бережно. Нужно стараться жить на Земле так, чтобы она оставалась всегда щедрой и пре...
Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции в тексте."
Данный материал представляет собой методическую разработку урока развития речи по созданию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту Бориса Васильева "В списках не значился"....
Люби и охраняй природу
Экологический КВН "Люби и охраняй природу". Способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой; развивать экологическое мышление и творческое воображение; расширять знание д...
Классный час на тему "Знать, любить и охранять природу"
Классный час в коррекционной школе 8 вида посвящен воспитанию бережного отношения к окружающей нас природе....
Конспект урока Сочинение "Люби и охраняй природу"
Конспект урока для подготовки к сочинению "Люби и охраняй природу" в соответствии с ФГОС...